Часть I.
Литература как искусство слова (1 час)
Вводное занятие, цель которого – определить специфику предмета литературы, показать отличие нового предмета от изучавшегося в начальной школе (литературное чтение). Здесь необходимо охарактеризовать «вымысел» как неотъемлемую составляющую литературы, определить соотношение вымышленной реальности в литературном произведении и реальной жизни. Для наглядности можно привести определение Ожегова или Даля.
Методический комментарий. Задание А.1 (стр. 5). Поможем учащимся осознать, что предмет Литература предполагает не только чтение, но и осмысление художественного текста.
Задание Е (стр. 6). Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением!
Реальность и вымысел. <виньетка, как в Программе>
Фольклор
В разделе «Фольклор» в 5 классе изучаются следующие жанры:
Загадки, пословицы, поговорки (малые жанры фольклора) – 1 час
Русские народные сказки – 3 часа
Внеклассное чтение: Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – 1 час
В качестве примеров сказок в учебник включены: «Хрустальна гора» - волшебная сказка, «Как старик домовничал» - бытовая сказка, «Лиса и тетерев» - сказка о животных.
Выбор именно этих сказок обусловлен тем, что они, с одной стороны, являются типичными примерами этих видов сказок, наглядно демонстрируют особенности каждого из них; с другой стороны, они достаточно новы в школьной программе.
Задачи данного раздела – развить представление учащихся о фольклоре, полученное в начальной школе; сформировать представление о художественном вымысле, поскольку именно фольклорные произведения, прежде всего, сказки служат для этого наглядным материалом.
«Фольклор» – тема, отчасти известная пятиклассникам из начальной школы. Приведенные в этом разделе тексты доступны для понимания, теоретически материал адаптирован к восприятию пятиклассниками, поэтому полагаем, что приведенные в данном разделе вопросы и задания не вызовут особых проблем. Даже те задания (В и Ж), которые ориентированы не на всех учащихся, могут быть адресованы всему классу.
Методический комментарий. Особое внимание в этом разделе обращаем на задания Г – формирование коммуникативных (речевых) умений. Зачастую начальная школа не выполняет задачу формирования этих умений, а без свободного владения речью невозможно постижение литературного произведения.
Поэтому возьмем за правило:
· большие по объему тексты читаем дома, но читаем выразительно в классе необходимые для анализа фрагменты;
· категорически не принимаем односложные ответы. На уроке литературы надо рассказывать, рассуждать, читать выразительно (в том числе наизусть);
· учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;
· при оценке ответа опираемся на приведенные в приложении памятки. Приучим учащихся пользоваться этими памятками при выполнении коммуникативных заданий;
· учим пятиклассников слушать. Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)
Задания Д устанавливают общность и различие между разными видами искусства. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Отметим особо: иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.
В задании Б.1 (стр. 9) учащиеся впервые встретятся с заданиями, начинающимися со слова «Объясни…». Следует обратить на это внимание пятиклассников. От них требуется не просто пересказать фрагмент текста, а ответить, рассуждая, на поставленный проблемный вопрос. Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника, того, кому он будет объяснять, или представит вымышленного собеседника.
Малые жанры фольклора
Основное содержание раздела. Фольклор как выражение народного миропонимания. Время возникновения фольклора. Понятие о малых жанрах фольклора. Фольклористика – наука, изучающая фольклор, которая возникла в XIX в. Необходимо упомянуть известных отечественных фольклористов, заложивших основу этой науки – Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев (сборник «Народные русские сказки»).
Пословицы. В учебнике приведено адаптированное к детскому пониманию определение пословицы: «пословица – это краткое изречение, в котором высказывается суждение (мысль) о жизненных явлениях или дается им оценка. Поговорка придает речи выразительность, она делает ее красочной и точной»[2]. На усмотрение учителя можно ввести более сложное: словарь фолькл терм. Следует подчеркнуть отражение в пословицах исторических событий, обычаев и верований русского народа; назвать основные группы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д.
Поговорки. Как и в случае пословиц, определение, данное в учеьнике, может быть расширено: словарь фолькл терм. Следует отметить конструктивное и функциональное отличие поговорки от пословицы: пословица как логическое построение обычное двучленна, а поговорка одночленна; пословица выступает как самостоятельное высказывание, а поговорка лишь дополняет сказанное.
Загадки. Адаптированное к детскому восприятию определение загадки: «краткое иносказательное наименование или описание предмета (явления), содержащее в себе отгадку»[3], - может быть расширено словарь фолькл терм. Иносказание как основа загадки. Загадка развивает в человеке сообразительность, догадливость. Загадка – один из древнейших жанров фольклора, появившийся еще в первобытное время. Прибегая к иносказанию древний человек желал скрыть свои намерения от окружающего мира и тем самым обеспечить себе удачное завершение задуманного. Позднее крестьянский быт предписывал загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Например, вплоть до XIX в. загадки были обязательной частью свадебного обряда.
Подводя итог изучению данной темы следует отметить роль фольклора в национальной культуре и литературе, современном языке и речи.
Методический комментарий. Задание А.2 (стр. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую различать пословицы и поговорки. Объяснять различие будет удобнее с помощью составленной таблицы.
Задание В.5 (стр. 14). Особое внимание уделим ответу на данный вопрос. «Иносказательность» текста может быть трудна для восприятия пятиклассниками. Однако без осознания этого свойства художественного образа невозможно дальнейшее изучение литературы.
На уроках по изучению малых жанров фольклора важно организовать игровую и творческую деятельность учащихся, например: собери «рассыпавшиеся» пословицы, узнай пословицу по началу; аукцион пословиц и поговорок на тему…; конкурс загадок и др. Творческие работы учащихся могут быть представлены в виде собственных сборников пословиц и загадок, рисунков, иллюстрирующих какую-либо загадку или пословицу, кроссворды по сказкам и др.
Русские народные сказки
Основное содержание раздела. В тексте «Русские народные сказки»[4] приводится описательное определение сказки. В конце занятии следует подытожить это определение: сказка – один из основных жанров фольклора, как правило прозаическое произведение с установкой на вымысел. Говоря о сказках, следует отметить их исходно устное бытование.
В разделе представлены основные типы сказок: волшебные, о животных, бытовые, охарактеризованы художественные особенности каждого типа сказок.
Волшебная сказка представлена в учебнике сказкой «Хрустальная гора». Выбор именно этой сказки обусловлен тем, что при своей лаконичности она содержит все основные структурные элементы волшебной сказки (зачин, прием троекратного повторения, присказка, концовка; волшебные, сказочные герои, волшебные помощники, волшебные предметы и средства и т.д.), динамична по сюжету и не изучалась в младшей школе, т.е. интересна для чтения. Добродетель и добро как нравственная основа волшебной сказки.
После текста сказки «Хрустальная гора» в учебнике помещен учебный текст «Как строится сказка», в котором в доступной форме излагаются основные идеи работ В.Я.Проппа «Морфология сказки» и «Как строится сказка». Задача – ненавязчиво дать представление о структуре сказки, устойчивости и повторяемости ее элементов, а через это выйти на другую важную идею – дать понятие об устойчивых эпитетах (например, «добрый молодец», «красна девица»), объяснить, почему они возникают именно в сказках. Дело в том, что сказки существуют по определенным «правилам»: в них жестко разграничены добро и зло, отсюда – устойчивое разделение героев на добрых и злых и, следовательно, устойчивые определения как проявление положительных (обратить внимание учащихся, что нет устойчивых эпитетов для отрицательных черт) качеств, при том, что характеры героев в сказке подробно не описаны. Удобно ввести понятие устойчивый эпитет (на материале сказок), а затем эпитет (на материале авторской литературы).
Сказка о животных представлена сказкой «Лиса и тетерев». Говоря об этом типе сказок, следует подчеркнуть иносказательность как основу сказок о животных и поучительность как обязательную черту сказок этого типа.
Бытовая сказка представлена сказкой «Как старик домовничал». Следует отметить отражение в бытовых сказках народного уклада жизни и нравов, поучительность бытовой сказки.
Методический комментарий. Задание Г (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».
Задание А (стр. 25). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».
Для расширения читательского кругозора по данной теме предлагается обсудить на уроке внеклассного чтения волшебную сказку «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Если класс хорошо и много читающий, учитель может расширить задачи урока, предложенного авторами, и провести работу не по одной сказке, а по нескольким. Тогда творческими формами урока внеклассного чтения могут быть конкурс «Знатоки русских народных сказок», викторина «Знаешь ли ты сказки?», инсценирование сказки или фрагментов разных сказок, конкурс рисунков и поделок к любимым сказкам и т.д.
Изучение данной темы продолжается при организации внеклассной работы по предмету. Пример организации праздника по теме «Фольклор» «Где каша, там и наши» приводится в разделе «Внеклассные мероприятия».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.