Тема 15. Бухгалтерский учет капитала и средств целевого финансирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Понятие капитала. Уставный (складочный) капитал (фонд) и его формирование. Изменения уставного капитала. Учет расчетов с учредителями. Учет добавочного капитала. Резервный капитал: его образование, назначение и учет. Расчет чистых активов организаций. Учет средств целевого финансирования, в том числе государственной помощи.

Рекомендуется изучить следующие источники:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть I , глава 4 ;

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402 (в ред. от 23.05.2016 № 149- ФЗ).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н ( в ред. от 11.04.2018 г. № 74н).

4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н (с изм.).

5. ПБУ 10/99 «Расходы организаций», утвержденное приказом Минфина от 06.05.99г. № 33н (в ред. от 06.04.2015 г. № 57н).

6. ПБУ 9/99 «Доходы организаций», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 32н (в ред. от 06.04.2015 г. № 57н).

7. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 92н (в ред. приказа Минфина РФ № 115н от 18.09.2006).

8. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 107н (в ред. от 06.04.2015 г. № 57н).

9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержден приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г. ( в ред. от 08.11.2010 № 142н).

10. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.03.2000 № 29н.

11. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. № 66н.

12. Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз о расчете величины чистых активов.

13. МСФО 33 «Прибыль на акцию».

14. МСФО 2 «Выплаты акциями».

15. МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

 

2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

2.1. Цель и задачи самостоятельной работы обучающихся

Приступая к изучению дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет», обучающимся необходимо, прежде всего, ознакомиться с рабочей программой, самостоятельно изучить соответствующие разделы учебной литературы и рекомендуемые основные нормативные акты, учетные стандарты по пройденным темам, а также материалы лекций. 

Самостоятельная работа является важнейшей составной частью учебного процесса и обязанностью каждого обучающегося. Качество усвоения учебного материала находится в прямой зависимости от способности самостоятельно и творчески учиться, заниматься активной интеллектуальной деятельностью.

Цель самостоятельной работы - подготовка современного компетентного бакалавра (специалиста) и формирование у обучающихся способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Содержанием самостоятельной работы являются следующие ее виды:

ñ изучение понятийного аппарата дисциплины;

ñ самостоятельное изучение отдельных вопросов по темам согласно учебно-тематическому плану;

ñ работа над основной и дополнительной литературой;

ñ самоподготовка к практическим занятиям, тестированию по темам, контрольной работе;

ñ своевременное выполнение домашних заданий;

ñ самостоятельная работа в библиотеке (в т.ч. по утвержденной теме курсовой работы);

ñ изучение сайтов по темам дисциплины и теме курсовой работы в сети Интернет;

ñ посещение консультаций преподавателя данной дисциплины;

ñ посещение консультаций научного руководителя по курсовой работе;

ñ самостоятельная работа студента при подготовке к экзамену.

Бухгалтерский учет на современном этапе выступает в качестве информационно-аналитического обеспечения при решении управленческих задач в экономике предприятий и его практическая направленность связана с анализом конкретных хозяйственных ситуаций.

Усвоение теоретического материала по темам, содержание которых определяется рабочей учебной программой дисциплины, будет более успешным при своевременном (согласно календарному плану) изучении дисциплины. Лекции сопровождаются самостоятельной работой обучающихся на практических занятиях и во внеучебное время.

При подготовке к экзамену конструктивным является коллективное обсуждение выносимых на экзамен вопросов с сокурсниками, что позволяет повысить степень систематизации и углубления знаний.

Перед консультацией по предмету следует составить список вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем на консультации.

Необходимо овладеть навыками библиографического поиска, в том числе в сети Internet, но при этом учитывать, что в настоящее время реализуется процесс реформирования бухгалтерского учета и отчетности, поэтому непрерывное изменение законодательства по бухгалтерскому учету, изменения правил учета и оценки объектов в учетных стандартах (ПБУ) требует от обучающихся повышенного внимания к юридическому статусу того или иного документа (действующий или недействующий). Знание нормативно-правовой базы бухгалтерского учета позволит правильно понимать действующие на современном этапе принципы и требования к формированию учетной информации.

Кроме того, формирование библиографического списка по изучаемой тематике также важно при подготовке докладов, выполнении курсовой работы. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации: учебные пособия для вузов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, переводные зарубежные издания. Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые и проблемные вопросы по изучаемой теме, сравнить мнения различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала, делать выводы, по возможности, сформулировать собственную точку зрения по исследуемой теме. 

 

2.2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

Краткое содержание изучаемых тем

       Тема 1. «Учетная политика организаций»

       Бухгалтерский учет на предприятии организуется на базе общих принципов (требований и правил), определяемых Федеральными законами РФ, постановлениями Правительства РФ, Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ – учетными стандартами), указаниями и рекомендациями Минфина РФ. Основным разработчиком нормативных документов по финансовому бухгалтерскому учету в России является Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства Финансов РФ. 

Важнейшими предпосылками организации бухгалтерского учета являются способы первичной регистрации, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Все эти элементы бухгалтерского учета описываются в учетной политике организации. Учетная политика формируется главным бухгалтером исходя из общепринятых правил и особенностей деятельности данной организации. Она разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя.

В учетной политике раскрываются: формы первичных документов, документооборот, рабочий план счетов бухгалтерского учета для конкретной организации, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, способы оценки активов и обязательств и другие решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Изменение учетной политики организации возможно:

- в связи с изменением законодательства РФ и требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- по причине разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

- в силу существенного изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

Тема 2. «Бухгалтерский учет денежных средств и иностранной валюты»

Указанная тема является одной из ведущих в финансовом учете. На этом участке учета группируется и обобщается информация о денежных потоках предприятия. Денежные средства находятся в кассах организаций (главной, операционных) в виде наличных денег (счет 50 «Касса») и денежных документов (отдельный субсчет), на расчетных счетах в банках (счет 51 «Расчетные счета») и на открытых особых счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, специальных карточных и депозитных счетах (счет 55 «Специальные счета в банках»). По дебету этих счетов отражаются операции по поступлению денежных средств и денежных документов, а по кредиту – выбытие, списание, целевой расход.

Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах 50 «Касса» (обособленно) и 52 «Валютные счета» в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в рубли на дату совершения операции и на отчетную дату. Полученные при этом курсовые разницы относятся (по общему правилу) на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Курсовые разницы по вкладу в уставный капитал, выраженному в иностранной валюте, относятся на счет 83 «Добавочный капитал».

Тема 3. «Бухгалтерский учет финансовых вложений»

Финансовые вложения представляют собой инвестиции в финансовые активы в форме денежных или иных (например, имущественных) средств, с целью получения дохода. Для правильного понимания данной темы студентам необходимо изучить рекомендуемые источники, в частности, ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Именно в этом учетном стандарте описаны виды, правила оценки и условия признания в учете финансовых вложений (инвестиций в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, предоставленные займы и др.).

Учет указанных объектов ведется на активном счете 58 «Финансовые вложения» в сумме фактических затрат на их приобретение и осуществление (по первоначальной стоимости). Если в соответствии с учетной политикой при устойчивом снижении стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, создается резерв, то он учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» и при составлении бухгалтерского баланса вычитается из общей суммы финансовых вложений. Учет доходов и расходов от продажи ценных бумаг (если это не является предметом деятельности организации) и других финансовых вложений ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При выбытии финансовые вложения могут оцениваться по учетной (первоначальной) стоимости, либо по средней первоначальной стоимости, по способу ФИФО, а если возможно определение текущей рыночной стоимости, то по последней рыночной оценке.

Тема 4. «Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций»

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций под долгосрочными инвестициями понимаются затраты предприятий на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов (осуществление нового капитального строительства, а также реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, земельных участков и объектов природопользования, приобретение и созданием активов нематериального характера).

Бухгалтерский учет капитальных затрат на осуществление долгосрочных инвестиций ведется на активном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по направлениям вложений капитального характера (видам) на специально открываемых субсчетах. Рекомендуется знать субсчета к данному счету (по Плану счетов), изучить нормативные документы и специальную литературу. По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражаются фактические затраты на создание, сооружение и приобретение внеоборотных активов. Затраты по завершенным операциям списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» по первоначальной (фактической) стоимости на основании актов приема-передачи.

Под капитальным строительством понимаются работы по строительству новых объектов, а также по расширению, реконструкции и техническому перевооружению действующих объектов основных средств. В настоящее время существует несколько вариантов участия организации в строительстве: долевое строительство; хозяйственный способ (собственными силами); подрядный способ (с привлечением строительно-монтажных организаций по договорам строительного подряда). Учет затрат  на счете 08-3 «Строительство объектов основных средств» ведется по объектам с начала строительства до сдачи в эксплуатацию. После чего они зачисляются в состав основных средств как отдельные инвентарные объекты: здания, сооружения и оборудование.

       Темы 5 и 6. «Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов»

     Основные средства и нематериальные активы являются внеоборотными средствами и относятся к амортизируемому имуществу, т.е. в течение срока полезного использования их стоимость погашается посредством начисления амортизации. Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда для производства и управления либо для сдачи в аренду и приносящая организации экономические выгоды в течение периода более 12 месяцев. Объекты основных средств стоимостью не более 40 000 рублей за единицу могут учитываться в составе оборотных активов (на счете 10 «Материалы») (см. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Основные средства принимаются к учету на счет 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости, которая может быть изменена в случаях технической реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и переоценки (восстановительная стоимость). Затраты на все виды ремонта основных средств учитываются как текущие и не увеличивают стоимость объектов. Порядок учета арендованных основных средств зависит от формы аренды (текущей или финансовой) и права собственности на имущество.

В российской учетной практике к нематериальным активам относятся затраты организаций в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.  К нематериальным относятся активы, не имеющие материально-вещественной формы, а именно исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, отвечающие условиям признания, предусмотренным в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Нематериальные активы принимаются к учету по счету 04 «Нематериальные активы» по фактической (первоначальной) стоимости. При переоценке и обесценении нематериальных активов формируется восстановительная стоимость.

Амортизация – это расчетная часть стоимости основных средств и нематериальных активов, переносимая в себестоимость продуктов труда и на другие расходы в течение срока полезного использования этих активов. Для расчета и начисления (со следующего месяца) суммы амортизационных отчислений по основным средствам можно применять следующие способы (в соответствии с учетной политикой): линейный; способ уменьшаемого остатка; по сумме числе лет срока полезного использования; пропорционально объему выпуска продукции (работ, услуг). По нематериальным активам применяются только три из перечисленных способа определения суммы амортизации (искл. по сумме чисел лет срока полезного использования).

Необходимо усвоить состав и классификацию основных средств и виды нематериальных активов, способы и порядок начисления амортизации по ним, а при изучении учета поступления и выбытия этих объектов особое внимание нужно уделить документальному оформлению этих операций, оценке (в зависимости от вида поступлений) и регистрации хозяйственных операций на синтетических счетах, а также организации аналитического учета в бухгалтерии и в местах эксплуатации.          

Учет доходов и расходов от списания, продажи и прочего выбытия внеоборотных активов, как правило, ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы»: в дебете счета - расходы от списания, продажи, а в кредите – доходы (например, выручка от продажи).

При осуществлении внутреннего контроля за операциями по наличию и движению нематериальных активов следует уделять внимание их оценке (проверке на обесценение), регистрации прав на объекты НМА и защиту этих прав. 

 

Тема 7. «Бухгалтерский учет материалов»

Материалы относятся к предметам труда или средствам труда. Их стоимость переносится на вновь создаваемый продукт в одном производственном цикле. Поэтому в бухгалтерском учете и балансе материалы представлены как часть оборотных средств предприятия. Важнейшей предпосылкой организации учета материалов на предприятии является их классификация по функциональной роли в процессе производства, положенной в основу выбора субсчетов и разработки номенклатур-ценников.

Учет материалов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Материалы в бухгалтерском учете отражаются по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения данных активов. При первом варианте для учета фактических затрат на приобретение (за исключением НДС) применяется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Предприятия имеют право оценивать материалы в текущем учете по учетным ценам – среднепокупным (оптовым) ценам, планово-расчетным, договорным и т.п. Учет материалов, фактически поступивших в организацию, по учетным ценам ведется в дебете счета 10 «Материалы». Сумма отклонений фактической себестоимости от учетной списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». При втором варианте фактическая себестоимость приобретенных материалов формируется непосредственно в дебете счета 10 «Материалы», с обособленным учетом ТЗР, а счета 15 и 16 – в рабочем плане счетов организации не используются.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) по приобретению материалов учитываются обособленно (на 16 счете или на счете 10/ТЗР в зависимости от выбранного варианта учета). Коэффициент ТЗР рассчитывается как отношение суммы отклонений (ТЗР) к учетной стоимости всех материалов (Сн + ДО). Необходимо уяснить сущность выбора метода оценки расхода материалов (оценка по методу средней себестоимости, себестоимости единицы, по способу ФИФО). Особое внимание надо обратить на организацию аналитического учета материалов на складах и в бухгалтерии. Учет доходов и расходов от продажи материалов ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», поскольку эти операции не относятся к предмету деятельности организации, являясь прочими.

Материально-производственные запасы, на которые в течение отчетного года снизилась рыночная цена или они морально устарели, учитываются в бухгалтерском балансе по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов. Снижение стоимости материалов отражается в виде начисления резерва (счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей) в соответствии с учетной политикой. В таком случае в бухгалтерском балансе показатель запасов уменьшается на величину созданных резервов.

 

Темы 8-9. «Бухгалтерский учет расчетных операций, учета труда и заработной платы»

       В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия вступают в расчетные взаимоотношения с поставщиками и покупателями, с бюджетом и внебюджетными фондами, с работниками предприятия и учредителями, с разными дебиторами и кредиторами. Система счетов, используемая для учета расчетов, предусматривает накопление информации о дебиторской и кредиторской задолженности и их погашении (счета 60 - 79). Аналитический учет в большинстве случаев организуется по каждому расчетному документу (счету), каждому дебитору и кредитору. Особое внимание при изучении темы следует уделить уяснению понятий дебиторской и кредиторской задолженности, правилам начисления и погашения задолженности, оформлению расчетных документов и формированию учетных регистров. Формы расчетов (наличные, безналичные, неденежные) определяются субъектами расчетов в каждом конкретном договоре.

       В случае возникновения сомнительной (просроченной к оплате и не обеспеченной залогом, поручительством или банковской гарантией) дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками и прочими дебиторами, допускается создание резервов по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» (за счет финансового результата). В бухгалтерском балансе (отчетности) расчеты с дебиторами и кредиторами приводятся развернуто по данным аналитического учета (за минусом суммы резерва сомнительных долгов).

По учету расчетов с персоналом по оплате труда необходимо овладеть понятиями о формах (повременные, сдельные, аккордная), системах (тарифная, бестарифная, «плавающих» окладов и др.) и видах (основная и дополнительная) оплаты труда в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Необходимо знать порядок расчета среднего заработка, заработка при начислении отпускных (в т.ч. с созданием резерва), пособий по временной нетрудоспособности и других выплат работникам в соответствии с законодательством о труде, а также удержаниям из заработной платы (по законодательству РФ либо по инициативе предприятий (работников)). Синтетический учет данных расчетов ведется на пассивном 70 счете «Расчеты с персоналом по оплате труда»: начисления заработной платы, премий, отпускных и других выплат в пользу работников – в кредите счета, а суммы удержаний и уменьшение задолженности по оплате труда (оплата) – в дебете. Аналитический учет ведется по каждому работнику предприятия.

 

Тема 10. «Бухгалтерский учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)»

Приступая к изучению данной темы, необходимо ознакомиться с составом затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), их группировкой по элементам, статьям калькуляции и другим квалификационным признакам. 

Следует знать, что в бухгалтерском финансовом учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

Для учета затрат на производство используется система калькуляционных (20, 21, 23, 29), собирательно-распределительных (25, 26, 28) и бюджетно-распределительных (96, 97) счетов. Непосредственно на счет 20 «Основное производство» относятся прямые расходы: материальные, на оплату труда рабочих, отчисления во внебюджетные фонды и др. Накладные расходы, т.е. расходы по обслуживанию производства и управление, предварительно учитывают на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», с последующим (в конце месяца) распределением их по объектам калькулирования (видам продукции, заказам и т.п.). К общепроизводственным расходам относят: расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (расходы на ремонт, амортизация основных средств и нематериальных активов, зарплата обслуживающего персонала и отчисления в социальные фонды, расходы по содержанию рабочих мест и т.п.) и цеховые расходы (расходы на оплату труда и технику безопасности, недостача и порча материальных ценностей в цехах, потери от простоев по вине цеха и т.п.). К общехозяйственным - расходы на содержание аппарата управления, амортизация основных средств и нематериальных активов общехозяйственного назначения и другие общехозяйственные расходы. Основное внимание необходимо уделить вариантам списания (распределения) и учета управленческих (условно-постоянных) расходов (счет 26).

 Затраты на брак и суммы потерь от брака (непроизводительные расходы) учитываются на собирательно-распределительном счете 28 «Брак в производстве». Производительные затраты относятся непосредственно к производству продукции установленного качества при наличии рациональной технологии и организации производства. Непроизводительные затраты вызваны недостатками в технологии и организации производства, системе сохранности имущества, а также внешними обстоятельствами (оплата простоев производства, доплата за сверхурочную работу, сверхнормативные потери от брака, недостачи и потери от порчи ценностей).

Расходы будущих периодов - это затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие отчетные месяцы или годы равномерно (активный счет 97 «Расходы будущих периодов»). Зарезервированные затраты, которые еще не наступили фактически, но уже включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. рассчитанные по плановой (прогнозируемой) сумме предстоящих затрат учитываются на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Отраслевые особенности учета затрат на производство, а также вопросы калькулирования коммерческой (полной) себестоимости товарной продукции рассматриваются в отраслевых нормативных документах (инструкциях). При расчете показателя себестоимости готовой продукции (работ, услуг) по данным бухгалтерского учета необходимо руководствоваться формулой:

СБгп = НЗПн + Затраты на производство – Брак – Возвратные отходы – НЗПк,

где НЗПн и НЗПк – остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода.

Методы учета затрат и калькулирования выражаются в определенной взаимосвязи приемов и способов учета и контроля затрат на производство продукции (работ, услуг) и исчисления фактической производственной себестоимости продуктов труда.  В практике производственного учета применяются нормативный, позаказный, попроцессный, попередельный и другие методы учета затрат и калькулирования себестоимости продуктов труда.

Тема 11. «Бухгалтерский учет выпуска и продажи готовой продукции (работ, слуг)»

 Законодательством РФ по бухгалтерскому финансовому учету предусмотрена возможность оценивать выпущенную продукцию по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, которая включает затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат. Выбранный организацией метод оценки готовой продукции подлежит закреплению в приказе об учетной политике. При любом способе учета готовой продукции в дебете активного счета 43 «Готовая продукция» отражается ее выпуск и поступление на склад организации (передача заказчику).

Если учет готовой продукции ведется по фактической себестоимости, то ее поступление на склад отражается по фактически сложившимся затратам на ее изготовление по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство» (23, 29). При этом фактическую себестоимость готовой продукции (работ, услуг) можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). В том случае, если в приказе об учетной политике закреплен способ оценки готовой продукции по нормативной (плановой) производственной себестоимости, то порядок учета выпуска готовой продукции допускает применение счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Тогда, в дебете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» учитывается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции в корреспонденции со счетами учета затрат (например, 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»). А в кредите счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная (плановая) производственная себестоимость произведенной и сданной на склад (заказчику) готовой продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счета 43 «Готовая продукция».

В конце месяца дебетовые и кредитовые обороты счета 40 сопоставляются, и выявляется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной продукции от ее нормативной (плановой) себестоимости. В случае превышения нормативной (плановой) себестоимости над фактической (экономия) - в бухгалтерском учете составляется сторнировочная запись по дебету счета 90-2 «Себестоимость продаж» и кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если выявляется перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативно (плановой), то его сумма списывается аналогичной дополнительной записью: Д-т 90-2, К-т 40. Такими заключительными записями счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в конце месяца закрывается, и сальдо на отчетную дату не имеет.

К коммерческим расходам относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком (продавцом). Учет таких расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». К ним относятся: расходы на тару и упаковку, транспортировку и погрузку товара, на рекламные и прочие расходы, связанные со сбытом. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную (коммерческую) себестоимость продукции (работ, услуг).

Порядок определения и условия признания выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) определены ПБУ 9/99 «Доходы организаций». Учет расходов и доходов от продажи продукции (товаров, работ, услуг) ведется на счете 90 «Продажи» (в дебете – себестоимость продаж (расходы), в кредите – выручка от продаж (доходы).

Тема 12.  « Классификация и учет доходов и расходов организаций»

          Порядок определения и условия признания выручки от продажи продукции (работ, услуг) определены ПБУ 9/99 «Доходы организаций». Учет расходов и доходов от продажи продукции, товаров (работ, услуг) ведется на счете 90 «Продажи». При этом доходы от продаж учитываются в кредите сч. 90-1 «Выручка от продаж» (в корреспонденции со сч. 62, 50 и др.), а расходы - в дебете сч. 90 «Продажи» (в корреспонденции со сч. 20,21,23, 26, 29, 40, 41, 42, 43, 44, 68 и др.). Конечный финансовый результат от обычных видов деятельности (разница доходов и расходов, учтенных на счете 90), списывается ежемесячно на счет 99 «Прибыли и убытки» и учитывается на нем нарастающим итогом с начала отчетного года.

 В дебете счета 99 «Прибыли и убытки» учитываются убытки, а в кредите – суммы прибыли организации, при сопоставлении которых по результатам отчетного периода (месяца) можно определить конечный финансовый результат (сальдированную прибыль – кредитовое сальдо или сальдированный убыток – дебетовое сальдо).

Для учета доходов и расходов от прочих операций, не связанных с предметом деятельности организации, применяется счет 91 «Прочие доходы и расходы». В дебете этого счета учитываются расходы от выбытия (обесценения) основных средств, нематериальных активов, продажи материалов, ценных бумаг, иностранной валюты и др. В кредите сч. 91-1 «Прочие доходы» - суммы соответствующих доходов. В учетных стандартах ПБУ 9/99 «Доходы организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций» рассматриваются классификация, состав и условия признания в бухгалтерском учете доходов и расходов от обычной деятельности и от прочих операций. При изучении Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации необходимо обратить внимание на рекомендуемые субсчета, которые открываются к сч. 90 «Продажи» и сч. 91 «Прочие доходы и расходы» для лучшего понимания формирования финансовых результатов.По окончании отчетного года субсчета открытые к сч. 90 «Продажи» и сч. 91 «Прочие доходы и расходы» соответственно закрываются на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» (91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») внутренними записями. Счет 99 «Прибыли и убытки» также закрывается. При этом сумма налога на прибыль (условный расход) учитывается в дебете сч. 99 и в кредите сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам". Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со сч. 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», т.е. проводится, так называемая,  реформация баланса.  

Тема 13. «Формирование и учет финансовых результатов»

Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от обычных видов деятельности (разница доходов и расходов на счете 90 «Продажи»), а также от прочих операций (разница доходов и расходов, учтенных на счете 91 «Прочие доходы и расходы»). По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» учитываются убытки, а по кредиту – прибыли организации, при сопоставлении которых по результатам отчетного периода (месяца) можно определить конечный финансовый результат (сальдированную прибыль – кредитовое сальдо или сальдированный убыток – дебетовое сальдо). По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается, при этом сумма чистой прибыли (убытка) списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» заключительной записью декабря месяца. А также производятся внутренние записи для закрытия субсчетов по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки» должен обеспечить формирование данных для составления отчета о прибылях и убытках.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации может быть использована на отчисления в резервный капитал (фонд), покрытие убытков предыдущего отчетного года, на выплату дивидендов учредителям (участникам, акционерам), в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и т.п.

Тема 14.  «Бухгалтерский учет кредитов и займов»

Предоставленные организациям кредиты и займы учитываются у заемщика на пассивных счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в зависимости от срока их погашения. В кредите указанных счетов учитывается получение кредитов и займов и начисление процентов по ним, а в дебете - погашение суммы долга и процентов, т.е. выплаты.

ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам. По общему правилу затраты организаций по начислению причитающихся процентов относятся на   прочие расходы организаций и учитываются в дебете 91 счета «Прочие доходы и расходы». Затраты по полученным займам и кредитам, относящиеся к приобретению или строительству инвестиционного актива, должны включаться в стоимость этого актива (в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»). При начислении % по полученным заемным средствам может использоваться счет 97 «Расходы будущих периодов».

 

       Тема 15. «Бухгалтерский учет капитала и средств целевого финансирования»

Порядок формирования уставного (складочного) капитала (фонда) регулируется законодательством РФ и учредительными документами. Сумма уставного капитала отражается в регистрах бухгалтерского учета только после регистрации уставных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства и учитывается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал». Фактическое поступление вкладов от учредителей производится по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и других ценностей (активов). Аналитический учет организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям предприятия, стадиям формирования капитала и видам акций (в акционерных обществах). Увеличение уставного капитала (кредит 80 счета) возможно в связи с увеличением номинальной стоимости акций, их дополнительной эмиссии, за счет средств добавочного капитала или нераспределенной прибыли. Уменьшение уставного капитала учитывается в дебете счета 80 «Уставный капитал» и возможно в случае изъятия вкладов участниками (учредителями), аннулирования собственных акций, уменьшением вкладов, доведения до величины чистых активов. Но необходимо помнить, что изменение величины уставного капитала (фонда) осуществляется лишь на основании внесенных и зарегистрированных в установленном порядке изменений учредительных документов.

Основным назначением резервного капитала, формируемого за счет чистой (нераспределенной) прибыли организации, является покрытие убытков, погашение облигаций, выпущенных организацией, и выкуп собственных акций. Учет ведется на пассивном счете 82 «Резервный капитал». Добавочный капитал формируется за счет дооценки основных средств, эмиссионного дохода, курсовых разниц по вкладам в уставный капитал, выраженным в иностранной валюте и т.п. Учет ведется на пассивном счете 83 «Добавочный капитал». Снижение величины добавочного капитала возможно при увеличении за счет него уставного капитала, при снижении стоимости или выбытии переоцениваемых основных средств и в других случаях.

К целевому финансированию относятся средства, получаемые организациями на строго определенные цели (научно-исследовательские работы, подготовку кадров и т.п.) и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета, внебюджетных фондов и других источников. Для целей бухгалтерского учета они подразделяются на средства на финансирование капитальных расходов (приобретение и строительство внеоборотных активов) и средства на финансирование текущих расходов (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников). Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утвержденными сметами, нецелевой расход – запрещается.

Для организации бухгалтерского учета и осуществления контроля за этими средствами предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование». Поступившие из бюджета средства могут зачисляться на специальный банковский счет, с которого затем производится их списание на покрытие расходов, осуществляемых в соответствии с инвестиционной программой предприятия. Остатки сумм целевых средств, получаемых коммерческой организацией, учитываются  в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов".   Изменения величины составляющих собственного капитала в течение отчетного года отражается в форме бухгалтерской финансовой отчетности «Отчет об изменениях капитала». Там же приводится величина чистых активов общества, рассчитанная как разница между активами и обязательствами организации по данным бухгалтерского баланса.

2.3. Тематика и содержание практических занятий

       Практические занятия выполняются в соответствии со Сборником задач по бухгалтерскому учету.[1]

       Занятие 1. Повторение пройденного и учетная политика организаций

- решение задач по классификации хозяйственных средств организации по составу и размещению и по источникам финансирования;

- решение задач по оформлению бухгалтерского баланса;

- решение задач на составление бухгалтерских проводок по приведенным хозяйственным операциям;

- тестирование по теме «Учетная политика организаций».

Для практических занятий, аудиторной и самостоятельной работы решаются задачи:

№ 1 -10 и тест по заданию № 11.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.