Тема 2. Структура философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Канке, В. С. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2004.

2. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Велби : Проспект, 2008. – 592 с.

3. Бессонов, Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – Москва : Юрайт, 2010. – 278 с.

4. Габидулин, Р. С. Философия : учеб. пособие / Р. С. Габидулин. – М. ; Архангельск : МИУ, 2003. – 652 с.

5. Ильин, В. В. Философия : в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов / В. В. Ильин, А. В. Машенцев. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2010. – 303 с.

6. История философии : учебник для вузов / ред. А. С. Колесников. – М. ; С-Пб. ; Ниж. Новгород : Питер, 2010. – 650 с.

7. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

8. Кузнецов, В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М. : Инфра- М, 2008. – 517 с.

9. Липский, Б. И. Философия : учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва : Юрайт, 2012. – 495 с.

10. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

11. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

12. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.

13. Спиркин, А. Г. Философия : учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 828 с.

14. Философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 711 с.

15. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.

16. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

17. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

18. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

19. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

 

Содержание дисциплины:

Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.  

      Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой).

Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории.

    Место и роль философии в культуре.

Тема 2. Структура философского знания.

        Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии.

Функции философии: мировоззренческая и методологическая.

Тема 3. Древневосточная философия.

Время и условия возникновения древнеиндийской философии. Веды, их роль в индийской и мировой культуре. Ортодоксальные и неортодоксальные школы. Возникновение буддизма. Религиозно-философская доктрина буддизм.

Особенности древнекитайской культуры: традиционализм, культ предков, ритуальность. Конфуций (551– 479 гг. до н. э.) – крупнейший представитель древнекитайской философии. Даосизм. Проблема сущности мира, его происхождения и развития. Лао- цзы – основатель учения. Понятия «дао» и «дэ».

Тема 4. Античная философия.

    Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии.

Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты.

Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля.

Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.

Неоплатонизм.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Литература

1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5.

2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16.

3. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6. .

4.  Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. 2009. № 1. С.5-10.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002.

6. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб.,  2013.

 

ПРАКТИКУМ

1. Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений философов разных эпох. Как каждый из философ отвечал на следующие вопросы: что есть философия? Каков предмет философии? В чем заключается специфика философского знания. Запишите свои ответы. Поразмышляйте и сформулируйте свое мнение о предмете и специфики философии.

Литература

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

2. Гуревич В.П. Феномен деантропологизации человека. // Вопросы философии. 2009. № 3.

3. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4.

4. Лобковиц Н. Что такое "личность".//ВФ. 1998.№2.

5. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.

6. Панфилова Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма. // Вопросы философии. 2008. № 1.

7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

8. Смысл жизни: Антология. М., 1994.

9. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.

10. Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности. // Вопросы философии. 2009. № 4.

11. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и биосфера. // Вопросы философии. 2006. № 2.

12. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли. М., 2011.

13. Фромм Э. Быть или иметь. (любое издание)

14. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации. // Вопросы философии. 2014. № 9.

ПРАКТИКУМ

 1. Философская антропология утверждает, что человек не развился из животного мира, а был и будет особым животным. Согласуется ли это утверждение с теорией Дарвина, или противоречит ей? Подумайте и напишите аргументированный ответ

2. Великий русский философ XIX века В. С. Соловьев писал:

«Смерть и время царят на земле-

Ты владыками их не зови;

Все, кружась исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви».

Что, по вашему мнению, понимал под «солнцем любви» В.С. Соловьев?

Согласны ли вы, что «солнце любви» - главный мотив жизни человека? Ответ аргументируйте.

 

3. Н.А.Бердяев писал: «Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного».

Что такое «персонализм»?

Определите противоположную персонализму философскую концепцию

Сформулируйте свою позицию по отношению к высказыванию Н.А.Бердяева и аргументируйте ее. 

4. С. Франк в своей работе «Смысл жизни» писал: « Когда человек отдает свою жизнь как средство для чего-либо частного, в чем бы оно ни заключалось, когда он служит какой-либо предполагаемой абсолютной цели, которая сама не имеет отношения к его собственной личной жизни, к интимному и основному запросу его духа, к его потребности найти самого себя в последнем удовлетворении, в вечно свете и покое совершенной полноты, - тогда он неминуемо становится рабом и теряет смысл своей жизни. И лишь когда он отдает себя служению тому, что есть вечная основа и источник его собственной жизни, он обретает смысл жизни».

Как можно определить позицию философа по проблеме смысла жизни? Согласны ли вы с ней?

А как вы считаете, нужен ли человеку этот смысл? Ответ аргументируйте.

Литература

1. Бахур А.И. Это неповторимое "я". М., 1986.

2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //Вопросы философии. 2000. №10.

3. Жуков Н.Н. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.

4. Лой А.Н. Проблема сознания: смысл и опыт. //Философская и социологическая мысль. 1989. №10.

5. Мозг и разум. М., 1994.

6. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

7. Общество и сознание. М., 1984.

8. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //Вопросы философии.2000.№10.

9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

10. Сакс О. Случаи из практики. М., 2011.

ПРАКТИКУМ

1. В философии сложились различные парадигмы исследования сознания. Раскройте особенности их осмысления сознания. Укажите представителей:

 реалистическая парадигма ________________________________________ __________________________________________________________________объективно-идеалистическая парадигма ______________________________ __________________________________________________________________ вульгарно-материалистическая парадигма ____________________________

__________________________________________________________________ феномено­логическая парадигма ____________________________________ __________________________________________________________________

2. Каким философским направлениям принадлежат сле­дующие высказывания:

а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него

__________________________________________________________________

б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи

__________________________________________________________________

в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я

__________________________________________________________________

г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи _________________________________________

д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная «живая сила» _________________________

е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит ________________

ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки – мочу _________________

з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный ха­рактер

__________________________________________________________________

и) материя и сознание - это две равноценные субстанции _________________

 

Литература

1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.

2. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. // Вопросы философии . 2001.№8.

3. Наука и культура. // Вопросы философии . 1998.№10.

4. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.

5. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.

6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

7. Теория познания. М., 1991.

8. Философия науки: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 10.

9. Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. 1992.№2.

10. Юревич А.В., Валенко И.Г. Функциональный кризис науки. // Вопросы философии . 1998.№1.

11. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. // Вопросы философии . 2001.№12.

ПРАКТИКУМ

1. Прочитайте диалог и ответьте на вопросы:

 «"Почему же верите Вы в факты?" — "Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству". — "Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вокруг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Коперником?"». [5]

Что такое «факт»? _______________________________________________

Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»? __________________________________________________

2. Ознакомьтесь с методами научного познания и заполните таблицу:

философские универсальные эмпирические теоретические

Задание 3. Ознакомьтесь со статьей Т.В. Панфиловой «Клонирование в свете концепции гуманизма» (Панфилова, Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма / Т.В. Панфилова  // Вопросы философии. - 2008. - № 1 //  http://naukarus.com/klonirovanie-v-svete-kontseptsii-gumanizma). Ответьте на вопросы.

1. Какие этические последствия клонирования раскрываются в статье?

2. Почему реализация бессмертия потребует пересмотра существующих этических норм?

3. Как вы считаете, несет ли ученый моральную ответственность за использование результатов своих открытий? Ответ аргументируйте.

Тема 5. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.

1. Категория бытия, ее жизненный и философский смысл. Основные формы бытия.

2. Специфика философского определения материи. Материя как субстанция. Принципы неисчерпаемости материи и материального единства мира.

3. Способ и формы существования материи.

4. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.

Литература

1. Ахундов У. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.

2. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. // Вопросы философии. 2000. №6.

3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

5. Кутовский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983.

6. Носов Н.А. Виртуальная реальность. //Вопросы философии. 1999. № 10.

ПРАКТИКУМ

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

2. Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта. // Вопросы философии. 2007. №1.

3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2002.

5. Пантин В.И.Волны и циклы социального развития. М., 2004.

6. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. //Вопросы философии. 2001.№3.

7. Рорти Р. Философия и будущее. //Вопросы философии. 1994.№6.

8. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.

9. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизацонных перемен. // Вопросы философии. 2006. № 2.

10. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избр. Социально-философская публицистика. М., 1996.

11. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

14. Шпрангер Э. Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности. М., 2014.

ПРАКТИКУМ

1. Изучите основные подходы к анализу и сущности общества. Заполните таблицу.

 

Подход Основные представители Представления о сущности общества
1.натуралистический     1. Натуралистический подход. Общество как продолжение природы (Монтескье, Мечников) и космоса (Чижевский, Гумилев).  
2. идеалистический     Сущность связей, объединяющих людей в единое целое; верования, мифы, идеология определяют характер общества.
3. конвенцентуальный     Хотя в естественном состоянии «человек человеку волк», следуя гражданским законам, «общественному договору», люди могут жить в обществе (Гоббс, Локк).
4. органистический     4. Органическая модель. Общество – аналог организма, состоящего из частей, к которым оно полностью не сводится. Это система, имеющая структуру, где каждый элемент реализует себя в зависимости от места в этой системе (Дюркгейм, Конт, Спенсер).  
5. материалистический     Исторический материализм – развитие общества зависит от способа производства материальных благ, общественно-экономической формации (Маркс, Энгельс).

 

Литература

1. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы "второго пришествия". //Вопросы философии. 2000. №10.

2. Кантор В.К. Фрейд-Достоевский. //Вопросы философии.2000. №10.

3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

5. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

6. Андреев Л. Ж.-П.Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

7. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. / Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

ПРАКТИКУМ

Прочитайте приведенный ниже текст. Ответьте на вопросы.

КАРЛ ЯСПЕРС. Об образовании.

В образовании как форме жизни его стержень — дисциплина в качестве умения мыслить. А среда — образованность в качест­ве знаний. Его материалом являются созерцание образов про­шлого, познание как необходимо значимые воззрения, знание вещей и владение языками.

Образованность и античность. На Западе образованность широких слоев, в отличие от массы, вплоть до настоящего времени осуществлялась только посредством гума­нистических знаний, тогда как для отдельных индивидов были возможны и другие пути. Тот, кто в молодости изучал грече­ский и латинский, читал античных авторов, философов и исто­риков, кто освоил математику, ознакомился с Библией и не­многими великими поэтами своей нации, преисполнен миром, который в своей бесконечной подвижности и открытости дает прочное содержание и делает доступным все остальное. Однако такое воспитание в своем осуществлении уже есть отбор. Не все обретают в нем то, что важно, многие оказываются несо­стоятельными и способными воспринять лишь внешнее. Реша­ет здесь не специфическая способность к языкам, к математи­ческому мышлению или реалиям, а готовность к духовному по­стижению. Гуманистическое образование — всегда образование единичного человека, который посредством своего бытия в ста­новлении совершает вместе с ним выбор. Поэтому лишь это воспитание обладает тем чудесным свойством, что и плохие учи­теля могут достигнуть успеха. Тот, кто в ученические годы, читая «Антигону», слышит лишь о грамматике и метрике и противит­ся такому образованию, может быть все-таки взволнован самим текстом.

На вопрос, почему же именно этот путь обладает таким пре­имуществом, ответ может быть дан только исторически, а не исходя из какой-либо рационально понятой целесообразности. Античность дала фактическое обоснование тому, чем мы на За­паде можем быть в качестве людей. В Греции идея образован­ности была впервые осуществлена и постигнута так, как она с тех пор применяется каждым, кто ее понимает. Все великие взлеты человеческого бытия происходили на Западе посредст­вом соприкосновения и размежевания с античностью. Там, где о ней забывали, наступало варварство. Оторвавшемуся от своей почвы суждено колебаться, будучи лишенным опоры, и именно таково будет наше состояние, если мы утратим связь с античностью. Античность — наша почва, хотя она постоянно меня­ется, и лишь во вторую очередь и без автономной силы образо­вания — прошлое своего народа. Мы — европейцы в своей при­надлежности народности, которая посредством специфическо­го заимствования стала таковой. Это образование теперь в луч­шем случае допускается волей масс. Число людей, для которых оно что-то значит, становится все меньше.

Нивелированное образование и специ­альная подготовка.' В существовании массового порядка всеобщее образование приближается к требованиям сред­него человека. Духовность гибнет, распространяясь в массе, ра­ционализация, доведенная до грубой моментальной доступно­сти рассудку, привносит в каждую область знания процесс обед­нения. С нивелирующим массовым порядком исчезает тот об­разованный слой, который на основе постоянного обучения обрел дисциплину мыслей и чувств и способен откликаться на духов­ные творения. У человека массы мало времени, он не живет жизнью целого, избегает подготовки и напряжения без конк­ретной цели, преобразующей их в пользу; он не хочет ждать и допускать созерцание; все должно сразу же дать удовлетворение в настоящем; духовное стало сиюминутным удовольствием. По­этому эссе стало наиболее подходящей литературной формой, газета вытеснила книгу, а все время меняющееся чтение — со­путствующие на протяжении всей жизни творения. Читают быст­ро. Нужна краткость, но не та, которая может стать предметом воспоминания в медитации, а та, которая быстро сообщает то, что хотят знать и что затем сразу же забывают. Собственно го­воря, подлинное чтение в духовном единении с содержанием стало невозможным,

Теперь образованность означает нечто, никогда не получающее формы, а стремящееся в чрезвычайной интенсивности выйти из пустоты, к которой постоянно возвращаются. Появляются ти­пичные оценки. Люди пресыщены уже тем, что они только что услышали; поэтому они все время ищут нового, привлекающе­го их уже самой новизной. В нем приветствуют изначальное, которого ждут, и вскоре отворачиваются от него, ибо оно нуж­но только как сенсация. В сознании того, что наступила эпоха, формирующаяся как новый мир, где прошлого уже недостаточ­но, люди охотно дают наименование нового тому, что хотят сделать значимым: новое мышление, новое ощущение жизни, новая культура тела, новая деловитость, новое хозяйствование и т.д. Утверждение «нечто новое является позитивной оценкой, не новопренебрежительной. Даже если сказать нечего, есть ведь рас­судок, который можно занять решением сложных задач как объектом преодоления; утверждение, что человек интеллиген­тен становится оценкой, которая теперь заменяет духовное бы­тие возможной экзистенции. Нет человеческой близости, нет любви, есть только польза; товарищи и друзья выступают в аб­страктной теории или служат сиюминутным целям существова­ния; отдельный человек ценится в качестве интересного, не в качестве самого себя, а как раздражитель; раздражение прекра­щается, как только он больше не удивляет. Образованным назы­вается тот, кто обладает способностью ко всему этому, являет себя новым, интеллигентным и интересным. Сфера этой обра­зованности — дискуссия, которая сегодня стала массовым явле­нием. Однако дискуссия могла бы вместо удовольствия, упомя­нутого выше в трех оценках, дать подлинное удовлетворение лишь в том случае, если она служит подлинной коммуникации в качестве выражения борьбы верований или сообщения опыта и знания, принадлежащих совместно конституированному миру.

Массовое распространение знания и его выражения ведет к изнашиванию слов и фраз. В хаосе образованности можно ска­зать все, но так, что, собственно говоря, ничего не имеется в виду. Неопределенность смысла слов, более того, даже отказ от отвлеченности, которая только и соединяет дух с духом, делает существенное понимание невозможным. Когда внимание к подлинному содержанию не утрачено, в конце концов созна­тельно обращаются к языку как языку, и он становится предме­том намерения. Если я смотрю на местность через стекло и это стекло становится мутным, то я все еще вижу, но если я встав­ляю стекло в глаз, я не вижу больше ничего. Сегодня избегают воспринимать через язык бытие, более того, бытие подменяет­ся языком. Считая, что бытие «изначально», избегают всех при­вычных слов, которые имели и могли иметь содержание. Не­привычное слово и непривычное расположение слов должны симулировать изначальную истину, способность быть новым в словах, глубину. Дух как будто пребывает в новых наименова­ниях. На мгновение поразительное свойство языка приковыва­ет внимание, но вскоре и оно теряет значение или оказывается личиной. Сведение к языку кажется судорожным усилием най­ти в хаосе образования форму. Таким образом, сегодня прояв­ление образованности, которая заменяет действительность, либо расплывчатые высказывания любыми словами, либо разговор­чивость становятся манерой речи. Центральное значение языка для человеческого бытия стало вследствие искажения направ­ленности внимания фантомом.

В этом неудержимом разложении усиливаются возможно­сти образования, обнаруживаются пути к подъему: там, где речь идет о профессиональном знании, точная специализация стала само собой разумеющейся. Распространилась специа­лизация; необходимое для этого знание может быть достиг­нуто усвоением методов и сведено к простейшей форме в своих результатах. В хаосе повсюду разбросаны оазисы, где люди, обладая профессиональным знанием, к чему-либо спо­собны. Но это знание разбросано; отдельный человек может выполнять лишь отдельные функции, и это его умение часто подобно ограниченной сфере, которой он только обладает, но не приводит к единству со своей сущностью и с целост­ностью образованного сознания.

Историческое усвоение, возникла враждеб­ность к образованию, которая сводит содержание духовной деятельности к техническому умению и выражению мини­мума голого существования. Эта позиция — коррелят к про­цессу технизации планеты и жизни индивида, который ведет к превращению исторической традиции у всех народов, что­бы поставить собственное существование на новую основу: существовать может лишь то, что входит в новый, создан­ный Западом, но по своему смыслу и воздействию общезна­чимый мир технической рациональности. Этот акт обуслов­ливает доходящее до корней человеческого бытия потрясе­ние. Это наиболее глубокий надлом, когда-либо известный Западу; однако, поскольку он создан самим Западом в его духовном развитии, здесь он находится в континууме мира, к которому принадлежит. Ко всем другим культурам этот над­лом приходит извне как катастрофа. Ничто не может больше сохраняться в прежнем виде. Один и тот же основной воп­рос стоит перед великими культурными народами Индии и Восточной Азии, так же как перед нами. В мире технической цивилизации им надлежит либо преобразовать социальные условия и следствия, либо погибнуть. Когда враждебность к образованию самонадеянно уничтожает все прошлое, будто мир начинается сначала, духовная субстанция может быть сохранена в этом преобразовании только посредством исто­рического воспоминания, которое в качестве такового есть не просто знание о прошлом, а сила жизни в настоящем-. Без него человек стал бы варваром. Радикальность кризиса на­шей эпохи бледнеет перед вечной субстанцией, часть бытия которой, бессмертного, способного всегда быть, составляет воспоминание.

Поэтому враждебность к прошлому относится к родовым му­кам нового содержания историчности. Она оборачивается про­тив историзма как ложной историчности, поскольку он стал неподлинным суррогатом образования. Ибо воспоминание просто как знание о прошлом лишь собирает бесконечные антикварные сведения; воспоминание как понимающее созерца­ние воспроизводит картины и образы как необязательное противостояние; лишь воспоминание как усвоение создает дей­ствительность самобытия человека в настоящем, сначала в почтении, затем в масштабе его собственного чувствования и деятельности и, наконец, в участии в вечном бытии. Проблема характера воспоминания — это проблема еще возможного теперь образования.

Знанию о прошлом служат распространенные повсюду инс­титуты; объем, в котором современный мир интересуется прошлым, свидетельствует о наличии глубокого инстинкта, стре­мящегося к тому, чтобы, несмотря на разрушение, сохранилась бы по крайней мере возможность исторического континуума. В музеях, библиотеках, архивах хранятся творения прошлого с сознанием того, что таким образом сберегается нечто незаме­нимое по своему значению, даже если оно в данный момент еще не понято. В этом единодушны все партии, мировоззрения и государства, и верность в деле сохранения творений прошло­го еще никогда не была столь всеобщей и само собой разумею­щейся по своей надежности. Исторические реликвии пользу­ются во всех местах, где о них помнят, защитой и уходом. То, что некогда обладало величием, продолжает жить как истори­ческая мумия данной местности и становится целью путешест­вий. Места, обладавшие некогда мировым значением и отра­жавшие гордость республиканской независимости, живут теперь на средства, поступающие от туризма. Европа становится чем-то вроде большого музея истории западного человека. В склон­ности отмечать исторические даты основания государств, горо­дов, университетов, театров, годы рождения и смерти знамени­тых людей воспоминание служит, хотя еще и без должного на­полнения содержанием, симптомом воли к сохранению.

Лишь у немногих знаемое воспоминание переходит в пони­мающее созерцание. Человек как будто уходит из настоящего и живет в прошлом. То, что уже достигло своего конца, продолжает жить как элемент содержания образованности. Панорам! тысячелетий подобна пространству душевного созерцания. XIX в. довел это понимание до никогда ранее не достигнутого уровня и объективности: страсть к созерцанию освобождала от ничтожности настоящего, знакомя с наивысшим, на что спо­собны были люди. Конституировался мир образованности, ко­торый перешел в традицию жизни в книгах и свидетельствах прошлого. Бледные эпигоны первых созерцателей знакомили с тем, что было увидено. То, что некогда было изначальным ви­дением образов, эпигоны эпигонов сохраняют еще под властью обаяния, воспринятого в понимании мира по крайней мере в слове и учении.

Однако антикварное знание и созерцательное понимание сохраняют свое право в конечном счете только как идеал возможного в настоящем осуществлении. Историческое ус­ваивается не только как знание чего-то; не как лучшее, ко­торое может быть восстановлено, поскольку оно не должно было умереть. Усвоение состоит только в преобразующем про­шлое возрождении человеческого бытия посредством вступ­ления в духовную сферу, в которой я, исходя из собственных истоков, становлюсь самим собой. Образование как усвое­ние прошлого служит не тому, чтобы уничтожить настоящее как неполноценное, чтобы подло бежать от него, но тому, чтобы, взирая на вершины, не утратить то, что на пути к высотам доступной мне действительности я могу искать в настоящем.

То, что берется в новое владение, заново порождается для другого настоящего. Неистинная историчность лишь пони­мания в образованности есть воля к повторению, истинная же — готовность найти источник, питающий каждую жизнь, а поэтому и жизнь в настоящем. Тогда возникает без опреде­ленного намерения и плана подлинное усвоение; невозмож­но предвидеть, какая осуществляющая сила живет в воспоми­нании. Сегодняшняя ситуация, когда возникла угроза разрыва в истории, требует сознательно обратиться к возможности этого воспоминания. Ибо, уничтожив ее, человек уничтожил бы и себя. Сегодня, когда в машинный мир массового суще­ствования вступают новые поколения, они обнаруживают в качестве средств воспоминания книги, архитектурные памят­ники и разного рода произведения, вплоть до бытовых осо­бенностей прошлого, наряду с сообщением фактов их собст­венного происхождения, никогда ранее не бывшими доступ­ными в такой степени всеобщности. Спрашивается, как ис­пользует это экзистенция в ее историчности, обнаруживая себя в ней.

Соблазняет двоякая возможность просто противопоставить себя миру. Однако действительно пойти на это может лишь тот, кто сам приговаривает себя к крушению всякого существова­ния. Если же он пытается, используя благополучную экономи­ческую ситуацию, обособиться от мира и сохранить полную не­зависимость, то погрузится в пустоту, в которой все-таки оста­нется в плену у мира; он теряет истину в бегстве из мира, от которого он, порицая его, уходит, чтобы в своем отношении все-таки остаться бытием.

Действительность мира невозможно игнорировать. Ощутить суровость действительности — единственный путь, который ведет к себе. Быть действительным в мире, даже если поставленной цели достигнуть невозможно, остается условием собственного существования. Поэтому этос заключается в том, чтобы жить вместе с другими внутри аппарата власти, не давая ему погло­тить себя. Значение предприятия, при ограниченности необхо­димым, состоит в том, чтобы, обеспечивая жизнь всех, одно­временно служить сферой деятельности отдельного человека; он делает то, что делают все, и это создает для каждого возмож­ность существования. Однако этос такой работы включает в се­бя страх перед самобытием.

Деградация сферы труда в нечто относительное как будто убивает желание приложить свою силу, однако экзистенция че­ловека в том, чтобы суметь выдержать это отрезвление, не теряя воли к деятельности. Ибо самобытие возможно лишь в напря­жении, которое, вместо того чтобы просто сопоставить две сферы жизни, пытается исходя из одной выразить другую, не утверж­дая возможность общезначимого образа единения в качестве единственной возможности правильной жизни для всех. Это — как бы жизнь на крутой вершине, с которой я сорвусь либо в сферу предприятия, либо в лишенное действительности суще­ствование вблизи от него. Смысл вступления в мир становится содержанием философст­вования. Философия не является средством, еще менее того — волшебным средством, она — сознание в осуществлении. Фи­лософствование — это мышление, посредством которого или в качестве которого я деятелен в качестве самого себя. Оно явля­ет собой не объективную значимость сознания, а сознание бы­тия в мире.[8]

Какие негативные тенденции современного образования увидел К.Ясперс? Почему он считал эти тенденции негативными?

Каким, по мнению философа, должна быть цель образования?

Согласны ли вы с позицией философа? А каким, по вашему мнению, должно быть современное образование?

Литература

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.27-64.

2. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. //Вопросы философии. 1994.№4.

3. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.

4. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб, 2006.

5. Чаадаев П.Я. Философские письма. // http://www.e-reading.by/bookreader.php/62937/Chaadaev_-_Filosoficheskie_pisma.html

ПРАКТИКУМ

Прочитайте и проанализируйте текст. Ответьте на вопросы.

Литература

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русском менталитете. М., 2007.

3. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.

4. Панарин А.С.Православная цивилизация в современном мире. М., 2002.

5. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. М., 1994.

6. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве. // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

7. Зарубина Н.С. Самобытный вариант модернизации. // Социологические исследования. 1995. № 3.

8. Кантор В.К. Феномен русского европейца: культурно-философские очерки. М., 1999.

9. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008.

10. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010.

11. Лосский О.Н. Характер русского народа. М., 1991.

12. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: парадоксы европеизма в современной России // Вопросы философии. 1996. № 10.

13. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.

14.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

 Вопросы к зачету по дисциплине «Философия»

1. Мировоззрение: понятие, основные элементы и структура. Исторические типы мировоззрения.

2. Философия, ее предмет, структура и основные функции.

3. Социальная роль философии и философа.

4. Античная философия, ее космоцентричный характер.

5. Античная натурфилософия: основные школы и представители.

6. Философские взгляды Сократа.

7. Объективный идеализм Платона.

8. Философское учение Аристотеля: общая характеристика.

9. Средневековая философия: отличительные особенности и основные проблемы.

10. Патристика. Августин Аврелий о вере, разуме, Боге, человеке, обществе и истории.

11. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

12. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

13. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм Ф.Бэкона.

14. Проблема метода в философии Нового времени: рационализм Р.Декарта.

15. Основные идеи философии Просвещения.

16. Механистический материализм эпохи Просвещения.

17. Человек, обществ и природа в работах Ж.-Ж. Руссо и Ф.Вольтера.

18. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.

19. И.Кант: теория познания и этика.

20. Объективный идеализм Г. Гегеля.

21. Диалектический метод Г.Гегеля.

22. Философия ХХ века: основные направления и представители.

23. Психоаналитическая философия ХХ века.

24. Специфика русской философии.

25. Славянофильство и западничество в русской философии.

26. Русская религиозная философия: В.Соловьев и Н.Бердяев.

27. Русский космизм: основные идеи и представители.

28. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.

29. Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.

30. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.

31. Природа как предмет философского рассмотрения.

32. Проблема сознания в философии.

33. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

34. Познание как философская проблема.

35. Теория истины. Субъективное и объективное, абсолютное и относительное в истине. Критерий истины.

36. Научное познание и его специфика.

37. Формы и методы научного познания.

38. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки.

39. Ученый и этика.

40. Человек как предмет философского анализа.

41. Смысл жизни и проблема существования человека в философии.

42. Общество как способ бытия человечества.

43. Судьба человека в современном мире. Личность и общество.

44. Философское осмысление глобальных проблем человечества.

45. "Кризис современной цивилизации" и альтернативные проекты будущего.

                              

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Канке, В. С. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2004.

2. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Велби : Проспект, 2008. – 592 с.

3. Бессонов, Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – Москва : Юрайт, 2010. – 278 с.

4. Габидулин, Р. С. Философия : учеб. пособие / Р. С. Габидулин. – М. ; Архангельск : МИУ, 2003. – 652 с.

5. Ильин, В. В. Философия : в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов / В. В. Ильин, А. В. Машенцев. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2010. – 303 с.

6. История философии : учебник для вузов / ред. А. С. Колесников. – М. ; С-Пб. ; Ниж. Новгород : Питер, 2010. – 650 с.

7. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

8. Кузнецов, В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М. : Инфра- М, 2008. – 517 с.

9. Липский, Б. И. Философия : учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва : Юрайт, 2012. – 495 с.

10. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

11. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

12. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.

13. Спиркин, А. Г. Философия : учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 828 с.

14. Философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 711 с.

15. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.

16. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

17. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

18. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

19. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

 

Содержание дисциплины:

Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.  

      Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой).

Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории.

    Место и роль философии в культуре.

Тема 2. Структура философского знания.

        Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии.

Функции философии: мировоззренческая и методологическая.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 370.