Раздел 1 Подсистемы управления проектами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В АПК

Методические указания для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы

 

 

 
 
Новосибирск 2018

 

 

УДК 330.101.542

ББК 65.012.1

 

 

Кафедра экономики

Составитель канд.экон.наук Е.В. Шаравина

Рецензент канд.экон.наук О.Г. Кабакова

 

Управление проектами в АПК: метод.указания / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Экон. фак-т.; сост. Е.В. Шаравина. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2018. – 28 с.

 

 

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы предназначены для студентов всех форм обучения по направлению подготовки Менеджмент.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 от 25 января 2018 г.).

 

 

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2018

 

ВВЕДЕНИЕ

 


Целью дисциплины «Управление проектами в АПК» является формирование у студентов теоретических представлений, а также практических навыков в сфере управления проектами, связанными с производством продукции АПК.

Задачами дисциплины является:

 изучение современной концепции управления проектами, основ и особенностей управления проектами в АПК, источников и организационных форм финансирования проектов, методов разработки проектной документации, оценки эффективности проекта, функций управления проектами, менеджмента качества проекта, управления проектными рисками;

формирование представления о проблемах и методах управления разработкой и реализацией инвестиционных проектов в АПК России; навыков по  управлению работами, ресурсами, коммуникациями проекта;

освоение на реальных и учебных примерах практики применения методов управления проектами, связанными с производством продукции АПК, включая разработку и контроль соблюдения графиков реализации, управление ресурсами, управление стоимостью и рисками.

Методические указания содержат теоретические и практические задания для проведения семинарских занятий, требования к выполнению, структуре и оформлению контрольных работ, перечень тем, список рекомендованной литературы.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 




Раздел 1 Подсистемы управления проектами

План

1. Основы управления проектами в АПК.

2. Финансовый анализ инвестиционных проектов.

3. Учет особенностей финансового анализа инвестиционных проектов в АПК.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные виды действий предприятии. Какие особенности проектной деятельности вы знаете?

2. Назовите признаки проекта. Раскройте содержание понятий «проект» и «логистический проект».

3. Охарактеризуйте факторы, влияющие на проект (окружение проекта).

4. Назовите основные атрибуты проекта.

5. По каким критериям классифицируют проекты?

6. Что представляет собой концепция управления проектами?

7. В чем заключаются отличия концепции управления проектами от традиционного менеджмента?

8. По каким признакам может быть проведена структуризация проекта?

9. Назовите участников внешней среды проекта.

10. Какие из существующих организационных структур являются наиболее эффективными при реализации крупных проектов?

11. Охарактеризуйте фазы жизненного цикла проекта.

12. История становления и развития проектной деятельности.

13. Перечислите основные этапы управления проектами.

Практические задания

1. Кроссворд

По горизонтали

2. Признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере)

6. Двустороннее или многостороннее соглашение, где оговорены права и обязанности для его участников

9. это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам.

13. Это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации

15. устройства, инструменты, аппаратура для обустройства

18. Предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, покупные изделия и полуфабрикаты, запасные части для ремонта, инструменты и т.п

21. Направления и основные принципы осуществления проекта

23. Выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты

По вертикали

1. Список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам

3. затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.п.)

4. Физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта

5. Новое достижение, совершаемое в процессе научного познания

7. Лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого-либо продукта (в широком смысле)

8. Это важнейшая функция менеджмента, позволяющая организации действительно достичь запланированных целей

9. Непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки

10. Поправка, исправление

11. наука о об интеграции производственного и перевозочного процессов, включая все транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие операции, затребованные клиентурой, и их необходимое информационное обеспечение

12. Степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований

14. Должна быть согласована ключевыми участниками проекта: заказчиком, инвестором, спонсором и др., обязательно содержит описание целей проекта, его основных параметров

16. Процесс приведения будущих денежных сумм к их стоимости в текущий момент времени

17. Среда проекта, порождающая совокупность внутренних или внешних сил, которые способствуют или мешают достижению цели проекта

19. Осуществление проектных работ и достижение проектных целей

20. Степень (мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события

21. Строение, внутреннее устройство чего-либо

22. Санкционирование начала проекта

 

 

 

Работа с тестами

1 . Совокупность действий, приносящая результат, называется:

a) процессом управления проектом;

б) действием управления проектом;

в) методом выполнения работ проекта.

2 . Основная классификация типов проектов по составу и масштабности:

a) малые проекты, большие проекты, мегапроекты;

б) монопроекты, мультипроекты; мегапроекты;

в) нет правильного ответа.

3 . Признаки, по которым можно классифицировать проекты:

a) направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

б) координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;

в) все выше перечисленное.

4 . Четыре основных этапа проекта:

а) прогнозирование, утверждение, удовлетворение, оценка проекта;

б) инвестирование, разработка, внесение изменений, анализ проекта;

в) подготовка, планирование, воплощение, завершение проекта.

5 . Основные сравнительные характеристики проектов:

a) непрерывный процесс: постоянно повторяющий одни и те же действия;

б) временный процесс: имеет начало и конец; результат уникален; не существует должностных инструкций;

в) одинаковые результаты каждый раз при выполнении задач;

г) имеются определенные должностные инструкции.

6. Жизненный цикл проекта включает в себя:

a) промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения; исследование проблем финансирования работ по проекту, принятие соответствующих решений;

б) стадии инициации, планирования, утверждения, выполнения и завершения проекта;

в) все выше перечисленное.

7. Проект отличается от процессной деятельности тем, что …

а) проект является непрерывной деятельностью, а процесс – единоразовым мероприятием;

б) проект поддерживает неизменность организации, а процессы способствуют ее изменению;

в) процессы в организации цикличны, они повторяются, а проект – уникален, он всегда имеет дату начала и окончания;

г) процессы в организации регламентируются документально, проекты не требуют документального оформления.

8. Окружение проекта – это …
а) среда проекта, порождающая совокупность внутренних или внешних сил, которые способствуют или мешают достижению цели проекта;
б) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта;
в) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей;
г) местоположение реализации проекта и близлежащие районы.

9. На стадии разработки проекта
а) расходуется 9-15% ресурсов проекта;
б) расходуется 65-80% ресурсов проекта;
в) ресурсы проекта не расходуются.

10. Проект – это …
а) инженерная, техническая, организационно-правовая документация по реализации запланированного мероприятия;
б) ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с ограничениями расходования средств и со специфической организацией;
в) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей;
г) совокупность работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено с целью достижения поставленной цели.

11. Наибольшее влияние на проект в АПК оказывают …
а) экономические и правовые факторы;
б) экологические факторы и инфраструктура;
в) культурно-социальные факторы;
г) политические и экономические факторы.

12. Предметная область проекта
а) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта;
б) результаты проекта;
в) местоположение проектного офиса;
г) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей.

13. Фаза проекта – это …
а) набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта;
б) полный набор последовательных работ проекта;
в) ключевое событие проекта, используемое для осуществления контроля над ходом его реализации.

14.Проекты, подверженные наибольшему влиянию внешнего окружения
а) социальные и инвестиционные;
б) экономические и инновационные;

в)организационные и экономические.

15. Функциональная структура – это …
а) совокупность линейно-функциональных подразделений, где каждое подразделение выполняет определенные функции, характерные для всех направлений деятельности предприятия;
б) временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации);
в) структура, закрепляющая в организационном построении компании два направления руководства – вертикальное (управление функциональными и линейными структурными подразделениями) и горизонтальное (управление проектами).

16.Организационная структура, при которой возможно перераспределение человеческих ресурсов между проектами без реорганизации существующей структуры
а) матричная;

б) функциональная;
в) линейно-функциональная; 

г) дивизиональная.

17. Сторона, вступающая в отношения с заказчиком и берущая на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту
а) инвестор; 

б) спонсор;

в) контрактор (подрядчик);

г) лицензиар;
д) конечный потребитель результатов проекта.

18. Участники проекта – это …
а) физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта;
б) конечные потребители результатов проекта;
в) команда, управляющая проектом;
г) заказчик, инвестор, менеджер проекта и команда проекта.

19. Особенность социальных проектов
а) количественная и качественная оценка достижения результатов существенно затруднена;
б) целью социальных проектов является улучшение экономических показателей системы;

в) сроки проекта четко определены и не требуют корректировки в процессе реализации;
г) сновные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования технических мощностей.

20. Инновационные проекты отличаются …
а) высокой степенью неопределенности и рисков;
б) целью проекта является получение прибыли на вложенные средства;
в) необходимостью использовать функциональные организационные структуры;
г) большим объемом проектной документации.

21. Ключевое преимущество управления проектами
а) экономия времени и ресурсов на реализацию проекта за счет применения эффективных методов, технологий и инструментов управления;
б) возможность с помощью инструментов планирования смоделировать детально и формализовать реализацию проекта;
в) возможность осуществить объективную оценку экономической эффективности инвестиционного проекта;
г) формирование эффективной команды по реализации поставленной цели.















































Раздел 2. Планирование проекта

План

1. Сетевые модели

2. Оптимизация сетевых моделей

3. Планирование работ по проекту. Торги и контракты

 

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятию структурная декомпозиция работ.

2. По каким критериям проводят структурную декомпозицию?

3. Что такое сетевой график? Какими свойствами он обладает?

4. Что такое критическая работа?

5. Что такое критический путь? Каковы этапы нахождения критического пути?

6. Как вычисляется раннее и позднее время начала работы?

7. Как найти критические работы по значениям раннего и позднего времени начала работ? Что такое резерв времени работы?

8. Что такое диаграмма Ганта? Привести пример диаграммы Ганта.

9. Правила построения сетевых графиков.

10. Как определяется общий резерв времени конкретной работы?

11. Опишите четырехсекторальный метод расчета сетевых графиков?

12. Как осуществляется привязка сетевого графика к календарю?

Практические задания

Порядок выполнения работы

1. Определить  и  для всех работ.

2. Определить  и  для всех работ.

3. Определить  для каждой работы.

4. Определить  для каждой работы.

5. Определить критический путь  и его продолжительность .

6. Определить коэффициент напряженности каждой работыK ( i , j ) .

В результате использования метода критического пути удаетсяполучить ответ на следующие вопросы:

1. За какое минимальное время можно выполнить проект?

2. В какое время должны начаться и окончиться отдельные работы?

3. Какие работы являются критическими и должны быть выполнены в точно установленное время?

4. На какое время можно отложить срок выполнения некритической работы, чтобы она не повлияла на срок выполнения проекта?

Таблица 1

Аналитические параметры сетевых моделей

№ п/п Наименование параметра Условное обозначение
1 Код данной работы
2 Код начального события данной работы
3 Код конечного события данной работы
4 Код работы, предшествующий данной
5 Код события, предшествующего работе
6 Код работы, следующей за конечным событием данной работы
7 Код события, следующего за работой
8 Путь
9 Продолжительность пути
10 Критический путь
11 Продолжительность критического пути
12 Продолжительность данной работы
13 Раннее начало данной работы
14 Раннее окончание данной работы
15 Позднее начало данной работы
16 Позднее окончание данной работы
17 Общий (полный) резерв времени данной работы
18 Частный (свободный) резерв времени данной работы
19 Коэффициент напряженности работы

 

Ранние начала и ранние окончания работ сетевой моделиопределяют последовательно, слева направо по графику, т.е. отисходного события сети к завершающему.Для всех работ, выходящих из исходного события сети, раннее начало всегда равно нулю.Прежде чем определить величину раннего начала для всехпоследующих работ, необходимо определить раннее окончание работ, выходящих из исходного события сети. Раннее окончаниедля всех работ сетевого графика будет равно сумме раннего начала работы и ее продолжительности, т.е.: .Раннее начало для всех работ можно определить по формуле , т.е. раннее начало данной работы равно максимальному изранних окончаний непосредственно предшествующих ей работ.

Позднее начало данной работы равно позднему окончанию этой работы минус ее продолжительность:

Позднее окончание данной работы всегда равно минимальному из поздних начал непосредственно следующих за ней работ,т.е.: .

Критические работы – это работы, лежащие на критическомпути и не имеющие резервов времени. Они должны выполнятьсяв точно заданный срок.

Некритические работы – работы, не лежащие на критическом пути. Таким образом, для критических работ будут характерны следующие равенства:

,

.

Полный резерв времени для данной работы R( i , j )равен ее позднему окончанию за минусом раннего окончания данной работы либо позднему началу данной работы за минусом раннего начала этой работы:

,

.

Полный резерв времени показывает, что данную работу можно либо начать позже, либо увеличить продолжительность этой работы на величину резерва. При этом конечный срок графика не изменяется.

Кроме полного резерва есть еще и так называемый частный (свободный) резерв. Принципиальная разница между полным и частным резервом заключается в том, что использование частного резерва на работу не меняет ранних начал последующих работ.Частный резерв равен раннему началу последующей работыза минусом раннего окончания данной работы:

Частный резерв показывает, насколько можно увеличитьпродолжительность данной работы либо сдвинуть ее раннее начало, не изменяя как раннего начала последующих работ, так иконечного срока графика.

Коэффициент напряженности работы K( i , j )определяется последующей формуле:

гдеtкр(с)– продолжительность отрезка (или отрезков) критического пути, совпадающего с максимальным путем, которому принадлежит данная работа (i,j).У критических работK(i,j)=1.

Вариант 1

0
2
1
4
3
5
7
1
3
1
6
4
2

 

 

Вариант 2

3
4
1
0
2
5
6
7
8
10
8
6
14
6
9
14

Вариант 3

3
0
1
4
2
5
6
7
1
2
10
2
8
3
8
6

Вариант 4

0
2
1
4
3
5
2
10
6
7
8
4
6
3
5

Роли:

-менеджер проекта,

-инвестор,

- технический директор,

- менеджер по финансам,

- управляющий персоналом,

- представители всех категорий работников,

- группа экспертов.

Количество команд зависит от числа студентов в группе.

4 Ожидаемый (е) результат (ы) студенты познакомятся с экономическими проблемами, возникающими в процессе проектной деятельности, научатся распознавать их причины и виды, а также находить возможные варианты решения поставленных задач. Положительный результат –достижение поставленной цели в определенные сроки.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организация подготовки и написания контрольной работы


Требования, предъявляемые к содержанию контрольной работы

При оценке контрольной работы учитываются:

− степень раскрытия темы, ее актуальность;

− самостоятельность исследования научного и практического материала;

− четкость и логическая последовательность изложения материала по ключевым этапам планирования проекта;

− конкретность изложения основных результатов, аргументированность выводов и предложений;

− качество оформления, язык, стиль работы;

− уровень грамотности (общей и специальной).

Контрольная работа возвращается на доработку при следующих условиях:

− тема и (или) содержание работы не относятся к предмету дисциплины;

− работа перепечатана из ресурсов Интернета или других носителей информации;

− неструктурированный план контрольной работы;

− объем работы менее 15 печатных листов;

− в работе отсутствуют ссылки и сноски на нормативные и другие источники;

− оформление контрольной работы не соответствует предъявляемым требованиям (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.).

По результатам проверки контрольной работы преподаватель пишет рецензию.

Оформление контрольной работы

Контрольная работа выполняется в научном стиле.

Текст контрольной работы должен быть набран на персональном компьютере и распечатан на принтере, шрифт 14 пт (Times New Roman), смежстрочным интервалом 1,5. Требования к полям: левое–30 мм, правое, верхнее и нижнее –20. Абзацный отступ– 1,25 мм. Текст выравнивают по ширине. Общий объем работы 15-20 страниц.

Каждый раздел начинают с новой страницы. Это же правило относится ко всем структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, за исключением параграфов. Заголовки разделов«ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ»не нумеруют. Каждый заголовок должен состоять только из одного предложения.

Список рекомендуемой литературы для выполнения контрольной работы

 

1. Андрианов А.Ю. Инвестиции: учебник для бакалавров. /А.Ю. Андрианов, С.В. Валдайцев, П.В. Воробьев [и др.]; отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. – 592 с.

1. Афанасьев М.Ю., Багриновский К.А., Матюшок В.М. Прикладные задачи исследования операций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 352 с.

2. Есипов В.Е. Коммерческая оценка инвестиций : учебное пособие / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, Т.Г. Касьяненко, С.К. Мирзажанов. – М.: КНОРУС, 2011. – 704 с.

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами: учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 960с. 

4. Новикова Т.С. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2005. – 221 с.

5. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 208 с.

6. Попов Ю. И., Управление проектами: Учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко; Институт экономики и финансов «Синергия». - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.

7. Рекомендации по разработке бизнес-плана для малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. – М.: ФГНУ «Росинформагротех» - 2007. – 224 с.

8. Рудковский И.Ф. Управление проектами в логистике: учебное пособие/ И.Ф. Рудковский. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 83с.

9. Управление проектом. Основы проектного управления: Учебник / Кол. авторов; Под ред. проф. М.Л. Разу. – М.: КРОНУС, 2007. – 768 с.

10. Уэбстер Гордон. Планирование и управление проектами для менеджеров. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 272 с.

11. Бизнес-планирование инвестиционных проектов в АПК: концептуальный подход // www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3051

12. Управление проектами // projectprofy.ru

13. Инвестиционный менеджмент / под ред.Мищенко В.В. – 2010 http://www.book.ru/view/205158/

14. Есипов В.Е., Маховикова Г.А. Коммерческая оценка инвестиций // www.book.ru/view/902262

15. Парахина В.Н., Максименко А.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент (для бакалавров) // http://www.book.ru/view/908472/

16. Официальный сайт Росстата // www.gks.ru

17. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства // http://www.mcx.ru

18. РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) http://www.rbc.ru

Помимо российских научных изданий студент обязательно должен ознакомиться с доступными зарубежными монографиями, журнальными статьями, освещающими выбранную проблему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Признаки проекта. Окружающая среда и участники проекта.

2. Этапы жизненного цикла проекта.

3. Планирование проекта: содержание и этапы.

4. Основные варианты завершения проекта.

5. Концепции управления проектами.

6. Организационные структуры управления проектами.

7. Отличия управления проектами от управления инвестициями и управления производственно-сбытовой деятельностью.

8. Проектная документация.

9. Диаграмма Ганта.

10. Понятие сетевой модели, ее элементы. Правила построения сетевых моделей.

11. Методы расчета аналитических параметров сетевой модели.

12. Оптимизация сетевых моделей по времени, материальным, трудовым и денежным ресурсам.

13. Привязка сетевого графика к календарю и построение масштабных сетевых графиков.

14.  Сетевые модели с вероятностной продолжительностью работ.

15. Концепция управления цепями поставок в управлении проектами.

16. Применение концепций «с проектом – без проекта» и «прошлые (невозмещаемые) затраты» при подготовке и принятии решений о корректировке проекта.

17. Использование программных средств сетевого планирования и управления при корректировке проектов.

18.  Источники и методы финансирования инвестиционных проектов.

19. Преимущества и недостатки проектного финансирования.

20. Основные схемы размещения данных и расчетов, используемые при финансовом анализе проектов.

21. Экспертиза и оценка эффективности логистического проекта.

22. Основные показатели эффективности проекта.

23.  Контроль эффективности выполнения проектов (метод освоенного объема).

24.  Процессы управления качеством проекта (менеджмент качества проекта).

25.  Анализ ценности и стоимости качества проекта.

26. Управление командой проекта.

27.  Схема процесса управления рисками проекта.

28.  Методы определения вероятностей и последствий рисков.

29. Дерево решений при анализе проектных рисков.

30.  Методы минимизации рисков.

31. Мониторинг и контроль рисков проекта.

32. Управление коммуникациями проекта.

33. Понятие эффективности инвестиционных проектов.

34. Задачи оценки эффективности инвестиционных проектов, основные показатели эффективности.

35.  Критерии эффективности проектов, принятые в международной методике.

36.  Формулы и способы вычисления критериев эффективности проектов. Достоинства и недостатки каждого из критериев.

37.  Реализуемость (осуществимость) проекта в финансовом аспекте.

38.  Критерии финансовой реализуемости.

39.  Основные виды выгод и затрат, учитываемые при анализе эффективности проекта.

40.  Примеры выгод и затрат в проектах для сферы АПК.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Бизнес-планирование инвестиционных проектов в АПК: концептуальный подход // www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3051

2. Инвестиционная деятельность: учеб.пособие / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова и др.; под ред. Г.П. Подшиваленко и Н.В. Киселевой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006. – 264с.

3. Инвестиционный менеджмент / под ред.Мищенко В.В. – 2010 http://www.book.ru/view/205158/

4. Управление проектами // projectprofy.ru

5. Есипов В.Е., Маховикова Г.А. Коммерческая оценка инвестиций // www.book.ru/view/902262

6.  Парахина В.Н., Максименко А.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент (для бакалавров) // http://www.book.ru/view/908472/


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ  СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………………………………………4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………………………….16

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ…...…………………………….23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.……………….…………………............25

 



УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В АПК

Методические указания для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы

 

 

 
 
Новосибирск 2018

 

 

УДК 330.101.542

ББК 65.012.1

 

 

Кафедра экономики

Составитель канд.экон.наук Е.В. Шаравина

Рецензент канд.экон.наук О.Г. Кабакова

 

Управление проектами в АПК: метод.указания / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Экон. фак-т.; сост. Е.В. Шаравина. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2018. – 28 с.

 

 

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы предназначены для студентов всех форм обучения по направлению подготовки Менеджмент.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 от 25 января 2018 г.).

 

 

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2018

 

ВВЕДЕНИЕ

 


Целью дисциплины «Управление проектами в АПК» является формирование у студентов теоретических представлений, а также практических навыков в сфере управления проектами, связанными с производством продукции АПК.

Задачами дисциплины является:

 изучение современной концепции управления проектами, основ и особенностей управления проектами в АПК, источников и организационных форм финансирования проектов, методов разработки проектной документации, оценки эффективности проекта, функций управления проектами, менеджмента качества проекта, управления проектными рисками;

формирование представления о проблемах и методах управления разработкой и реализацией инвестиционных проектов в АПК России; навыков по  управлению работами, ресурсами, коммуникациями проекта;

освоение на реальных и учебных примерах практики применения методов управления проектами, связанными с производством продукции АПК, включая разработку и контроль соблюдения графиков реализации, управление ресурсами, управление стоимостью и рисками.

Методические указания содержат теоретические и практические задания для проведения семинарских занятий, требования к выполнению, структуре и оформлению контрольных работ, перечень тем, список рекомендованной литературы.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 




Раздел 1 Подсистемы управления проектами

План

1. Основы управления проектами в АПК.

2. Финансовый анализ инвестиционных проектов.

3. Учет особенностей финансового анализа инвестиционных проектов в АПК.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные виды действий предприятии. Какие особенности проектной деятельности вы знаете?

2. Назовите признаки проекта. Раскройте содержание понятий «проект» и «логистический проект».

3. Охарактеризуйте факторы, влияющие на проект (окружение проекта).

4. Назовите основные атрибуты проекта.

5. По каким критериям классифицируют проекты?

6. Что представляет собой концепция управления проектами?

7. В чем заключаются отличия концепции управления проектами от традиционного менеджмента?

8. По каким признакам может быть проведена структуризация проекта?

9. Назовите участников внешней среды проекта.

10. Какие из существующих организационных структур являются наиболее эффективными при реализации крупных проектов?

11. Охарактеризуйте фазы жизненного цикла проекта.

12. История становления и развития проектной деятельности.

13. Перечислите основные этапы управления проектами.

Практические задания

1. Кроссворд

По горизонтали

2. Признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере)

6. Двустороннее или многостороннее соглашение, где оговорены права и обязанности для его участников

9. это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам.

13. Это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации

15. устройства, инструменты, аппаратура для обустройства

18. Предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, покупные изделия и полуфабрикаты, запасные части для ремонта, инструменты и т.п

21. Направления и основные принципы осуществления проекта

23. Выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты

По вертикали

1. Список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам

3. затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.п.)

4. Физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта

5. Новое достижение, совершаемое в процессе научного познания

7. Лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого-либо продукта (в широком смысле)

8. Это важнейшая функция менеджмента, позволяющая организации действительно достичь запланированных целей

9. Непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки

10. Поправка, исправление

11. наука о об интеграции производственного и перевозочного процессов, включая все транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие операции, затребованные клиентурой, и их необходимое информационное обеспечение

12. Степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований

14. Должна быть согласована ключевыми участниками проекта: заказчиком, инвестором, спонсором и др., обязательно содержит описание целей проекта, его основных параметров

16. Процесс приведения будущих денежных сумм к их стоимости в текущий момент времени

17. Среда проекта, порождающая совокупность внутренних или внешних сил, которые способствуют или мешают достижению цели проекта

19. Осуществление проектных работ и достижение проектных целей

20. Степень (мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события

21. Строение, внутреннее устройство чего-либо

22. Санкционирование начала проекта

 

 

 

Работа с тестами

1 . Совокупность действий, приносящая результат, называется:

a) процессом управления проектом;

б) действием управления проектом;

в) методом выполнения работ проекта.

2 . Основная классификация типов проектов по составу и масштабности:

a) малые проекты, большие проекты, мегапроекты;

б) монопроекты, мультипроекты; мегапроекты;

в) нет правильного ответа.

3 . Признаки, по которым можно классифицировать проекты:

a) направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

б) координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;

в) все выше перечисленное.

4 . Четыре основных этапа проекта:

а) прогнозирование, утверждение, удовлетворение, оценка проекта;

б) инвестирование, разработка, внесение изменений, анализ проекта;

в) подготовка, планирование, воплощение, завершение проекта.

5 . Основные сравнительные характеристики проектов:

a) непрерывный процесс: постоянно повторяющий одни и те же действия;

б) временный процесс: имеет начало и конец; результат уникален; не существует должностных инструкций;

в) одинаковые результаты каждый раз при выполнении задач;

г) имеются определенные должностные инструкции.

6. Жизненный цикл проекта включает в себя:

a) промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения; исследование проблем финансирования работ по проекту, принятие соответствующих решений;

б) стадии инициации, планирования, утверждения, выполнения и завершения проекта;

в) все выше перечисленное.

7. Проект отличается от процессной деятельности тем, что …

а) проект является непрерывной деятельностью, а процесс – единоразовым мероприятием;

б) проект поддерживает неизменность организации, а процессы способствуют ее изменению;

в) процессы в организации цикличны, они повторяются, а проект – уникален, он всегда имеет дату начала и окончания;

г) процессы в организации регламентируются документально, проекты не требуют документального оформления.

8. Окружение проекта – это …
а) среда проекта, порождающая совокупность внутренних или внешних сил, которые способствуют или мешают достижению цели проекта;
б) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта;
в) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей;
г) местоположение реализации проекта и близлежащие районы.

9. На стадии разработки проекта
а) расходуется 9-15% ресурсов проекта;
б) расходуется 65-80% ресурсов проекта;
в) ресурсы проекта не расходуются.

10. Проект – это …
а) инженерная, техническая, организационно-правовая документация по реализации запланированного мероприятия;
б) ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с ограничениями расходования средств и со специфической организацией;
в) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей;
г) совокупность работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено с целью достижения поставленной цели.

11. Наибольшее влияние на проект в АПК оказывают …
а) экономические и правовые факторы;
б) экологические факторы и инфраструктура;
в) культурно-социальные факторы;
г) политические и экономические факторы.

12. Предметная область проекта
а) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта;
б) результаты проекта;
в) местоположение проектного офиса;
г) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей.

13. Фаза проекта – это …
а) набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта;
б) полный набор последовательных работ проекта;
в) ключевое событие проекта, используемое для осуществления контроля над ходом его реализации.

14.Проекты, подверженные наибольшему влиянию внешнего окружения
а) социальные и инвестиционные;
б) экономические и инновационные;

в)организационные и экономические.

15. Функциональная структура – это …
а) совокупность линейно-функциональных подразделений, где каждое подразделение выполняет определенные функции, характерные для всех направлений деятельности предприятия;
б) временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации);
в) структура, закрепляющая в организационном построении компании два направления руководства – вертикальное (управление функциональными и линейными структурными подразделениями) и горизонтальное (управление проектами).

16.Организационная структура, при которой возможно перераспределение человеческих ресурсов между проектами без реорганизации существующей структуры
а) матричная;

б) функциональная;
в) линейно-функциональная; 

г) дивизиональная.

17. Сторона, вступающая в отношения с заказчиком и берущая на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту
а) инвестор; 

б) спонсор;

в) контрактор (подрядчик);

г) лицензиар;
д) конечный потребитель результатов проекта.

18. Участники проекта – это …
а) физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта;
б) конечные потребители результатов проекта;
в) команда, управляющая проектом;
г) заказчик, инвестор, менеджер проекта и команда проекта.

19. Особенность социальных проектов
а) количественная и качественная оценка достижения результатов существенно затруднена;
б) целью социальных проектов является улучшение экономических показателей системы;

в) сроки проекта четко определены и не требуют корректировки в процессе реализации;
г) сновные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования технических мощностей.

20. Инновационные проекты отличаются …
а) высокой степенью неопределенности и рисков;
б) целью проекта является получение прибыли на вложенные средства;
в) необходимостью использовать функциональные организационные структуры;
г) большим объемом проектной документации.

21. Ключевое преимущество управления проектами
а) экономия времени и ресурсов на реализацию проекта за счет применения эффективных методов, технологий и инструментов управления;
б) возможность с помощью инструментов планирования смоделировать детально и формализовать реализацию проекта;
в) возможность осуществить объективную оценку экономической эффективности инвестиционного проекта;
г) формирование эффективной команды по реализации поставленной цели.















































Раздел 2. Планирование проекта

План

1. Сетевые модели

2. Оптимизация сетевых моделей

3. Планирование работ по проекту. Торги и контракты

 

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятию структурная декомпозиция работ.

2. По каким критериям проводят структурную декомпозицию?

3. Что такое сетевой график? Какими свойствами он обладает?

4. Что такое критическая работа?

5. Что такое критический путь? Каковы этапы нахождения критического пути?

6. Как вычисляется раннее и позднее время начала работы?

7. Как найти критические работы по значениям раннего и позднего времени начала работ? Что такое резерв времени работы?

8. Что такое диаграмма Ганта? Привести пример диаграммы Ганта.

9. Правила построения сетевых графиков.

10. Как определяется общий резерв времени конкретной работы?

11. Опишите четырехсекторальный метод расчета сетевых графиков?

12. Как осуществляется привязка сетевого графика к календарю?

Практические задания

Дата: 2019-03-05, просмотров: 214.