Кафедра растениеводства и земледелия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ»

 

для студентов направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство (профиль: Декоративное садоводство, Плодоовощеводство)

 образовательного уровня бакалавриат

зочной формы обучения

 

 

Макеевка, 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра растениеводства и земледелия

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ»

 

 

для студентов направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство (профиль: Декоративное садоводство, Плодоовощеводство)

 образовательного уровня бакалавриат

зочной формы обучения

 

 

Макеевка, 2018 г.

УДК 657

 

Маруха Н.Н. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы и задания для выполения контрольной работы по учебной дисциплине «Метеорология и климатология» для студентов направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство (профиль: Декоративное садоводство, Плодоовощеводство) образовательного уровня бакалавриат заочной формы обучения / Н.Н. Маруха. – Макеевка: ДОНАГРА, 2018. – с.

 

Рецензенты:

Савкин Н.Л., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры растениеводства и земледелия

 

Методические рекомендации составлены с целью организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Метеорология и климатология». Содержат введение, темы занятий с перечнем конкретных заданий для самостоятельной работы студентов и рекомендациями к их выполнению, вопросы для проведения самоконтроля по учебной дисциплине, список основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов необходимых для выполнения самостоятельной работы. Методические рекомендации помогут студентам овладеть навыками самостоятельной работы, более глубоко усвоить материал курса. Предназначены для студентов всех профилей и заочной формы обучения направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство (профиль: Декоративное садоводство, Плодоовощеводство).

 

Рассмотрено на заседании предметно-методической комиссии кафедры Растениеводства и земледелия

Протокол № 5 от “12”января 2018 года

Утверждено на заседании кафедры Растениеводства и земледелия

Протокол № 5 от “16” января 2018 года

 

© ДОНАГРА, 2018



Оглавление

 

Виды самостоятельной работы студентов. 5

Введение. 7

Методические советы по изучению отдельных тем дисциплины и оформлению контрольных работ. 8

Рекомендуемая литература. 10

Тема 1. Атмосфера. 11

Тема 2. Солнечная радиация. 12

Тема 3. Температурный режим почвы и воздуха. 13

Тема 4. Водяной пар в атмосфере. 15

Тема 5. Осадки. Снежный покров. Почвенная влага. 16

Тема 6. Ветер. Погода и её предсказание. 17

Тема 7. Опасные для сельского хозяйства метеорологические явления. 18

Тема 8. Климат и его значение для сельскохозяйственного производства. 20

Тема 9. Агрометеорологические наблюдения. 22

Основные термины.. 23

Темы контрольных работ по «Метеорологии и климатологии». 27

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 29

 


Виды самостоятельной работы студентов

На основании компетентностного подхода к реализации образовательных программ, видами заданий для самостоятельной работы являются:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

- для формирования умений: решение упражнений по образцу, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), опытно- экспериментальная работа и др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Основными формами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:

­ текущие консультации;

­ коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин;

­ разбор домашних заданий (в часы практических занятий); выполнение курсовых работ в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);

­ прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);

­ выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными формами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

­ формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

­ написание рефератов, эссе;

­ подготовка к практическим занятиям (подготовка сообщений, докладов, заданий); составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

­ углубленный анализ научно-методической литературы (подготовка рецензий, аннотаций на статью, пособие и др.);

­ изучение студентами отдельных тем, вынесенных на самостоятельное изучение;

­ подбор материала, который может быть использован для написания рефератов, курсовых и квалификационных работ; подготовка презентаций;

­ подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, диспуты,);

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Самостоятельная работа тесно связана с контролем (контроль также рассматривается как завершающий этап выполнения самостоятельной работы), при выборе вида и формы самостоятельной работы следует учитывать форму контроля.

Возможные формы контроля за выполнением самостоятельной работы:- устный опрос; деловая игра, дискуссия, коллоквиум, контрольная работа, курсовая по дисциплине, научный доклад, отчет, письменная работа, презентация, творческое задание,  тестирование, реферат, устный опрос, эссе и др.




Введение

Метеорология – наука об атмосфере, ее составе, строении, свойствах и протекающих в ней явлениях и процессах. Климатология – наука о климате, закономерностях его формирования, географическом распределении и изменении во времени. Агрометеорология – это наука, изучающая метеорологические, климатические и гидрологические условия в их взаимодействии с объектами и процессами сельскохозяйственного производства. Изучению агрометеорологии отводится важное место в подготовке студентов агрономического направления сельскохозяйственных вузов.

Специалисту сельского хозяйства необходимо уметь правильно оценивать и эффективно использовать ресурсы климата для повышения продуктивности сельскохозяйственного производства. В частности, при внедрении современных технологий в сельскохозяйственное производство посредством мелиорации, средств защиты растений и механизации даёт наибольший экономический эффект, если при её осуществлении правильно учитывают как благоприятные, так и неблагоприятные агроклиматические условия каждого района.

Как показали исследования отечественных метеорологов, несмотря на повышение культуры земледелия, относительная зависимость урожая от условий погоды все ещё велика, что определяет существенные колебания урожаев от года в году. Современная метеорологическая и климатологическая информация помогает специалистам сельского хозяйства планировать сельскохозяйственные работы в соответствии с фактическими и ожидаемыми метеорологическими условиями, что позволяет ослабить влияние неблагоприятной погоды и наиболее эффективно использовать благоприятные метеорологические условия. Например, опыт показывает, что правильный учет метеорологических условий при определении сроков сева и внесения удобрений увеличивает урожай на 15 - 75%.

Изучив курс метеорологии и климатологии, студенты смогут правильно оценивать и учитывать климатические и метеорологические условия для целей сельскохозяйственного производства, а это является важно для повышения урожайности с.-х. культур, без дополнительных затрат.


Методические советы по изучению отдельных тем дисциплины и оформлению контрольных работ

Дисциплина «Метеорология и климатология входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин. Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется «Метеорология и климатология» являются: физика и ботаника.

Изучающие метеорология и климатологию должны иметь знания по различным процессам жизнедеятельности растений: фотосинтеза, дыхания, водообмена и корневого питания, а также знания основных законов физики атмосферы.

Надо уяснить связь метеорологии и климатологии с другими науками (физиологией растений и др.), значение науки для сельского хозяйства.

Вначале нужно рассмотреть задачи и методы исследований агрометеорологии, затем ознакомиться с основными этапами развития науки.

Контрольную работу следует выполнять после изучения теоретической части курса. Выполненная контрольная работа приносится для рецензии на кафедру Растениеводства и земледелия Агрономического факультета.

Контрольные работы выполняются обучающимися в печатном или письменном виде не позднее, чем за 14 дней до начала сессии

Выполнение контрольных заданий на положительную оценку («зачёт») является обязательным условием допуска обучающегося к экзамену (зачёту) по соответствующей учебной дисциплине.

Выполненная работа регистрируется в «Журнале учёта контрольных работ» на кафедре Растениеводства и земледелия Зарегистрированные работы передаются для проверки рецензенту.

Контрольная работа оценивается по зачётной системе: «зачтено», «не зачтено». Контрольная работа, признанная рецензентом удовлетворительной, оценивается "зачтено". Контрольная работа, в которой не раскрыто основное содержание вопросов или имеются ошибки в решении задач, практических или тестовых заданиях, или имеются не соответствия требованиям оформления, или имеются замечания по выбору варианта, признается неудовлетворительной и оценивается "не зачтено".

Отсутствие положительной оценки за контрольную работу влечёт за собой не допуск слушателя к экзамену (зачету) по соответствующей учебной дисциплине.

Ознакомление с результатами проверки контрольных работ проводится на кафедре в межсессионный период или по прибытию обучающихся на сессию. При получении оценки «не зачтено», контрольная работа с подробной рецензией возвращается обучающемуся на доработку.

Контрольная работа включает в себя: титульный лист; план; содержание ответов на вопросы плана; список использованных источников, в том числе учебной и научной литературы.

Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с тематикой. Использование материала, не имеющего отношения к поставленным вопросам, расценивается как недостаток. Все дословные заимствования, содержащиеся в работе, должны оформляться в виде цитат и иметь соответствующие сноски с указанием автора и наименования источника информации, места и года его издания, номера страницы (страниц).

Ссылки и сноски по тексту необходимо оформлять согласно установленным правилам.

В отдельных случаях слушатель может по согласованию с кафедрой подготовить контрольную работу по другой теме или по теме, не включенной в перечень вариантов.

К оформлению контрольных работ предъявляются единые требования (Приложение 1).

Максимальный объем контрольной работы составляет не более 15 листов ученической тетради рукописного текста или 12 листов печатного текста формата А-4 без учета приложений.

Контрольная работа выполняется в виде рукописного или печатного текста. Контрольная работа должна быть отпечатана или выполнена чётким, разборчивым почерком на листах бумаги формата А4, листы пронумерованы, на каждом листе оставлены поля для замечаний и отметок проверяющего. Текст печатается через полуторный интервал на одной стороне стандартного листа формата А4; шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пунктов.

При выполнении работы в рукописном варианте используются только синие или фиолетовые чернила, ученическая тетрадь должна содержать поля на каждой странице (4 клеточки), текст работы излагается через клеточку, титульный лист наклеивается на обложку тетради.

Контрольная работа, выполненная неразборчивым почерком, может быть оценена как не зачтённая.

Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Все страницы работы (проекта), включая и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Номер страницы ставится в середине верхнего поля.

Список литературы, использованной при написании контрольной работы, включает в себя:

    -научную литературу и материалы периодической печати;

    -практические материалы.

В список литературы включаются источники, изученные обучающимися в процессе подготовки контрольной работы, в т.ч. те, на которые имеются ссылки. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии.


Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Журина, Л.Л. Агрометеорология /Л.Л. Журина, А.П.Лосев М.: КолосС, 2012

2. Павлова, М.Д. Практикум по агрометеорологии / М.Д. Павлова Л.: Гидрометеодат,1984

3. Сенников, В. А. Практикум по агрометеорологии / В.А. Сенников, Л.Г. Ларин Л.Н., Коровина М.: КолосС, 2006

4. Чирков, Ю. Н. Агрометеорология. / Ю.Н. Чирков, Л.: Гидрометеонэдат, 1986.-320 с.

5. Иванников А.В. Краткий терминологический словарь по агрометеорологии. – Астана, 2001.- 31 с.

6. Хромов, С.П. Метеорология и климатология. / С.П.Хромов, М.А.Петросянц.-М.: «Колос».2004.-582 с.

 

Дополнительная литература:

1. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства / Коллектив авторов М.: КолосС, 2004

2. Агроклиматический справочник по Чув. АССР Коллектив авторов Л.:Гидрометеоиздат,1960

3. Агрометеорологические условия и продуктивность с/х Нечерноземной зоны РСФСР / Коллектив авторов Л.: Гидрометеоиздат, 1987

4. Шульгин, А.М. Агрометеорология и агроклиматология / А.М.Шульгин Л.: Гидрометеоиздат, 1978

5. Стернзат М.С. Метеорологические приборы и измерения. – Л.: Гидрометеоиздат, 1978. – 392 с.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://study.urfu.ru/Aid/Publication/13257/1/Sidorova.pdf

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2916062-43dc-212a-08ab-f20875c8865e/1000405A.htm

Климатическая и метеорологическая информация доступна на интернет-сайтах:

1. https://meteoinfo.ru/

2. https://www.gismeteo.ua/

3. http://www.meteorf.ru/





Тема 1. Атмосфера

Земная атмосфера как среда сельскохозяйственного производства.

Прежде всего, необходимо изучить состав воздуха, выяснить, каково значение основных газов в жизни растений. Тепловые процессы Строение атмосферы. Газовый состав приземного слоя воздуха и почвы. Современные изменения в газовом составе. Проблемы «озоновых дыр» и парникового эффекта. Загрязнения атмосферы. Природные и антропогенные источники. Влияние загрязнений на биосферу, в т.ч. на сельскохозяйственное производство. Система мер борьбы с загрязнением атмосферы.

Затем следует рассмотреть атмосферное давление, единицы и приборы для его измерения. Далее надо уяснить, что понимают под барической ступенью и горизонтальным барическим градиентом, что представляют собой изобары.

В заключение следует рассмотреть строение атмосферы и современные методы ее исследования.

Вопросы для самопроверки

 

1. Что называется атмосферой?

2. Какие методы для исследования атмосферы применяются в настоящее время?

3. На какие основные и промежуточные слои разделяется атмосфера?

4. Какое значение для сельского хозяйства имеют азот, кислород и углекислый газ, содержащийся в атмосфере?

5. Перечислите состав почвенного воздуха.

6. Какие факторы влияют на состав почвенного воздуха?

7. Какую роль в атмосфере играет озон?

8. Перечислите естественные источники загрязнения атмосферы

9. К группе искусственных загрязнителей атмосферы какие источники относятся?

10. Наиболее распространенные и опасные загрязнители атмосферы, и какие профилактические меры борьбы с загрязнением атмосферы применяются на практике?



Тема 2. Солнечная радиация

Вначале следует разобрать спектральный состав солнечной радиации, его изменение в зависимости от высоты солнца и высоты над уровнем моря. Уяснить биологическое значение основных частей солнечного спектра, обратив особое внимание на фотосинтетнчески активную радиацию.

Далее необходимо рассмотреть потоки лучистой энергии и радиационный баланс деятельной поверхности почвы. Затем надо уяснить значение интенсивности и продолжительности освещения для растений, а также приемы регулировании солнечной радиации в посевах и насаждениях. Виды потоков солнечной радиации. Солнечная постоянная. Пути ослабления солнечной радиации в атмосфере. Спектральный состав и его биологическое значение. Отраженная радиация. Альбедо поверхности. Излучение земли и атмосферы. Уравнение радиационного баланса.

Поглощение солнечной радиации в посевах. Фотосинтетически активная радиация (ФАР). Коэффициент использования ФАР. Фотосинтетический потенциал растений. Создание оптимальных условий для увеличения фотосинтетической деятельности с.-х. растений в сельском хозяйстве.

В заключение следует ознакомиться с приборами для измерении радиационных потоков.

Вопросы для самопроверки

1. Каков спектральный состав солнечного излучения?

2. Каково биологическое значение основных частей спектра, что понимают под ФАР?

3. В каких единицах, и какими приборами измеряется интенсивность лучистой энергии?

4. Что понимают под прямой, рассеянной, суммарной, отраженной радиацией?

5. Что понимают под эффективным излучением?

6. Что такое альбедо, от чего зависит его величина?

7. Что такое радиационный баланс и как записывается уравнение баланса для дня и ночи?

8. Какое влияние оказывает продолжительность дня и освещенность на сельскохозяйственные культуры?

9. Каковы пути повышения использования ФАР посевами?



Дата: 2019-03-05, просмотров: 236.