Общие методические принципы работы по учебнику
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методический аппарат учебника представлен разными типами вопросов и заданий:

Задания А – создают мотивацию для чтения учебного текста или художественного произведения, обучают разному типу чтения (изучающее, поисковое, выразительное).

Задания Б – проверяют усвоение содержания прочитанного

Задания В – позволяют развивать речевые умения на основе прочитанного текста.

Задания Г – проблемные вопросы и задания, позволяющие развивать речевые умения.

Задания Д – задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями.

Задания Е – задание к теоретическим текстам, в котором собраны ключевые слова и понятия. Вспомогательное задание, помогающее выполнить задания Б, В, Г.

Задания Ж – факультативные задания повышенной сложности, направленные на развитие навыков самостоятельной работы. Учитель на свое усмотрение может выбрать устную или письменную форму выполнения.

Для творческих учащихся можно предложить задание: «Придумай задание для учебника»[1].

Необходимо объяснить пятиклассникам цели вопросов и заданий, предваряющих чтение текстов. Возможно, они никогда раньше не встречались с подобными заданиями. Выполнение этих заданий обязательно. Они являются мотивационным фактором, нацеливают учащихся на осмысленное чтение, актуализируют необходимые для понимания прочитанного знания.

Таким же обязательным является выполнение задания «Е»: «Проверь себя». Возможно, учитель посчитает необходимым обратиться к этому блоку заданий сразу после чтения текста. Это правильно! Только введение выделенных нами слов и выражений в активный словарь школьников поможет пятиклассникам верно интерпретировать прочитанное и строить свои рассуждения.

Следует вдумчиво читать вопрос или задание. В самой его формулировке выделен ведущий вид деятельности, необходимый для выполнения задания.

«Найди в тексте ответ на вопрос» – предполагается, что пятиклассник выделяет в тексте необходимый для ответа материал, а не отвечает на поставленный вопрос приблизительно, «своими словами».

«Объясни…» – ученик строит свой ответ как текст-рассуждение, адресуя его не столько учителю, сколько одноклассникам или вымышленному человеку, недостаточно хорошо разбирающемуся в данной проблеме.

«Попробуй…» – не стоит бояться подобной формулировки. Данные задания нацелены на формирование компетенции, связанной с самостоятельным решением сложной задачи. Здесь важен не только результат, но и сам процесс работы над выполнением задания, само желание заняться осуществлением данной деятельности. Главное условие: выполнение задания не может быть оценено положительно, если его выполняли дома родители. Подчеркнем: важен процесс, а не результат!!!

«Сделай вывод», «поясни свою мысль» – уже в пятом классе учим детей строить текст-рассуждение (главный вид текста в заданиях ЕГЭ по всем гуманитарным предметам), не поощряем демагогию, а формируем умение аргументировать свои мысли.

Большие по объему эпические произведения предполагают их обязательное самостоятельное чтение учащимися дома. Учебный план по литературе и требования стандарта не дают, к сожалению, возможности читать произведения целиком на уроке. Методика «медленного чтения» в данном случае используется только при анализе фрагментов произведения на уроке. Сложившаяся ситуация, безусловно, лишает учителя возможности уделять большое внимание развитию техники чтения пятиклассников (ведь не секрет, что выпускники начальной школы, увы, не обладают сформированными в достаточной степени навыками беглого и выразительного чтения). Полагаем, что на помощь школе в данном случае должны прийти родители. Объясните им, что организованные дома часы семейного чтения, домашние конкурсы на лучшее чтение вслух, элементарное прослушивание чтения ребенка не потребует от занятых родителей много времени, зато принесет прекрасны плоды, ведь сформированная читательская компетентность – залог успешности ребенка не только в школе, но и в жизни.

Учебник содержит разнообразные задания ко всем представленным в нем текстам (текст об авторе, текст о произведении, текст художественного произведения). Задания перед текстом являются обязательными. При желании учитель может заменить их другими, в большей мере соответствующими особенностям класса, уровню его литературной обученности, конкретным педагогическим задачам. Но игнорировать вопросы А нельзя. Задания перед текстом создают необходимую мотивацию для его чтения и осмысления, нацеливают пятиклассника именно на изучающее (а не на ознакомительное чтение). Если выполнение заданий перед текстами войдет в систему, учащиеся со временем научатся самостоятельно формулировать цели и задачи предстоящего чтения, что будет являться залогом его эффективности.

Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам.

Задания Ж не являются обязательными для выполнения. Однако они позволяют работать в зоне ближайшего развития учащихся, дают учителю возможность использовать актуальные педагогические технологии: проектный метод… Моделировать на основе этих заданий нетрадиционные по форме уроки. Обратим внимание: стремясь получить хорошую оценку, пятиклассники зачастую «передоверяют» выполнение этих заданий родителям. Необходимо поощрять при оценивании СОВМЕСТНУЮ работу родителей и детей, но нельзя оценить высоко несамостоятельную работу.

Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения. Научим пятиклассников не только понимать, что требуется от них в задании, но и уяснять последовательность действий при его выполнении. Так если в задании сказано: «Найди в тексте доказательства утверждения…», ответ на вопрос необходимо именно ИСКАТЬ в тексте, а не давать приблизительный пересказ нужного фрагмента. Если задание начинается со слова «Расскажи…», предполагается, что учащийся не просто перечисляет факты, называет события или героев, а строит развернутое монологическое высказывание. Попутно заметим, что необходимо обучать пятиклассников строить адресное высказывание: рассказывать не «в пустоту», а обращаясь к слушателям, стремясь сделать свой рассказ понятным и интересным им.

В приложении к учебнику даны памятки «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному развернутому ответу». Ссылки на эти памятки встречаются в учебнике всякий раз, когда выполнение задания требует обращения к рекомендациям памяток. Приучим к этому детей. Хорошо, если у учителя появится возможность перенести памятки на лист большого формата и поместить его перед глазами учащихся в течение всего года работы по данному учебнику литературы.

Большое внимание в учебнике уделяется словарной работе. Рекомендуем учителю не игнорировать задания Е, не облегчать работу учащихся по поиску толкования слов в словаре, любыми способами актуализировать в речи пятиклассников новые слова. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен.

Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сносками. Это требует от учащихся определенных усилий, поэтому они зачастую игнорируют то, что написано «мелким шрифтом» в самом низу страницы. Учащиеся должны осознать, что без чтения сносок полноценное постижение смысла прочитанного текста невозможно.

Материал для уроков внеклассного чтения, представленный в учебнике, связывает единой методической идеей тексты для обязательного изучения и тексты для самостоятельного чтения. Учитель может заменить предложенные авторами тексты и задания к ним другими, в бо́льшей степени соответствующими его индивидуальным педагогическим задачам.

Обратим внимание учителя, что эпические произведения большого объема представлены в учебнике в сокращении. Это объясняется ограниченностью учебного времени, с одной стороны, и психолого-возрастными особенностями читателя-пятиклассника, с другой. Однако в случае, если часы на изучение литературы увеличены за счет школьного компонента, а учащиеся в начальной школе получили хорошую подготовку по предмету, целесообразно организовать чтение этих произведений в полном объеме.

Помощь в работе над большими эпическими произведениями окажут вопросы, разделяющие фрагменты текста (см. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»). Подобные вопросы могут использоваться как на уроке, так и для самоконтроля во время домашнего чтения.

  



Дата: 2019-03-05, просмотров: 175.