Тема 6. Социальное обеспечение граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие социальная защита. Понятие социальное обеспечение. Организационно-правовые формы социального обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.

 

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, территориальные и локальные.

Централизованные формы СО: социальное обеспечение, адресованное каждому как члену общества, за счет средств федерального бюджета; социальное обеспечение застрахованных в порядке обязательного социального страхования; смешанная форма социального обеспечения, используемая для специальных субъектов.

Виды обеспечения, предоставляемые указанному кругу лиц, устанавливаются федеральными законами и подзаконными актами федерального уровня.

Право на их получение не связано с трудовой деятельностью человека, в связи с чем в данный круг обеспечиваемых входят и те лица, которые работают. К этим видам относятся: социальные пенсии; пособия по безработице, по уходу за ребенком; иные социальные выплаты в связи с материнством и на несовершеннолетних детей; субсидии и компенсационные выплаты; государственная социальная помощь, социальная доплата к пенсии, ежемесячные денежные выплаты инвалидам в связи с монетизацией льгот; медицинская и лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение, различного рода социальные услуги и льготы. Ни одна из указанных денежных выплат не соизмеряется с заработком человека (если даже он его имеет) и ни один из видов «натурального» социального обеспечения не зависит от его трудового вклада.

В систему органов, компетентных осуществлять социальное обеспечение в рамках рассматриваемой формы, входят органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства и др.

Региональные формы СО.

К РФ устанавливает, что социальное обеспечение - совместная компетенция РФ и субъектов РФ.

Субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении, повышающие уровень СО за счет собственных финансовых средств.

При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее перераспределяют, определяются самими субъектами РФ.

Территориальных (муниципальных) и локальных форм СО относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных (к федеральным и региональным) мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора.

Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, ее виды и способы предоставления. На современном этапе территориальные, как и региональные, формы приобретают все большее значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски «местного значения», хотя финансовые ресурсы здесь пока ограниченны.

Эффективность локальных форм социального обеспечения, используемых на уровне конкретных организаций, полностью зависит от их экономических возможностей и развитости социально-партнерского сотрудничества в данной конкретной организации.

Трудовой стаж — это суммарная продолжительность не только трудовой, но и иной общественно полезной деятельности, причем как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала, и имелись ли в ней перерывы, а также других периодов, указанных в законе.

Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность. Качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

В современный период нормативные правовые акты и наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа:

1) общий трудовой стаж;

2) специальный трудовой стаж;

3) страховой стаж:

В общий трудовой стаж включаются следующие периоды:

1) работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работы по найму за пределами Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасательной части независимо от ее характера; индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) службы в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) временной нетрудоспособности, начавшейся в период работе и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. В общий стаж не включены периоды: обучения, проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны, проживания в г. Ленинграде в период его блокады, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым, ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.

 

Отсутствие необходимой преемственности в регулировании трудового стажа старым и новыми законами влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.

Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга составляет менее 20 лет.

При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.

Следующий вид трудового стажа — страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, а также за ее пределами, если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата взносов страхователем.

При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» наравне с периодами работы в страховой стаж засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы, получения пособия по временной нетрудоспособности, ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа календарно, т. е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие. Эти периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд.

Правовые последствия страхового стажа связаны с возникновением права на трудовые пенсии. Для приобретения права на пенсию по старости на общих основаниях требуется не менее пяти лет страхового стажа как для мужчин, так и для женщин, т. е. дифференциации по полу нет. Кроме того, наличие страхового стажа является одним из условий для назначения досрочной пенсии по старости.

Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливаются независимо от продолжительности страхового стажа. Однако в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части пенсии по инвалидности определяется с учетом нормативной продолжительности страхового стажа. Для инвалида, не достигшего 19 лет, она составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Данная норма является более жесткой по сравнению с ранее действовавшей.

Кроме того, изменилось правило о том, к какому времени необходимо иметь требуемый стаж. Ранее стаж определялся по возрасту ко времени наступления инвалидности, а в настоящее время — ко дню, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии. При этом нередко возраст ко времени наступления инвалидности ниже возраста ко дню назначения пенсии, в этом случае требования к продолжительности трудового стажа увеличиваются.

В специальный включается работа:

- указанная в статьях 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;

- в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

- в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

- педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;

- лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

- творческая деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях и т.д.).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 180.