Тема 3. Психологическая подготовленность спортсмена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача 1 «Средства специальной психологической подготовки».

Цель: научить студентов правильно использовать средства психологической подготовки спортсменов.

Методические указания. Студентам предлагается обсудить необходимость проведения мероприятий психологической подготовки, обосновать средства и методы психолого-педагогического воздействия.

Случаи из практики:

1. Спортсменке 16 лет, очень перспективная, может составить конкуренцию взрослым спортсменкам национальной сборной. Мама по возможности сопровождает дочь и активно принимает участие в ее подготовке.

2. Перед очередными соревнованиями мама дала спортсменке капли от насморка и она не прошла допинг-контроль. После прояснения ситуации отношение со стороны других спортсменок резко изменилось, появились насмешки, игнорирование и др.

3. Спортсменка 15 лет, занимается велоспортом. Накануне ответственных соревнований мирового уровня плохо спит, мучают кошмары, рано поднимается, долго засыпает.

4. Спортсменке 17 лет, фехтовальщица. На протяжении последнего года у нее нет хороших результатов на соревнованиях, хотя на тренировках все получается. В физическом и техническом плане она давно готова выполнить норматив МС.

Задача 2 «Определите, к какому виду психологической подготовки можно отнести следующие факты»:

1. Чемпион мира по стендовой стрельбе Мишель Каррегал на вопрос корреспондента: «…Вы не избегаете тренировок с холостым патроном?» - ответил: «Это само собой, но ещё ежедневно час-другой, сидя в кресле, я мысленно повторяю все движения на стенде. Очень полезный приём. Правда, никто из домашних даже не подозревает, чем именно я занят в эти минуты».

2. Тренер штангистов П. Савицкий рассказал, что однажды Д. Ригерт вошёл в зал, где тренировались члены сборной команды общества «Труд», увидел штангу и сказал: «Я её сейчас вырву». Посчитали на штанге - 160 килограммов. Ригерт попросил: «Дайте только один подход на 90 кг». Дали… Ригерт стоял у этой штанги четыре минуты. Казалось, что он ничего наделает, но на лбу у него выступили капли пота и струйками потекли по щекам. Поднял 90 кг. Тут же подошёл к штанге 160 кг и её тоже поднял. Его спросили: «Зачем это тебе?» Он ответил: «После баранки в Мюнхене учусь собираться в любых условиях»

Задача 3 «Укажите, какие из перечисленных утверждений относятся к общей психологической подготовке спортсменов, а какие к специальной»:

1. Оценка самооценка тренированности;

2. Овладение идеомоторной тренировкой;

3. Воспитание высокой личной ответственности перед коллективом;

4. Формирование уверенности спортсмена в возможности добиться высоких результатов;

5. Овладение приёмами саморегуляции;

6. Воспитание волевых качеств спортсмена;

7. Актуализация готовности к максимальным волевым усилиям;

8. Воспитание умения преодолевать всё увеличивающиеся трудности.

Задача 4 «Объясните, какие условия и почему помогают или мешают психологической подготовке спортсмена к предстоящему соревнованию»

1) Угроза наказания в случае проигрыша и обещание вознаграждения за победу, вызывающие чрезмерную направленность мыслей спортсмена на результат предстоящей игры.

2) Постепенное, планомерное подведение гимнаста к той оценке, которую он должен получить на соревнованиях, позволяющее тренеру сформировать у него правильную самооценку.

3) После принятия решения об участии в соревнованиях лыжник пополняет и уточняет информацию для того, чтобы иметь достаточное представление о сроках и месте проведения соревнования (длина дистанции, особенности рельефа, состояние снега и лыжни, климатические условия…).

4) Фигурист в прыжке в три оборота допускает неточность в группировке тела во время полета, поэтому прыжок не всегда получается у него удачно. Тренер перед соревнованиями неоднократно напоминает спортсмену об этой ошибке и просит, чтобы он в этот момент был особенно внимательным.

5) Боксер, отличающийся неуравновешенной нервной системой, непосредственно перед боем старается вызвать у себя представление о тактическом ходе предстоящих действий, особенностях техники и тактики противника и способах противодействия им, не фиксируя внимание не результате.

Задача 5 «Состояние психической готовности характеризуется рядом признаков. Из предложенного перечня психических явлений выберите признаки психической готовности»:

1. высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних факторов,

2. стремление бороться до конца за достижение поставленной цели,

3. непосредственное и опосредованное противоборство,

4. оптимальный уровень эмоционального возбуждения,

5. потребность в движении,

6. экстраверсия,

7. твердая уверенность в своих силах,

8. способность к саморегуляции,

Задача 6 «Определите недостающий признак психической готовности»:

1) « Я знал немало способных атлетов, которые не смогли преодолеть этот «барьер». На всесоюзных чемпионатах они творят чудеса, легко обыгрывают самых ярких, самых виртуозных конкурентов, а выходят на международный ковер – теряются, действуют робко…».

2) «Соперник навалился всем телом, и лопатки медленно прижимались к ковру. Около минуты он меня дожимал, потом чуть перехватил руки, в это мгновение я мог перекатиться на живот, но не успел, т.к. уже понял, что пожалуй проиграл. И действительно проиграл…».

3) «Чрезмерное волнение, беспричинная суетливость, нервозность помешали ему максимально мобилизоваться и реализовать все свои возможности в условиях соревнований…».

4 «Я его не боялся, но невольно начал осторожничать. Мои надежды не оправдались. Во мне что-то надломилось. Я был уверен, что подготовился к соревнованиям хорошо. Видимо мне все-таки не хватало еще технических средств, чтобы осуществить атаку по задуманному плану…».)

5) «Признаться, я сильно растерялся. Сила во мне кипела, а реализовать не смог. Сказались, вероятно, пропуски в тренировках зимой…».

Задача 7 «Объясните, какие из данных признаков относятся к объективным трудностям, а какие - к субъективным и почему?»:

1. трудности, обусловленные специфическими для данного вида спорта особенностями.

2. трудности, одинаковые по своему содержанию для всех спортсменов, занимающихся данным видом спорта.

3. личное отношение спортсмена к объективным условиям выполнения действия в данном виде спорта.

4. количественные показатели, варьирующиеся в зависимости от возраста и квалификации спортсмена.

5. трудности, связанные с особенностями личности спортсмена, его темпераментом и характером.

6. трудности, различные для представителей одного и того же вида сорта.

Задача 8 «Определите, какой из приведённых признаков соответствует тому или иному волевому качеству (смелость, настойчивость, решительность, инициативность, самообладание, целеустремлённость, дисциплинированность)»:

1. способность преодолевать систематически возникающие трудности.

2. способность подчинять свои действия установленным правилам и нормам поведения.

3. способность сознательно идти на преодоление трудностей, связанных с опасностью.

4. способность управлять своими действиями при сильных эмоциональных переживаниях.

5. способность быстро принимать правильные решения.

6. способность объективно оценить спортивную ситуацию, беря на себя ответственность за предпринимаемые действия.

7. способность сознательно ставить общие и частные цели деятельности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 770.