Фонд национального благосостояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция: Резервные фонды РФ

Золотовалютные резервы РФ

2. Фонд национального благосостояния

3. Резервный фонд Президента Российской Федерации

 

Золотовалютные резервы РФ

 

Российской федерации

          В характеристике ЗВР важное значение имеет объем и соотношение золота и валюты в ЗВР.

     Что касается минимального размера ЗВР-

*Максимальный объем золотовалютных резервов за последние 10 лет составлял $596,5 млрд в июле 2008 года.

*Минимальный объем ЗВР в РФ 20 лет

составлял $10 млрд в апреле 1999 года.

ЗВР РФ млрд .долл.

2013 2014 г./К 2013 2015г./К 2013 2016 г./ К 2013 15.12.2017
$509 $385 -24% 368 - 28% 377,7 - 26% 430,3 - 15,5%

 

  Из истории ЗВР в нашей стране известно, что в общем объеме

     После демократических преобразований соотношение кардинально изменилось.

 

 

Фонд национального благосостояния

Россия — страна, богатая ресурсами газа и нефти, которые успешно экспортирует, а часть доходов федерального бюджета от продажи углеводородов поступает в Фонд национального благосостояния России. Как расходуются средства фонда со столь красивым и даже патриотичным названием, что получает в итоге народ России и насколько объективны критики, обвиняющие власть в нерачительном или вообще «грабительском» распоряжении средствами ФНБ?

Он был создан в 2012 году.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях:

- обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации,

- покрытие дефицита федерального бюджета;

 

- обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета

В российском законодательстве также прописан перечень активов, в которые дозволяется вкладывать средства ФНБ. Любое расходование денег, являющееся новшеством, требует принятия поправок в закон, разрешающих такую вольность. В настоящий момент предполагается пополнять фонд доходами при цене нефти свыше 40 долларов за баррель.

 

Источники фонда.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

- дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины с учетом положений

-доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

  

       Управление средствами ФНБ закон возлагает на Минфин РФ. Он также допускает осуществление отдельных полномочий по управлению активами фонда Банком России — тем самым, который содействует формированию Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС).

Фонд национального благосостояния стал приемником Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).[1]

Фонд способствовал стабильности экономического развития страны, являлся одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшения инфляционного давления, снижения зависимости национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

На 1.10.2015 г  размер фонда 3 600 млрд руб – около 4 трил руб – это около 5% ВВП.

Где хранятся средства фонда? В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации. При этом на операции по размещению средств Фонда национального благосостояния на указанные депозиты не распространяются требования статьи 96.11 настоящего Кодекса

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния*

 

Дата в млрд. долларов США в млрд. рублей в процентах к ВВП**
01.01.2018 66,44 3 772,83 5.0%
01.11.2014 81,74 3 547,02 5,0%
01.10.2014 83,20 3 276,79 4,6%
01.09.2014 85,31 3 150,50 4,4%
01.08.2014 86,46 3 088,79 4,3%
01.07.2014 87,94 2 957,38 4,1%
01.06.2014 87,32 3 033,17 4,2%
01.05.2014 87,62 3 127,94 4,4%
01.04.2014 87,50 3 122,51 4,4%
01.03.2014 87,25 3 145,34 4,4%
01.02.2014 87,39 3 079,94 4,3%
01.01.2014 88,63 2 900,64 4,3%
01.05.2008 32,72 773,82 1,9%
01.04.2008 32,90 773,57 1,9%
01.03.2008 32,22 777,03 1,9%
01.02.2008 32,00 783,31 1,9%

ГДЕ ХРАНЯТСЯ ДЕНЬГИ ФНБ

1.На счетах в Банке России на 1 апреля 2018г были размещены:

-$15,659 млрд,

-15,137 млрд евро

- 3,352 млрд фунтов стерлингов,

- 282,6 млн рублей.

 

2. На депозитах во Внешэкономбанке находилось 574,5 млрд руб.

3. В долговые обязательства иностранных государств на 1 апреля 2018г было вложено $3 млрд,

4. В бумаги российских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, - 112,63 млрд руб. и $4,11 млрд, в привилегированные акции кредитных организаций - 278,99 млрд руб.

СПРАВКА

Стабилизационные фонды мира

Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, например, цен на сырье. Некоторые страны копят средства в таких фондах на тот период, когда их недра будут истощены.

Аляска

В американском штате Аляска действуют фактически два фонда: сберегательный — Постоянный фонд Аляски — и стабилизационный — Конституциональный бюджетный резервный фонд. Постоянный фонд был учрежден в 1976 году как трастовый фонд для будущих поколений. Его цель — обеспечить доходы населения, когда запасы нефти истощатся. В фонд отчисляется 25% средств, полученных правительством штата от нефтяных компаний (налоги, лицензии, рента за эксплуатацию нефтепроводов). Часть прибыли идет на дивиденды жителям Аляски.

Конституционный бюджетный резервный фонд создан в 1990 году в ответ на резкое падение цен на нефть. Фонд компенсирует падение доходов бюджета штата, в том числе для финансирования кассового разрыва в течение фискального года.

Венесуэла

Фонд макроэкономической стабилизации был создан в Венесуэле в 1998 году, когда мировые цены на нефть упали до минимума. Цель — защита экономики и госбюджета от колебаний цен на нефть. Средства фонда направляют на сглаживание колебаний доходов от экспорта нефти как центрального, так и региональных правительств и государственной нефтяной компании.

Кувейт

В Кувейте существует два фонда — Бюджетный резервный фонд (с 1960 года) и Резервный фонд будущих поколений (с 1976 года). Именно из них Кувейт финансировал восстановление страны после войны 1990—1991 годов.

Нефтяной фонд Кувейта аккумулирует средства из профицита бюджета, образующегося вследствие доходов от экспорта нефти. Резервный фонд нацелен на обеспечение доходов будущим поколениям. Отличительной чертой функционирования фондов в Кувейте является запрет на распространение информации об объеме их средств.

Нигерия

В 2004 году правительство Нигерии приняло решение создать Стабилизационный фонд и перевести в него 50% нефтяной сверхприбыли за предыдущий год. Однако уже в ноябре того же года из этих средств было изъято $280 млн, которые были потрачены на компенсацию гражданам их затрат на бензин. Фонд так и не начал функционировать.

Норвегия

В Норвегии в 1990 году был создан Государственный нефтяной фонд. Он выполняет роль как стабилизационного, так и «фонда будущих поколений». Порядок наполнения фонда определяется правительством и ежегодно утверждается парламентом, в него идет около половины нефтяных доходов госбюджета. Правительство имеет право запросить разрешения у парламента на использование средств фонда для краткосрочных целей (компенсации падения доходов бюджета) и для долгосрочного выравнивания объема доходов казны по мере снижения объемов производства нефти и роста социальных расходов.

Оман

В Омане в 1980 году был создан Государственный резервный фонд, а в 1993 году — еще и Нефтяной фонд. Правда, фонды наполнить так и не удалось, так как их средства постоянно шли на покрытие бюджетного дефицита.

Чили

Медный стабилизационный фонд Чили был создан в 1985 году. Его задача — стабилизация курса валюты и доходов бюджета независимо от колебаний цен на медь. Объем поступлений в фонд рассчитывается по формуле в зависимости от превышения фактической текущей цены меди по экспортным контрактам над базовой долгосрочной ценой. Использование средств фонда разрешено правительству в случае, если фактическая текущая цена находится ниже базовой.

Замена западным кредитам

Итак, ФНБ почти разобран лоббистами, деньги из Резервного фонда уже призываются в текущий бюджет, правительству развязаны руки, чтобы использовать их по своему усмотрению и в будущем году. А без резервных денег «кудринская» модель разрушится. Нужна замена. И не тогда, когда в обществе, в экспертной среде или среди политиков будет найден компромисс по поводу того, какой должна быть новая модель, а прямо сейчас — что называется, с сегодня на завтра.

Позвольте, может сказать пытливый читатель, как же так, ведь еще в начале октября, выступая на форуме «Россия зовет!», Владимир Путин говорил: «В основе наших действий, как и прежде, будет ответственная, сбалансированная макроэкономическая, бюджетная политика». В конце концов, у нас профицит бюджета, не надо нагнетать страсти!

Да, у нас профицит федерального бюджета, и это тоже своего рода резервный фонд. Но 6 октября, после форума, Путин подписал закон, по которому с 2015 года дополнительные доходы от продажи нефти и газа могут быть направлены на покрытие бюджетного дефицита вместо пополнения Резервного фонда. Затем, 7 октября, министр финансов Антон Силуанов заявил, что и в 2014 году, «если ценовая конъюнктура будет такая же, как сейчас, то, наверное, не будет возможности осуществить пополнение Резервного фонда».

Когда при внешнем финансовом благополучии власть заранее готовит законодательную базу для того, чтобы оперативно бросить резервы в прорыв, возникает ощущение, что та самая разрекламированная финансовая стабильность — если и не миф, то уже и не вполне правда. Оказывается, мы стоим на берегу, океан мелеет, впереди цунами. Большая волна еще не видна, но признаки ее приближения налицо. Что это за волна и куда она ударит?..

Ответ заключается в законе, подписанном президентом 6 октября. В нем говорится, что изымаемые в бюджет средства, которые не попадут в Резервный фонд, могут использоваться «в качестве замены заимствованиям».

Смысл вот в чем: федеральный бюджет подставляет плечо ЦБ и заранее резервирует средства, которые могут понадобиться банкам для рефинансирования их долгов. Уже это свидетельствует: положение серьезно.

8 октября точки над «i» расставило международное рейтинговое агентство Moody's. Оно прогнозирует: российские компании окажутся перед лицом кредитного кризиса, если Запад не ослабит санкции и не восстановит доступ к международным рынкам капитала. Эксперты агентства считают, что помимо некрупных банков под ударом в первую очередь могут оказаться металлургические предприятия и компании, специализирующиеся на рынке недвижимости.

Есть и другие данные. ЦБ считает, что российские банки и корпорации должны выплатить до конца 2015 года $134 млрд. Только в декабре погашению подлежит колоссальная сумма в $32 млрд.

Никто не заменит ФНБ?

Вот теперь все ясно. Если Россия останется отрезанной от финансовых рынков, впереди банковский кризис, за которым может последовать кризис общеэкономический. Правительство собирает все резервы, чтобы они, как Александр Матросов, закрыли собой смертоносную амбразуру.

Прикрыться нефтедолларами не удастся. Цены на черное золото с середины июня упали на 25% и «вставать с колен» не собираются. Так что с надвигающейся опасностью предстоит справляться самим: джинн нефтяных цен взял тайм-аут, традиционно положиться на, строго говоря, незаработанную ренту на этот раз не получается, отчего и модель Кудрина пришла в негодность.

Что делать? Арсенал невелик. Нужно активизировать политические усилия, чтобы прорвать кредитную блокаду санкций. Если прорыв затянется или не удастся, то остаются три возможности.

Первая — ужесточить налоги. Отчасти это уже происходит. С 1 января вводится налог на имущество, рассчитанный из кадастровой (то есть рыночной) стоимости, а не как сейчас — из инвентаризационной.

Пока не ликвидирована окончательно опасность появления налога с продаж. Обсуждается и повышение НДС. Но этот путь очевидно ведет к удушению экономики и, что называется, весьма ограниченно годен.

Вторая возможность — снижение госрасходов. Фактически происходит и это, иначе у российского федерального бюджета не было бы столь значительного профицита. Расходы будут сокращаться и дальше. Думаю, о знаменитых майских указах Путина от 2012 года, предусматривающих, в частности, значительный рост социальных расходов, впредь говорить будут все меньше и все тише. При этом понятно, что в сложившихся условиях расходы на оборону и безопасность уменьшаться точно не будут.

В бюджет уже мобилизованы все резервные фонды. Так что здесь поиск новых защитников российской экономики от наступающего кризиса тоже ничего не даст.

Но есть и третья возможность. Это мобилизация ЦБ на защиту экономики. Сначала об этом тихо с оглядкой поговаривали на рынке, потом в полный печатный голос к этому призвал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Есть еще и возможность запустить руку в резервы ЦБ.

Тогда выстраивается не просто пожарный ответ на имеющийся вызов, а новая модель регулирования. Она не должна ограничиваться мобилизацией ЦБ на решение проблем долговых выплат. В развернутом виде новая модель может означать инвестиционную поддержку ограниченного числа действительно приоритетных проектов. Иной вариант инвестиционной подпитки экономики не просматривается.

Руководство ЦБ возможность своей мобилизации на принудительные работы по поддержке экономики решительно отвергает, приводя доводы из учебников по рыночной экономике. Но была б российская экономика в полной мере рыночной, вопрос бы, скорее всего, стоял иначе. Сейчас же чем дальше, тем меньше возможностей избежать такой мобилизации.

Что ж, в свое время женский батальон оборонял Зимний, правда, безуспешно. Похоже, Эльвире Набиуллиной и Ксении Юдаевой предстоит задуматься о том, что делать, если им будут вручены повестки вступить в армию защиты экономики.

 

  Власти извлекли из этой ситуации уроки и в начале 2000-х создали систему страхования вкладов, начали накапливать золотовалютный запас и заботиться о международных резервах.

Монетарное золото

В государственный запас идут только слитки и монеты, отлитые из золота не ниже 995-й пробы. Две трети российских запасов хранятся в Москве, в специальном хранилище. В марте 2015 года Банк России купил 1 млн тройских унций такого золота — это 30 тонн металла, доведя российские запасы до 1238 тонн. Таким образом, был обновлен исторический рекорд 2004 года.

Примечательно, что и в 2014 году российские монетарные власти купили 172,9 тонны драгоценного металла, а в 2016 году 180 тонн. Кампания по скупке золота велась без лишнего шума и вопреки нарастающим экономическим проблемам, которые толкали руководство страны к тому, чтобы поддержать слабеющий рубль или, наоборот, вложиться в растущие валюты наших заклятых партнеров. В итоге российская финансовая политика 2014 года неожиданно обернулась тем, что страна стала продавать нефть… за монетарное золото. Таким образом, Москва «асимметрично ответила» и Соединенным Штатам, привыкшим получать все, что им нужно, в обмен на ничем не обеспеченные долларовые фантики, и их сателлитам из Эр-Рияда, обвалившим мировые цены на нефть.

   В долгосрочной перспективе российский «золотой маневр» выглядит еще более виртуозным: дело в том, что падение цен на нефть и кредитно-денежная политика Федеральной резервной системы США привели к тому, что в 2014 году бакс бил рекорды стоимости и по отношению к рублю, евро и другим активам. В числе «пострадавших» оказалось и золото, обновившее минимум 2010 года. В результате Россия покупала дешевое золото за дорогой доллар. Нетрудно сообразить, кто останется в выигрыше, когда американская валюта войдет в последнее пике, а золото окажется нужным всем и каждому.

Судя по результатам первого полугодия текущего года, Москва не намерена тормозить работу отлаженного механизма по конвертации фантиков в бруски. В июне золотой запас РФ увеличился до 1318,7 тонны. Учитывая, что килограмм золота на мировом рынке, по данным на 14 октября, оценивается в 37 836 долларов, стоимость российского актива тянет почти на 50 млрд долларов. По величине золотых запасов Россия находится на 7-м месте в мире.

SDR

Часть запасов Россия хранит в виде «специальных прав заимствования» (Special Drawing Rights, SDR) Международного валютного фонда.

SDR — виртуальная расчетная единица, стоимость которой определяется на основе пяти валют: доллара США, евро, британского фунта и иены, юаня) вклады в которые и составляют активы МВФ (сейчас в эту компанию попал). На момент написания статьи одна единица специальных прав заимствования (SDR или XDR) равнялась 87,83 российского рубля.

В 2014 году Россия владела специальными правами на сумму 9 млрд долларов.

 

Соответствующие веса для доллара США, евро, китайского юаня, японской иены и фунта стерлингов составляют: 41,73 процента, 30,93 процента, 10,92 процента, 8,33 процента и 8,09 процента [1] . Эти веса будут использоваться для определения сумм каждой из пяти валют, включенных в новую корзину оценки стоимости СДР, которая будет действовать с 1 октября 2016 года.

Резервная позиция в МВФ

 

Известно, что МВФ, объединяющий в настоящее время 188 государств, предоставляет кредиты странам, испытывающим дефицит платежного баланса. Упомянутая резервная позиция — это сумма двух составляющих:

резервного транша, то есть доли страны в МВФ;
кредитной позиции, то есть долга этому государству со стороны МВФ.

 

Кредитная позиция — общий объем непогашенных займов, предоставленных фонду государством-членом в рамках кредитных соглашений. Резервный же транш определяется как превышение величины квоты страны — члена МВФ над суммой национальной валюты этой самой страны, находящейся на счете фонда. 25% своего вложения в капитал МВФ (именно столько составляет квота) государство может получить назад в любое время по своему желанию. Если МВФ использует часть нацвалюты государства-члена для предоставления кредитов другим странам, резервная доля этого государства увеличивается.

Покупка иностранных валют за национальную в рамках 25-процентной квоты, которая не считается кредитом от МВФ, увеличивает резервный актив страны-приобретателя.

Уставный капитал МВФ составляет около 217 млрд СДР, то есть немногим более 19 трлн руб. До 2005 года Россия сама имела долги перед МВФ, а затем расплатилась и стала кредитором. Доля РФ в капитале фонда составляет около 2,8% (у США она более 17%, у стран Евросоюза — свыше 30%). По размеру квоты Россия находится на 9-м месте.

 


РЕПО и доллары

В золотовалютные резервы также засчитываются депозиты в иностранных центральных банках, средства на корреспондентских счетах в Банке международных расчетов и на счетах иностранных кредитных организаций. Учитываются и объемы сделок РЕПО (repurchase agreement) — покупки или продажи ценных бумаг с условием обратного выкупа через определенное время по заранее оговоренной цене.

Разумеется, в резервы входят запасы иностранной валюты и ценных бумаг — это основная часть запасов страны, и в отличие от золотой составляющей в течение последнего года она активно тратилась. В 2014 году общий размер золотовалютных резервов (ЗВР) страны сократился на 25% — с 509 млрд долларов до 385 млрд долларов. В нынешнем году тенденция продолжилась: Банк России потратил еще 16 миллиардов, и в результате, по данным на 18 сентября, ЗВР составили 369 млрд долларов. Основная часть средств была потрачена в иностранной валюте — на сглаживание курса рубля, валившегося вслед за нефтью. Стоит отметить, что если ситуацию ноября-декабря 2014 года ведомство Эльвиры Набиуллиной «слило» вчистую, то с января этого года ЦБ начал действовать относительно эффективно.

В январе Центробанк потратил 6 млрд долларов из ЗВР на сглаживание падения рубля, вызванного снижением цен на нефть с 57 до 47 долларов за баррель. В феврале и марте в результате аналогичных интервенций резервы сократились до 351,7 млрд долларов, обновив минимум 2007 года. Тем не менее, цель была достигнута: рубль не провалился на дно нефтяной скважины, банковская система устояла. Дождавшись стабилизации ситуации, Банк России принялся пополнять резервы и к 15 мая довел их до 362 млрд долларов. Впрочем, скупка более чем 11 млрд баксов за несколько недель пошатнула российский рынок, из-за чего регулятору пришлось «слить» обратно около 5 млрд. Так или иначе, за летние месяцы Банку России удалось подрастить ЗВР до нынешних 369 млрд.

В июне на Петербургском экономическом форуме руководство ЦБ заявило, что считает необходимым увеличить объем ЗВР до прежних 500 млрд долларов. Многие обозреватели восприняли это как обещание продолжить в ближайшие полтора года закупки американской валюты. Однако по факту политика регулятора пока идет в ином направлении: количество долларов постепенно сокращается, а объем твердого золота растет.

Американские облигации

 

Отдельная и весьма печальная тема — роль американских долговых облигаций в структуре российских ЗВР. Как известно, адепты и последователи «кудриномики» (термин, происходящий от фамилии бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина испытывают болезненную, почти непреодолимую страсть к покупке US Treasuries — казначейских облигаций США.

Эти государственные ценные бумаги, с определенной периодичностью выпускаемые американским Минфином и привлекающие зарубежных покупателей кажущимся отсутствием кредитного риска, на деле являются инструментом финансирования государственного долга Соединенных Штатов. Благодаря им казначейство привлекает дополнительные средства, необходимые правительству. А конца-края госдолгу США, как известно, не существует.

В 2014-м — начале 2015-го, на фоне антироссийских санкций и неприкрытой враждебности со стороны Вашингтона, российские монетарные власти сумели перебороть себя и продали почти половину американских облигаций, сократив российский пакет этих «ценных» бумаг с 116,4 до 66,5 млрд долларов.

  Однако едва ситуация немного наладилась, руководство ЦБ повело себя, как завзятый алкоголик: в июне прикупило американских облигаций на небольшую сумму — 1,4 млрд долларов, а в июле, не получив по голове от Кремля, уже «хряпнуло» по полной, вложив в эти обязательства 9,7 млрд долларов.

По последним данным, РФ владеет американскими долговыми обязательствами на сумму 81,7 млрд долларов и является 16-м по величине кредитором демократической империи. Для сравнения, главный держатель американских долгов Китай имеет пакет обязательств на 1,24 трлн и постепенно избавляется от этих активов. Второй кредитор, Япония, наоборот, скупает американские расписки, имея пакет уже на 1,19 трлн. Третий в очереди — блок Карибских стран, суммарно обогативший США на 324,5 млрд долларов.

Лекция: Резервные фонды РФ

Золотовалютные резервы РФ

2. Фонд национального благосостояния

3. Резервный фонд Президента Российской Федерации

 

Золотовалютные резервы РФ

 

Российской федерации

          В характеристике ЗВР важное значение имеет объем и соотношение золота и валюты в ЗВР.

     Что касается минимального размера ЗВР-

*Максимальный объем золотовалютных резервов за последние 10 лет составлял $596,5 млрд в июле 2008 года.

*Минимальный объем ЗВР в РФ 20 лет

составлял $10 млрд в апреле 1999 года.

ЗВР РФ млрд .долл.

2013 2014 г./К 2013 2015г./К 2013 2016 г./ К 2013 15.12.2017
$509 $385 -24% 368 - 28% 377,7 - 26% 430,3 - 15,5%

 

  Из истории ЗВР в нашей стране известно, что в общем объеме

     После демократических преобразований соотношение кардинально изменилось.

 

 

Фонд национального благосостояния

Россия — страна, богатая ресурсами газа и нефти, которые успешно экспортирует, а часть доходов федерального бюджета от продажи углеводородов поступает в Фонд национального благосостояния России. Как расходуются средства фонда со столь красивым и даже патриотичным названием, что получает в итоге народ России и насколько объективны критики, обвиняющие власть в нерачительном или вообще «грабительском» распоряжении средствами ФНБ?

Он был создан в 2012 году.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях:

- обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации,

- покрытие дефицита федерального бюджета;

 

- обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета

В российском законодательстве также прописан перечень активов, в которые дозволяется вкладывать средства ФНБ. Любое расходование денег, являющееся новшеством, требует принятия поправок в закон, разрешающих такую вольность. В настоящий момент предполагается пополнять фонд доходами при цене нефти свыше 40 долларов за баррель.

 

Источники фонда.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

- дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины с учетом положений

-доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

  

       Управление средствами ФНБ закон возлагает на Минфин РФ. Он также допускает осуществление отдельных полномочий по управлению активами фонда Банком России — тем самым, который содействует формированию Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС).

Фонд национального благосостояния стал приемником Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).[1]

Фонд способствовал стабильности экономического развития страны, являлся одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшения инфляционного давления, снижения зависимости национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

На 1.10.2015 г  размер фонда 3 600 млрд руб – около 4 трил руб – это около 5% ВВП.

Где хранятся средства фонда? В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации. При этом на операции по размещению средств Фонда национального благосостояния на указанные депозиты не распространяются требования статьи 96.11 настоящего Кодекса

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния*

 

Дата в млрд. долларов США в млрд. рублей в процентах к ВВП**
01.01.2018 66,44 3 772,83 5.0%
01.11.2014 81,74 3 547,02 5,0%
01.10.2014 83,20 3 276,79 4,6%
01.09.2014 85,31 3 150,50 4,4%
01.08.2014 86,46 3 088,79 4,3%
01.07.2014 87,94 2 957,38 4,1%
01.06.2014 87,32 3 033,17 4,2%
01.05.2014 87,62 3 127,94 4,4%
01.04.2014 87,50 3 122,51 4,4%
01.03.2014 87,25 3 145,34 4,4%
01.02.2014 87,39 3 079,94 4,3%
01.01.2014 88,63 2 900,64 4,3%
01.05.2008 32,72 773,82 1,9%
01.04.2008 32,90 773,57 1,9%
01.03.2008 32,22 777,03 1,9%
01.02.2008 32,00 783,31 1,9%

ГДЕ ХРАНЯТСЯ ДЕНЬГИ ФНБ

1.На счетах в Банке России на 1 апреля 2018г были размещены:

-$15,659 млрд,

-15,137 млрд евро

- 3,352 млрд фунтов стерлингов,

- 282,6 млн рублей.

 

2. На депозитах во Внешэкономбанке находилось 574,5 млрд руб.

3. В долговые обязательства иностранных государств на 1 апреля 2018г было вложено $3 млрд,

4. В бумаги российских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, - 112,63 млрд руб. и $4,11 млрд, в привилегированные акции кредитных организаций - 278,99 млрд руб.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 232.