Нормотворчество как форма реализации государственной власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – по­стоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителя­ми» законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные ма­териальные затраты, нарушение интересов граждан.

Целями нормотворчества являются:

1) Создание новых норм права.

2) Конкретизация существующих правил поведения.

3) Детализация правовых предписаний.

4) Дополнение существующих правовых норм.

Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства – оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, но эти направ­ления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на его основе. Следует иметь в виду, что правотворчество не особая функция государства, а пра­вовая форма, правовая «оболочка» государственной деятель­ности. Например, парламент утверждает государственный бюджет. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов страны, он завершает процесс принятием закона о государственном бюджете.

Правотворчество – это, по сути, специфическая деятельность компетентных органов, которая завершает сам процесс образования права. Результатом этой деятельности являются нормы права, закрепляемые в официальных документах – нормативно-правовых актах, нормативных договорах и учредительных документах юридических лиц.

Правотворчество составляет часть более широкого явления – правообразования, включающего в себя ряд других объективных и субъективных факторов. Корни правообразования заложены в самих общественных отношениях и реальных потребностях воздействия на них правовыми способами. Осознание этих потребностей и их всеобщего характера, формирование на этой основе воли на регулирование соответствующих отношений, согласование различных слоев населения, нахождение их баланса и т.д. – все это необходимые слагаемые правообразования, включая сюда и правотворчество.

Правотворчество, как специфическая деятельность по созданию правовых норм, в принципе может выражаться либо в выработке и принятии нормативно-правовых актов, нормативных договоров и учредительных документов юридических лиц либо в судебном и административном прецеденте. Судебный и административный прецедент является результатом деятельности судей и административных правоприменителей, широко распространен, наряду с нормативно-правовыми актами, в системе «обычного» (англо-американского) права. В семействе религиозно-традиционного права стран Востока, Азии и Африки нормативно-правовые акты органически соединяются с мусульманским, индусским или иудейским вероучением или общинными традициями. В Германско-романской правовой общности основным юридическим источником права считается нормативно-правовые акты, творимые уполномоченными на то органами или должностными лицами государства.

Таким образом, «акт правотворчества» имеет два значе­ния. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.

Одна из важнейших характеристик нормотворчества зак­лючается в том, что это государственная деятельность, т.е. деятельность главным образом органов государства. Они при­нимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

Смысл и значение нормотворчества состоят в том, что­бы избрать такой вариант регулирования, юридической рег­ламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуется учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государствен­ного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).

Если при правообразовании при помощи прецедента, религиозных правил и общинных традиций в большей мере закрепляются уже сложившиеся отношения, то при правотворчестве путем создания нормативно-правовых актов не меньше внимания уделяется изменению русла складывающихся отношений, способствуя их утверждению в соответствии с установленными образцами. В демократическом государстве при этом, несомненно, должны учитываться естественные права и свободы личности, фактическое состояние и тенденции регулируемых отношений, оптимальные пределы, уровни и методы правового регулирования, имеющаяся юридическая практика, действующие в данной сфере обычаи, традиции, нравственные, этические и иные социальные нормы.

Государство ведет свою законодательную политику на основе изучения потребностей общества и познания тенден­ций общественного развития. Основным импульсом к созда­нию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно значимая проблема, острая социальная ситуа­ция, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом. Искусство законода­теля в том и состоит, чтобы, во-первых, вовремя, а во-вто­рых, точно, адекватными правовыми средствами отреагиро­вать на общественный «вызов», «снять» остроту ситуации.

Конечно, уровень раз­вития того или иного государства влияет на содержание принимаемых законов. Если для США актуальной является борьба за безопасность на автострадах, а также за чистую окружающую среду, то в России во главе угла находятся защита прав человека, борьба с мафией и преступностью, вопросы федеративного устройства и т.д.

Нормотворчество – очень зна­чимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях). Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического характера, его разработ­ка в теории права положительным образом влияет на прак­тику создания юридических нормативных документов. Принципы нормотворчества – это основные начала осуществления нормотворческой деятельности.

Принцип законности заключается в том, что разработ­ка и принятие нормативно-правовых актов должны проис­ходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодатель­ству.

Принцип научности гласит о том, что подготовка и при­нятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук. Несомненно, что деятельность ученых-юристов имеет наиболее важное зна­чение для успеха законотворческой работы. Ученые играют важную роль на всех этапах подготовки закона – от разра­ботки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаи­мосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия норматив­ного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно опасны).

Принцип использования правового опыта подразумева­ет, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный право­вой опыт государств и цивилизации в целом. Кроме того, вредны и опасны для общественной жизни революционные нововве­дения, не известные юридической науке и практике.

В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой законотворческий опыт, все самое лучшее из накопленного и достигнутого мировой юридически мыслью и юридической практикой. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федера­ции, по своему значению уступающий разве что Конститу­ции страны. В новом ГК появились институты права, заим­ствованные в своей сути из опыта более развитых в право­вом отношении государств (институт доверительной собствен­ности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.). Такое заимствование не носит предосуди­тельного характера, оно общепринято и диктуется юриди­ческой целесообразностью.

Принцип демократизма позволяет эффективно выяв­лять истинные стремления и волю народа. Всенародное го­лосование (референдум) – один из способов придания нор­мативно-правовому акту высшей юридической силы. Имен­но в ходе референдума 12 декабря 1993 г. была принята Кон­ституция Российской Федерации. Однако всенародное голо­сование – достаточно дорогая процедура, в силу чего наи­более часто она применяется в небольших государствах, где не требует привлечения больших сил и средств. Поэтому наряду с референдумом выражением демократизма нормо­творчества являются гласность обсуждения законопроекта в нормотворческом органе, его свободная критика, предложе­ние альтернативных вариантов и т.д.

Связь с практикой как принцип нормотворчества выра­жает задачу законодателя постоянно отслеживать обществен­ные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробе­лы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

Субъектами нормотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

субъект нормотворчества, т.е. орган или сообщество, которое вправе принять тот или иной акт.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 189.