Термин «культура» появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Постепенно это понятие утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности. Очень часто в общепринятом значении культура понимается как духовная сторона жизнедеятельности людей.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Культура существует в двух основных формах:
– объективной (в виде реальных предметов, созданных порой не одним поколением людей и несущих человеческий смысл, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе)
– субъективной (в виде деятельностных способностей человека, его общественно развитых чувств и возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).
Культура характеризует все формы жизнедеятельности людей: материальное производство, социально-политические отношения, духовное развитие общества, быт, человеческие взаимоотношения. Культуру рассматривают как жизнедеятельность человека в единстве ее процесса и результата.
Человек является объектом и субъектом культуры, и в то же время личность каждого человека – это феномен культуры, так как формируется при воздействии разнообразных культурных явлений: традиций, форм общественного сознания, образа жизни, быта, содержания деятельности, воспитания, образования.
Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной.
Культура личности складывается из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей и проявляется в характере ее общения и созидательной деятельности.
Профессиональная культура– это определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная культура включает в себя общие представления о социальной значимости данного вида труда, представление о профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитые чувства профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности.
Единство профессиональной морали и профессиональной культуры выражается в профессиональной этике. Общая культура и профессиональная культура личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Педагогическая культура– профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью. Педагогическая культура – это гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.
Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на удовлетворение потребностей человека. В истории не раз возникали ситуации, в которых актуализировались силы, враждебные культуре, отодвигавшие личность, ее интересы на периферию общественной жизни. Такая ситуация возникла и обострилась в нашей стране в период глобального тоталитаризма.
Педагогическая культура определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей.
В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, духовно-нравственная культура, культура педагогического общения, культура поведения и внешнего вида.
1. Культура педагогического мышлениявключает высокое развитие способности научной обработки педагогических явлений и фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспитательному процессу, к личности самого учителя. Рефлексия учителя как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогических ситуациях.
Интуиция учителя – это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование – залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога. Культура умственного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятилетия осуществлять познавательную деятельность, реализовывать свои творческие планы.
Одна из важнейших черт педагогического мышления – творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу, цельность восприятия, легкость генерирования идей.
2. Духовно-нравственная культура педагога определяет гуманистическую направленность его личности. Это критерий профессионального мастерства учителя, так как только нравственная личность воспитывает нравственного ребенка. Гармония нравственных знаний, нравственных чувств и нравственного поведения личности учителя становится притягательной для детей, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. Духовно-нравственная культура – это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром ребенка. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее.
3. Культура педагогического общения– это взаимодействие педагогов и воспитанников, в процессе которого создается благоприятная атмосфера, способствующая развитию личности ребенка. Знание нравственных норм и правил общения, культура речи, виртуозное, мастерское владение приемами и методами взаимодействия и воздействия на личность ребенка в сочетании с педагогическим тактом– элементы культуры педагогического общения.
4. Культура поведения и внешнего вида учителя – это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, мимика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-психологическими и профессионально-эстетическими особенностями его труда. Эмоциональное впечатление, которое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику – все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы, взаимопонимания между учителем и воспитанником.
Признаками педагогической культуры учителя являются: интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 487.