Формы предприятий
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Основными задачами предприятий является удовлетворение общественных потребностей в производимой продукции, выполняемых работах, оказываемых услугах, а также получение прибыли.
Для осуществления своей деятельности предприятие формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения.
Источниками имущества предприятия являются:
- денежные и материальные взносы учредителей предприятия;
доходы от реализации продукции, работ и услуг;
ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;
капитальные вложения и дотации из бюджетов различных уровней;
безвозмездные или благотворительные взносы;
пожертвования организаций, предприятий и граждан;
выкуп имущества государственных предприятий путем конкурса, аукциона, тендера;
выкуп имущества государственного предприятия путем акционирования;
иные источники, не запрещенные законодательством.
В соответствии с законодательством могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных и религиозных организаций.
Индивидуальное (семейное) частное предприятие основано на собственности граждан. Единоличная форма имеет следующие преимущества: простота в организации; полная самостоятельность; свобода, оперативность действий; максимум побудительных мотивов; конфиденциальность деятельности; низкие организационные издержки; гибкость. К ее недостаткам следует отнести трудности привлечения больших капиталов, неопределенность сроков деятельности, неограниченную ответственность за долги, недостаток специализированного менеджмента, функциональные недостатки.
Арендное предприятие создается на основе договора аренды с собственником имущества и трудовым коллективом, взявшим имущество в аренду.
Государственное предприятие учреждается органом государственной власти. Имущество государственного предприятия образуется за счет бюджетных средств или вкладов других государственных предприятий, полученных доходов.
Муниципальное предприятие учреждается местными органами власти. Имущество таких предприятий также образуется за счет бюджетных ассигнований соответствующего уровня или других муниципальных предприятий.
Механизм функционирования предприятия
Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлении.
1. Основное требование, которое выдвигает рынок предприятию, - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но чтобы выпуск обеспечивал получение прибыли.
. На смену требованию выпуска как можно большего количества продукции в социалистической экономике приходит требование - не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать, и в дальнейшем наращивать объемы.
3. На смену существовавшим ограничениям на предприятии со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность - возможность несостоятельности и банкротства предприятия.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий (рисунок 1):
Объем производства, шт.
Рисунок 1 - Жизненный цикл товара, где I - стадия внедрения;II - стадия роста;III - стадия зрелости;IV - стадия насыщения;V - стадия спада.
- внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;
- рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
- зрелость, характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
- насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
спад, представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.
Регулирующая роль цены
В рыночных условиях цена служит существенным регулятором производства и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на величину формируемой прибыли, на характер и результаты конкурентной борьбы.
Цена на выпускаемую продукцию для предприятия есть договорная цена между ним и потребителем. Существует несколько вариантов договорных цен (Дц):
-й вариант Дц = себестоимость + прибыль;
2-й вариант Дц = спрос - предложение;
3-й вариант цена конкурента i>Дц< цена конкурента j
При расчете цены по первому, наиболее простому, варианту необходимо иметь в виду, что себестоимость - это объективный показатель, но на нем одном при принятии управленческих решений базироваться нельзя. Этот вариант позволяет достаточно справедливо распределить прибыль между производителем, который не предлагает дефицитный товар, и потребителем, для которого цена не является решающим фактором при покупке.
При втором варианте установления цены за основу принимаются прогнозируемый спрос и себестоимость товара. Задача для предприятия ставится так: цена за единицу товара предварительно определена, необходимо установить, при каком количестве проданных товаров предприятие начнет получать реальную прибыль. Возможна и обратная задача: известно приблизительное количество изделий, которое можно реализовать на рынке, необходимо определить, при какой цене этот объем продажи не приведет к убыткам.
Третий вариант формирования цены учитывает уровень конкуренции на рынке и часто дает хорошие результаты. Производитель изучает динамику цен конкурентов и определяет, какова будет цена конкурента на аналогичный товар. Основное внимание при этом направлено на уменьшение расходов и увеличение прибыли.
. Прибыль предприятия - цель его функционирования
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли - это непосредственная цель предприятия.
В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде:
P=W-(3+H+Ш),
где Р - прибыль предприятия, руб./год,
W- выручка от реализации созданной продукции, руб./год;
З- затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год;
Н- величина налогов, выплачиваемых предприятием, руб./год.;
Ш- штрафные санкции, руб./год
Выручка от реализации определяется по формуле:
,
где Ni- количество произведенной и реализованной потребителям i-й продукции в натуральном выражении;
Сi- цена реализации i-й. продукции, руб.;
п - количество позиций реализуемой продукции, шт.
Итак, предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:
- установление цен;
- формирование затрат;
- формирование объемов продукции;
- выбор номенклатуры и ассортимента продукции.
ТЕМА 5. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
. Общие положения
. Общая характеристика фирмы (резюме)
. Характеристика товаров (услуг)
. Рынок сбыта товаров (услуг)
. Конкуренция на рынке сбыта
. План маркетинга
. План производства
. Организационный план
. Риски в деятельности фирмы
. Финансовый план
Общие положения
Бизнес-план - это документ, в котором дается описание основных разделов развития фирмы (организации) на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана, должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой. Объем бизнес-плана зависит от цели проекта, но главное - он должен конкретно характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности фирмы, в результате реализации которых будет обеспечено достижение цели. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько (3-5) лет, но на первый год он должен быть конкретным плановым документом.
Жестко регламентированных форм и структуры бизнес-плана не существует.
При создании собственного дела предприниматель должен составить бизнес- план и предусмотреть в нем следующие разделы:
1) история создания фирмы;
2) общая характеристика фирмы (резюме); 3) характеристика товаров (услуг);
4) рынки сбыта товаров (услуг);
5) конкуренция на рынках сбыта;
6) план маркетинга;
7) план производства;
8) организационный план;
9) риски в деятельности фирмы;
10) финансовый план;
11) приложения.
В соответствии с Методическими рекомендациями бывшего Министерства экономики РФ по реформе предприятий (организаций) от 1 октября 1997 г. № 118 бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, должен включать следующие разделы:
0 вводная часть;
1 обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие;
2 производственный план реализации проекта;
3 план маркетинга и сбыта продукции предприятия;
4 организационный план реализации проекта;
5 финансовый план реализации проекта;
6 оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.
Общая характеристика фирмы (резюме)
Этот раздел разрабатывается после составления всех других разделов бизнес-плана. Здесь формулируются все направления деятельности, по каждому из которых определяются цели, которые будет решать фирма, и стратегии (пути) их достижения. В данном разделе бизнес-плана следует изложить следующие вопросы:
основные цели фирмы, к которым она будет стремиться (достижение объемов продаж);
получение чистой прибыли;
достижение доли фирмы на существующем рынке;
основные стратегии фирмы, разработанные для достижения этих целей;
состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках определенной стратегии;
чем предлагаемые фирмой товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно их;
какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы;
какова ожидаемая выручка от продаж;
каковы планируемые затраты на производство товаров (услуг);
какая ожидается чистая прибыль;
каков уровень прибыльности инвестиций в это дело;
по истечении какого срока заемные средства могут быть гарантированно возвращены;
характерные условия работы фирмы.
3. Характеристика товаров (услуг)
Этот раздел - один из наиболее важных в механизме создания и функционирования фирмы, поэтому, прежде чем непосредственно перейти к разработке и характеристике функциональных сторон деятельности фирмы, предпринимателю необходимо сделать полное и всестороннее описание товаров (услуг), которые будут представлены на рынке.
Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
. Какие товары (услуги) будут предлагаться фирмой? Их описание, характеристики;
. Наглядное изображение образца товара (фотография или рисунок);
. Название товара;
. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги)?
. Дорогие ли эти товары (услуги) или нет?
. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям обязательной стандартизации и сертификации?
Приводятся преимущества и недостатки товаров (услуг) по сравнению с аналогичными товарами конкурентов (таблица 1).
Таблица 1 - Преимущества (недостатки) предлагаемых товаров (услуг)
Преимущества сравнению с аналогичными товарами конкурентов | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
1 | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
Использование привлекательности товара. Приведя точное описание продукции или услуги, предприниматель должен, прежде всего, остановиться на возможностях их использования и на тех их сторонах, которые особенно привлекательны для потребителей. Именно это позволяет подчеркнуть уникальность товара или услуги и обратить внимание на его потенциал. В некоторых случаях, привлекательность товаров может основываться на осязаемых, функциональных преимуществах, например на скорости и качестве выполнения какой-либо операции по сравнению с конкурирующими изделиями. В других случаях привлекательность может зависеть от менее осязаемых факторов - от внешнего вида или от того, насколько активно проводится кампания маркетинга продукта.
Разработка и развитие. Важно уделить особое внимание разработке продукта или услуги, в том числе вопросу о том, как шло развитие этого процесса вплоть до настоящего момента и каким оно планируется в будущем.
4. Рынок сбыта товаров (услуг)
Как правило, процесс исследования предполагаемого рынка сбыта товаров состоит из четырех этапов.
Во-первых, следует определить данные, которые позволяют установить условия производства и реализации товаров и потенциал будущих конкурентов.
Целесообразно определить ожидаемый рост спроса на каждый из ваших товаров и причины этого роста. Рассматривая те причины, которые положительно будут влиять на рост спроса, следует учитывать также и те, которые могут сказываться на нем отрицательно.
В этом разделе бизнес-плана целесообразно выявить потенциал возможных конкурентов, которые на данном рынке продают такой или аналогичный вид товара или взаимозаменяемые товары.
Во-вторых, следует определить источники получения информации, которыми могут быть собственные исследования и местные (региональные территориальные) торговые палаты (ассоциации предпринимателей) своих отраслевых и торговых ассоциаций.
В-третьих, необходимо провести анализ следующих данных:
а) кто, почему, в каком количестве, когда будет готов купить товар (продукцию) в ближайшей и долгосрочной перспективе;
б) каков примерный уровень розничной цены собственной продукции в условиях конкуренции.
В-четвертых, на основе изложенного выше следует разработать мероприятия, реализация которых позволит удерживать данную нишу рыночного пространства.
. Конкуренция на рынках сбыта
Этот раздел бизнес-плана должен быть посвящен анализу рыночной конъюнктуры, их рыночной стратегии и тактики, характеристике возможных конкурентов.
По результатам анализа все данные необходимо свести в таблицу 2.
Таблица 2 - Характеристика конкурентного положения на рынке
Название конкурирующей фирмы | Место расположения | Доля рынка, которым она владеет, % | Предполагаемый объем продаж | Предполагаемые потери, вызванные деятельностью конкурентов |
Для оценки собственных сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирм и главных конкурентов.
6. План маркетинга
В этом разделе предпринимателю необходимо объяснить потенциальным партнерам и инвесторам основные элементы своего плана маркетинга. Для каждого товара необходимо разработать собственные детализированные планы. Это будут планы по выпуску отдельных товаров или групп товаров, планы рыночной деятельности, планы развития конкретных производств для новых товаров и т.п. Вся совокупность этих планов и является «планом маркетинга» фирмы.
Здесь целесообразно изложить основное: какая стратегия маркетинга принята на фирме, как будет продаваться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на товары и каков ожидаемый уровень прибыльности на вложенные средства; как предполагается добиваться постоянного роста продаж - за счет расширения рынка сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств; как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.
7. План производства
Этот раздел бизнес-плана разрабатывается только теми предпринимателями, которые намерены заняться производственной деятельностью. Главная задача - доказать потенциальным партнерам, что вы в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемыми качественными характеристиками. Иными словами, требуется показать, что вы действительно знаете, как организовать производство (положение фирмы, помещения, оборудование, поставщики и материалы, оценка себестоимости продукции и т.д.).
Данные этого раздела желательно рассчитать на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий - на 4-5 лет.
Очень важно в этом разделе привести схему производственных потоков на фирме. На ней должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут использоваться для изготовления продукции и, как и куда эта продукция будет поставляться. Внешние эксперты будут рассматривать данный раздел прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна предлагаемая технологическая схема, обеспечивает ли она всемерное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также легкость изменения ассортимента продукции с учетом требований рынка. Следовательно, основной целью производственного плана являются предоставление информации по обеспечению производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства.
8. Организационный план
Это раздел бизнес-плана характеризует уровень управления фирмой, квалификацию и опыт работы самого предпринимателя и его команды. Для малой фирмы очень важным элементом успеха является подбор квалификационного персонала, поэтому желательно отметить сильные и слабые стороны каждого члена команды.
В данном разделе бизнес-плана целесообразно дать ответы на ряд вопросов.
Во-первых, показать организационную структуру фирмы: организационная схема управления, если будут подразделения, то указать их состав и функции, порядок координации деятельности и взаимосвязь между ними и другие вопросы организации.
Во-вторых, чтобы фирма действовала эффективно, необходимо особое внимание уделить проблемам подбора и оценки персонала:
определить ближайшие потребности фирмы в персонале, принимая в расчет их неизбежные изменения по мере развития бизнеса;
определить, какого рода сотрудники будут способны выполнять те или иные функции;
проанализировать взаимоотношения между сотрудниками коллектива, а также то, как будут устанавливаться для них задачи.
Важно подробно объяснить, как будет проводиться набор сотрудников, их подготовка и оплата труда. Должна быть дана полная характеристика личных и деловых качеств управляющего состава фирмы, от которого будет полностью зависеть воплощение сформулированной в бизнес-плане концепции развития фирмы.
. Риски в деятельности фирмы
В этом разделе необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути (методы) их предупреждения и минимизации.
Следует подчеркнуть, что главной задачей предпринимателя уже на стадии разработки бизнес-плана является разработка мер по минимизации последствий риска, поэтому целесообразно предложить мероприятия по управлению предпринимательскими рисками.
. Финансовый план
Данный раздел бизнес-плана является заключительным и представляет как бы обобщающий результат деятельности предприятия (фирмы). Как правило, финансовый план включает разработку следующих подразделов:
- прогноз объемов реализации;
план денежных расходов и поступлений;
план доходов и затрат;
сводный баланс активов и пассивов предприятия;
график достижения безубыточности.
1. Прогноз объемов реализации. Этот подраздел призван дать представление о той доли рынка, которую намечает фирма завоевать в ближайшее время.
Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
первый год - данные приводятся помесячно;
второй год - данные приводятся поквартально;
третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Предполагается, что при составлении прогноза объемов реализации цена будущей продукции определена. Прогноз объемов реализации желательно составлять в натуральных единицах, что дает возможность сделать расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах.
2. План денежных расходов и поступлений. Главная задача - проверить одновременность поступлений и расходования денежных средств, а значит и будущую ликвидность фирмы при реализации данного проекта. Под ликвидностью в данном случае понимают возможность организации вовремя рассчитаться по своим обязательствам.
Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта создания собственного дела.
3.План доходов и расходов. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль.
Среди анализируемых показателей выделяются: доходы от продаж товаров, издержки производства товаров, суммарная прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистая прибыль.
4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия
Сводный баланс рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем первые два. Тем не менее, его обычно тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается положить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприятие собирается финансировать создание или приобретение этих активов.
5.График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-повременные издержки). Издержки предприятия разделяются на постоянные и переменные.
Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объема производства и количества продаж. Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж. В большинстве случаев переменные затраты включают главным образом стоимость, основных материалов и оплату труда основного персонала, а все другие издержки могут рассматриваться в качестве постоянных.
Существует точка объема продаж, при которой величина всех затрат на производство равна выручке от продаж. Этот размер прибыли называется точкой безубыточности (рисунок 2).
Руб. совокупные доходы
Точка совокупные затраты
безубыточности
постоянные издержки
Рисунок 2 - График точки безубыточности шт.
Проведение анализа безубыточности:
1) Определяется цена, по которой продукция будет продаваться;
2) Определяются переменные затраты на единицу продукции;
3) Определяется разность между ценой и переменными затратами;
4) Рассчитывается общая сумма постоянных расходов за определенный период времени;
5) Определяется безубыточный объём производства или норма безубыточности, порог рентабельности, т.е. минимальный объём производства продукции при котором все затраты покрываются выручкой от реализации по формуле:
,
где Спост - сумма постоянных расходов;
Ц - цена единицы продукции;
Спер - переменные расходы на единицу продукции.
Например, предприятие выпускает продукцию стоимостью 1,5тыс.руб., переменные затраты за единицу 0,75. Постоянные затраты составляют 17000руб. Определите точку безубыточности.
Решение
Nб=17000 / (1,5-0,75)=22667руб.
Допустим, что предприятие планирует получить прибыль в размере 1000 у.е. На сколько должен увеличиться выпуск продукции.
/0,75=1333= 1333 + 22667 = 24000
Имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем, порог безубыточности.
Приложения к бизнес-плану
Приложения нужны для большей детализации отдельных разделов бизнес-плана. Их количество, состав определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов.
Наиболее распространенные документы, входящие в приложения: технические данные о продукции, анкеты руководящих работников, организационная и другие схемы, результаты аудиторских проверок, мнения консультантов и экспертов.
На титульному листе бизнес-плана следует указать, что приведенная в данном бизнес-плане информация носит конфиденциальный характер и представляет предпринимательскую тайну.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.