1. Понятие и функции заработной платы персонала предприятия (организации).
2. Понятие фонда оплаты труда.
3. Источники данных о заработной плате и фонде оплаты труда, источники данных для их расчета.
4. Системы и основные формы заработной платы.
5. Основные показатели анализа заработной планы и фонда оплаты труда персонала предприятия (организации).
6. Анализ и обработка собранных данных по заработной плате персонала предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин.
7. Содержательная интерпретация результатов анализа заработной планы и фонда оплаты труда персонала предприятия (организации).
Издержки и себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия (организации)
1. Понятие и виды издержек.
2. Состав издержек производства и обращения продукции.
3. Точка безубыточности и маржинальный анализ.
4. Понятие и виды себестоимости продукции.
5. Основные особенности себестоимости работ и услуг как форм продукции предприятия (организации).
6. Группировка затрат для целей исчисления себестоимости.
7. Источники данных о себестоимости продукции, источники данных для ее исчисления.
8. Анализ и обработка собранных данных по издержкам и себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа себестоимости.
9. Содержательная интерпретация результатов анализа себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия (организации).
Цена продукции (работ, услуг) предприятия (организации)
1. Понятие и виды цены продукции предприятия (организации).
2. Состав цены продукции (работ, услуг).
3. Основные особенности цены работ и услуг как форм продукции предприятия (организации).
4. Источники данных о цене продукции, источники данных для расчета цены.
5. Анализ и обработка собранных данных по цене продукции (работ, услуг) предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин.
6. Основные показатели анализа цены продукции (работ, услуг).
7. Содержательная интерпретация результатов анализа цены продукции (работ, услуг) предприятия (организации).
Экономические результаты деятельности предприятия (организации)
1. Понятие экономического результата деятельности предприятия (организации).
2. Основные показатели, характеризующие экономические результаты деятельности предприятия, их виды.
3. Состав доходов и расходов предприятия (организации).
4. Источники данных о доходах и расходах предприятия (организации).
5. Формирование прибыли предприятия (организации).
6. Основные показатели анализа экономических результатов деятельности предприятия (организации).
7. Анализ и обработка собранных данных по экономическим результатам деятельности предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин.
8. Содержательная интерпретация результатов анализа экономических результатов деятельности предприятия (организации).
Критерии оценки работы на практическом занятии
Критерии | Максимальное количество баллов за занятие |
Устный опрос
Примеры задач
1. Стоимость основных фондов фирмы в отчетном году была равна 5 млн.руб. В плане на предстоящий год предусмотрено увеличить объем производства продукции на 25% при снижении фондоемкости на 10%. Определите потребность в основных фондах на планируемый период.
2. Фирма реализовала продукцию в отчетном квартале на 400 тыс.руб. при средних остатках оборотных средств 100 тыс.руб. Определите ускорение оборачиваемости оборотных средств в днях, их абсолютное изменение и относительное высвобождение в планируемом квартале, если объем реализованной продукции возрастет на 8% при неизменной сумме оборотных средств.
3. Предприятие в отчетном году реализовало продукции на 10 млн.руб. при нормативе собственных оборотных средств в 800 тыс.руб. На планируемый год намечено увеличение реализации продукции на 30%. При этом предполагается 50% необходимого прироста норматива оборотных средств получить за счет кредита банка, а остальную сумму – за счет ускорения оборачиваемости. Как должна измениться длительность оборота оборотных средств?
Критерии оценки решения задачи:
Оценка 5 («отлично») - правильный ответ, умение объяснить, как он получен.
Оценка 4 («хорошо») - правильный ответ, но в объяснении есть неточности, которые исправляются путем ответа на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка 3 («удовлетворительно») - правильный ответ без объяснений. Правильное, но не полное объяснение по наводящим вопросам преподавателя.
Оценка 2 («неудовлетворительно») - нет ответа даже при наводящих вопросах преподавателя.
Образец кейса
Кто здесь главный?
Как принимать решения, имея 6100 партнеров в 117 странах, каждый из которых думает, что он хозяин своего предприятия? Ответить на этот вопрос не так просто, как обнаружил Джон Мадонна, когда он стал председателем правления компании "Кей-Пи-Эм-Джи Пит Марвик", крупнейшей из бухгалтерских фирм "Большой шестерки", имеющих международную сеть. Но чтобы представить себе, с чем он столкнулся, надо понять, что происходило раньше, чем Мадонна был избран председателем.
Предыдущим председателем был Ларри Хорнер, который провел множество хороших преобразований. Возможно, самым смелым его поступком было слияние в 1986 г. с голландской фирмой "Кринвилд Мейн Гордилер", что превратило "Пит" в мощнейшую фирму мирового масштаба, способную обслуживать многонациональную клиентуру. Ему удался еще один удачный "переход" через границу, когда он сманил целиком всех канадских сотрудников фирмы "Эрнст энд Винни", основного конкурента, теперь ставшего частью фирмы "Эрнст энд Янг". Вдобавок Хорнер увидел возможность для расширения бухгалтерских операций, появившуюся в результате стремительного роста числа слияний и поглощений компаний в 80-х годах, - новую область деятельности, дополнившую традиционную работу фирмы, связанную с налогами и аудитом.
Развивая деятельность фирмы в очень прибыльных направлениях, Хорнер, кроме того, поощрял либеральную политику служебного роста. Между 1984 и 1991 гг. "Пит" поднял 750 ассоциированных членов до уровня партнеров, доведя общее число партнеров в Соединенных Штатах до 1875. Это, конечно, нравилось новым партнерам, но привело к перенасыщенности компании старшим управленческим персоналом по сравнению с отечественными конкурентами. В типичной бухгалтерской фирме на каждого партнера приходится 14 аппаратных работников, в то время как в "Пит" соотношение составляло 7 человек аппарата на каждого партнера.
В хорошие времена дисбаланс между партнерами и ассоциированными членами не был основной проблемой. Денег хватало всем. Но хорошие времена не длятся вечно. Когда 80-е годы близились к завершению, бум слияний окончился, и вместе с ним прекратился и бизнес "Пит", связанный с их обслуживанием. Более того, после десятилетия слияний стало меньше крупных клиентов, которые нуждались в налоговом и аудиторском обслуживании, и американские соперники "Пит" начали захватывать все большую долю оставшегося рынка. Затем в августе 1990 г. наступил спад в экономике, и снизилась деловая активность в целом. После нескольких лет прироста, выражаемого двузначными числами, доходы "Пит" в 1989 г. снизились и в 1990 г. перестали расти.
По мере ослабления экономики партнеры начали ощущать его влияние на свои доходы, часть которых непосредственно зависит от уровня прибылей, и таким образом снижение доходов добавилось к проблеме, которая уже существовала в течение некоторого времени: разрыву в вознаграждении старших и младших партнеров. Хорнер получал около 1,2 млн. дол. в год, а некоторые младшие партнеры - лишь 1/10 часть этой суммы, и они считали, что такой разрыв - чрезмерен. Их недовольство усилилось, когда исследование, проведенное в сфере бухгалтерского учета, выявило, что партнеры "Пит" получают меньше, чем сотрудники такой же квалификации в других фирмах. В ответ на критику Хорнер назначил комиссию для изучения системы вознаграждений. Когда же комиссия порекомендовала сохранить прежнюю структуру, многие младшие партнеры были возмущены и обвинили комиссию в сговоре с высшим руководством.
По мере приближения срока перевыборов должностных лиц в 1990 г. Хорнер начал сталкиваться с растущей оппозицией, и в августе он объявил, что не будет выставлять свою кандидатуру. В течение 24 часов появилось несколько новых претендентов. Джон Мадонна, молодая харизматическая личность, быстро вышел в лидеры и был избран председателем американского филиала компании. В декабре 1990 г. он уже стал главой международной компании.
Но, завоевав "престол". Мадонна столкнулся с двумя крупными проблемами: во-первых, с желанием новых партнеров, чтобы деньги и власть распределялись более равномерно, и, во-вторых, с падением прибылей фирмы. Каким образом ему удовлетворить требования выбравших его людей и одновременно приобрести необходимый для увеличения прибылей контроль над компанией?
Вопросы к кейсу:
1. С распределения власти и доходов сталкиваются очень многие фирмы в период, когда прибыльность компании падает. От каких факторов зависит, останется фирма на плаву или нет?
2. Как организационно-правовая форма бизнеса влияет на распределение власти и доходов в фирме?
3. В чем была ошибка Ларри Харнера? Какие недостатки партнерства он не учел?
4. Какие изменения в организационно-правовой форме на ваш взгляд необходимо сделать Джону Мадонне?
5. С чего на Ваш взгляд стоит начать преобразования?
Критерии оценки решения кейса:
Оценка «5» ставится, если студент верно ответил на все вопросы кейса, сделал аргументированные выводы, предложил и обосновал пути изменения в организационно-правовой форме.
Оценка «4» ставится, если в ответах допущены неточности, выводы недостаточно аргументированы, студент предложил, но не обосновал пути изменения в организационно-правовой форме.
Оценка «3» ставится, если в ответах допущены ошибки, однако не искажающие общее впечатление, выводы не аргументированы, студент предложил, но не обосновал пути изменения в организационно-правовой форме.
Оценка «2» ставится, если ответы содержат грубые ошибки, выводы отсутствуют, пути изменения в организационно-правовой форме не представлены.
Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Вариант 1
1. Организационно-правовые формы организаций.
2. Решить задачу. Предприятие планирует продать 100 стульев. Средние переменные затраты составляют 600 руб., постоянные затраты – 100 тыс.руб. Предприятие планирует получить прибыль в размере 150 тыс.руб. По какой цене следует продавать стул?
Вариант 2
1. Показатели движения и эффективности использования персонала организации.
2. Решить задачу. Организация приобрела транспортное средство стоимостью 1800000 руб. Установлен срок полезного использования автомобиля - 4 года. Амортизация начисляется линейным способом. Определите размер ежемесячных амортизационных отчислений.
Вариант 3
1. Формы и системы оплаты труда.
2. Решить задачу. Организация приобрела объект основных средств, стоимостью 100000 руб. Срок полезного использования объекта - 8 лет. Определите размер амортизационных отчислений за третий год, если организация использует метод уменьшаемого остатка. Коэффициент ускорения – 2.
Вариант 4
1. Прибыль и рентабельность организации.
2. Решить задачу. Организация приобрела объект основных средств, стоимостью 200000 руб. Срок полезного использования объекта - 7 лет. Определите размер амортизационных отчислений за третий год, если организация использует метод суммы чисел лет.
Вариант 5
1. Понятие, сущность, состав и структура оборотных средств.
2. Решить задачу. Определить первоначальную стоимость прибора, а также остаточную на конец года, если он был приобретен и введем в эксплуатацию 25 августа по цене 45 тыс. рублей. Затраты по доставке и наладке его составили 1,2 тыс. рублей. Срок полезного использования данного прибора 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом.
Вариант 6
1. Показатели движения и эффективности использования основных средств.
2. Решить задачу. В создание объекта основных средств была вложена сумма 5 000 тыс. руб. С помощью объекта предполагается произвести 10 000 ед. продукции. Определите сумму амортизации за год, в течение которого произведено 2 000 ед. продукции.
Вариант 7
1. Амортизация основных средств предприятия.
2. Решить задачу. Среднесписочная численность работников ООО «Моника» по месяцам года составила: за январь — 80 чел.; февраль — 89 чел.; март — 96 чел.; апрель — 99 чел.; май — 103 чел.; июнь — 101 чел.; июль — 106 чел.; август — 110 чел.; сентябрь — 102 чел.; октябрь — 100 чел.; ноябрь — 100 чел.; декабрь — 95 чел. Найти среднесписочную численность работников за год.
Вариант 8
1. Понятие и виды издержек предприятия.
2. Решить задачу. Работнику на предприятии установлен оклад в размере 12 тыс. рублей, в соответствии с табелем учета использования рабочего времени из 20 рабочих дней отработано 17 рабочих дней (три дня – отпуск без сохранения заработной платы). Произвести расчет зарплаты.
Вариант 9
1. Оценка эффективности применения оборотных средств.
2. Решить задачу. Рабочему установлена часовая тарифная ставка 180 руб. Норма выработки – 3 изделия в час. Работник в соответствии с документом о выработке произвел за месяц 480 изделий. Произвести расчет заработной платы.
Вариант 10
1. Себестоимость и ее калькуляция.
2. Решить задачу. Кондитеру установлена часовая тарифная ставка 100 руб. Норма времени на изготовление единицы продукции – 45 мин. Работник в соответствии с документом о выработке изготовил за месяц 150 изделий. Произвести расчет заработной платы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.