Структура педагогического мастерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание понятия «педагогическое мастерство» определяется разными исследователями по-разному. И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина в структуре педагогического мастерства выделяют такие взаи­мосвязанные элементы: гуманистическая направленность деятельности учителя, профессиональные знания, базовые педагогические способнос­ти, педагогическая техника.

Остановимся более подробно на характеристике этих ком­понентов педагогического мастерства.

а) Гуманистическая направленность личности учителя. Направленность личности учителя – это идеалы, интересы, цен­ностные ориентации, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям. Направленность личности учителя мно­гогранна. Ее составляют ценностные ориентации, направлен­ные: 1) на себя (самоутверждение); 2) на средства педагоги­ческого воздействия; 3) на школьника, детский коллектив; 4) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта дея­тельности.

б) Профессиональные знания. Профессиональные знания – это фундамент становления педагогического мастерства. Содержание профессиональных знаний педагога составля­ют знания по преподаваемому предмету, методике его препо­давания, знания в области возрастной, педагогической, об­щей психологии и педагогики. Профессиональные знания предполагают научное решение сложных вопросов теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на основе знания закономерностей процесса формирования лич­ности школьника. Психолого-педагогическая эрудиция – пер­вооснова высокого профессионализма, недооценка или игно­рирование ее приводит некоторых учителей к ремесленничест­ву, штампам, примитивизму, рутине. Скорость приобретения мастерства не регламентируется жестко ростом профессионального знания. Есть индивиду­альные предпосылки успешной деятельности, стимуляторы профессионального роста – это способности.

в) Базовые педагогические способности. В психологии способностями называют такие психологиче­ские свойства личности, которые являются условием успешно­го выполнения определенных видов деятельности. Способности к педагогической деятельности являются определяющей сос­тавной частью педагогического мастерства.

В психолого-педагогической литературе отмечаются следующие виды основных способностей личности к педагогиче­ской деятельности.

1. Дидактические способности – это такие способности, которые состав­ляют основу умения излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно. Обладающий дидактическими способ­ностями учитель проявляет изобретательность, вызывает мыслительную активность учащихся, вносит в учебно-воспи­тательный процесс новое, необычное, затрагивающее не толь­ко ум, но и чувства. Дидактические способности могут функционировать на двух уровнях – репродуктивном и адаптивном. Репродуктивный уровень характеризуется тем, что человек умеет передавать другим знания, которыми владеет сам. Но даже великолепное знание предмета не может уберечь таких педагогов от ошибок, поскольку они не умеют учить других. Адаптивный уровень – новый уровень знаний, включающий в себя знание не только предмета, но и особенностей его усвоения, восприятия, понимания теми, на кого направлено преподавание. Это уровень, как правило, формируется в процессе самостоятельной работы и ее рефлексивного анализа.

2. Организаторские способности – это способность организовать учащихся, вовлечь их в различные виды общественно полезной деятельности, создать коллектив и сделать его ин­струментом, с помощью которого формируется соответствую­щая структура личности, а также организовать свою соб­ственную деятельность и поведение. Организационные способности тесно связаны с профессиональной зоркостью, эмпатией, педагогической интуицией, способностью к волевому действию и убеждению. Точность, аккуратность, дисциплини­рованность, ответственное отношение к делу, собранность – все это качества личности, которые являются следствием ор­ганизаторских способностей.

3. Коммуникативные способности – это способности, позволяющие ус­танавливать правильные взаимоотношения с учащимися. Это рождает у последних доверие и доброжелательность, готов­ность идти вместе с педагогом. Коммуникативные способнос­ти взаимодействуют с организаторскими и вместе обеспечива­ют должное влияние на школьника, управление детским кол­лективом, делая его социально направленным, со здоровым общественным мнением, с правильными межличностными от­ношениями.

4. Перцептивные способности – это способности, лежащие в основе умения проникнуть во внутренний мир ребенка. «Нужно уметь читать на человеческом лице, – говорил А. С. Макаренко, – на лице ребенка... Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душев­ных движений». Перцептивные способности вооружают воспитателя «вторым видением», умением наблю­дать, улавливать тонкие и очень сложные вопросы психики, не только видеть, но и «слышать» психическое состояние школь­ника.

Перцептивные способности лежат в основе живого кон­такта учителя и учащихся, потому что и на уроке, и на пере­мене учитель живет ошибками и догадками ребят, их наход­ками и идеями, и именно поэтому срабатывает умение ви­деть в человеке все человеческое.

5. Суггестивные способности – это способности внушать, способности с помощью твердого волевого слова добиваться нужного ре­зультата воздействия. Суггестивные способности предполагают эмоционально-волевое влияние, за­ставляющее учащихся согласиться с установкой учителя, при­нять ее. Суггестивные способности тесно связаны с авторите­том, волевыми качествами личности учителя, его убежден­ностью в правоте своих действий и поступков. Можно ска­зать, что между авторитетом личности и суггестивными спо­собностями существует диалектическая взаимосвязь. Но авто­ритет должен идти от детей. Авторитет «сверху», то есть навязанный, к внушению не приводит, одной требовательностью и твердостью влияния на учащихся добиться нельзя. Вот почему учитель, любящий свое дело и детей, которых он обу­чает и воспитывает, для повышения эффективности учебной и воспитательной работы должен стремиться к тому, чтобы заслужить любовь детей.

6. Научно-познавательные (академические) способности – это способности к овладению информацией, знаниями из соответствую­щей области науки. Это помогает учителю идти в ногу с современной мыслью, детально, абсолютно свободно владеть учебным материалом, творчески, последовательно подходить к проблемам, которые ставит перед ними учебно-воспитатель­ная работа.

7. Конструктивные способности – это способности, дающие возможность определить стратегическую линию преподавания и воспитания, обеспечивающие умение ориентироваться на конечную цель, решать повседневные задачи с учетом общих целей. Данные способности позволяют учитывать место предмета в общей базе знаний, устанавливать необходимые взаимосвязи с другими предметами и задачами воспитания. Конструктивные способности являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность использования знаний и умений, которые могут лежать «мертвым грузом», а могут активно использоваться.

Среди базовых способностей выделяют также способность владеть собой, то есть эмоциональную устойчивость; оптими­стическое прогнозирование; способность к творчеству (креа­тивность), способность педагога к ориентировке и перестрой­ке способов деятельности в изменяющихся условиях.

Следует отметить, что педагогические способности прояв­ляются и действуют не изолированно, они тесно связаны меж­ду собой и дополняют друг друга, что порождает возмож­ность компенсации отсутствующих или слаборазвитых способ­ностей другими качествами личности и особенностями психи­ческих процессов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 406.