После целенаправленной работы провели повторное исследование. В исследовании приняло участие 40 детей, из них 20 детей подготовительной и 20 — средней группы МБДОУ «Детский сад № 11» г. Канаш. Результаты, полученные до и после проведения занятий изобразительного искусства в средней группе, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика развития творческого воображения детей в средней группе
Уровни воображения | До проведения упражнений | После проведения упражнений | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
Высокий | 0 | 0 | 6 | 30 |
Средний | 4 | 20 | 11 | 55 |
Низкий | 16 | 80 | 3 | 15 |
Из таблицы 1 видно, что целенаправленные игры и упражнения с использованием художественного творчества развивают воображение. Так, увеличивается количество детей, имеющих средний уровень развития творческого воображения. Высокий уровень появляется у 30 % детей. Таблица 2 иллюстрирует результаты, полученные в ходе изучения творческого воображения у детей подготовительной группы.
Таблица 2
Динамика развития творческого воображения детей в подготовительной группе
Уровни воображения | До проведения упражнений | После проведения упражнений | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
Высокий | 6 | 30 | 9 | 45 |
Средний | 11 | 55 | 10 | 50 |
Низкий | 3 | 15 | 1 | 5 |
Проведенный анализ показал, что изобразительная деятельность положительно влияет на развитие творческого воображения. Низкий уровень присущ только 5 %, тогда как на констатирующей этапе он был свойственен 15 % детей.
Сравнивая полученные результаты в двух группах можно сделать выводы: систематические, целенаправленные занятия изобразительной деятельности положительно влияют на развитие творческого воображения.
В подготовительной группе наблюдается большая динамика развития творческого воображения по сравнению с детьми средней группе. Так, высокий уровень соответственно выявлен у 45 % и 30 %.
В средней группе доминирующим является средний уровень (55 %). Вероятно, полученные результаты можно объяснит тем, что в средней группе большинство детей не поняли задачу. Они рисовали с заданной фигуркой что- то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»). В таблице 2 видим, что результаты детей подготовительной группы выше, чем у детей средней группы. Выяснилось, что после выполнения упражнений для развития воображения ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.
В ходе выполнения данной работы получены следующие выводы: воображение это психический процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия, мышления и памяти, преобразующий окружающий мир.
Основными составляющими воображения является умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления с разных точек зрения, отношений, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые фантазии проявляются в совместных играх родитель - ребенок. Развитие опыта ребенка, его интересов, овладение сложными действиями способствует активному развитию воображения после 3-х лет. В 4-5 годам за счет сюжетно-ролевых игр воображение становится творческим. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. В 5 лет ребёнок фантазировать мысленно - придумывает необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. Закладываются основы творческого воображения. Огромная роль принадлежит родителям и воспитателям. Рекомендации по стимулированию творческого воображения:
1) Для обогащения жизненного опыта дошкольников - читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах.
2) Учить рисовать детей увиденное и рассказывать о своих переживаниях.
3) Поощрять лепку и рисунки по замыслу.
4) Поощрять детское сочинительство.
5) Предлагать разные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, конструирование и другие.)
Заключение
Развитие воображения у дошкольников является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Креативность и способность создать что-то новое является одним из главных качеств умного человека. Если раньше при приеме на работу ценились знания и опыт, то сейчас необходимо обладать хорошим воображением и талантом.
Творческие люди в наши дни востребованы практически во всех сферах. Они создают креативную рекламу, изобретают передовые технологии, внедряют новые бизнес идеи и разрабатывают масштабные проекты. Современная жизнь ставит перед нами сложные задачи. И только одаренные люди с нестандартным мышлением способны найти необычные решения даже в самых тяжелых ситуациях. Именно поэтому многие родители стараются развить в своих детишках творческие способности.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.
В результате проведенного исследования нами было рассмотрено воображение как высший психический процесс, его виды и функции. Также были изучены особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста. Мы выяснили, что воображение - это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Уровень развития воображения имеет особенно важное значение для психического развития детей дошкольного возраста, определяя готовность ребенка к обучению в школе, поскольку овладение школьными навыками требует эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое воображение в дошкольном возрасте.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.