РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………………………………………4
  2. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………………….5
  3. ПРОГРАММА…………………………………………………………………….....6
  4. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА …………………………………………………………13
  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………………………………….14

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………....19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дальнейшее ускорение научно-технического прогресса – решающего фактора перевода экономики на путь интенсивного развития, широкое внедрение прогрессивных технологических процессов, увеличение выпуска новых машин и оборудования, транспортных средств, приборов, а также полимерных и композиционных материалов ставят перед средними специальными учебными заведениями новые, более сложные задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, способных не отставать от темпов развития научно-технического прогресса и последовательного перехода к внедрению машин, обеспечивающих механизацию и автоматизацию всех процессов производства. Решение этих задач зависит от технически грамотных кадров.

Изучение технической механики способствует развитию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Знания и навыки, полученные при изучении этого предмета, являются основой для освоения смежных специальных дисциплин.

Предмет «Техническая механика» состоит из трех разделов: Теоретической механики, сопротивления материалов и деталей машин. Назначение предмета – дать будущим техникам основные сведения о законах движения и равновесия материальных тел, о методах расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость, а также сведения об устройстве, области применения и методах проектирования деталей механизмов и машин.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:

Уметь:

производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

Знать:

основы технической механики;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения.

В процессе изучения дисциплины предполагается проведение одной контрольной работы. Для проверки знаний студентов по окончании изучения дисциплины запланирован дифференцированный зачет.

Пособие содержит программу предмета, перечень учебной литературы, задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению.

 

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

       Материал программы ОП.03. Техническая механика разделен на три части: 1) статика, 2) основы сопротивления материалов, 3)элементы кинематики и динамики, детали машин и механизмов. Задание выполняется в два этапа: изучение учебного материала, выполнение контрольной работы.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛЛА должно предшествовать выполнению контрольной работы. Сначала необходимо ознакомиться с содержанием программы и подобрать рекомендованную учебную литературу; изучить материал каждой темы задания, т.е. разобраться с основными понятиями, определениями, законами, правилами, затем кратко законспектировать основные положения, доказательства и правила. Далее закрепить усвоение материала путем разбора решенных задач, а также самостоятельным решением возможно большего числа задач.

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. Каждый учащийся должен выполнить одну контрольную  работу. Задачи для работы выбираются в соответствии с номером варианта полученным учащимся от преподавателя. Контрольные работы, выполненные не в соответствии с этими указаниями, не засчитываются и возвращаются без оценки.

При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования: контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клетку. На обложке тетради наклеивается титульный лист установленного образца, с точным указанием личных данных учащегося; контрольные работы выполняются обязательно чернилами, а рисунки и схемы - карандашом четко и аккуратно. Для пометок и замечаний преподавателя необходимо оставлять поля на страницах шириной не менее 40 мм. Каждую задачу нужно начинать с новой страницы, текст условий задач переписывается обязательно; решения задач должны сопровождаться пояснениями, ссылками на теоремы, законы и т.д.;

После выполнения решения задач составляется список использованной литературы, в котором необходимо указать следующие сведения: ф.и.о. автора, наименование работы, место и год издания.

Незачтенная работа или выполняется заново, или переделывается частично по указанию преподавателя. Контрольные работы следует сдавать не позднее чем за неделю до установленного расписанием зачета или экзамена. Номер варианта для контрольной работы выбирается по № в списке журнала.

Задания составлены в соответствии с программой для заочной формы обучения. Основная часть материала выносится на самостоятельное изучение студентами (СРС).

 

 

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Содержание технической механики. Роль и значение механики в технике. Материя и движение. Механическое движение. Равновесие. Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика, динамика.

СТАТИКА

Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики.

Должен знать: Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила; сила как вектор, способы из­мерения силы и ее единицы; сила тяжести. Система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая сила. Силы внешние и внутренние. Основные задачи статики. Первая аксиома статики (закон инерции). Вторая аксиома (ус­ловия равновесия двух сил). Третья аксиома (принцип присоединения и исключения уравновешенных сил). Перенос силы вдоль линии ее действия (сила — скользящий вектор). Четвертая аксиома (правило параллелограмма). Пятая аксиома (закон равенства действия и проти­водействия). Свободное и несвободное тело. Связи. Реакции идеальных связей и определение их направлений.

Тема 1.3. Пара сил.

Должен знать: Пара сил. Вращающее действие пары сил на тело. Плечо пары, момент пары, знак момента. Момент как вектор. Эквивалентность пар. Возможность переноса пары в плоскости ее дей­ствия (момент пары - свободный вектор). Сложение пар. Условие равновесия пар.

Должен уметь: Находить момент пары сил.

Тема 1.6. Центр тяжести.

Должен знать: Центр параллельных сил и его свойство. Формулы для определения положения центра параллельных сил. Центр тяжести тела. Формула для определения положения центра тяжести тела, составленного из тонких однородных пластинок (площадей) и из тонких стержней (линий). Положение центра тяжести тела, имеющего плоскость или ось симметрии. Положение центров тяжести простых геометрических фигур и линий; прямоугольника, треугольника, дуги, окружности (без вывода), кругового сектора. Определение положения центров тяжести тон­ких пластинок и сечений, составленных из простых геометрических фигур и из стандартных профилей проката. Статический момент се­чения. Условие равновесия твердого тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения. Устойчивое, неустойчивое, безразличное равновесие. Условие равновесия тела, имеющего опорную плоскость. Момент опро­кидывания и момент устойчивости. Коэффициент устойчивости.

Должен уметь: Находить положение центра тяжести пластинок и сечений, составленных из простых геометрических фигур и из стандартных профилей проката. Определять момент опрокидывания и момент устойчивости.

КИНЕМАТИКА

Тема 1.7. Основные понятия кинематики.

Должен знать: Кинематика как наука о механическом движении, изучаемом с точки зрения геометрии. Покой и движение; относительность этих понятий. Основные понятия кинема­тики: траектория, путь, время, скорость и ускорение.

Тема 1.8. Кинематика точки.

Должен знать:  Способы задания движения точки. Уравнение движения точки по заданной криволинейной траектории. Средняя скорость и скорость в данный момент. Ускорение полное, нор­мальное (центростремительное) и касательное (тангенциальное). Виды движения точки в зависимости от ускорения. Равномерное движение точки. Равнопеременное движение точки: уравнение движения, основ­ные и вспомогательные формулы. Кинематические графики и связь меж­ду ними.

Должен уметь: Определять среднюю скорость материальной точки и скорость точки в данный момент; полное, нормальное и касательное ускорение точки; составлять кинематические графики.

ДИНАМИКА

Тема 1.12. Основные понятия и аксиомы динамики.

Должен знать: Предмет ди­намики; понятие о двух основных задачах динамики. Первая аксиома — принцип инерции; вторая аксиома — основной закон динамики точки. Масса материальной точки и ее единицы; зависимость между массой и силой тяжести. Третья аксиома — закон независимости действия сил. Четвертая аксиома — закон равенства действия и противодействия.

Тема 2.4. Сдвиг и кручение.

Должен знать:  Чистый сдвиг. Закон парности каса­тельных напряжений. Деформация сдвига. Закон Гука для сдвига. Мо­дуль сдвига. Зависимость между тремя упругими постоянными для изо­тропного тела (без вывода). Крутящий момент и построение эпюр крутящих моментов. Круче­ние прямого бруса круглого поперечного сечения. Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении бруса. Угол закручивания. Поляр­ные моменты инерции и сопротивления для круга и кольца. Характер разрушения при кручении брусьев из различных материалов.

Должен уметь: Расчеты на прочность и жесткость при кручении. Сравнение прочности и жест­кости при кручении брусьев круглого сплошного и кольцевого попереч­ных сечений. Расчет цилиндрических винтовых пружин растяжения и сжатия. Определение расчетных напряжений и изменения высоты пружины. Проектирование пружин по заданной рабочей характеристике.

Тема 2.6. Изгиб.

Должен знать: Основные понятия и определения; классификация видов изгиба: прямой изгиб (чистый и поперечный), косой изгиб (чистый и поперечный). Внутренние силовые факторы при прямом изгибе — поперечная сила и изгибающий момент. Дифференциальные зависимости между изгибающим моментом, поперечной силой и интенсивностью распреде­ленной нагрузки. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Зависимость между изгибающим моментом и кривизной оси бруса. Жесткость сечения при изгибе. Нормальные напряжения, возникаю­щие в поперечных сечениях бруса при чистом изгибе. Распростра­нение выводов чистого изгиба на поперечный изгиб. Расчеты на проч­ность при изгибе. Осевые моменты сопротивления. Рациональные формы поперечных сечений балок из пластичных и хрупких материа­лов. Особенности расчета балок из материалов, различно сопротив­ляющихся растяжению и сжатию. Понятие о касательных напряжениях в поперечных и продоль­ных сечениях брусьев при прямом поперечном изгибе. Линейные и угловые перемещения при прямом изгибе. Опреде­ление линейных и угловых перемещений для различных случаев нагружения статически определимых балок.

Должен уметь: Расчеты на жесткость при изгибе.

Тема 2.7. Растяжение (сжатие) и изгиб бруса большой жест­кости.

Должен знать: Расчет брусьев большой жесткости при совместном изгибе и растяжении (сжатии);

Должен уметь: определение нормальных напряжений в попе­речных сечениях, отыскание опасных точек и расчет на прочность.

Тема 2.8. Гипотезы прочности и их применение.

Должен знать: Обобщение поня­тия о напряженном состоянии в точке упругого тела, исходные напря­жения, постановка задачи об исследовании напряженного состояния. Главные напряжения. Максимальные касательные напряжения. Напряженное состояние в точках бруса в общем случае его нагру­жения. Плоское напряженное состояние, характерное для бруса (упрощенное плоское напряженное состояние); связь главных напря­жений с нормальными касательными напряжениями, возникающими в поперечных сечениях бруса. Назначение гипотез прочности. Эквивалентные (равноопасные) напряженные состояния. Эквивалентное напряжение. Гипотеза наибольших касательных напряжений: формула для экви­валентных напряжений (через главные напряжения и через напряже­ния в поперечных сечениях бруса). Область применения. Гипотеза энергии формоизменения: формулы для эквивалентных напряжений (через главные напряжения и через напряжения в попе­речном сечении бруса). Область применения. Гипотеза Мора; формула для эквивалентных напряжений (через главные напряжения и через напряжения в поперечном сечении бру­са), Область применения.

 Должен уметь: Расчет бруса круглого поперечного сечения на изгиб с кручением, эквивалентные моменты по различным гипотезам прочности. Расчет бруса круглого поперечного сечения при совместном кручении и растя­жении (сжатии).

РАЗДЕЛ 3. ДЕТАЛИ МАШИН

Тема 3.11. Редукторы.

Должен знать: Общие сведения о редукторах. Назначение, устройство, классификация. Конструкции одно- и двухступенчатых ре­дукторов. Мотор-редукторы. Основные параметры редукторов.

Тема 3.13. Цепные передачи.

Должен знать:  Общие сведения о цепных передачах: принцип работы, устройство, достоинства и недостатки, область приме­нения. Детали цепных передач (приводные цепи, звездочки и натяжные устройства) и смазка цепи. Основные геометрические соотношения в передаче. Передаточное число. Силы, действующие в цепной передаче. Проектировочный и проверочный расчеты цепной передачи.

Должен уметь: Выбор ос­новных параметров и расчетных коэффициентов. КПД передачи.

Валы и оси.

Должен знать: Валы и оси, их назначение и классификация. Элементы конструкции (цапфы, посадочные поверхности, переходные участки). Материалы валов и осей.

Должен уметь: Выбор расчетных схем. Проектировочный расчет вала. Провероч­ный расчет вала. Конструктивные и технологические способы повыше­ния сопротивления усталости. Проверочный и проектировочный расчеты осей.

Тема 3.15. Подшипники.

Должен знать: Общие сведения. Подшипники скольже­ния: конструкция, достоинства и недостатки, область применения, ма­териалы и смазки. Виды разрушения и основные критерии работоспо­собности. Расчет на износостойкость и теплостойкость. Подшипники скольжения без смазки, КПД подшипников скольжения. Подшипники качения: устройство и сравнение с подшипниками скольжения. Классификация, условные обозначения и основные типы. Особенности работы радиально-упорных шарико- и роликоподшипников. Подбор подшипников по динамической грузоподъемности. Смазка и уп­лотнения. Краткие сведения о конструировании опор валов.

Должен уметь: Производить расчет на износостойкость и теплостойкость подшипников скольжения. Подбирать подшипники по динамической грузоподъемности.

Тема 3.16. Муфты

Должен знать: Муфты. Муфты, их назначение и классификация. Уст­ройство и принцип действия основных типов муфт.

Должен уметь: Методика подбора стандартных и нормализованных муфт.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задача 1

Определить величину и направление реакций связей для схемы (рис. 1), под действием груза G= 30 кН. Проверить правильность определения реакций.

Задача 2

Определить реакции опор балки, изображенной на рис.2.

Задача 3

1. Вагонетка с грузом массой 800 кг начинает двигаться из состояния покоя равноускоренно по прямолинейному горизонтальному пути и через 8с достигает скорости υ=1,6м/с. Определить силу, движущую вагонетку, если сопротивление движению равно 0.01 веса вагонетки.

2. Тело под действием горизонтальной силы F=80 Н движется прямолинейно по горизонтальной гладкой поверхности. Уравнение движения имеет вид: s=4t+2t2. Определить массу этого тела.

3. Груз массой m=450кг, подвешенный на стальном канате, спускается вниз с ускорением а=2,5м/с2. Найти натяжение стального каната.

4. Груз массой 20 кг поднимается на веревке равноускоренно. Определить ускорение аτ, при котором натяжение веревки будет равно 300Н.

5. Груз массой m=400кг поднимается вертикально вверх с ускорением а=4,8 м/с2 с помощью троса, перекинутого через блок. Определить натяжение троса, пренебрегая его массой.

Таблица 5 Данные к задаче № 3

№ вар Зад №3 № вар Зад №3 № вар Зад №3
1 5 11 3 21 5
2 4 12 4 22 4
3 3 13 5 23 3
4 2 14 1 24 2
5 1 15 2 25 1
6 5 16 3  
7 4 17 4  
8 3 18 5  
9 2 19 1  
10 1 20 2  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задача №1. В данных задачах рассматривается равновесие плоской системы сходящихся сил и требуется определить реакции двух шарнирно соединенных между собой стержней, удерживающих два груза. Таким образом, к шарниру В в каждой задаче приложены четыре силы, из которых две неизвестны. Для задач такого типа универсальным является аналитический метод решения.

Последовательность решения задачи:

1. выбрать тело (точку), равновесие которого следует рассматривать;

2. освободить тело (шарнир В) от связей и изобразить действующие на него активные силы и реакции отброшенных связей. Причем реакции стержней следует направить от шарнира В, так как принять считать предположительно стержни растянутыми;

3. выбрать систему координат, совместив ее начало с точкой В, и составить уравнения равновесия, используя условия равновесия системы сходящихся сил на плоскости ;

4. определить реакции стержней из решения указанной системы уравнений;

5. проверить правильность полученных результатов по уравнению, которое не использовалось при решении задачи, либо решить задачу графически.

Пример 1.

Определить реакции стержней, удерживающих грузы F1=70 кН F2=100 кН (рис 5,а). Массой стержней пренебречь.

 Решение.

1. Рассматриваем равновесие шарнира В (рис 5 а)

2. Освобождаем шарнир В от связей и изображаем действующие на него активные силы и реакции связей (рис 5 а)

3. Выбираем систему координат и составляем уравнения равновесия для системы сил, действующих на шарнир В.

4. Определяем реакции стержней R1 и R2, решая уравнения.

Из уравнения 1:

Подставляем найденное значение R1 в уравнение 2 и получаем

Знак минус перед значением R2 указывает на то, что первоначально выбранное направление реакции неверно – следует направить реакцию R2 в противоположную сторону, т.е.к шарниру В (на рис 5, б истинное направление реакции R2 показано штриховым вектором)

5. Проверяем правильность полученных результатов, решая задачу графически (рис 5,в). Полученная система сил (рис 5 б) находится в равновесии, следовательно, силовой многоугольник, построенный для этой системы сил, должен быть замкнутым.

Строим силовой многоугольник в следующем порядке (рис 5 в): в выбранном масштабе (например =2 кН/мм) откладываем заданную силу F1 (ab=F1), затем из точки b под углом 30 к горизонту откладываем силу F2 (bc=F2), далее из точек а и с проводим прямые, параллельные положениям стержней 1 и 2. Эти прямые пересекаются в точке d и в результате построения образуется замкнутый многоугольник a bcd, в котором сторона cd=R2, а сторона da=R1. Измерив длины этих сторон (в мм) и умножив на масштаб построения , получаем значения реакций стержней:

Графическое решение подтверждает правильность первого решения.

 Задача 2. Во всех данных задачах требуется определить реакции опор балок. Учащимся необходимо приобрести навыки определения реакций опор, так как с этого начинается решение многих задач по сопротивлению материалов и деталям машин.

Последовательность решения задачи:

1. изобразить балку вместе с нагрузками;

2. выбрать расположение координатных осей, совместив ось х с балкой, а ось y направив перпендикулярно оси х;

3. произвести необходимые преобразования заданных активных сил: силу, наклоненную к оси балки под углом , заменить двумя взаимно перпендикулярными составляющими, а равномерно распределенную по закону прямоугольника нагрузку – ее равнодействующей, приложенной к середине участка распределения нагрузки;

4. освободить балку от опор, заменив их действие реакциями опор, направленными вдоль выбранных осей координат;

5. составить уравнения равновесия статики для произвольной плоской системы сил таким образом и в такой последовательности, чтобы решением каждого из этих уравнений было определение одной из неизвестных реакций опор;

6.проверить правильность найденных опорных реакций по уравнению, которое не было использовано для решения задачи.

Пример 2. Определить реакции опор балки (рис 6, а).   Решение.

1.Изобразим балку с действующими на нее нагрузками (рис 6,а)

2. Изобразим оси координат x и y

3. Силу F заменяем ее составляющими Fx=Fcosά и Fy=Fsinά. Равнодействующая qСD равномерно распределенной нагрузки, приложенная в точке пересечения диагоналей прямоугольника (рис6,б), переносится по линии своего действия в середину участка CD, в точку К.

4. Освобождаем балку от опор, заменив их опорными реакциями (рис 6,в)

5. Составляем уравнения равновесия статики и определяем неизвестные реакции опор.

a) Из уравнения моментов всех действующих на балку сил, составленного относительно одной из точек опор, сразу определяем одну из неизвестных вертикальных реакций:

кН

b) Определяем другую вертикальную реакцию:

кН

c) Определяем горизонтальную реакцию:

; кН

6. Проверяем правильность найденных результатов:

 Условие равновесия  выполняется, следовательно, реакции опор найдены верно.

Задача №3.

Данные задачи следует решать после изучения тем «Простейшие движения твердого тела», «Основные понятия и аксиомы статики», «Метод кинетостатики для материальной точки». Рассматривая вращательное движение твердого тела, необходимо отчетливо уяснить, что вращение тела характеризуется угловыми величинами (угол поворота φ, угловая скорость ω и угловое ускорение έ), а отдельные точки вращающегося тела совершают криволинейное движение (по окружностям) и их движение характеризуется линейными величинами (путь s, скорость υ и ускорения аn, аτ). При решении задач динамики необходимо пользоваться принципом Даламбера, с помощью которого задачи динамики решаются с использованием уравнения равновесия статики. Согласно принципу Даламбера, в каждый данный момент действующие на материальную точку силы уравновешиваются силами инерции.

 При решении задач рекомендуется такая последовательность:

1. выделить точку, движение которой рассматривается в данной задаче;

2. выяснить, какие активные силы действуют на точку и изобразить их на рисунке;

3. освободить точку от связей, заменив их реакциями;

4. к образовавшейся системе сил добавить силу инерции, помня, что направлена она по линии вектора ускорения точки, но в противоположную сторону;

5. выбрать расположение осей координат и составить два уравнения проекции всех сил на эти оси ( );

6. решив уравнения, определить искомые значения величин.

Пример 3.

Груз массой 200 кг опускается равноускоренно с помощью невесомого троса, перекинутого через блок, и в первые 5с проходит 10м. Определить силу натяжения троса.

Решение.

Обозначив груз точкой А, приложим к нему силу тяжести G, реакцию троса Т, и добавим к ним силу инерции Fи, направив ее в сторону, противоположную ускорению.

 Ускорение а определяем из уравнения равнопеременного движения s=at2/2  так как начальная скорость υ0=0

Согласно принципу Даламбера силы G, Т и Fи находятся в равновесии, т.е.

Т+Fи-G=0, откуда Т=G-Fи.

Выражая силу инерции и силу тяжести через массу груза (Fи=ma, G=mg), получаем

                                        Ответ: 1,8кН

 

ВОПРОСЫ К дифференцированному зачету


1.

1.Основные положения статики. Аксиомы статики.

2. Связи и их реакции

3. Плоская система сходящихся сил

4. Две силы, приложенные к точке

5. Равнодействующая системы сходящихся сил.

6. Сложение пар сил. Условие равновесия пар.

7. Момент силы относительно точки.

8. Приведение силы к точке.

9. Теорема Вариньона. Условия равновесия.

10. Балочные системы.

11. Реальные связи.

12. Пространственная система сил. Условие равновесия

13. Момент силы относительно оси

14. Произвольная пространственная система сил. Условие равновесия

15. Центр тяжести тела. Определение координат центра тяжести плоских фигур.

16. Центр тяжести тела. Определение координат центра тяжести пространственных фигур.

17. Устойчивость равновесия.

18. Основные понятия кинематики

19. Способы задания движения точки

20. Определение скорости точки. Определение ускорения

21. Частные случаи движения точки. Кинематические графики.

22. Поступательное движение.

23. Вращательное движение. Частные случаи вращательного движения.

24. Скорости и ускорения различных точек вращающегося тела.

25. Способы передачи вращательного движения.

26. Сложное движение точки.

27. Плоскопараллельное движение тела

28. Мгновенный центр скоростей

29. Сложение двух вращательных движений

30. Понятие о планетарных передачах. Формула Виллиса.

31.Основные понятия и аксиомы динамика

32. Свободная и несвободная точки

33. Силы инерции. Принцип Даламбера.

34. Работа силы. Мощность. Механический КПД

35. Работа и мощность при вращательном движении тела.

36. Трение качения. Работа при качении тел.

37. Импульс силы. Теорема об изменении количества движения точки

38. Теорема об изменении кинетической энергии точки.

39. Основное уравнение динамики вращающегося тела.

40. Моменты инерции некоторых тел. Кинетический момент.

2.

41. Задачи сопротивления материалов

42. Нагрузки и напряжения

43. Статические испытания материалов.

44. Расчеты на прочность.

45. Практические расчеты на срез и смятие

46. Сдвиг Чистый сдвиг. Крутящий момент. Построение эпюр

47. Кручение. Кручение круглого прямого бруса.

48.Расчеты на прочность и жесткость. Момент инерции кручения

49. Цилиндрические пружины растяжения и сжатия

50. Понятие о главных центральных моментах инерции.

51. Осевые моменты инерции простейших сечений.

52. Изгиб

53. Растяжение (сжатие) и изгиб бруса большой жесткости

54. Гипотезы прочности и их применение

55. Расчет на усталость

56. Устойчивость сжатых стержней

3.

57. Основные положения курса «Детали машин»

58. Неразъемные соединения.

59. Разъемные соединения. Резьбовое соединение.

60. Разъемные соединения. Шпоночные

61. Разъемные соединения. Шлицевые соединения.

62. Разъемные соединения. Штифтовые соединения.

63. Валы и оси.

64. Подшипники скольжения.

65. Подшипники качения

66. Муфты. Виды муфт.

67. Основные положения курса «Детали машин»

68. Неразъемные соединения

69. Резьбовое соединение

70. Шпоночные и шлицевые соединения

71. Штифтовые соединения

72. Валы и оси

73. Подшипники скольжения.

74. Подшипники качения

75. Муфты.

76. Общие сведения о передачах

77. Ременная передача

78. Фрикционная передача

79. Зубчатая передача

80. Передача винт-гайка

81. Червячная передача

82. Цепная передача


 

 



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аркуша А.И. «Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов» М. – «Высшая школа» 2015 г.

2. Аркуша А.И. Фролов М.И. «Техническая механика» М.- «Высшая школа» 2013 г.

3. Аркуша А.И, «Руководство к решению задач по теоретической механике» М.- «Высшая школа» 2014 г.

4. Вереина Л.И. «Техническая механика» М.- «ACADEMIA» 2014г.

5. Ивченко В.А. «Техническая механика» М. – «ИНФРА – М» 2015 г.

6. Ицковский Г.М., Чернавский С.А и др. «Сборник задач и примеров по курсу деталей машин» М.- «машиностроение» 2015 г.

7. Спицын Н.А., Капканец И.И. и др. «Сборник задач по деталям машин» М.- «Высшая школа» 2014 г.

8. «Сборник коротких задач по теоретической механике» под ред. О.Э.Кепе М.- «Высшая школа» 2015 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………………………………………4
  2. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………………….5
  3. ПРОГРАММА…………………………………………………………………….....6
  4. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА …………………………………………………………13
  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………………………………….14

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………....19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дальнейшее ускорение научно-технического прогресса – решающего фактора перевода экономики на путь интенсивного развития, широкое внедрение прогрессивных технологических процессов, увеличение выпуска новых машин и оборудования, транспортных средств, приборов, а также полимерных и композиционных материалов ставят перед средними специальными учебными заведениями новые, более сложные задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, способных не отставать от темпов развития научно-технического прогресса и последовательного перехода к внедрению машин, обеспечивающих механизацию и автоматизацию всех процессов производства. Решение этих задач зависит от технически грамотных кадров.

Изучение технической механики способствует развитию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Знания и навыки, полученные при изучении этого предмета, являются основой для освоения смежных специальных дисциплин.

Предмет «Техническая механика» состоит из трех разделов: Теоретической механики, сопротивления материалов и деталей машин. Назначение предмета – дать будущим техникам основные сведения о законах движения и равновесия материальных тел, о методах расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость, а также сведения об устройстве, области применения и методах проектирования деталей механизмов и машин.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:

Уметь:

производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

Знать:

основы технической механики;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения.

В процессе изучения дисциплины предполагается проведение одной контрольной работы. Для проверки знаний студентов по окончании изучения дисциплины запланирован дифференцированный зачет.

Пособие содержит программу предмета, перечень учебной литературы, задания для контрольной работы и методические указания по их выполнению.

 

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

       Материал программы ОП.03. Техническая механика разделен на три части: 1) статика, 2) основы сопротивления материалов, 3)элементы кинематики и динамики, детали машин и механизмов. Задание выполняется в два этапа: изучение учебного материала, выполнение контрольной работы.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛЛА должно предшествовать выполнению контрольной работы. Сначала необходимо ознакомиться с содержанием программы и подобрать рекомендованную учебную литературу; изучить материал каждой темы задания, т.е. разобраться с основными понятиями, определениями, законами, правилами, затем кратко законспектировать основные положения, доказательства и правила. Далее закрепить усвоение материала путем разбора решенных задач, а также самостоятельным решением возможно большего числа задач.

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. Каждый учащийся должен выполнить одну контрольную  работу. Задачи для работы выбираются в соответствии с номером варианта полученным учащимся от преподавателя. Контрольные работы, выполненные не в соответствии с этими указаниями, не засчитываются и возвращаются без оценки.

При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования: контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клетку. На обложке тетради наклеивается титульный лист установленного образца, с точным указанием личных данных учащегося; контрольные работы выполняются обязательно чернилами, а рисунки и схемы - карандашом четко и аккуратно. Для пометок и замечаний преподавателя необходимо оставлять поля на страницах шириной не менее 40 мм. Каждую задачу нужно начинать с новой страницы, текст условий задач переписывается обязательно; решения задач должны сопровождаться пояснениями, ссылками на теоремы, законы и т.д.;

После выполнения решения задач составляется список использованной литературы, в котором необходимо указать следующие сведения: ф.и.о. автора, наименование работы, место и год издания.

Незачтенная работа или выполняется заново, или переделывается частично по указанию преподавателя. Контрольные работы следует сдавать не позднее чем за неделю до установленного расписанием зачета или экзамена. Номер варианта для контрольной работы выбирается по № в списке журнала.

Задания составлены в соответствии с программой для заочной формы обучения. Основная часть материала выносится на самостоятельное изучение студентами (СРС).

 

 

ПРОГРАММА

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

ВВЕДЕНИЕ

Содержание технической механики. Роль и значение механики в технике. Материя и движение. Механическое движение. Равновесие. Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика, динамика.

СТАТИКА

Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики.

Должен знать: Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила; сила как вектор, способы из­мерения силы и ее единицы; сила тяжести. Система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая сила. Силы внешние и внутренние. Основные задачи статики. Первая аксиома статики (закон инерции). Вторая аксиома (ус­ловия равновесия двух сил). Третья аксиома (принцип присоединения и исключения уравновешенных сил). Перенос силы вдоль линии ее действия (сила — скользящий вектор). Четвертая аксиома (правило параллелограмма). Пятая аксиома (закон равенства действия и проти­водействия). Свободное и несвободное тело. Связи. Реакции идеальных связей и определение их направлений.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.