Лицензионное программное обеспечение:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Самара 2017


 

УДК 658

ББК 65.30

Э40

 

Экономика предприятия. Учебно-методическое пособие /Составитель Нестерова С.И. – Самара: Университет «МИР», 2017. – 24 с.

 

        

Методическое пособие по дисциплине «Экономика предприятия» включает содержание тематических разделов дисциплины, материалы для текущего контроля, пример оценочных материалов для промежуточной аттестации.

Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом организации».

Составитель: Нестерова Светлана Игоревна
  к.э.н., доцент
Рецензент: Кравченко Оксана Викторовна
  к.э.н., доцент

Печатается по решению

Учебно-методического совета

АНО ВО Университета «МИР»

© АНО ВО Университет «МИР», 2017

© Составление: Нестерова С.И., 2017




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 8

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (для проведения зачета) 10

материалы для текущего контроля.. 15

Примеры тестовых заданий.. 15

Вопросы для подготовки к устному опросу. 17

Примеры задач. 19

Образец кейса. 20

Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения. 21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель дисциплины заключается в освоении теоретических и практических аспектов экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Задачами дисциплины являются:

изучение особенностей функционирования предприятий в условиях рыночной экономики;

изучение методики оценки наличия и использования ресурсной базы предприятия;

изучение экономического механизма функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование раздела Содержание раздела
Введение в экономику предприятия Объект и предмет дисциплины. Понятие предприятия (организации). Виды предприятий (организаций). Основные организационно-правовые формы предприятий (организаций). Объединения предприятий (организаций).
Основные фонды предприятия (организации) Понятие и назначение основных фондов предприятия (организации). Состав основных фондов. Натуральное и стоимостное измерение основных фондов. Источники данных об основных фондах предприятия (организации). Анализ и обработка собранных данных по основным фондам предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Износ и амортизация основных фондов. Основные показатели анализа основных фондов. Содержательная интерпретация результатов анализа основных фондов.
Оборотные средства предприятия (организации) Понятие и назначение оборотных средств предприятия (организации). Состав оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. Источники данных об оборотных средствах предприятия (организации). Анализ и обработка собранных данных по оборотным фондам предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа оборотных средств. Содержательная интерпретация результатов анализа оборотных средств.
Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда Понятие трудовых ресурсов предприятия (организации). Состав трудовых ресурсов. Источники данных о трудовых ресурсах предприятия (организации). Понятие и виды производительности труда. Источники данных для расчета производительности труда. Анализ и обработка собранных данных по трудовым ресурсам предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа трудовых ресурсов и производительности труда. Содержательная интерпретация результатов анализа трудовых ресурсов и производительности труда.
Заработная плата персонала предприятия (организации) Понятие и функции заработной платы персонала предприятия (организации). Понятие фонда оплаты труда. Источники данных о заработной плате и фонде оплаты труда, источники данных для их расчета. Системы и основные формы заработной платы. Основные показатели анализа заработной планы и фонда оплаты труда персонала предприятия (организации). Анализ и обработка собранных данных по заработной плате персонала предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Содержательная интерпретация результатов анализа заработной планы и фонда оплаты труда персонала предприятия (организации).
Издержки и себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия (организации) Понятие и виды издержек. Состав издержек производства и обращения продукции. Точка безубыточности и маржинальный анализ. Понятие и виды себестоимости продукции. Основные особенности себестоимости работ и услуг как форм продукции предприятия (организации). Группировка затрат для целей исчисления себестоимости. Источники данных о себестоимости продукции, источники данных для ее исчисления. Анализ и обработка собранных данных по издержкам и себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа себестоимости. Содержательная интерпретация результатов анализа себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия (организации).
Цена продукции (работ, услуг) предприятия (организации) Понятие и виды цены продукции предприятия (организации). Состав цены продукции (работ, услуг). Основные особенности цены работ и услуг как форм продукции предприятия (организации). Источники данных о цене продукции, источники данных для расчета цены. Анализ и обработка собранных данных по цене продукции (работ, услуг) предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа цены продукции (работ, услуг). Содержательная интерпретация результатов анализа цены продукции (работ, услуг) предприятия (организации).
Экономические результаты деятельности предприятия (организации) Понятие экономического результата деятельности предприятия (организации). Основные показатели, характеризующие экономические результаты деятельности предприятия, их виды. Состав доходов и расходов предприятия (организации). Источники данных о доходах и расходах предприятия (организации). Формирование прибыли предприятия (организации). Основные показатели анализа экономических результатов деятельности предприятия (организации). Анализ и обработка собранных данных по экономическим результатам деятельности предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Содержательная интерпретация результатов анализа экономических результатов деятельности предприятия (организации).
Введение в экономику предприятия Объект и предмет дисциплины. Понятие предприятия (организации). Виды предприятий (организаций). Основные организационно-правовые формы предприятий (организаций). Объединения предприятий (организаций).

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебная литература, в том числе:

Основная:

1. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия) : учебник / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин ; Московская государственная академия делового администрирования. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 291 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02129-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453410.

2. Арзуманова, Т.И. Экономика организации : учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 237 с. : табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02049-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453416.

3. Романенко, И.В. Экономика предприятия : учебное пособие / И.В. Романенко. - Москва : Финансы и статистика, 2011. - 352 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-279-03210-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=63610.

4. Экономика предприятия (фирмы) / В.А. Фурсов, Н.В. Лазарева, В.В. Куренная и др. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. - 349 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233084.

5. Экономика предприятия : учебник / В.Я. Горфинкель, О.В. Антонова, А.И. Базилевич и др. ; под ред. В.Я. Горфинкеля. - Москва : Юнити-Дана, 2013. - 664 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-02371-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118958.

 

Дополнительная:

1. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) : учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - Москва : Дашков и Ко, 2015. - 370 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01688-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114137.

2. Торхова, А.Н. Экономика предприятия : учебное пособие / А.Н. Торхова. - Изд. 3-е, стер. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 101 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9258-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473320.

3. Шатаева, О.В. Экономика предприятия (фирмы) : учебное пособие / О.В. Шатаева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 129 с. : табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5153-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428507.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Для успешного освоения дисциплины студенты должны посещать лекционные занятия, готовиться и активно участвовать в практических занятиях, самостоятельно работать с рекомендованной литературой. Изучение дисциплины целесообразно начать со знакомства с программой курса, чтобы четко представить себе объем и основные проблемы курса. Прочитав соответствующий раздел программы, и установив круг тем, подлежащих изучению, можно переходить к работе с конспектами лекций и учебником. Конспект лекций должен содержать краткое изложение основных вопросов курса. В лекциях преподаватель, как правило, выделяет выводы, содержащиеся в новейших исследованиях, разногласия ученых, обосновывает наиболее убедительную точку зрения. Необходимо записывать методические советы преподавателя, названия рекомендуемых им изданий. Не нужно стремиться к дословной записи лекций. Для того чтобы выделить главное в лекции и правильно ее законспектировать, полезно заранее просмотреть уже пройденный лекционный материал, для более полного и эффективного восприятия новой информации в контексте уже имеющихся знаний, приготовить вопросы лектору. Прочитав свой конспект лекций, следует обратиться к материалу учебника.

Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к пройденному материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.

Работа с литературой

При изучении дисциплины студенты должны серьезно подойти к исследованию основной и дополнительной литературы. Данное требование особенно важно для подготовки к практическим занятиям.

Особое внимание студентам следует обратить на соответствующие статьи из научных журналов. Данные периодические издания представлены в читальном зале Университета. Для поиска научной литературы по дисциплине студентам также следует использовать каталог Электронной научной библиотеки: eLIBRARY.RU, ЭБС «Университетская библиотека Online».

При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Качество учебной работы студентов определяется текущим контролем. Студент имеет право ознакомиться с ним.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного специалиста и формирование способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- качественное освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне межпредметных связей;

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;

- формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие научно-исследовательских навыков;

- формирование умения решать практические задачи (в профессиональной деятельности), используя приобретенные знания, способности и навыки.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Самостоятельная работа предполагает инициативу самого обучающегося в процессе сбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков и ответственность его за планирование, реализацию и оценку результатов учебной деятельности. Процесс освоения знаний при самостоятельной работе не обособлен от других форм обучения.

Самостоятельная работа должна:

- быть выполнена индивидуально (или являться частью коллективной работы). В случае, когда самостоятельная работа подготовлена в порядке выполнения группового задания, в работе делается соответствующая оговорка;

- представлять собой законченную разработку (этап разработки), в которой анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов;

- отражать необходимую и достаточную компетентность автора;

- иметь учебную, научную и/или практическую направленность;

- быть оформлена структурно и в логической последовательности: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения;

- содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов;

- соответствовать этическим нормам (правила цитирования и парафраз; ссылки на использованные библиографические источники; исключение плагиата, дублирования собственного текста и использования чужих работ).

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (для проведения зачета)

Блок 1 – Проверка знаний

 

Заполнить пропуски

1.7. Основные средства - это средства труда, служащие не менее ______________________, сохраняющие свою натуральную форму, и переносящие свою стоимость на стоимость ______________________ частями по мере износа.

1.8. Относительное высвобождение оборотных средств имеет место, когда темпы роста объема продаж __________________ темпы роста ______________ ______________________.

1.9. Инфляция приводит к ______________________ потребности предприятия в финансовых ресурсах.

1.10. Показатели оборачиваемости активов характеризуют ______________________ их использования на предприятии.

Блок 2 – Проверка умений

2.1. Сопоставьте возможные варианты значения рентабельности активов и их интерпретацию:

1. Значение показателя немного превышает стоимость долгосрочных заемных средств a. свидетельствует о низкой прибыльности.
2. Отрицательное значение b. свидетельствует о деградации предприятия.
3. Высокое положительное значение с. означает наличие ресурсов для выплаты дивидендов акционерам или поддержания дальнейшего развития.

2.2. Сопоставьте название показателя и источниковую базу для его расчета:

1. Коэффициент оборачиваемости a. Баланс, отчет о финансовых результатах
2. Себестоимость b. Калькуляции, отчет о финансовых результатах
3. Производительность труда с. План по труду, данные табельного учета.

2.3. Сопоставьте название показателя и формулу для его расчета:

1. Фондоотдача a. Выручка / Средняя стоимость основных фондов
2. Фондоемкость b. Средняя стоимость основных фондов / Выручка
3. Фондорентабельность c. Прибыль / Средняя стоимость основных фондов

 

2.4. Ознакомьтесь с выдержкой из отчета о финансовых результатах общества с ограниченной ответственностью «Мир» за год. Выберите данные, необходимые для расчета показателей рентабельности и заполните таблицу 1.

Блок 3 – Проверка навыков

3.1. Решите задачу. Время выполнения задания – 30 минут.

На участке сборки за отчетный год среднесписочная численность основных рабочих – 58 чел., среднегодовая стоимость основных фондов – 500 тыс.руб. В следующем году численность основных рабочих сократится на 10%, выпуск продукции возрастет на 25%, а среднегодовая стоимость основных фондов увеличится на 12%. Определите изменение фодовооруженности и фондоотдачи. Сделайте вывод.

 

Методические рекомендации к процедуре оценивания

 

Оценка результатов обучения по дисциплине, характеризующих сформированность компетенции проводится в процессе промежуточной аттестации студентов посредством контрольного задания. При этом процедура должна включать последовательность действий, описанную ниже.

1. Подготовительные действия включают:

Предоставление студентам контрольных заданий, а также, если это предусмотрено заданием, необходимых приложений (формы документов, справочники и т.п.);

Фиксацию времени получения задания студентом.

2. Контрольные действия включают:

Контроль соблюдения студентами дисциплинарных требований, установленных Положением о промежуточной аттестации обучающихся и контрольным заданием (при наличии);

Контроль соблюдения студентами регламента времени на выполнение задания.

3. Оценочные действия включают:

Восприятие результатов выполнения студентом контрольного задания, представленных в устной, письменной или иной форме, установленной заданием.

Оценка проводится по каждому блоку контрольного задания по 100-балльной шкале.

Подведение итогов оценки компетенции и результатов обучения по дисциплине с использованием формулы оценки результата промежуточной аттестации и шкалы интерпретации результата промежуточной аттестации.

 

Оценка результата промежуточной аттестации выполняется с использованием формулы:

,
где Пi – оценка каждого блока контрольного задания, в баллах


Примеры тестовых заданий

1. Часть стоимости основных средств компании, выраженная в процентном соотношении годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости основных фондов, – это

А) норма морального износа;

Б) коэффициент интенсивности замены основных фондов;

В) норма амортизации;

Г) нет верного ответа.

2. Укажите неверное утверждение.

А) Оборотные производственные фонды полностью расходуются в производственном цикле.

Б) Оборотные производственные фонды претерпевают изменение своей натурально-вещественной формы и утрачивают потребительную стоимость.

В) Оборотные производственные фонды переносят свою стоимость целиком и сразу на готовый продукт.

Г) Все утверждения верны.

3. К ненормируемым оборотным средствам можно отнести

А) готовую продукцию на складах предприятия;

Б) производственные запасы;

В) денежные средства в кассе;

Г) нет верного ответа.

4. Здания и сооружения относятся к

А) активной части основных фондов;

Б) пассивной части основных фондов;

В) оборотным производственным фондам;

Г) нет верного ответа.

5. Остаточная стоимость – это

А) первоначальная или восстановительная стоимость за минусом износа;

Б) первоначальная или восстановительная стоимость за минусом НДС и других возмещаемых налогов;

В) восстановительная стоимость, увеличенная на величину износа;

Г) нет верного ответа.

6. Перенесение по частям по мере физического износа стоимости основных фондов на производимый с их помощью продукт – это

А) амортизационные отчисления;

Б) норма амортизации;

В) амортизация;

Г) нет верного ответа.

7. Фактическая стоимость приобретения основных фондов с учетом всех необходимых расходов по доставке, установке и подготовке объектов к работе – это

а) восстановительная стоимость основных фондов;

б) ликвидационная стоимость основных фондов;

в) первоначальная стоимость основных фондов;

г) нет верного ответа.

8. Норма оборотных средств – это

а) стоимость основных фондов, которая частями, по мере износа, переносится на стоимость создаваемой продукции;

б) относительная величина (в днях или процентах), соответствующая минимальному экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей;

в) сумма вкладов учредителей предприятия и заемных средств;

г) нет верного ответа.

9. Оборотные средства предприятия, участвуя в процессе производства и реализации продукции,

а) совершают только часть оборота;

б) совершают непрерывный кругооборот;

в) не совершают кругооборота;

г) нет верного ответа.

10. К отличительным особенностям основных фондов не относится то, что

а) они многократно используются в процессе производства;

б) они переносят свою стоимость на готовую продукцию сразу;

в) они сохраняют свою натуральную форму, внешний вид в течение длительного времени;

г) нет верного ответа.

11. Время, за которое оборотные средства проходят период производства и обращения, т.е. совершают полный кругооборот, называется

а) коэффициентом оборачиваемости;

б) фондооборачиваемостью;

в) периодом оборота;

г) нет верного ответа.

12. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется

а) фондоотдачей;

б) продолжительностью одного оборота в днях;

в) общей суммой источников денежных средств в рублях;

г) нет верного ответа.

13. Ускорение оборачиваемости оборотных средств ведет к

а) увеличению потребности в оборотных средствах;

б) росту объема товарной продукции;

в) уменьшению потребности в оборотных средствах;

г) нет верного ответа.

14. Стоимость основных фондов, которая еще не перенесена на готовую продукцию, – это

а) восстановительная стоимость основных фондов;

б) ликвидационная стоимость основных фондов;

в) остаточная стоимость основных фондов;

г) нет верного ответа.

 

Устный опрос

Основные теоретические положения по вопросу раскрыты. Имеются элементы обоснования выводов. Приведены примеры. Имеются элементы систематизации информации, факты применения профессиональной терминологии. Очевидно использование источников рекомендованной литературы. Продемонстрирована культура речи. 5 баллов

 

Примеры задач

1. Стоимость основных фондов фирмы в отчетном году была равна 5 млн.руб. В плане на предстоящий год предусмотрено увеличить объем производства продукции на 25% при снижении фондоемкости на 10%. Определите потребность в основных фондах на планируемый период.

2. Фирма реализовала продукцию в отчетном квартале на 400 тыс.руб. при средних остатках оборотных средств 100 тыс.руб. Определите ускорение оборачиваемости оборотных средств в днях, их абсолютное изменение и относительное высвобождение в планируемом квартале, если объем реализованной продукции возрастет на 8% при неизменной сумме оборотных средств.

3. Предприятие в отчетном году реализовало продукции на 10 млн.руб. при нормативе собственных оборотных средств в 800 тыс.руб. На планируемый год намечено увеличение реализации продукции на 30%. При этом предполагается 50% необходимого прироста норматива оборотных средств получить за счет кредита банка, а остальную сумму – за счет ускорения оборачиваемости. Как должна измениться длительность оборота оборотных средств?

Критерии оценки решения задачи:

Оценка 5 («отлично») - правильный ответ, умение объяснить, как он получен.

Оценка 4 («хорошо») - правильный ответ, но в объяснении есть неточности, которые исправляются путем ответа на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка 3 («удовлетворительно») - правильный ответ без объяснений. Правильное, но не полное объяснение по наводящим вопросам преподавателя.

Оценка 2 («неудовлетворительно») - нет ответа даже при наводящих вопросах преподавателя.

Образец кейса

Кто здесь главный?

Как принимать решения, имея 6100 партнеров в 117 странах, каждый из которых думает, что он хозяин своего предприятия? Ответить на этот вопрос не так просто, как обнаружил Джон Мадонна, когда он стал председателем правления компании "Кей-Пи-Эм-Джи Пит Марвик", крупнейшей из бухгалтерских фирм "Большой шестерки", имеющих международную сеть. Но чтобы представить себе, с чем он столкнулся, надо понять, что происходило раньше, чем Мадонна был избран председателем.

Предыдущим председателем был Ларри Хорнер, который провел множество хороших преобразований. Возможно, самым смелым его поступком было слияние в 1986 г. с голландской фирмой "Кринвилд Мейн Гордилер", что превратило "Пит" в мощнейшую фирму мирового масштаба, способную обслуживать многонациональную клиентуру. Ему удался еще один удачный "переход" через границу, когда он сманил целиком всех канадских сотрудников фирмы "Эрнст энд Винни", основного конкурента, теперь ставшего частью фирмы "Эрнст энд Янг". Вдобавок Хорнер увидел возможность для расширения бухгалтерских операций, появившуюся в результате стремительного роста числа слияний и поглощений компаний в 80-х годах, - новую область деятельности, дополнившую традиционную работу фирмы, связанную с налогами и аудитом.

Развивая деятельность фирмы в очень прибыльных направлениях, Хорнер, кроме того, поощрял либеральную политику служебного роста. Между 1984 и 1991 гг. "Пит" поднял 750 ассоциированных членов до уровня партнеров, доведя общее число партнеров в Соединенных Штатах до 1875. Это, конечно, нравилось новым партнерам, но привело к перенасыщенности компании старшим управленческим персоналом по сравнению с отечественными конкурентами. В типичной бухгалтерской фирме на каждого партнера приходится 14 аппаратных работников, в то время как в "Пит" соотношение составляло 7 человек аппарата на каждого партнера.

В хорошие времена дисбаланс между партнерами и ассоциированными членами не был основной проблемой. Денег хватало всем. Но хорошие времена не длятся вечно. Когда 80-е годы близились к завершению, бум слияний окончился, и вместе с ним прекратился и бизнес "Пит", связанный с их обслуживанием. Более того, после десятилетия слияний стало меньше крупных клиентов, которые нуждались в налоговом и аудиторском обслуживании, и американские соперники "Пит" начали захватывать все большую долю оставшегося рынка. Затем в августе 1990 г. наступил спад в экономике, и снизилась деловая активность в целом. После нескольких лет прироста, выражаемого двузначными числами, доходы "Пит" в 1989 г. снизились и в 1990 г. перестали расти.

По мере ослабления экономики партнеры начали ощущать его влияние на свои доходы, часть которых непосредственно зависит от уровня прибылей, и таким образом снижение доходов добавилось к проблеме, которая уже существовала в течение некоторого времени: разрыву в вознаграждении старших и младших партнеров. Хорнер получал около 1,2 млн. дол. в год, а некоторые младшие партнеры - лишь 1/10 часть этой суммы, и они считали, что такой разрыв - чрезмерен. Их недовольство усилилось, когда исследование, проведенное в сфере бухгалтерского учета, выявило, что партнеры "Пит" получают меньше, чем сотрудники такой же квалификации в других фирмах. В ответ на критику Хорнер назначил комиссию для изучения системы вознаграждений. Когда же комиссия порекомендовала сохранить прежнюю структуру, многие младшие партнеры были возмущены и обвинили комиссию в сговоре с высшим руководством.

По мере приближения срока перевыборов должностных лиц в 1990 г. Хорнер начал сталкиваться с растущей оппозицией, и в августе он объявил, что не будет выставлять свою кандидатуру. В течение 24 часов появилось несколько новых претендентов. Джон Мадонна, молодая харизматическая личность, быстро вышел в лидеры и был избран председателем американского филиала компании. В декабре 1990 г. он уже стал главой международной компании.

Но, завоевав "престол". Мадонна столкнулся с двумя крупными проблемами: во-первых, с желанием новых партнеров, чтобы деньги и власть распределялись более равномерно, и, во-вторых, с падением прибылей фирмы. Каким образом ему удовлетворить требования выбравших его людей и одновременно приобрести необходимый для увеличения прибылей контроль над компанией?

Вопросы к кейсу:

1. С распределения власти и доходов сталкиваются очень многие фирмы в период, когда прибыльность компании падает. От каких факторов зависит, останется фирма на плаву или нет?

2. Как организационно-правовая форма бизнеса влияет на распределение власти и доходов в фирме?

3. В чем была ошибка Ларри Харнера? Какие недостатки партнерства он не учел?

4. Какие изменения в организационно-правовой форме на ваш взгляд необходимо сделать Джону Мадонне?

5. С чего на Ваш взгляд стоит начать преобразования?

Критерии оценки решения кейса:

Оценка «5» ставится, если студент верно ответил на все вопросы кейса, сделал аргументированные выводы, предложил и обосновал пути изменения в организационно-правовой форме.

Оценка «4» ставится, если в ответах допущены неточности, выводы недостаточно аргументированы, студент предложил, но не обосновал пути изменения в организационно-правовой форме.

Оценка «3» ставится, если в ответах допущены ошибки, однако не искажающие общее впечатление, выводы не аргументированы, студент предложил, но не обосновал пути изменения в организационно-правовой форме.

Оценка «2» ставится, если ответы содержат грубые ошибки, выводы отсутствуют, пути изменения в организационно-правовой форме не представлены.

Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Вариант 1

1. Организационно-правовые формы организаций.

2. Решить задачу. Предприятие планирует продать 100 стульев. Средние переменные затраты составляют 600 руб., постоянные затраты – 100 тыс.руб. Предприятие планирует получить прибыль в размере 150 тыс.руб. По какой цене следует продавать стул?

 

Вариант 2

1. Показатели движения и эффективности использования персонала организации.

2. Решить задачу. Организация приобрела транспортное средство стоимостью 1800000 руб. Установлен срок полезного использования автомобиля - 4 года. Амортизация начисляется линейным способом. Определите размер ежемесячных амортизационных отчислений.

 

Вариант 3

1. Формы и системы оплаты труда.

2. Решить задачу. Организация приобрела объект основных средств, стоимостью 100000 руб. Срок полезного использования объекта - 8 лет. Определите размер амортизационных отчислений за третий год, если организация использует метод уменьшаемого остатка. Коэффициент ускорения – 2.

 


 

Вариант 4

1. Прибыль и рентабельность организации.

2. Решить задачу. Организация приобрела объект основных средств, стоимостью 200000 руб. Срок полезного использования объекта - 7 лет. Определите размер амортизационных отчислений за третий год, если организация использует метод суммы чисел лет.

 

Вариант 5

1. Понятие, сущность, состав и структура оборотных средств.

2. Решить задачу. Определить первоначальную стоимость прибора, а также остаточную на конец года, если он был приобретен и введем в эксплуатацию 25 августа по цене 45 тыс. рублей. Затраты по доставке и наладке его составили 1,2 тыс. рублей. Срок полезного использования данного прибора 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом.

 

Вариант 6

1. Показатели движения и эффективности использования основных средств.

2. Решить задачу. В создание объекта основных средств была вложена сумма 5 000 тыс. руб. С помощью объекта предполагается произвести 10 000 ед. продукции. Определите сумму амортизации за год, в течение которого произведено 2 000 ед. продукции.

 

Вариант 7

1. Амортизация основных средств предприятия.

2. Решить задачу. Среднесписочная численность работников ООО «Моника» по месяцам года составила: за январь — 80 чел.; февраль — 89 чел.; март — 96 чел.; апрель — 99 чел.; май — 103 чел.; июнь — 101 чел.; июль — 106 чел.; август — 110 чел.; сентябрь — 102 чел.; октябрь — 100 чел.; ноябрь — 100 чел.; декабрь — 95 чел. Найти среднесписочную численность работников за год.

 

Вариант 8

1. Понятие и виды издержек предприятия.

2. Решить задачу. Работнику на предприятии установлен оклад в размере 12 тыс. рублей, в соответствии с табелем учета использования рабочего времени из 20 рабочих дней отработано 17 рабочих дней (три дня – отпуск без сохранения заработной платы). Произвести расчет зарплаты.

 

Вариант 9

1. Оценка эффективности применения оборотных средств.

2. Решить задачу. Рабочему установлена часовая тарифная ставка 180 руб. Норма выработки – 3 изделия в час. Работник в соответствии с документом о выработке произвел за месяц 480 изделий. Произвести расчет заработной платы.

 

Вариант 10

1. Себестоимость и ее калькуляция.

2. Решить задачу. Кондитеру установлена часовая тарифная ставка 100 руб. Норма времени на изготовление единицы продукции – 45 мин. Работник в соответствии с документом о выработке изготовил за месяц 150 изделий. Произвести расчет заработной платы.

 

 




ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Самара 2017


 

УДК 658

ББК 65.30

Э40

 

Экономика предприятия. Учебно-методическое пособие /Составитель Нестерова С.И. – Самара: Университет «МИР», 2017. – 24 с.

 

        

Методическое пособие по дисциплине «Экономика предприятия» включает содержание тематических разделов дисциплины, материалы для текущего контроля, пример оценочных материалов для промежуточной аттестации.

Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом организации».

Составитель: Нестерова Светлана Игоревна
  к.э.н., доцент
Рецензент: Кравченко Оксана Викторовна
  к.э.н., доцент

Печатается по решению

Учебно-методического совета

АНО ВО Университета «МИР»

© АНО ВО Университет «МИР», 2017

© Составление: Нестерова С.И., 2017




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 8

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (для проведения зачета) 10

материалы для текущего контроля.. 15

Примеры тестовых заданий.. 15

Вопросы для подготовки к устному опросу. 17

Примеры задач. 19

Образец кейса. 20

Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения. 21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель дисциплины заключается в освоении теоретических и практических аспектов экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Задачами дисциплины являются:

изучение особенностей функционирования предприятий в условиях рыночной экономики;

изучение методики оценки наличия и использования ресурсной базы предприятия;

изучение экономического механизма функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование раздела Содержание раздела
Введение в экономику предприятия Объект и предмет дисциплины. Понятие предприятия (организации). Виды предприятий (организаций). Основные организационно-правовые формы предприятий (организаций). Объединения предприятий (организаций).
Основные фонды предприятия (организации) Понятие и назначение основных фондов предприятия (организации). Состав основных фондов. Натуральное и стоимостное измерение основных фондов. Источники данных об основных фондах предприятия (организации). Анализ и обработка собранных данных по основным фондам предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Износ и амортизация основных фондов. Основные показатели анализа основных фондов. Содержательная интерпретация результатов анализа основных фондов.
Оборотные средства предприятия (организации) Понятие и назначение оборотных средств предприятия (организации). Состав оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. Источники данных об оборотных средствах предприятия (организации). Анализ и обработка собранных данных по оборотным фондам предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа оборотных средств. Содержательная интерпретация результатов анализа оборотных средств.
Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда Понятие трудовых ресурсов предприятия (организации). Состав трудовых ресурсов. Источники данных о трудовых ресурсах предприятия (организации). Понятие и виды производительности труда. Источники данных для расчета производительности труда. Анализ и обработка собранных данных по трудовым ресурсам предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа трудовых ресурсов и производительности труда. Содержательная интерпретация результатов анализа трудовых ресурсов и производительности труда.
Заработная плата персонала предприятия (организации) Понятие и функции заработной платы персонала предприятия (организации). Понятие фонда оплаты труда. Источники данных о заработной плате и фонде оплаты труда, источники данных для их расчета. Системы и основные формы заработной платы. Основные показатели анализа заработной планы и фонда оплаты труда персонала предприятия (организации). Анализ и обработка собранных данных по заработной плате персонала предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Содержательная интерпретация результатов анализа заработной планы и фонда оплаты труда персонала предприятия (организации).
Издержки и себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия (организации) Понятие и виды издержек. Состав издержек производства и обращения продукции. Точка безубыточности и маржинальный анализ. Понятие и виды себестоимости продукции. Основные особенности себестоимости работ и услуг как форм продукции предприятия (организации). Группировка затрат для целей исчисления себестоимости. Источники данных о себестоимости продукции, источники данных для ее исчисления. Анализ и обработка собранных данных по издержкам и себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа себестоимости. Содержательная интерпретация результатов анализа себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия (организации).
Цена продукции (работ, услуг) предприятия (организации) Понятие и виды цены продукции предприятия (организации). Состав цены продукции (работ, услуг). Основные особенности цены работ и услуг как форм продукции предприятия (организации). Источники данных о цене продукции, источники данных для расчета цены. Анализ и обработка собранных данных по цене продукции (работ, услуг) предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Основные показатели анализа цены продукции (работ, услуг). Содержательная интерпретация результатов анализа цены продукции (работ, услуг) предприятия (организации).
Экономические результаты деятельности предприятия (организации) Понятие экономического результата деятельности предприятия (организации). Основные показатели, характеризующие экономические результаты деятельности предприятия, их виды. Состав доходов и расходов предприятия (организации). Источники данных о доходах и расходах предприятия (организации). Формирование прибыли предприятия (организации). Основные показатели анализа экономических результатов деятельности предприятия (организации). Анализ и обработка собранных данных по экономическим результатам деятельности предприятия по критериям времени, порядка значений величин, единиц измерения величин. Содержательная интерпретация результатов анализа экономических результатов деятельности предприятия (организации).
Введение в экономику предприятия Объект и предмет дисциплины. Понятие предприятия (организации). Виды предприятий (организаций). Основные организационно-правовые формы предприятий (организаций). Объединения предприятий (организаций).

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебная литература, в том числе:

Основная:

1. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия) : учебник / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин ; Московская государственная академия делового администрирования. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 291 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02129-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453410.

2. Арзуманова, Т.И. Экономика организации : учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 237 с. : табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02049-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453416.

3. Романенко, И.В. Экономика предприятия : учебное пособие / И.В. Романенко. - Москва : Финансы и статистика, 2011. - 352 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-279-03210-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=63610.

4. Экономика предприятия (фирмы) / В.А. Фурсов, Н.В. Лазарева, В.В. Куренная и др. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. - 349 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233084.

5. Экономика предприятия : учебник / В.Я. Горфинкель, О.В. Антонова, А.И. Базилевич и др. ; под ред. В.Я. Горфинкеля. - Москва : Юнити-Дана, 2013. - 664 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-02371-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118958.

 

Дополнительная:

1. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) : учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - Москва : Дашков и Ко, 2015. - 370 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01688-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114137.

2. Торхова, А.Н. Экономика предприятия : учебное пособие / А.Н. Торхова. - Изд. 3-е, стер. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 101 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9258-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473320.

3. Шатаева, О.В. Экономика предприятия (фирмы) : учебное пособие / О.В. Шатаева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 129 с. : табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5153-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428507.

 

Лицензионное программное обеспечение:

Microsoft Office Professional Plus 2007

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.