Определение суточного расхода энергии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Количественная сторона питания характеризуется калорийностью пищевого рациона. Одним из принципов организации рационального питания человека является соответствие калорийности рациона суточным энерготратам. Другими словами, чтобы ответить на вопрос, какова должна быть калорийность суточного рациона, необходимо знать расход энергии за это время. Как известно, общие суточные энерготраты складываются из энергии основного обмена: энергии, связанной с приёмом пищи (специфически-динамическое действие пищи); энергии, обусловленной нервно-мышечной деятельностью.

Для определения расхода энергии используются лабораторные и расчётные методы. К лабораторным методам относятся методы прямой и непрямой (по газообмену) калориметрии. На практике значительно чаще применяются расчётные методы, в которых использованы данные лабораторных методов.

Определяя потребность в энергии, т.е. калорийность рациона, следует руководствоваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», утверждёнными и действующими в настоящее время в России. Содержащиеся в «Нормах» величины носят групповой характер и относятся к группам лиц с одинаковыми характеристиками: пол, возраст, масса тела (при расчёте использовалась масса тела мужчин, равная 70 кг, женщин – 60 кг).

В новых «Нормах» введён объективный физиологический критерий, определяющий адекватное количество энергии для конкретных групп – коэффициент физической активности (КФА), показывающий отношение общих энерготрат на все виды деятельности к величине основного обмена (ВОО). Если, например, общие суточные энерготраты больше величины основного обмена в 3 раза для соответствующей группы по полу и возрасту, то это значит, что коэффициент физической активности для данной группы равен 3. Учитывая это, к группе с одинаковыми энерготратами могут быть отнесены различные профессии. Физиологическим критерием для отнесения к той или иной группе является коэффициент физической активности.

 

Таблица 1

Суточные энерготраты взрослого трудоспособного населения страны в зависимости от коэффициента физической активности (КФА)

 

Группа

 

КФА

Профессии, относящиеся к группе

Возрастные подгруппы

Энерготраты (ккал)

мужчины женщины
I   II     III     VI     V 1,4   1,6     1,9     2,2     2,5 Работники, преимущественно ум-ственного труда: студенты гума-нитарных вузов, педагоги и т.д.   Работники, занятые легким тру-дом: водители, швейники, мед-сестры, санитарки, работники сферы обслуживания и др.   Работники средней тяжести труда: слесари, станочники, водители автобусов, хирурги, обувщики, железнодорожники и т.д.   Работники тяжелого физического труда: строительные рабочие, с/х рабочие и механизаторы, дерево-обработчики и т.д.   Работники особого тяжелого фи-зического труда: вальщики леса, горнорабочие, каменщики, грузчики и т.д. 18-29 30-39 40-59   18-29 30-39 40-59     18-29 30-39 40-59     18-29 30-39 40-59     18-29 30-39 40-59   2450 2300 2100   2800 2650 2500     3300 3150 2950     3850 3600 3400     4200 3950 3750 2000 1900 1800   2200 2150 2100     2600 2550 2500     3050 2950 2850

 

 

Более точно энерготраты взрослого человека можно определить, используя данные таблицы 1, в которой приведены величины основного обмена энергии не только в зависимости от пола и возраста, но и от массы тела. Чтобы рассчитать энерготраты, нужно найденную по таблице 2 величину умножить на групповое значение коэффициента физической активности. Например, требуется определить суточный расход энергии водителя городского автобуса в возрасте 40 лет с массой тела 80 кг. По таблице 2 находится величина основного обмена, она равняется 1700 ккал в сутки. Эта величина умножается на 1,9, т.к. водитель городского автобуса, как видно из таблицы 1, относится к третьей группе профессий с КФА 1,9, и получается результат 3230 ккал. Полученный результат на 280 ккал выше приведенного в табл. 1, т.к. в ней приведены результаты расчетов на массу тела в 70 кг.

Таблица 2

Величина основного обмена взрослого населения в сутки в зависимости от массы тела, пола и возраста

 

Мужчины

Женщины

Масса тела 50 55 60 65 70 75 80 85 90 18-29 лет 1450 1520 1590 1670 1750 1830 1920 2010 2110 30-39 лет 1370 1430 1500 1570 1650 1720 1810 1900 1990 40-59 лет 1280 1350 1410 1480 1550 1620 1700 1780 1870 60-74 лет 1180 1240 1300 1360 1430 1500 1570 1640 1720 Масса тела 40 45 50 55 60 65 70 75 80 18-29 лет 1080 1150 1230 1300 1380 1450 1530 1600 1680 30-39 лет 1050 1120 1190 1260 1340 1410 1490 1550 1630 40-59 лет 1020 1080 1160 1220 1300 1370 1440 1510 1580 60-74 лет 960 1030 1100 1160 1230 1290 1360 1430 1500
                   

 

К сожалению, возможности этого приёма ограничены тем, что нет коэффициента физической активности для многих видов деятельности. Однако наиболее точным из расчётных методов определения энерготрат является хронометражно-табличный, в котором используются данные расхода энергии, полученные лабораторными методами. Метод определения расхода энергии по газообмену позволяет определить энергетические траты организма при различных условиях: в покое, во время производственной, бытовой и спортивной деятельности. Результаты этих данных представлены в многочисленных таблицах, как правило, в виде суммарных данных, которые включают три величины: основной обмен, величину повышения обмена при приеме пищи и величину повышения обмена в результате работы.

Энерготраты, вычисленные на основании данных О. П. Молчановой, А. Н. Крестовникова, Б. Д. Кравчинского, А. А. Минха и других исследователей, указаны в таблице 3.

Таблица 3

Расход энергии (включая основной обмен)

при различных видах деятельности

 

Вид деятельности Энерготраты в 1 мин на 1 кг веса тела (ккал)
Ходьба: 110 шагов / мин 6 км / ч 8 км / ч Бег со скоростью: 8 км / ч 10,8 км / ч 320 м / мин Гимнастика: Вольные упражнения Упражнения на снарядах Езда на велосипеде со скоростью 10-20 км / ч Катание на коньках Передвижение по пересеченной местности на лыжах Упражнения со скакалкой Плавание со скоростью 50 м / мин Физические упражнения Умственный труд: в лаборатории сидя (практические занятия) в лаборатории стоя (практические занятия) Печатание на компьютере Учебные занятия Личная гигиена Приём пищи сидя Отдых: Стоя Сидя лёжа (без сна) Уборка постели Сон   0,0690 0,0714 0,1548   0,1357 0,178 0,320   0,0845 0,1280 0,1285 0,1071 0,2086 0,1033 0,1700 0,0648   0,0250 0,0360 0,0333 0,0264 0,0329 0,0236   0,0264 0,0229 0,0183 0,0329 0,0155

 

На использовании величин энерготрат, представленных в различных таблицах, основан хронометражно-табличный метод определения суточного расхода энергии. В отличие от других методов, он не требует никакой аппаратуры и может применяться в любых условиях.

Порядок определения суточного расхода энергии с помощью хронометражно-табличного метода следующий:

 – подготовить рабочую таблицу (табл.4);

  – провести хронометраж дня и определить время выполнения различных видов деятельности;

 – найти в таблице 3 для каждого вида деятельности соответствующие данные энергетических трат, которые указываются как суммарная величина расхода энергии в ккал за 1 мин на 1 кг веса. Если в таблице тот или иной вид деятельности не указан, то следует пользоваться данными, относящимися к близкой по характеру деятельности;

 – вычислить расход энергии при выполнении определенной деятельности за указанное время, для чего умножить величину энергетических трат при данном виде деятельности на время её выполнения;

 – определить величину, характеризующую суточный расход энергии на 1 кг веса тела, суммировав полученные данные расхода энергии при различных видах деятельности за сутки;

 – вычислить суточный расход энергии человека, для чего величину суточного расхода энергии на 1 кг веса тела умножить на вес тела и к полученной величине прибавить 15 % от полученной суммы с целью покрытия неучтённых энерготрат.

Пример. Нужно определить суточный расход энергии студента. Вес студента 60 кг. Данные хронометража дня и времени на различные виды деятельности студента вносятся в рабочую таблицу 4. С помощью таблицы 3 определяют энерготраты при различных видах деятельности. Затем суммируют величины расхода энергии за сутки. Полученная в результате суммирования величина 33,593 ккал показывает расход энергии за сутки на 1 кг веса тела студента. Для определения суточного расхода энергии умножают указанную величину на вес тела (60 кг): 33,593 х 60 = 2015,58 ккал. Далее вычисляют 15 % от полученной величины (неучтённые энерготраты) и прибавляют к показателю суточного расхода энергии: 2015,58 + 302,337 = 2317,917 ккал. В итоге получают величину суточного расхода энергии для данного студента - 2317,917 ккал.

Естественно, если в распорядке дня будут внесены существенные изменения, то необходимо вновь рассчитать суточный расход энергии.

С помощью хронометражно-табличного метода суточный расход энергии можно определить лишь ориентировочно, так как нельзя полностью учесть все виды деятельности человека в течение дня. Кроме того, приводимые в таблицах энерготраты имеют относительное значение, так как расход энергии человека даже при выполнении одного и того же вида деятельности может колебаться по разным причинам: условия труда, состояние организма и др. Вместе с тем этот метод позволяет вычислить суточный расход энергии в пределах, достаточных для практических целей.

                                                                                            

 

   Таблица 4  

Рабочая таблица для определения суточного расхода энергии

 

Вид деятельности Время (от-до, ч, мин) Продол- житель- ность (мин) Расход энергии (в 1 мин на 1 кг веса тела ккал) Вычисление расхода энергии (ккал на 1 кг веса тела)
Подъем, личная гигиена Завтрак (прием пищи сидя) Ходьба на учебу Умственная работа сидя Ходьба с учебы домой Личная гигиена Обед (прием пищи сидя) Отдых лежа Умственная работа сидя Ужин (прием пищи сидя) Умственная работа сидя Свободное времяпровождение: Ходьба Отдых стоя Ходьба Отдых сидя Личная гигиена Сон 7.30 – 7.50   7.50 – 8.00 8.00 – 8.10 8.10 – 13.15 13.15 – 13.30 13.30 –14.30 14.30 – 15.00 15.00 – 16.30 16.30 – 18.30 18.30 – 19.10 19.10 – 20.10     20.10 – 20.40 20.40 – 21.00 21.00 – 21.20 21.20 – 22.00 22.00 – 22.30 22.30 – 7.30 20   10 10 305 15 60 30 90 120 40 60     30 20 20 40 30 540 0,0329   0,0236 0,0690 0,025 0,0690 0,0329 0,0236 0,0183 0,0243 0,0236 0,0243     0,0690 0,0264 0,0690 0,0229 0,0329 0,0155 0,0329*20=0,658   0,0236*10=0,236 0,0690*10=0,69 0,025*305=7,625 0,0690*15=1,035 0,0329*60=1,974 0,0236*30=0,708 0,0183*90=1,098 0,0243*120=2,916 0,0236*40=0,944 0,0243*60=1,458     0,0690*30=2,07 0,0264*20=0,528 0,0690*20=1,38 0,0229*40=0,916 0,0329*30=0,987 0,0155*540=8,37
Итого:       33,593

 

 

Определили энерготраты при различных видах деятельности. Затем суммируем величины расхода энергии за сутки. Полученная в результате суммирования величина 33,593 ккал показывает расход энергии за сутки на 1 кг веса тела студента. Для определения суточного расхода энергии умножают указанную величину на вес тела (60 кг): 33,593 х 60 = 2015,58 ккал. Далее вычисляют 15 % от полученной величины (неучтённые энерготраты) и прибавляют к показателю суточного расхода энергии: 2015,58 + 302,337 = 2317,917 ккал. В итоге получают величину суточного расхода энергии для данного студента - 2317,917 ккал.

Примеры выполнения контрольных заданий

Задание 1.

 

Профессию педагога (указываете вашу будущую специальность) можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

1. сердечно-сосудистые;+

2. желудочно-кишечные;

3. нарушения опорно-двигательного аппарата;

4. болезни крови;

5.  нарушение функции щитовидной железы

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

– миопия (близорукость);+

– ларингит;

– синдром хронической усталости;

– гиподинамия;

– остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

2. снижение двигательной активности;

3. эмоциональная перенапряжённость;+

4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;

5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

6. использование авторитарного стиля руководства.

Задание 2.

 

Комплекс упражнений при вашем профессиональном заболевании (10-12 упражнений).

1) И.п. (исходное положение)+

2) Техника выполнения упражнения+

3) Количество повторений-10

Пример: И. п. - Сидя на стуле, голова прямо, руки опущены. Отклониться максимально вправо, прямые руки в стороны. Вернуться в исходное положение. Затем то же выполнить влево. Вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.

 

Задание 3.

 

Вес студента 60 кг.

Данные хронометража дня и времени на различные виды деятельности студента вносятся в рабочую таблицу.

Ответ:

Основной обмен за сутки определяют по формуле.

ОО = 665,1 + 9,6* масса (в кг) + 1,8 * рост (в см) - 4,7 * возраст в годах

Затраты энергии во время занятий в институте составляют 145 % от основного обмена. Затраты энергии во время самоподготовки - 160 % от основного обмена. В свободное время затраты энергии составляют 220 % от основного обмена. Затраты энергии во время сна составляют 100% от основного обмена.

С помощью данных методов расход энергии определяют лишь ориентировочно, т.к. не возможно полностью учесть все виды деятельности человека в течение дня.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 620.