РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Канке, В. С. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2004.
2. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Велби : Проспект, 2008. – 592 с.
3. Бессонов, Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – Москва : Юрайт, 2010. – 278 с.
4. Габидулин, Р. С. Философия : учеб. пособие / Р. С. Габидулин. – М. ; Архангельск : МИУ, 2003. – 652 с.
5. Ильин, В. В. Философия : в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов / В. В. Ильин, А. В. Машенцев. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2010. – 303 с.
6. История философии : учебник для вузов / ред. А. С. Колесников. – М. ; С-Пб. ; Ниж. Новгород : Питер, 2010. – 650 с.
7. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
8. Кузнецов, В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М. : Инфра- М, 2008. – 517 с.
9. Липский, Б. И. Философия : учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва : Юрайт, 2012. – 495 с.
10. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
11. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
12. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.
13. Спиркин, А. Г. Философия : учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 828 с.
14. Философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 711 с.
15. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.
16. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
17. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
18. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
19. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
Содержание дисциплины:
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой).
Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории.
Место и роль философии в культуре.
Тема 2. Структура философского знания.
Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии.
Функции философии: мировоззренческая и методологическая.
Тема 3. Древневосточная философия.
Время и условия возникновения древнеиндийской философии. Веды, их роль в индийской и мировой культуре. Ортодоксальные и неортодоксальные школы. Возникновение буддизма. Религиозно-философская доктрина буддизм.
Особенности древнекитайской культуры: традиционализм, культ предков, ритуальность. Конфуций (551– 479 гг. до н. э.) – крупнейший представитель древнекитайской философии. Даосизм. Проблема сущности мира, его происхождения и развития. Лао- цзы – основатель учения. Понятия «дао» и «дэ».
Тема 4. Античная философия.
Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии.
Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты.
Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля.
Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.
Неоплатонизм.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Литература
1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5.
2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16.
3. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6. .
4. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. 2009. № 1. С.5-10.
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002.
6. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.
ПРАКТИКУМ
1. Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений философов разных эпох. Как каждый из философ отвечал на следующие вопросы: что есть философия? Каков предмет философии? В чем заключается специфика философского знания. Запишите свои ответы. Поразмышляйте и сформулируйте свое мнение о предмете и специфики философии.
Литература
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
2. Гуревич В.П. Феномен деантропологизации человека. // Вопросы философии. 2009. № 3.
3. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4.
4. Лобковиц Н. Что такое "личность".//ВФ. 1998.№2.
5. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.
6. Панфилова Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма. // Вопросы философии. 2008. № 1.
7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
8. Смысл жизни: Антология. М., 1994.
9. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.
10. Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности. // Вопросы философии. 2009. № 4.
11. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и биосфера. // Вопросы философии. 2006. № 2.
12. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли. М., 2011.
13. Фромм Э. Быть или иметь. (любое издание)
14. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации. // Вопросы философии. 2014. № 9.
ПРАКТИКУМ
1. Философская антропология утверждает, что человек не развился из животного мира, а был и будет особым животным. Согласуется ли это утверждение с теорией Дарвина, или противоречит ей? Подумайте и напишите аргументированный ответ
2. Великий русский философ XIX века В. С. Соловьев писал:
«Смерть и время царят на земле-
Ты владыками их не зови;
Все, кружась исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви».
Что, по вашему мнению, понимал под «солнцем любви» В.С. Соловьев?
Согласны ли вы, что «солнце любви» - главный мотив жизни человека? Ответ аргументируйте.
3. Н.А.Бердяев писал: «Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного».
Что такое «персонализм»?
Определите противоположную персонализму философскую концепцию
Сформулируйте свою позицию по отношению к высказыванию Н.А.Бердяева и аргументируйте ее.
4. С. Франк в своей работе «Смысл жизни» писал: « Когда человек отдает свою жизнь как средство для чего-либо частного, в чем бы оно ни заключалось, когда он служит какой-либо предполагаемой абсолютной цели, которая сама не имеет отношения к его собственной личной жизни, к интимному и основному запросу его духа, к его потребности найти самого себя в последнем удовлетворении, в вечно свете и покое совершенной полноты, - тогда он неминуемо становится рабом и теряет смысл своей жизни. И лишь когда он отдает себя служению тому, что есть вечная основа и источник его собственной жизни, он обретает смысл жизни».
Как можно определить позицию философа по проблеме смысла жизни? Согласны ли вы с ней?
А как вы считаете, нужен ли человеку этот смысл? Ответ аргументируйте.
Литература
1. Бахур А.И. Это неповторимое "я". М., 1986.
2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //Вопросы философии. 2000. №10.
3. Жуков Н.Н. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
4. Лой А.Н. Проблема сознания: смысл и опыт. //Философская и социологическая мысль. 1989. №10.
5. Мозг и разум. М., 1994.
6. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
7. Общество и сознание. М., 1984.
8. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //Вопросы философии.2000.№10.
9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
10. Сакс О. Случаи из практики. М., 2011.
ПРАКТИКУМ
1. В философии сложились различные парадигмы исследования сознания. Раскройте особенности их осмысления сознания. Укажите представителей:
реалистическая парадигма ________________________________________ __________________________________________________________________объективно-идеалистическая парадигма ______________________________ __________________________________________________________________ вульгарно-материалистическая парадигма ____________________________
__________________________________________________________________ феноменологическая парадигма ____________________________________ __________________________________________________________________
2. Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания:
а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него
__________________________________________________________________
б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи
__________________________________________________________________
в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я
__________________________________________________________________
г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи _________________________________________
д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная «живая сила» _________________________
е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит ________________
ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки – мочу _________________
з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный характер
__________________________________________________________________
и) материя и сознание - это две равноценные субстанции _________________
Литература
1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
2. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. // Вопросы философии . 2001.№8.
3. Наука и культура. // Вопросы философии . 1998.№10.
4. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
5. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
7. Теория познания. М., 1991.
8. Философия науки: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 10.
9. Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. 1992.№2.
10. Юревич А.В., Валенко И.Г. Функциональный кризис науки. // Вопросы философии . 1998.№1.
11. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. // Вопросы философии . 2001.№12.
ПРАКТИКУМ
1. Прочитайте диалог и ответьте на вопросы:
«"Почему же верите Вы в факты?" — "Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству". — "Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вокруг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Коперником?"». [5]
Что такое «факт»? _______________________________________________
Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»? __________________________________________________
2. Ознакомьтесь с методами научного познания и заполните таблицу:
философские | универсальные | эмпирические | теоретические |
Задание 3. Ознакомьтесь со статьей Т.В. Панфиловой «Клонирование в свете концепции гуманизма» (Панфилова, Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма / Т.В. Панфилова // Вопросы философии. - 2008. - № 1 // http://naukarus.com/klonirovanie-v-svete-kontseptsii-gumanizma). Ответьте на вопросы.
1. Какие этические последствия клонирования раскрываются в статье?
2. Почему реализация бессмертия потребует пересмотра существующих этических норм?
3. Как вы считаете, несет ли ученый моральную ответственность за использование результатов своих открытий? Ответ аргументируйте.
Тема 5. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.
1. Категория бытия, ее жизненный и философский смысл. Основные формы бытия.
2. Специфика философского определения материи. Материя как субстанция. Принципы неисчерпаемости материи и материального единства мира.
3. Способ и формы существования материи.
4. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.
Литература
1. Ахундов У. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.
2. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. // Вопросы философии. 2000. №6.
3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.
4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
5. Кутовский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983.
6. Носов Н.А. Виртуальная реальность. //Вопросы философии. 1999. № 10.
ПРАКТИКУМ
Литература
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
2. Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта. // Вопросы философии. 2007. №1.
3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2002.
5. Пантин В.И.Волны и циклы социального развития. М., 2004.
6. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. //Вопросы философии. 2001.№3.
7. Рорти Р. Философия и будущее. //Вопросы философии. 1994.№6.
8. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.
9. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизацонных перемен. // Вопросы философии. 2006. № 2.
10. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избр. Социально-философская публицистика. М., 1996.
11. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005.
12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
14. Шпрангер Э. Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности. М., 2014.
ПРАКТИКУМ
1. Изучите основные подходы к анализу и сущности общества. Заполните таблицу.
Подход | Основные представители | Представления о сущности общества |
1.натуралистический | 1. Натуралистический подход. Общество как продолжение природы (Монтескье, Мечников) и космоса (Чижевский, Гумилев). | |
2. идеалистический | Сущность связей, объединяющих людей в единое целое; верования, мифы, идеология определяют характер общества. | |
3. конвенцентуальный | Хотя в естественном состоянии «человек человеку волк», следуя гражданским законам, «общественному договору», люди могут жить в обществе (Гоббс, Локк). | |
4. органистический | 4. Органическая модель. Общество – аналог организма, состоящего из частей, к которым оно полностью не сводится. Это система, имеющая структуру, где каждый элемент реализует себя в зависимости от места в этой системе (Дюркгейм, Конт, Спенсер). | |
5. материалистический | Исторический материализм – развитие общества зависит от способа производства материальных благ, общественно-экономической формации (Маркс, Энгельс). |
Литература
1. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы "второго пришествия". //Вопросы философии. 2000. №10.
2. Кантор В.К. Фрейд-Достоевский. //Вопросы философии.2000. №10.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
5. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
6. Андреев Л. Ж.-П.Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
7. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
ПРАКТИКУМ
Прочитайте приведенный ниже текст. Ответьте на вопросы.
КАРЛ ЯСПЕРС. Об образовании.
В образовании как форме жизни его стержень — дисциплина в качестве умения мыслить. А среда — образованность в качестве знаний. Его материалом являются созерцание образов прошлого, познание как необходимо значимые воззрения, знание вещей и владение языками.
Образованность и античность. На Западе образованность широких слоев, в отличие от массы, вплоть до настоящего времени осуществлялась только посредством гуманистических знаний, тогда как для отдельных индивидов были возможны и другие пути. Тот, кто в молодости изучал греческий и латинский, читал античных авторов, философов и историков, кто освоил математику, ознакомился с Библией и немногими великими поэтами своей нации, преисполнен миром, который в своей бесконечной подвижности и открытости дает прочное содержание и делает доступным все остальное. Однако такое воспитание в своем осуществлении уже есть отбор. Не все обретают в нем то, что важно, многие оказываются несостоятельными и способными воспринять лишь внешнее. Решает здесь не специфическая способность к языкам, к математическому мышлению или реалиям, а готовность к духовному постижению. Гуманистическое образование — всегда образование единичного человека, который посредством своего бытия в становлении совершает вместе с ним выбор. Поэтому лишь это воспитание обладает тем чудесным свойством, что и плохие учителя могут достигнуть успеха. Тот, кто в ученические годы, читая «Антигону», слышит лишь о грамматике и метрике и противится такому образованию, может быть все-таки взволнован самим текстом.
На вопрос, почему же именно этот путь обладает таким преимуществом, ответ может быть дан только исторически, а не исходя из какой-либо рационально понятой целесообразности. Античность дала фактическое обоснование тому, чем мы на Западе можем быть в качестве людей. В Греции идея образованности была впервые осуществлена и постигнута так, как она с тех пор применяется каждым, кто ее понимает. Все великие взлеты человеческого бытия происходили на Западе посредством соприкосновения и размежевания с античностью. Там, где о ней забывали, наступало варварство. Оторвавшемуся от своей почвы суждено колебаться, будучи лишенным опоры, и именно таково будет наше состояние, если мы утратим связь с античностью. Античность — наша почва, хотя она постоянно меняется, и лишь во вторую очередь и без автономной силы образования — прошлое своего народа. Мы — европейцы в своей принадлежности народности, которая посредством специфического заимствования стала таковой. Это образование теперь в лучшем случае допускается волей масс. Число людей, для которых оно что-то значит, становится все меньше.
Нивелированное образование и специальная подготовка.' В существовании массового порядка всеобщее образование приближается к требованиям среднего человека. Духовность гибнет, распространяясь в массе, рационализация, доведенная до грубой моментальной доступности рассудку, привносит в каждую область знания процесс обеднения. С нивелирующим массовым порядком исчезает тот образованный слой, который на основе постоянного обучения обрел дисциплину мыслей и чувств и способен откликаться на духовные творения. У человека массы мало времени, он не живет жизнью целого, избегает подготовки и напряжения без конкретной цели, преобразующей их в пользу; он не хочет ждать и допускать созерцание; все должно сразу же дать удовлетворение в настоящем; духовное стало сиюминутным удовольствием. Поэтому эссе стало наиболее подходящей литературной формой, газета вытеснила книгу, а все время меняющееся чтение — сопутствующие на протяжении всей жизни творения. Читают быстро. Нужна краткость, но не та, которая может стать предметом воспоминания в медитации, а та, которая быстро сообщает то, что хотят знать и что затем сразу же забывают. Собственно говоря, подлинное чтение в духовном единении с содержанием стало невозможным,
Теперь образованность означает нечто, никогда не получающее формы, а стремящееся в чрезвычайной интенсивности выйти из пустоты, к которой постоянно возвращаются. Появляются типичные оценки. Люди пресыщены уже тем, что они только что услышали; поэтому они все время ищут нового, привлекающего их уже самой новизной. В нем приветствуют изначальное, которого ждут, и вскоре отворачиваются от него, ибо оно нужно только как сенсация. В сознании того, что наступила эпоха, формирующаяся как новый мир, где прошлого уже недостаточно, люди охотно дают наименование нового тому, что хотят сделать значимым: новое мышление, новое ощущение жизни, новая культура тела, новая деловитость, новое хозяйствование и т.д. Утверждение «нечто новое является позитивной оценкой, не новопренебрежительной. Даже если сказать нечего, есть ведь рассудок, который можно занять решением сложных задач как объектом преодоления; утверждение, что человек интеллигентен становится оценкой, которая теперь заменяет духовное бытие возможной экзистенции. Нет человеческой близости, нет любви, есть только польза; товарищи и друзья выступают в абстрактной теории или служат сиюминутным целям существования; отдельный человек ценится в качестве интересного, не в качестве самого себя, а как раздражитель; раздражение прекращается, как только он больше не удивляет. Образованным называется тот, кто обладает способностью ко всему этому, являет себя новым, интеллигентным и интересным. Сфера этой образованности — дискуссия, которая сегодня стала массовым явлением. Однако дискуссия могла бы вместо удовольствия, упомянутого выше в трех оценках, дать подлинное удовлетворение лишь в том случае, если она служит подлинной коммуникации в качестве выражения борьбы верований или сообщения опыта и знания, принадлежащих совместно конституированному миру.
Массовое распространение знания и его выражения ведет к изнашиванию слов и фраз. В хаосе образованности можно сказать все, но так, что, собственно говоря, ничего не имеется в виду. Неопределенность смысла слов, более того, даже отказ от отвлеченности, которая только и соединяет дух с духом, делает существенное понимание невозможным. Когда внимание к подлинному содержанию не утрачено, в конце концов сознательно обращаются к языку как языку, и он становится предметом намерения. Если я смотрю на местность через стекло и это стекло становится мутным, то я все еще вижу, но если я вставляю стекло в глаз, я не вижу больше ничего. Сегодня избегают воспринимать через язык бытие, более того, бытие подменяется языком. Считая, что бытие «изначально», избегают всех привычных слов, которые имели и могли иметь содержание. Непривычное слово и непривычное расположение слов должны симулировать изначальную истину, способность быть новым в словах, глубину. Дух как будто пребывает в новых наименованиях. На мгновение поразительное свойство языка приковывает внимание, но вскоре и оно теряет значение или оказывается личиной. Сведение к языку кажется судорожным усилием найти в хаосе образования форму. Таким образом, сегодня проявление образованности, которая заменяет действительность, либо расплывчатые высказывания любыми словами, либо разговорчивость становятся манерой речи. Центральное значение языка для человеческого бытия стало вследствие искажения направленности внимания фантомом.
В этом неудержимом разложении усиливаются возможности образования, обнаруживаются пути к подъему: там, где речь идет о профессиональном знании, точная специализация стала само собой разумеющейся. Распространилась специализация; необходимое для этого знание может быть достигнуто усвоением методов и сведено к простейшей форме в своих результатах. В хаосе повсюду разбросаны оазисы, где люди, обладая профессиональным знанием, к чему-либо способны. Но это знание разбросано; отдельный человек может выполнять лишь отдельные функции, и это его умение часто подобно ограниченной сфере, которой он только обладает, но не приводит к единству со своей сущностью и с целостностью образованного сознания.
Историческое усвоение, возникла враждебность к образованию, которая сводит содержание духовной деятельности к техническому умению и выражению минимума голого существования. Эта позиция — коррелят к процессу технизации планеты и жизни индивида, который ведет к превращению исторической традиции у всех народов, чтобы поставить собственное существование на новую основу: существовать может лишь то, что входит в новый, созданный Западом, но по своему смыслу и воздействию общезначимый мир технической рациональности. Этот акт обусловливает доходящее до корней человеческого бытия потрясение. Это наиболее глубокий надлом, когда-либо известный Западу; однако, поскольку он создан самим Западом в его духовном развитии, здесь он находится в континууме мира, к которому принадлежит. Ко всем другим культурам этот надлом приходит извне как катастрофа. Ничто не может больше сохраняться в прежнем виде. Один и тот же основной вопрос стоит перед великими культурными народами Индии и Восточной Азии, так же как перед нами. В мире технической цивилизации им надлежит либо преобразовать социальные условия и следствия, либо погибнуть. Когда враждебность к образованию самонадеянно уничтожает все прошлое, будто мир начинается сначала, духовная субстанция может быть сохранена в этом преобразовании только посредством исторического воспоминания, которое в качестве такового есть не просто знание о прошлом, а сила жизни в настоящем-. Без него человек стал бы варваром. Радикальность кризиса нашей эпохи бледнеет перед вечной субстанцией, часть бытия которой, бессмертного, способного всегда быть, составляет воспоминание.
Поэтому враждебность к прошлому относится к родовым мукам нового содержания историчности. Она оборачивается против историзма как ложной историчности, поскольку он стал неподлинным суррогатом образования. Ибо воспоминание просто как знание о прошлом лишь собирает бесконечные антикварные сведения; воспоминание как понимающее созерцание воспроизводит картины и образы как необязательное противостояние; лишь воспоминание как усвоение создает действительность самобытия человека в настоящем, сначала в почтении, затем в масштабе его собственного чувствования и деятельности и, наконец, в участии в вечном бытии. Проблема характера воспоминания — это проблема еще возможного теперь образования.
Знанию о прошлом служат распространенные повсюду институты; объем, в котором современный мир интересуется прошлым, свидетельствует о наличии глубокого инстинкта, стремящегося к тому, чтобы, несмотря на разрушение, сохранилась бы по крайней мере возможность исторического континуума. В музеях, библиотеках, архивах хранятся творения прошлого с сознанием того, что таким образом сберегается нечто незаменимое по своему значению, даже если оно в данный момент еще не понято. В этом единодушны все партии, мировоззрения и государства, и верность в деле сохранения творений прошлого еще никогда не была столь всеобщей и само собой разумеющейся по своей надежности. Исторические реликвии пользуются во всех местах, где о них помнят, защитой и уходом. То, что некогда обладало величием, продолжает жить как историческая мумия данной местности и становится целью путешествий. Места, обладавшие некогда мировым значением и отражавшие гордость республиканской независимости, живут теперь на средства, поступающие от туризма. Европа становится чем-то вроде большого музея истории западного человека. В склонности отмечать исторические даты основания государств, городов, университетов, театров, годы рождения и смерти знаменитых людей воспоминание служит, хотя еще и без должного наполнения содержанием, симптомом воли к сохранению.
Лишь у немногих знаемое воспоминание переходит в понимающее созерцание. Человек как будто уходит из настоящего и живет в прошлом. То, что уже достигло своего конца, продолжает жить как элемент содержания образованности. Панорам! тысячелетий подобна пространству душевного созерцания. XIX в. довел это понимание до никогда ранее не достигнутого уровня и объективности: страсть к созерцанию освобождала от ничтожности настоящего, знакомя с наивысшим, на что способны были люди. Конституировался мир образованности, который перешел в традицию жизни в книгах и свидетельствах прошлого. Бледные эпигоны первых созерцателей знакомили с тем, что было увидено. То, что некогда было изначальным видением образов, эпигоны эпигонов сохраняют еще под властью обаяния, воспринятого в понимании мира по крайней мере в слове и учении.
Однако антикварное знание и созерцательное понимание сохраняют свое право в конечном счете только как идеал возможного в настоящем осуществлении. Историческое усваивается не только как знание чего-то; не как лучшее, которое может быть восстановлено, поскольку оно не должно было умереть. Усвоение состоит только в преобразующем прошлое возрождении человеческого бытия посредством вступления в духовную сферу, в которой я, исходя из собственных истоков, становлюсь самим собой. Образование как усвоение прошлого служит не тому, чтобы уничтожить настоящее как неполноценное, чтобы подло бежать от него, но тому, чтобы, взирая на вершины, не утратить то, что на пути к высотам доступной мне действительности я могу искать в настоящем.
То, что берется в новое владение, заново порождается для другого настоящего. Неистинная историчность лишь понимания в образованности есть воля к повторению, истинная же — готовность найти источник, питающий каждую жизнь, а поэтому и жизнь в настоящем. Тогда возникает без определенного намерения и плана подлинное усвоение; невозможно предвидеть, какая осуществляющая сила живет в воспоминании. Сегодняшняя ситуация, когда возникла угроза разрыва в истории, требует сознательно обратиться к возможности этого воспоминания. Ибо, уничтожив ее, человек уничтожил бы и себя. Сегодня, когда в машинный мир массового существования вступают новые поколения, они обнаруживают в качестве средств воспоминания книги, архитектурные памятники и разного рода произведения, вплоть до бытовых особенностей прошлого, наряду с сообщением фактов их собственного происхождения, никогда ранее не бывшими доступными в такой степени всеобщности. Спрашивается, как использует это экзистенция в ее историчности, обнаруживая себя в ней.
Соблазняет двоякая возможность просто противопоставить себя миру. Однако действительно пойти на это может лишь тот, кто сам приговаривает себя к крушению всякого существования. Если же он пытается, используя благополучную экономическую ситуацию, обособиться от мира и сохранить полную независимость, то погрузится в пустоту, в которой все-таки останется в плену у мира; он теряет истину в бегстве из мира, от которого он, порицая его, уходит, чтобы в своем отношении все-таки остаться бытием.
Действительность мира невозможно игнорировать. Ощутить суровость действительности — единственный путь, который ведет к себе. Быть действительным в мире, даже если поставленной цели достигнуть невозможно, остается условием собственного существования. Поэтому этос заключается в том, чтобы жить вместе с другими внутри аппарата власти, не давая ему поглотить себя. Значение предприятия, при ограниченности необходимым, состоит в том, чтобы, обеспечивая жизнь всех, одновременно служить сферой деятельности отдельного человека; он делает то, что делают все, и это создает для каждого возможность существования. Однако этос такой работы включает в себя страх перед самобытием.
Деградация сферы труда в нечто относительное как будто убивает желание приложить свою силу, однако экзистенция человека в том, чтобы суметь выдержать это отрезвление, не теряя воли к деятельности. Ибо самобытие возможно лишь в напряжении, которое, вместо того чтобы просто сопоставить две сферы жизни, пытается исходя из одной выразить другую, не утверждая возможность общезначимого образа единения в качестве единственной возможности правильной жизни для всех. Это — как бы жизнь на крутой вершине, с которой я сорвусь либо в сферу предприятия, либо в лишенное действительности существование вблизи от него. Смысл вступления в мир становится содержанием философствования. Философия не является средством, еще менее того — волшебным средством, она — сознание в осуществлении. Философствование — это мышление, посредством которого или в качестве которого я деятелен в качестве самого себя. Оно являет собой не объективную значимость сознания, а сознание бытия в мире.[8]
Какие негативные тенденции современного образования увидел К.Ясперс? Почему он считал эти тенденции негативными?
Каким, по мнению философа, должна быть цель образования?
Согласны ли вы с позицией философа? А каким, по вашему мнению, должно быть современное образование?
Литература
1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.27-64.
2. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. //Вопросы философии. 1994.№4.
3. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
4. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб, 2006.
5. Чаадаев П.Я. Философские письма. // http://www.e-reading.by/bookreader.php/62937/Chaadaev_-_Filosoficheskie_pisma.html
ПРАКТИКУМ
Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопросы.
Литература
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
2. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русском менталитете. М., 2007.
3. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.
4. Панарин А.С.Православная цивилизация в современном мире. М., 2002.
5. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. М., 1994.
6. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве. // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
7. Зарубина Н.С. Самобытный вариант модернизации. // Социологические исследования. 1995. № 3.
8. Кантор В.К. Феномен русского европейца: культурно-философские очерки. М., 1999.
9. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008.
10. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010.
11. Лосский О.Н. Характер русского народа. М., 1991.
12. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: парадоксы европеизма в современной России // Вопросы философии. 1996. № 10.
13. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.
14.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
Вопросы к зачету по дисциплине «Философия»
1. Мировоззрение: понятие, основные элементы и структура. Исторические типы мировоззрения.
2. Философия, ее предмет, структура и основные функции.
3. Социальная роль философии и философа.
4. Античная философия, ее космоцентричный характер.
5. Античная натурфилософия: основные школы и представители.
6. Философские взгляды Сократа.
7. Объективный идеализм Платона.
8. Философское учение Аристотеля: общая характеристика.
9. Средневековая философия: отличительные особенности и основные проблемы.
10. Патристика. Августин Аврелий о вере, разуме, Боге, человеке, обществе и истории.
11. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.
12. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
13. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм Ф.Бэкона.
14. Проблема метода в философии Нового времени: рационализм Р.Декарта.
15. Основные идеи философии Просвещения.
16. Механистический материализм эпохи Просвещения.
17. Человек, обществ и природа в работах Ж.-Ж. Руссо и Ф.Вольтера.
18. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.
19. И.Кант: теория познания и этика.
20. Объективный идеализм Г. Гегеля.
21. Диалектический метод Г.Гегеля.
22. Философия ХХ века: основные направления и представители.
23. Психоаналитическая философия ХХ века.
24. Специфика русской философии.
25. Славянофильство и западничество в русской философии.
26. Русская религиозная философия: В.Соловьев и Н.Бердяев.
27. Русский космизм: основные идеи и представители.
28. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.
29. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
30. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.
31. Природа как предмет философского рассмотрения.
32. Проблема сознания в философии.
33. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
34. Познание как философская проблема.
35. Теория истины. Субъективное и объективное, абсолютное и относительное в истине. Критерий истины.
36. Научное познание и его специфика.
37. Формы и методы научного познания.
38. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки.
39. Ученый и этика.
40. Человек как предмет философского анализа.
41. Смысл жизни и проблема существования человека в философии.
42. Общество как способ бытия человечества.
43. Судьба человека в современном мире. Личность и общество.
44. Философское осмысление глобальных проблем человечества.
45. "Кризис современной цивилизации" и альтернативные проекты будущего.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Канке, В. С. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2004.
2. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Велби : Проспект, 2008. – 592 с.
3. Бессонов, Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – Москва : Юрайт, 2010. – 278 с.
4. Габидулин, Р. С. Философия : учеб. пособие / Р. С. Габидулин. – М. ; Архангельск : МИУ, 2003. – 652 с.
5. Ильин, В. В. Философия : в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов / В. В. Ильин, А. В. Машенцев. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2010. – 303 с.
6. История философии : учебник для вузов / ред. А. С. Колесников. – М. ; С-Пб. ; Ниж. Новгород : Питер, 2010. – 650 с.
7. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
8. Кузнецов, В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М. : Инфра- М, 2008. – 517 с.
9. Липский, Б. И. Философия : учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва : Юрайт, 2012. – 495 с.
10. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
11. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
12. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.
13. Спиркин, А. Г. Философия : учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 828 с.
14. Философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 711 с.
15. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.
16. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
17. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
18. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
19. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
Содержание дисциплины:
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой).
Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории.
Место и роль философии в культуре.
Тема 2. Структура философского знания.
Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии.
Функции философии: мировоззренческая и методологическая.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 415.