Из множества концепций portfolio-анализа наибольшую известность получила Бостонская матрица или модель «рост рынка – доля рынка». По этой модели все СПЕ располагаются в двухкоординатной матрице. В качестве координат используются характеристики: доля рынка и рост рынка. СПЕ, имеющие сходное исходное положение, объединяются в однородные совокупности, для которых используются четыре нормативные стратегии.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Рис. Бостонская матрица «доля рынка – рост рынка».
По позиции в Бостонской матрице выделяют четыре группы СПЕ:
1. «Знаки вопроса». Как правило, это продукты, находящиеся в начальной стадии жизненного цикла; они имеют небольшую долю рынка, но обещают высокие темпы роста. Для продуктов «знаки вопроса» используют наступательные стратегии, в них вкладывают большие инвестиции, чтобы в дальнейшем получить большую прибыль. Часто такие продукты приносят убытки, поэтому очень важной проблемой является – определение их эффективности и прибыльности в будущем, а значит и необходимости инвестиций.
2. «Звезды» находятся в фазе роста жизненного цикла. Они приносят определенную прибыль, которая уходит на укрепление их собственной позиции на рынке.
3. «Дойные коровы» - это продукты, достигшие стадии зрелости. Высокая доля рынка и большой объем производства является причиной преимуществ в области затрат. За счет высокой прибыли, приносимой этими продуктами необходимо финансировать рост других.
4. «Собаки» относятся к стадии насыщения и спада. Пока данные СПЕ остаются в зоне прибыли, их можно производить, но как только они попадают в зону убытков, от них необходимо избавляться.
Матрица GE- McKinsey.
Данная модель представляет собой развитие Бостонской матрицы. В ней рассматриваются следующие параметры СПЕ: привлекательность рынка; преимущества в конкуренции.
Привлекательность рынка или отрасли складывается из общей экономической ситуации, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, квалификацией трудового персонала.
Привлекательность рынка | Высокая | |||
Средняя | ||||
Низкая | ||||
Малые | Средние | Большие | ||
Преимущества по отношению к конкурентам |
Модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» предлагает следующие рекомендации: стратегии инвестиций и роста для СПЕ в правом левом углу матрицы; стратегии исчерпания и сокращения для СПЕ в левом нижнем углу матрицы; для СПЕ, расположенных посередине, стратегические решения принимаются в зависимости от ситуации и с учетом других факторов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.