Уже триста лет Россия стремится слиться с Западной Европой, заимствует оттуда все наиболее серьезные свои идеи, наиболее плодотворные свои познания и свои живейшие наслаждения. Но вот уже век и более, как она не ограничивается и этим. Величайший из наших царей... полтораста лет тому назад перед лицом всего мира отрекся от старой России. С этого времени мы только и делали, что, не сводя глаз с Запада, ...вбирали в себя веяния, приходившие к нам оттуда, и питались ими.
Надо сознаться — оно было прекрасно, это создание Петра Великого, эта могучая мысль, овладевшая нами и толкнувшая нас на этот путь, который нам суждено было пройти с таким блеском. И не только для своей нации работал великий человек. Эти люди, отмеченные Провидением, всегда посылаются для всего человечества. Сначала их присваивает один народ, затем их поглощает все человечество, подобно тому, как большая река, оплодотворив обширные пространства, несет затем свои воды в дань океану. Никогда ни один народ не был менее пристрастен к самому себе, нежели русский народ, каким воспитал его Петр Великий, и ни один народ не достиг также более славных успехов на поприще прогресса.
Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу. Не надо заблуждаться: как бы велик ни был гений этого человека и необычайна энергия его воли, то, что он сделал, было возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало ей властно того пути, по которому она должна была идти, чьи традиции были бессильны создать ей будущее, чьи воспоминания смелый законодатель мог стереть безнаказанно. Если мы оказались так послушны голосу государя, звавшего нас к новой жизни, то это, очевидно, потому, что в нашем прошлом не было ничего, что могло бы оправдать сопротивление. Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии. Присмотритесь хорошенько, и вы увидите, что каждый важный факт нашей истории был нам навязан, каждая новая идея почти всегда была заимствована. Но в этом наблюдении нет ничего обидного для национального чувства... Есть великие народы..., которые нельзя объяснить нормальными законами нашего разума, но которые таинственно объясняет верховная логика Провидения: таковы и мы; но, повторяю, все это нисколько не касается национальной чести. История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей. Каждый факт должен выражаться идеей; чрез события должна нитью проходить мысль или принцип, стремясь осуществиться: тогда факт не потерян, он провел борозду в умах, запечатлелся в сердцах, и никакая сила в мире не может изгнать его оттуда. Эту историю создает не историк, а сила вещей.[10]
Как в историософии П.Я.Чаадаева оценивается деятельность Петра I?
Почему П.Я.Чаадаев считал, что фигура Пера I была возможна лишь в такой стране, как Россия?
А как Вы оцениваете влияние реформаторской деятельности Петра I на «судьбу России»? Запишите свое суждение.
Тема 9. Российская цивилизация и ее место в мире.
1. Россия как особый тип цивилизационных систем: бинарное строение русской культуры (Н.А.Бердяев).
2. Русские философы об уникальности российской цивилизации.
3. Проблемы будущего пути России в современной философской мысли.
Литература
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
2. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русском менталитете. М., 2007.
3. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.
4. Панарин А.С.Православная цивилизация в современном мире. М., 2002.
5. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. М., 1994.
6. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве. // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
7. Зарубина Н.С. Самобытный вариант модернизации. // Социологические исследования. 1995. № 3.
8. Кантор В.К. Феномен русского европейца: культурно-философские очерки. М., 1999.
9. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008.
10. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010.
11. Лосский О.Н. Характер русского народа. М., 1991.
12. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: парадоксы европеизма в современной России // Вопросы философии. 1996. № 10.
13. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.
14.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
Вопросы к зачету по дисциплине «Философия»
1. Мировоззрение: понятие, основные элементы и структура. Исторические типы мировоззрения.
2. Философия, ее предмет, структура и основные функции.
3. Социальная роль философии и философа.
4. Античная философия, ее космоцентричный характер.
5. Античная натурфилософия: основные школы и представители.
6. Философские взгляды Сократа.
7. Объективный идеализм Платона.
8. Философское учение Аристотеля: общая характеристика.
9. Средневековая философия: отличительные особенности и основные проблемы.
10. Патристика. Августин Аврелий о вере, разуме, Боге, человеке, обществе и истории.
11. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.
12. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
13. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм Ф.Бэкона.
14. Проблема метода в философии Нового времени: рационализм Р.Декарта.
15. Основные идеи философии Просвещения.
16. Механистический материализм эпохи Просвещения.
17. Человек, обществ и природа в работах Ж.-Ж. Руссо и Ф.Вольтера.
18. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.
19. И.Кант: теория познания и этика.
20. Объективный идеализм Г. Гегеля.
21. Диалектический метод Г.Гегеля.
22. Философия ХХ века: основные направления и представители.
23. Психоаналитическая философия ХХ века.
24. Специфика русской философии.
25. Славянофильство и западничество в русской философии.
26. Русская религиозная философия: В.Соловьев и Н.Бердяев.
27. Русский космизм: основные идеи и представители.
28. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.
29. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
30. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.
31. Природа как предмет философского рассмотрения.
32. Проблема сознания в философии.
33. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
34. Познание как философская проблема.
35. Теория истины. Субъективное и объективное, абсолютное и относительное в истине. Критерий истины.
36. Научное познание и его специфика.
37. Формы и методы научного познания.
38. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки.
39. Ученый и этика.
40. Человек как предмет философского анализа.
41. Смысл жизни и проблема существования человека в философии.
42. Общество как способ бытия человечества.
43. Судьба человека в современном мире. Личность и общество.
44. Философское осмысление глобальных проблем человечества.
45. "Кризис современной цивилизации" и альтернативные проекты будущего.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 468.