Они призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель — научить школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов непосредственный практический опыт людей. Этому служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности, инструментованной как воспитывающая. Назовем некоторые из них:
1. Педагогическое требование. Суть его в переводе внешнего во внутреннее, в превращении механизма воспитания в самовоспитание; содержание требования определяется общественными нормами ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ и выступает перед учащимися как конкретная реальная задача в ходе выполнения той или иной деятельности. По форме предъявления требования могут быть прямые (предписание, инструкция, приказание, указание...) и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...). При реализации косвенных требований педагогическая позиция является максимально скрытой.
2. Приучение как метод представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Одним из средств метода приучения является режим жизни и деятельности учащихся, другим — нормы и правила культуры поведения, выраженные в обычаях, традициях, правилах этикета...
З. Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Результатом метода упражнение следует считать формирование нравственных привычек.
4. Создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик ставится в ситуацию выбора определённого решения, варианта поведения... В поисках выхода из различных ситуаций, сконцентрированных в ходе воспитательного процесса, учащиеся усваивают нормы и правила поведения по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Наиболее обнажены отношения, когда ситуация доходит до степени конфликта. Примеры метода воспитывающих ситуаций: эпизодические и длительные поручения, акции милосердия и благотворительности, дежурство, различные соревнования и состязания, ситуации с нравственно-, эстетически-, экологически-ориентированным выбором и т.д.
5. Пример окружающих взрослых либо сверстников; соответствующая предметная и этико-эстетическая атмосфера; общественное мнение в форме социальных правил, предписаний, оценок, требований, обычаев, традиций и личного мнения окружающих и т.д.
Следует обратить внимание на современную трактовку воспитательного смысла примера. Определенные методические правила позволяют педагогу технологически верно и технически ярко и точно инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые из них: цель организуемой деятельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая. приносящая удовлетворение каждому из участников; коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной; обеспечение активности каждого участника деятельности; технологическая четкость (времени, места, объема действий, порядок их выполнения, оснащенность необходимыми материалами); сочетание повторяемости (традиционность) с разнообразием (возможность выбора) организующих форм; сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в организуемой групповой деятельности школьников; деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой; скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей.
Необходимо помнить при организации этой группы методов воспитания о законе психического заражения и его разновидности — подражании. Психическое заражение осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью. Причем, способность человека подверженности психологическому заражению зависит от двух факторов: возраста и общей развитости и зрелости личности. Чем выше уровень развития человека, тем критичнее он по отношению к силам, автоматически увлекающим его на путь тех или иных действий или переживаний. Наиболее подвержены влиянию психического заражения подростки.
Подражание как разновидность психического заражения направлено, главным образом, на воспроизведение человеком определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Ведь в общении с другим человеком (особенно авторитетным, любимым) ребенок (школьник) воспринимает и чувствует гораздо больше, чем может выразить. Не только голос, жесты, манеры.., но и некие обобщенные сгустки всего психического склада его откладываются в нем и неосознанно «лепят) образ.
Третью группу методов воспитания составляют возвратно—оценочные методы — одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение —
регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных. Причем субъектом возвратной воспитательной оценки могут выступать и педагоги, и родители, и коллектив сверстников, и просто окружающие люди.
Возвратно-оценочные методы — сильнейшее средство воздействия на личность развивающегося человека. По форме поощрения и наказания разнообразны.
Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок...
Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка...
В практике воспитания нередко бытует нарушение логики и тактики возвратно-оценочных методов, даже применение бестактных, а то и аморальных методов.
По характеру (направленность, применимость, особенность) методы воспитания: убеждение, упражнение, поощрение, наказание. – Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев.
Методы убеждения, методы организации деятельности, методы стимулирования поведения – Т.А.Ильина, И.Т.Огородников.
Объяснительно-репродуктивные методы, проблемно-ситуативные методы, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, торможения, руководства, методы самовоспитания – И.С.Марьенко.
Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример; методы организации деятельности и формирования поведения: упражнение, приказание, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации; методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание – Г.И.Ильина.
Методы воспитания (Д.М.Гришин, В.И Прокопенко)
основные | Вспомогательные | ||
Методы формирования сознания: убеждение внушение метод проблемных ситуаций | Методы формирования поведения: инструктаж упражнений метод примера | Методы педагогического стимулирования: педагогическое требование перспектива соревнование поощрение | Методы педагогической коррекции: критика метод «взрыва» наказание |
По результатам методы воспитания можно разделить на два класса:
- влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи, ценности;
- влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения, социальную роль.
ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие; во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале 1970-х годов на страницах журнала Советская педагогика шла продолжительная дискуссия об основаниях этой классификации, но прийти к какому-то результату так и не удалось.
В словаре С. И. Ожегова дается 9 значений слова форма. Когда говорят о форме воспитательной работы, имеют в виду выражение ее содержания через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
Чтобы разобраться в сущности понятия форма воспитательной работы, целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В.С.Безрукова, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как, между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся знаний, обращение к их опыту
Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.
Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов «Что? Где? Когда?», в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т. п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а об их единстве.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.