Дисциплина «Управление технической эксплуатацией морских судов»
Лекция 1. Управление флотом судоходной компании
Введение
Статистика показывает, что уровень рентабельности в судоходстве составляет 6 ÷ 9%. Поэтому для судоходной компании, жизненно важно контролировать, снижать и оптимизировать эксплуатационные издержки.
В структуре последних издержки, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом, составляют 20–30%, занимая второе место после затрат на топливо. В этой связи управлению технической эксплуатацией флота в судоходстве всегда уделялось и уделяется большое значение.. В отрасли функционируют компании или отдельные службы внутри компаний, занимающиеся исключительно вопросами эксплуатации судов как технических объектов. Технический менеджмент включает в себя следующие функции:
- обслуживание судов - техническое обслуживание, обеспечение сменно-запасными частями, смазочными и расходными материалами, предъявление судна классификационному обществу для освидетельствования;
- подготовка судов к ремонту - составление ремонтных ведомостей, проведение тендеров по отбору судоремонтных заводов и поставщиков сменно-запасных частей;
- организация и наблюдение за ремонтом судов;
- инспектирование технического состояния судов, расследование аварий и происшествий, связанных с их эксплуатацией;
- планирование, учет и анализ расходов по судовым техническим бюджетам.
Техническая эксплуатация флота (ТЭФ) в общей системе «морской транспорт» может рассматриваться как один из видов производственной деятельности людей, обеспечивающей возможность использования флота по прямому назначению.
Цель технической эксплуатации флота как самостоятельной системы состоит в обеспечении возможности выполнения судами транспортной работы и поддержании их в исправном техническом состоянии в течение всего срока службы.
Приоритетными считаются следующие задачи технического менеджмента:
- оптимизация затрат на техническую эксплуатацию судов;
- сокращение непроизводительных простоев судов;
- снижение аварийности, повышение безопасности эксплуатации судов;
- повышение эффективности использования персонала;
- переход к управлению, ориентированному на производственный процесс.
Общая характеристика морской транспортной системы
Морской транспорт можно рассматривать как морскую транспортную систему, представляющую собой совокупность судов, портов, судоремонтных и других предприятий, персонала и системы управления, взаимодействующих в целях обеспечения потребностей в морских перевозках.
Управление в сфере водного транспорта в настоящее время осуществляется по трем основным направлениям:
- управление государственным сектором отрасли морского и речного транспорта - предприятиями, действующими на хозрасчетной основе (морские торговые порты, судоремонтные заводы, государственные судоходные компании и т. п.);
- управление предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства, судов, портов и портовых сооружений (ФГУП «Гидрографическое предприятие» и лоцманские службы морских портов, ФГУ «Государственная морская аварийно-спасательная служба», научные учреждения и предприятия морских и внутренних водных путей);
- организация надзорной деятельности в отрасли морского и речного транспорта (региональные подразделения государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Российский морской регистр судоходства).
Лекция 2. Основы теории управления производством на морском транспорте
Технический менеджмент судоходной компании
Рисунок 3.1 - Структура управления технической эксплуатацией в судоходной компании
Как показывает опыт управления судоходными компаниями, обычно численность управленческих структур по отношению к плавсоставу составляет 10-15%. То есть компании, имеющие 15…20 судов, управляются примерно 40…45 работниками, включая вспомогательный персонал.
Лекция 4. Процессы технического использования судов
Процесс технической эксплуатации представляет собой совокупность технологических процессов, в результате которых изменяется одно из состояний объектов ТЭ – судовой техники, судна в целом, флота. При этом выделяют следующие основные состояния объектов:
– подготовка к использованию;
– использование по назначению;
– проведение различных видов технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).
Технологические процессы ТЭ включают в себя:
– подготовку судов к выходу в рейс;
– управление судовой техникой, обеспечивающее технически грамотную, надежную и экономичную её эксплуатацию в ходовом и стояночном режимах судна;
– рациональное использование топлив, смазочных масел и технической воды;
– контроль технического состояния судовых конструкций и технических средств;
– поддержание и восстановление их исправного и работоспособного состояния.
Эти процессы непосредственно выполняют судовые экипажи, персонал береговых предприятий и подразделений и обеспечивают органы управления технической эксплуатацией, производственные мощности судоремонтных предприятий, базы материально-технического снабжения, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации морских судов (ПТЭ) все процессы ТЭ делятся на три взаимосвязанные части:
– техническое использование, обеспечивающее безопасную работу судов по назначению с технико-экономическими показателями, предусмотренными конструкторской документацией или заданными судовладельцем;
– техническое обслуживание, обеспечивающее поддержание исправного состояния судовых конструкций и технических средств и выполняемое без вывода судов из эксплуатации;
– ремонт, обеспечивающий восстановление до необходимого уровня технического состояния судовых конструкций и технических средств (СК и СТС) и выполняемый с выводом судов из эксплуатации.
Классификация процессов технической эксплуатации показана на рис. 1.1. Следует иметь в виду определенную условность такой классификации, так как ряд процессов ТЭ, например, процессов контроля технического состояния судовых конструкций и технических средств, присущ трем составным частям ТЭ.
Рисунок 4.1 - Содержание процессов технической эксплуатации судна
Все процессы технического использования судов можно сгруппировать следующим образом:
– управление судовой техникой;
– использование топлив, масел и технической воды;
– контроль технического состояния.
Виды ремонта судов
Основными признаками классификации видов ремонта судов являются: характер протекания процессов, приводящих к изменению технического состояния; степень регламентации периодичности ремонта, назначение ремонта. В зависимости от характера протекания процессов, приводящих к изменению технического состояния элементов судна, ремонты судов делят на плановые и неплановые.
Рисунок - Виды ремонта судна
Лекция 6. Система управления безопасностью и качеством на морском транспорте
Дисциплина «Управление технической эксплуатацией морских судов»
Лекция 1. Управление флотом судоходной компании
Введение
Статистика показывает, что уровень рентабельности в судоходстве составляет 6 ÷ 9%. Поэтому для судоходной компании, жизненно важно контролировать, снижать и оптимизировать эксплуатационные издержки.
В структуре последних издержки, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом, составляют 20–30%, занимая второе место после затрат на топливо. В этой связи управлению технической эксплуатацией флота в судоходстве всегда уделялось и уделяется большое значение.. В отрасли функционируют компании или отдельные службы внутри компаний, занимающиеся исключительно вопросами эксплуатации судов как технических объектов. Технический менеджмент включает в себя следующие функции:
- обслуживание судов - техническое обслуживание, обеспечение сменно-запасными частями, смазочными и расходными материалами, предъявление судна классификационному обществу для освидетельствования;
- подготовка судов к ремонту - составление ремонтных ведомостей, проведение тендеров по отбору судоремонтных заводов и поставщиков сменно-запасных частей;
- организация и наблюдение за ремонтом судов;
- инспектирование технического состояния судов, расследование аварий и происшествий, связанных с их эксплуатацией;
- планирование, учет и анализ расходов по судовым техническим бюджетам.
Техническая эксплуатация флота (ТЭФ) в общей системе «морской транспорт» может рассматриваться как один из видов производственной деятельности людей, обеспечивающей возможность использования флота по прямому назначению.
Цель технической эксплуатации флота как самостоятельной системы состоит в обеспечении возможности выполнения судами транспортной работы и поддержании их в исправном техническом состоянии в течение всего срока службы.
Приоритетными считаются следующие задачи технического менеджмента:
- оптимизация затрат на техническую эксплуатацию судов;
- сокращение непроизводительных простоев судов;
- снижение аварийности, повышение безопасности эксплуатации судов;
- повышение эффективности использования персонала;
- переход к управлению, ориентированному на производственный процесс.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 444.