ВОПРОС 6.3. Бюджетный федерализм. Полномочия бюджетов различных уровней
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

6.1. Понятие и структура бюджетной системы

6.2. Принципы бюджетной системы

6.3. Бюджетный федерализм. Полномочия бюджетов различных уровней.

6.4.Бюджетная политика и бюджетный процесс

 

ВОПРОС 6.1. Понятие и структура бюджетной системы

 

  Нигде в мире не практикуется бюджет в едином числе. Множественность бюджетов обусловлена государственным устройством и административно-территориальным делением стран. Для эффективного выполнения государством своих функций и задач по производству, распределению и предоставлению общественных благ каждый орган государственной власти и местного самоуправления формирует и использует бюджет своей территории в рамках установленных законодательством страны бюджетных полномочий.

   Поэтому в большинстве стран бюджеты образуют систему и функционируют в рамках организуемой государством бюджетной системы — упорядоченной совокупности бюджетов публично-правовых образований (в некоторых странах — еще и бюджетов внебюджетным фондов).

  Бюджетная система страны характеризуется следующими признаками:

1) в основе бюджетной системы лежат финансовые отношении возникающие в процессе формирования и использования бюджетных ресурсов;

2) структура бюджетной системы непосредственно зависит от  государственного устройства и особенностей организации местного самоуправления страны;

3) бюджетная система жестко регламентируется законодательством страны, нормами финансового и бюджетного права;

4) материальную основу бюджетной системы составляет совокупность взаимосвязанных бюджетов публично-правовых образований и бюджетов внебюджетных фондов (последние включиются в бюджетную систему не во всех странах);

5) бюджетная система строится и функционирует на основе законодательно определенных организационных принципов.

 

      Количество уровней бюджетной системы, состав бюджетов и форм их взаимодействия зависят от типа государственного устройства  (федеративное, конфедеративное, унитарное) и устройства местного самоуправления.

  Государственное устройство определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, а так же основы разграничения полномочий между ними.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух уровней: бюджета центральной власти и местных бюджетов;

  федеративного государства — трех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и местных бюджетов.     

    Бюджетная система конфедеративного государства может включать в себя еще и четвертый уровень — бюджет конфедерации (например, в ЕС).

          

         В зависимости от основных принципов организации местного самоуправления в разных странах система местных бюджетов может быть одно-, двух- и трех уровневой.

    Организация и функционирование бюджетной системы регламен­тируются рядом основополагающих законодательных актов страны, как правило, конституционными нормами, основным бюджетным законодательством, основным законом о налогах и сборах, законом об орга­низации местного самоуправления и т.д.

  В бюджетную систему РФ входят бюджеты органов власти и внебюджетные фонды.

    Как упорядоченная совокупность бюджетная система состоит из видов бюджетов и уровней системы бюджетов.

  Таким образом, бюджетная система страны представляет собой основанную на финансовых отношениях, государственном устройстве и устройстве местного самоуправления, регулируемую законодательством страны совокупность бюджетов публично-правовых образований) (бюджетов внебюджетных фондов), построенную на принципах.

   

     Бюджетная система Российской Федерации является трехуровневой, а система местных бюджетов — двухуровневой. В состав российской бюджетной системы включаются следующие бюджеты:

1) первого уровня:

■ федеральный бюджет,

■ бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе: бюджет ПФ РФ, бюджет для ФСС России, бюджет ФФОМС;

2) второго уровня:

■ бюджеты субъектов РФ, 85 субъектов федерации куда входят : края,области, округа, республики, автономные области.

■ бюджеты ТФОМС;

3) третьего уровня: местные бюджеты, в том числе:

■ бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга,

■ бюджеты городских и сельских поселений.

 

 

Федеральный бюджет и свод консолидированных местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов) образуют консолидированный бюджет России-Федерации.

    Несмотря на внешнюю схожесть консолидированного бюджета РФ с бюджетной системой РФ, это разные понятия.

  Первый определяется сводом исполняемых федерального, региональных и местных бюджетов и предназначен преимущественно для аналитических целей, вторая — это реально функционирующая на определенных принципах сис тема.

  Консолидированный бюджет любого уровня публично-правового образования не утверждается законодательными органами власти.

    Его данные используются для определения:

- нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов в региональные и местные бюджеты,

- для расчета сумм межбюджетны х трансфертов и других расчетных и аналитических целей.

     Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет ФОМС. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет ФОМС предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

      БК РФ предусматривает также, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Это положение законодательства вазывает неоднозначную реакцию среди специалистов. В основном споры ведутся относительно целесообразности формирования самосто­ятельных собственных бюджетов некоторых мелких городских и особенно сельских поселений, учитывая практически полное отсутствие их собственной доходной базы.

         

    Государственные внебюджетные фонды не консолидируются в бюджетах соответствующих уровней публично-правовых образований, и функционируют как самостоятельное звено бюджетной системы РФ

  Система бюджетов государственных внебюджетных фондов состоит из двух уровней: 1) бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (ПФР, ФСС России, ФФОМС); 2) бюджет ТФОМС.

   Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются соответственно отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ и учитываются на отдельных счетах.

 

 

    В Конституции РФ заложены основы бюджетного устройства на Российской Федерации, определены федеративное устройство РФ, полномочия и предметы ведения Российской Федерации и субъектом РФ, в том числе в области бюджетных полномочий раздельного и совместного ведения.

   БК РФ регламентируются основы и принципы бюджетной системы РФ, а также границы бюджетных правоотношений, к которым отнесены формирование доходов и расходов бюджетов, внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга, межбюджетного регулирование, осуществление бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы.

 В НК РФ заложены основы организации налоговой системы РФ и разграничения налогов на федеральные, региональные и местные, что позволяет определить налоговую базу бюджетов всех уровней.      

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяются устройство местного самоуправления в Российской Федерации, вопросы местного и совместного ведения, состав доходов и расходов местных бюджетов и другие финансовые правоотношения.

 

     ВОПРОС 6.2. Принципы бюджетной системы.

 

   Принципы бюджетной системы страны закрепляются в бюджетном законодательстве. Они отражают основополагающие требования к построению бюджетной системы, взаимосвязям бюджетов и организации результативного функционирования системы в целом и ее элементов в частности.

Законо­дательно установленные принципы ее организации и функционирования отражены в главе 5 БК РФ. Бюджетная система РФ основана на принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирова­ния дефицитовбюджетов между бюджетами бюджетной сис­темы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджетов

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджета;

13) единства кассы.

 


 

 

Рассмотрим подробнее перечисленные принципы бюджетной системы РФ.

Принцип единства бюджетной системы РФ предполагает:

■ единство на всем бюджетном пространстве страны бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документациии и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

■ единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и бюджетных учреждений;

■ единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в законодательном порядке доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) и органов управлении государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

   Разграничение доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита осуществляется на основе разграничения бюджетных полномочий публично-правовых образований, разделения расходных обязательств и вопросов ведения между органами публичной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип самостоятельности бюджетов — один из базовых принципов бюджетной системы РФ. Наличие этого принципа позволяет разграничить понятия бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ. Принцип самостоятельности бюджетов многоаспектен и означает:

1) право и обязанность органов публичной власти самостоятель­но обеспечивать сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

2) право и обязанность органов публичной власти самостоятель­но осуществлять бюджетный процесс;

3) право органов публичной власти устанавливать в соответствии с НК РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачис­лению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

4) право органов публичной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за ис­ключением расходов, финансирование которых осуществляет­ся за счет межбюджетных и иных субвенций из других бюдже­тов);

5) недопустимость установления расходных обязательств, подле­жащих исполнению за счет доходов и источников финансиро­вания дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновремен­но за счет средств двух и более бюджетов или средств консоли­дированных бюджетов либо без определения конкретного бюд­жета, из которого они должны финансироваться;

6) право органов публичной власти предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавлива­емых иными органами государственной власти и местного са­моуправления, исключительно в форме межбюджетных транс­фертов;

7) недопустимость введения в действие в течение текущего фи­нансового года органами публичной власти изменений бюджет­ного и налогового законодательства РФ. Законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджет­ной системы РФ, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенса­цию увеличения расходов и (или) снижения доходов;

8) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективно­го исполнения бюджетов.

 

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований предполагает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов| РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными прпнципами и требованиями, установленными БК РФ. Этот принцип включает договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые не соответствуют БК РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников фи нансирования дефицитов бюджетов означает, что все бюджетные доходы, расходы и источники в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Этот принцип входит в определенное противоречие с формированием и использованием Резервнного фонда и Фонда национального благосостояния, которые формально считаются средствами федерального бюджета, но фактически учитываются и управляются обособленно от него.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Этот принцип также нацеливает органы публичной власти (уполномоченные ими при составлении, утверждении и исполнении бюджета на минимизацию размера бюджетного дефицита).

  В последней редакции БК РФ были введены понятия нефтегазовых доходов федерального бюджета (доходы, используемые для обеспечения нефтегазового трансферта и формирования резервных фондов стабилизационного характера), нефтегазового дефицита федерального бюджета (дефицит бюджета без учета нефтегазовых доходов) и нефтегазового трансферта (средства нефтегазовых доходов Резервного фонда, используемые для финансирования нефтегазового дефицита бюджета).

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

( следует различать понятия эффективности и экономности использования бюджетных средств. Эффективность - это соотношение ре­зультатов и затрат (расходов), а экономность характеризуется выбором наиболее дешевого способа достижения результата, например товаров для общественных нужд по наиболее низким ценам. Результативность использования бюджетных средств предполагает, что бюджетный расход вызывает предоставление адекватного объема конкретного общественного блага (услуги), выраженного в натуральных количественных и качественных показателях. Наибольшая результативность бюджетных расходов может быть обеспечена на основе внедрения на всех уровнях бюджетной системы механизма БОР.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в частности касающейся:

■ субвенций и субсидий, полученных от других бюджетов бюд­жетной системы РФ;

■ средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

■ добровольных взносов, пожертвований, средств самообложе­ния граждан;

■ расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с между­народными договорами (соглашениями) с участием Россий­ской Федерации;

■ расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

■ отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к использованию (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) предполагает соблюдение следующих требований:

■ обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, представления информации о ходе исполнения бюджета а также доступность иных сведений о бюджетах;

■ обязательная открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений проектов бюджетов;

■ стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (финансового года и планового периода)

  В современной России принцип прозрачности бюджетов пока  реализуется не в полной мере, особенно неблагополучно обстоят дела в муниципальных образованиях и отдельных субъектах РФ. Требования к прозрачности бюджетной системы сформированы БК ГФ не в полном объеме. В мировой практике обязательным также является задействование различных форм общественного контроля.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных c редств предполагает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей средств. При этом последние могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей только одного главного распорядителя бюджетных средств.

  Подведомственность получателя бюджетных средств их главному распорядителю возникает либо в силу закона, нормативного акта Президента РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации, либо в силу создания организации (получателя бюджетных средств) главным распорядителем бюджетных средств от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов федеральной, региональной, мyниципальной власти за пределами соответственно территории Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования, а так же операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

 


Сущность и история Б . Ф .

   Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые , понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.

Бюджетный федерализм представляет собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

 

История вопроса

 

   Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.

 

        Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:

§ региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятел ьности;

§ финансовым обеспечением независимости и самостоятельности является право регионов (штатов и т.п.) устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения ;

§ четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального бюджета являются подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и местных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);

§ центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;

§ система бюджетного выравнивания развита слабо. Как правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ;

§ центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыскивают средства для погашения дефицита бюджета.

  Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:

§ широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода;

§ наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;

§ введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам;

§ повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов ( дефицит бюджета , наличие долга );

§ ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований. Как правило, внешними заимствованиями могут заниматься только органы федеральной власти, тогда как региональные власти — внутренними заимствованиями;

§ наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии , дотации , субвенции и т . п .

Кооперативная модель, как правило, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому именно для кооперативной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется при этом деление всех доходов на собственные и регулирующие.

 

Регионы - Доноры .

 

    В первом полугодии этого года федеральная казна получила из регионов 2,5 триллиона (!) рублей налоговых поступлений — львиную долю из них обеспечили 10 регионов.

       При этом назад им вернулись лишь около 5… миллиардов. Да и то — дотации достались только двум регионам из десяти

 

Красноярскому краю

 2.Оренбургской области

Татарстан на шестом месте

 

Налог на прибыль. Сейчас 18% этого налога остается в бюджетах субъектов РФ , 2% поступают в федеральный . " Гуманитарная помощь " от немногих держащихся на плаву в кризис регионов может составить в 2017 г ., по подсчетам Минфина , 115-117 млрд рублей . Эти деньги центр направит на финансовую поддержку нуждающихся субъектов РФ .

 

Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:

1. законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;

2. законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий;

3. сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны.

 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

6.1. Понятие и структура бюджетной системы

6.2. Принципы бюджетной системы

6.3. Бюджетный федерализм. Полномочия бюджетов различных уровней.

6.4.Бюджетная политика и бюджетный процесс

 

ВОПРОС 6.1. Понятие и структура бюджетной системы

 

  Нигде в мире не практикуется бюджет в едином числе. Множественность бюджетов обусловлена государственным устройством и административно-территориальным делением стран. Для эффективного выполнения государством своих функций и задач по производству, распределению и предоставлению общественных благ каждый орган государственной власти и местного самоуправления формирует и использует бюджет своей территории в рамках установленных законодательством страны бюджетных полномочий.

   Поэтому в большинстве стран бюджеты образуют систему и функционируют в рамках организуемой государством бюджетной системы — упорядоченной совокупности бюджетов публично-правовых образований (в некоторых странах — еще и бюджетов внебюджетным фондов).

  Бюджетная система страны характеризуется следующими признаками:

1) в основе бюджетной системы лежат финансовые отношении возникающие в процессе формирования и использования бюджетных ресурсов;

2) структура бюджетной системы непосредственно зависит от  государственного устройства и особенностей организации местного самоуправления страны;

3) бюджетная система жестко регламентируется законодательством страны, нормами финансового и бюджетного права;

4) материальную основу бюджетной системы составляет совокупность взаимосвязанных бюджетов публично-правовых образований и бюджетов внебюджетных фондов (последние включиются в бюджетную систему не во всех странах);

5) бюджетная система строится и функционирует на основе законодательно определенных организационных принципов.

 

      Количество уровней бюджетной системы, состав бюджетов и форм их взаимодействия зависят от типа государственного устройства  (федеративное, конфедеративное, унитарное) и устройства местного самоуправления.

  Государственное устройство определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, а так же основы разграничения полномочий между ними.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух уровней: бюджета центральной власти и местных бюджетов;

  федеративного государства — трех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и местных бюджетов.     

    Бюджетная система конфедеративного государства может включать в себя еще и четвертый уровень — бюджет конфедерации (например, в ЕС).

          

         В зависимости от основных принципов организации местного самоуправления в разных странах система местных бюджетов может быть одно-, двух- и трех уровневой.

    Организация и функционирование бюджетной системы регламен­тируются рядом основополагающих законодательных актов страны, как правило, конституционными нормами, основным бюджетным законодательством, основным законом о налогах и сборах, законом об орга­низации местного самоуправления и т.д.

  В бюджетную систему РФ входят бюджеты органов власти и внебюджетные фонды.

    Как упорядоченная совокупность бюджетная система состоит из видов бюджетов и уровней системы бюджетов.

  Таким образом, бюджетная система страны представляет собой основанную на финансовых отношениях, государственном устройстве и устройстве местного самоуправления, регулируемую законодательством страны совокупность бюджетов публично-правовых образований) (бюджетов внебюджетных фондов), построенную на принципах.

   

     Бюджетная система Российской Федерации является трехуровневой, а система местных бюджетов — двухуровневой. В состав российской бюджетной системы включаются следующие бюджеты:

1) первого уровня:

■ федеральный бюджет,

■ бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе: бюджет ПФ РФ, бюджет для ФСС России, бюджет ФФОМС;

2) второго уровня:

■ бюджеты субъектов РФ, 85 субъектов федерации куда входят : края,области, округа, республики, автономные области.

■ бюджеты ТФОМС;

3) третьего уровня: местные бюджеты, в том числе:

■ бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга,

■ бюджеты городских и сельских поселений.

 

 

Федеральный бюджет и свод консолидированных местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов) образуют консолидированный бюджет России-Федерации.

    Несмотря на внешнюю схожесть консолидированного бюджета РФ с бюджетной системой РФ, это разные понятия.

  Первый определяется сводом исполняемых федерального, региональных и местных бюджетов и предназначен преимущественно для аналитических целей, вторая — это реально функционирующая на определенных принципах сис тема.

  Консолидированный бюджет любого уровня публично-правового образования не утверждается законодательными органами власти.

    Его данные используются для определения:

- нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов в региональные и местные бюджеты,

- для расчета сумм межбюджетны х трансфертов и других расчетных и аналитических целей.

     Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет ФОМС. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет ФОМС предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

      БК РФ предусматривает также, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Это положение законодательства вазывает неоднозначную реакцию среди специалистов. В основном споры ведутся относительно целесообразности формирования самосто­ятельных собственных бюджетов некоторых мелких городских и особенно сельских поселений, учитывая практически полное отсутствие их собственной доходной базы.

         

    Государственные внебюджетные фонды не консолидируются в бюджетах соответствующих уровней публично-правовых образований, и функционируют как самостоятельное звено бюджетной системы РФ

  Система бюджетов государственных внебюджетных фондов состоит из двух уровней: 1) бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (ПФР, ФСС России, ФФОМС); 2) бюджет ТФОМС.

   Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются соответственно отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ и учитываются на отдельных счетах.

 

 

    В Конституции РФ заложены основы бюджетного устройства на Российской Федерации, определены федеративное устройство РФ, полномочия и предметы ведения Российской Федерации и субъектом РФ, в том числе в области бюджетных полномочий раздельного и совместного ведения.

   БК РФ регламентируются основы и принципы бюджетной системы РФ, а также границы бюджетных правоотношений, к которым отнесены формирование доходов и расходов бюджетов, внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга, межбюджетного регулирование, осуществление бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы.

 В НК РФ заложены основы организации налоговой системы РФ и разграничения налогов на федеральные, региональные и местные, что позволяет определить налоговую базу бюджетов всех уровней.      

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяются устройство местного самоуправления в Российской Федерации, вопросы местного и совместного ведения, состав доходов и расходов местных бюджетов и другие финансовые правоотношения.

 

     ВОПРОС 6.2. Принципы бюджетной системы.

 

   Принципы бюджетной системы страны закрепляются в бюджетном законодательстве. Они отражают основополагающие требования к построению бюджетной системы, взаимосвязям бюджетов и организации результативного функционирования системы в целом и ее элементов в частности.

Законо­дательно установленные принципы ее организации и функционирования отражены в главе 5 БК РФ. Бюджетная система РФ основана на принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирова­ния дефицитовбюджетов между бюджетами бюджетной сис­темы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджетов

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджета;

13) единства кассы.

 


 

 

Рассмотрим подробнее перечисленные принципы бюджетной системы РФ.

Принцип единства бюджетной системы РФ предполагает:

■ единство на всем бюджетном пространстве страны бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документациии и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

■ единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и бюджетных учреждений;

■ единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в законодательном порядке доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) и органов управлении государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

   Разграничение доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита осуществляется на основе разграничения бюджетных полномочий публично-правовых образований, разделения расходных обязательств и вопросов ведения между органами публичной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип самостоятельности бюджетов — один из базовых принципов бюджетной системы РФ. Наличие этого принципа позволяет разграничить понятия бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ. Принцип самостоятельности бюджетов многоаспектен и означает:

1) право и обязанность органов публичной власти самостоятель­но обеспечивать сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

2) право и обязанность органов публичной власти самостоятель­но осуществлять бюджетный процесс;

3) право органов публичной власти устанавливать в соответствии с НК РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачис­лению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

4) право органов публичной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за ис­ключением расходов, финансирование которых осуществляет­ся за счет межбюджетных и иных субвенций из других бюдже­тов);

5) недопустимость установления расходных обязательств, подле­жащих исполнению за счет доходов и источников финансиро­вания дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновремен­но за счет средств двух и более бюджетов или средств консоли­дированных бюджетов либо без определения конкретного бюд­жета, из которого они должны финансироваться;

6) право органов публичной власти предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавлива­емых иными органами государственной власти и местного са­моуправления, исключительно в форме межбюджетных транс­фертов;

7) недопустимость введения в действие в течение текущего фи­нансового года органами публичной власти изменений бюджет­ного и налогового законодательства РФ. Законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджет­ной системы РФ, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенса­цию увеличения расходов и (или) снижения доходов;

8) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективно­го исполнения бюджетов.

 

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований предполагает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов| РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными прпнципами и требованиями, установленными БК РФ. Этот принцип включает договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые не соответствуют БК РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников фи нансирования дефицитов бюджетов означает, что все бюджетные доходы, расходы и источники в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Этот принцип входит в определенное противоречие с формированием и использованием Резервнного фонда и Фонда национального благосостояния, которые формально считаются средствами федерального бюджета, но фактически учитываются и управляются обособленно от него.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Этот принцип также нацеливает органы публичной власти (уполномоченные ими при составлении, утверждении и исполнении бюджета на минимизацию размера бюджетного дефицита).

  В последней редакции БК РФ были введены понятия нефтегазовых доходов федерального бюджета (доходы, используемые для обеспечения нефтегазового трансферта и формирования резервных фондов стабилизационного характера), нефтегазового дефицита федерального бюджета (дефицит бюджета без учета нефтегазовых доходов) и нефтегазового трансферта (средства нефтегазовых доходов Резервного фонда, используемые для финансирования нефтегазового дефицита бюджета).

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

( следует различать понятия эффективности и экономности использования бюджетных средств. Эффективность - это соотношение ре­зультатов и затрат (расходов), а экономность характеризуется выбором наиболее дешевого способа достижения результата, например товаров для общественных нужд по наиболее низким ценам. Результативность использования бюджетных средств предполагает, что бюджетный расход вызывает предоставление адекватного объема конкретного общественного блага (услуги), выраженного в натуральных количественных и качественных показателях. Наибольшая результативность бюджетных расходов может быть обеспечена на основе внедрения на всех уровнях бюджетной системы механизма БОР.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в частности касающейся:

■ субвенций и субсидий, полученных от других бюджетов бюд­жетной системы РФ;

■ средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

■ добровольных взносов, пожертвований, средств самообложе­ния граждан;

■ расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с между­народными договорами (соглашениями) с участием Россий­ской Федерации;

■ расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

■ отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к использованию (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) предполагает соблюдение следующих требований:

■ обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, представления информации о ходе исполнения бюджета а также доступность иных сведений о бюджетах;

■ обязательная открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений проектов бюджетов;

■ стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (финансового года и планового периода)

  В современной России принцип прозрачности бюджетов пока  реализуется не в полной мере, особенно неблагополучно обстоят дела в муниципальных образованиях и отдельных субъектах РФ. Требования к прозрачности бюджетной системы сформированы БК ГФ не в полном объеме. В мировой практике обязательным также является задействование различных форм общественного контроля.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных c редств предполагает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей средств. При этом последние могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей только одного главного распорядителя бюджетных средств.

  Подведомственность получателя бюджетных средств их главному распорядителю возникает либо в силу закона, нормативного акта Президента РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации, либо в силу создания организации (получателя бюджетных средств) главным распорядителем бюджетных средств от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов федеральной, региональной, мyниципальной власти за пределами соответственно территории Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования, а так же операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

 


ВОПРОС 6.3. Бюджетный федерализм. Полномочия бюджетов различных уровней.

 

   Бюджетная система Российской Федерации строится на принципах бюджетного федерализма, хотя они не задекларированы в бюджетном законодательстве как таковые.

   Бюджетный федерализм — это форма организации бюджетных отношений, основанная на органическом сочетании федеральных, региональных и местных интересов в условиях самостоятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы.

   Основными принципами бюджетного федерализма являются:

-принцип приоритета интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований,

-принцип равенства бюджетных прав субъектов Федерации,

-принцип разграничения функций и полномочий между органами публичной власти разных уровней,

- принцип реальной самостоятельности каждого бюджета бюджетной системы,

- принцип прозрачности бюджетных отношений.

 

     В последние годы в рамках проводимой реформы бюджетной системы РФ было предпринято немало шагов, направленных на реализацию названных принципов бюджетного федерализма.

  Продолжается практика бюд­жетных преференций в отношении отдельных субъектов Федерации; (сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов с последующим «выбиванием» средств нижестоящими органами пуб­личной власти у вышестоящих; реализация принципа самостоятель­ности бюджетов затрудняется низким уровнем собственных налоговых и неналоговых доходов бюджетов ряда субъектов РФ и многих мест­ных бюджетов (большую часть их доходов составляют межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов); оставляет желать лучшего прозрачность бюджетов, особенно региональных и местных; отсутствуют общественный бюджетный контроль и система независимой экспертизы бюджетов.

  Таким образом, дальнейшее реформирование бюджетной системы России должно идти в направлении обеспечения полноты реализации принципов бюджетного федерализма.

  Одним из основополагающих принципов функционирования эффективно устроенной бюджетной системы является четкое разграничение бюджетных полномочий между публично-правовыми образованиями.

  Для определения бюджетных полномочий субъектов бюджетных правоотношений содержание бюджетной системы будет неполным. В России бюджетные полномочия разделены между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями (ст. 7—9 БК РФ).

         Дополнительные данные

Сущность и история Б . Ф .

   Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые , понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.

Бюджетный федерализм представляет собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

 

История вопроса

 

   Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.

 

        Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:

§ региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятел ьности;

§ финансовым обеспечением независимости и самостоятельности является право регионов (штатов и т.п.) устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения ;

§ четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального бюджета являются подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и местных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);

§ центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;

§ система бюджетного выравнивания развита слабо. Как правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ;

§ центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыскивают средства для погашения дефицита бюджета.

  Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:

§ широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода;

§ наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;

§ введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам;

§ повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов ( дефицит бюджета , наличие долга );

§ ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований. Как правило, внешними заимствованиями могут заниматься только органы федеральной власти, тогда как региональные власти — внутренними заимствованиями;

§ наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии , дотации , субвенции и т . п .

Кооперативная модель, как правило, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому именно для кооперативной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется при этом деление всех доходов на собственные и регулирующие.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.