П.Я. Чаадаев. РОССИЯ И ЗАПАД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уже триста лет Россия стремится слиться с Западной Евро­пой, заимствует оттуда все наиболее серьезные свои идеи, наиболее плодотворные свои познания и свои живейшие наслаж­дения. Но вот уже век и более, как она не ограничивается и этим. Величайший из наших царей... полтораста лет тому назад перед лицом всего мира отрекся от старой России. С этого вре­мени мы только и делали, что, не сводя глаз с Запада, ...вбирали в себя веяния, приходившие к нам оттуда, и питались ими.

Надо сознаться — оно было прекрасно, это создание Петра Великого, эта могучая мысль, овладевшая нами и толкнувшая нас на этот путь, который нам суждено было пройти с таким блеском. И не только для своей нации работал великий чело­век. Эти люди, отмеченные Провидением, всегда посылаются для всего человечества. Сначала их присваивает один народ, затем их поглощает все человечество, подобно тому, как боль­шая река, оплодотворив обширные пространства, несет затем свои воды в дань океану. Никогда ни один народ не был менее пристрастен к самому себе, нежели русский народ, каким вос­питал его Петр Великий, и ни один народ не достиг также бо­лее славных успехов на поприще прогресса.

Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу. Не надо заблуж­даться: как бы велик ни был гений этого человека и необычай­на энергия его воли, то, что он сделал, было возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало ей властно того пути, по которому она должна была идти, чьи традиции были бес­сильны создать ей будущее, чьи воспоминания смелый законо­датель мог стереть безнаказанно. Если мы оказались так послуш­ны голосу государя, звавшего нас к новой жизни, то это, оче­видно, потому, что в нашем прошлом не было ничего, что могло бы оправдать сопротивление. Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии. Присмотритесь хорошенько, и вы увидите, что каждый важный факт нашей истории был нам на­вязан, каждая новая идея почти всегда была заимствована. Но в этом наблюдении нет ничего обидного для национального чув­ства... Есть великие народы..., которые нельзя объяснить нор­мальными законами нашего разума, но которые таинственно объясняет верховная логика Провидения: таковы и мы; но, повторяю, все это нисколько не касается национальной чести. История всякого народа представляет собою не только верени­цу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей. Каждый факт должен выражаться идеей; чрез события должна нитью проходить мысль или принцип, стре­мясь осуществиться: тогда факт не потерян, он провел борозду в умах, запечатлелся в сердцах, и никакая сила в мире не может изгнать его оттуда. Эту историю создает не историк, а сила ве­щей.[10]

Как в историософии П.Я.Чаадаева оценивается деятельность Петра I?

Почему П.Я.Чаадаев считал, что фигура Пера I была возможна лишь в такой стране, как Россия?

А как Вы оцениваете влияние реформаторской деятельности Петра I на «судьбу России»? Запишите свое суждение.

 

Тема 9. Российская цивилизация и ее место в мире.

1. Россия как особый тип цивилизационных систем: бинарное строение русской культуры (Н.А.Бердяев).

2. Русские философы об уникальности российской цивилизации.

3. Проблемы будущего пути России в современной философской мысли.

Литература

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русском менталитете. М., 2007.

3. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.

4. Панарин А.С.Православная цивилизация в современном мире. М., 2002.

5. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. М., 1994.

6. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве. // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

7. Зарубина Н.С. Самобытный вариант модернизации. // Социологические исследования. 1995. № 3.

8. Кантор В.К. Феномен русского европейца: культурно-философские очерки. М., 1999.

9. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008.

10. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010.

11. Лосский О.Н. Характер русского народа. М., 1991.

12. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: парадоксы европеизма в современной России // Вопросы философии. 1996. № 10.

13. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.

14.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

 Вопросы к зачету по дисциплине «Философия»

1. Мировоззрение: понятие, основные элементы и структура. Исторические типы мировоззрения.

2. Философия, ее предмет, структура и основные функции.

3. Социальная роль философии и философа.

4. Античная философия, ее космоцентричный характер.

5. Античная натурфилософия: основные школы и представители.

6. Философские взгляды Сократа.

7. Объективный идеализм Платона.

8. Философское учение Аристотеля: общая характеристика.

9. Средневековая философия: отличительные особенности и основные проблемы.

10. Патристика. Августин Аврелий о вере, разуме, Боге, человеке, обществе и истории.

11. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

12. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

13. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм Ф.Бэкона.

14. Проблема метода в философии Нового времени: рационализм Р.Декарта.

15. Основные идеи философии Просвещения.

16. Механистический материализм эпохи Просвещения.

17. Человек, обществ и природа в работах Ж.-Ж. Руссо и Ф.Вольтера.

18. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.

19. И.Кант: теория познания и этика.

20. Объективный идеализм Г. Гегеля.

21. Диалектический метод Г.Гегеля.

22. Философия ХХ века: основные направления и представители.

23. Психоаналитическая философия ХХ века.

24. Специфика русской философии.

25. Славянофильство и западничество в русской философии.

26. Русская религиозная философия: В.Соловьев и Н.Бердяев.

27. Русский космизм: основные идеи и представители.

28. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.

29. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

30. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.

31. Природа как предмет философского рассмотрения.

32. Проблема сознания в философии.

33. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

34. Познание как философская проблема.

35. Теория истины. Субъективное и объективное, абсолютное и относительное в истине. Критерий истины.

36. Научное познание и его специфика.

37. Формы и методы научного познания.

38. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки.

39. Ученый и этика.

40. Человек как предмет философского анализа.

41. Смысл жизни и проблема существования человека в философии.

42. Общество как способ бытия человечества.

43. Судьба человека в современном мире. Личность и общество.

44. Философское осмысление глобальных проблем человечества.

45. "Кризис современной цивилизации" и альтернативные проекты будущего.

                              

Дата: 2019-03-05, просмотров: 417.