Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНСПЕКТ ЛЕКЦ ІЙ


з дисципліни

«Економічна теорія»


Модуль 1.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

План.

1. Сущность понятия «экономика».

2. Структура понятия «экономика».

3. Предмет экономической теории.

4. Значение экономической теории.

5. Метод экономической теории.

Сущность понятия «экономика».

Первым научное определение этого термина дал греческий мыслитель Ксенофонт (430-355 гг. до нашей эры) и написал книгу «Экономикос». Это название состоит из двух греческих слов – «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон, правило) – и дословно означает «управление домашним хозяйством».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в науке о богатстве (экономике) выделял «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и хремастику (искусство делать деньги, богатеть).

В процессе постоянного экономического развития, перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Понятие «экономика» обогащалось, дополнялось элементами нового содержания. Так, при переходе от феодализма к капитализму постепенно преодолевались замкнутость феодальных хозяйств (они были вынуждены продавать часть производственной продукции на рынке, покупать там необходимые товары), формировался единый национальный рынок. Вследствие этого возникла потребность в широком понимании понятия «экономика». Оно уже не ограничивалось домашним хозяйством или хозяйством отдельных хозяйственных единиц, а охватывало экономику всей страны.

В 1615г. французский учёный А.Монкретьен ввёл понятие «politicos» (государственный, общественный), которые в соединении с понятием «экономика» означало «искусство государственного управления государством». Оно отражало процесс активного вмешательства государства в экономику в период формирование капиталистического способа производства (государство насаждает развитие мануфактуры, создаёт компании для управления и торговли с колониями и др.). Такое вмешательство в конце XIX в. ослабляется и английский экономист А.Маршал вводит в научное обращение понятие «экономикс». Поскольку без активного вмешательства государства в экономику. Ни одна страна мира при современных условиях существовать не может, то понятие «экономика» недостаточно отражает реалии действительности. Но оно закрепилось, прежде всего в западной экономической науке и, как правило, отождествляется с понятием «политическая экономия»

 

Значение экономической теории.

Роль экономики для отдельного человека.

Человек ощущает на себе влияние экономики, которая помогает:

1) избрать способ рационального использования своих доходов, их сохранение от инфляционного обесценивания, от возможной утраты части доходов в процессе приобретения акций, вложения в разные фонды и т.д.;

2) правильно выбрать профессию, своевременно осуществлять переквалификацию, получать дополнительное образование, научиться управлять отдельными звеньями производственного процесса, формировать экономическое и экологическое мышление и др.;

3) овладеть профессией предпринимателя, что предусматривает знание основных её черт, критическое осмысление своих способностей, идти на оправданный риск, вступать в деловые контакты с другими бизнесменами, предчувствовать возможные изменения конъюнктуры, правильно строить свои отношения с подчиненными, представителями власти и т.д.

Метод экономической теории.

Познание сущности экономических законов, отдельных явлений и процессов, которыми управляют эти законы, осуществляются с помощью диалектического метода исследования.

Структура метода. Этот метод – совокупность составных элементов, основными из которых являются:

1) общенаучные принципы, такие как анализ (расчленение целого на отдельные части, например, в экономических отношениях выделяют отношения непосредственно производства, обмена и другие, каждую из них изучают отдельно); синтез (сведение полученных результатов в единое целое); индукция (логический вывод о целом на основе отдельных фактов, единичных случаев); и др.;

2) основные законы диалектики: переход количества в качество (так, при постепенном росте объёмов индивидуального капитала малое предприятие преобразуется в среднее, среднее в крупное); закон единства и борьбы противоположностей (помогает раскрыть источник движения экономических явлений и процессов). Категории диалектики – количество и качество, сущность и явление и т.д.;

3) экономические законы и категории. Знание сущности одной категории или закона помогает раскрыть сущность других. Так, выяснение сущности собственности помогает раскрыть сущность частной, акционерной и других форм собственности.

Метод абстракции. Наипростейшим элементом диалектического метода исследования есть метод научной абстракции, т.е. отделение от поверхностных, случайных, не существующих сторон явления с целью раскрытия его существенных внутренних связей. Так, чтобы исследовать, почему падает курс гривне по отношению к доллару, следует абстрагироваться от таких несущественных факторов, как степень защиты гривны, высказываний руководителей страны по поводу экономической ситуации в стране, от состояния на валютных рынках и других, которые, безусловно, влияют временно на соотношение двух валют. Но существенными факторами такого влияния является состояние экономики, финансов в стране и т.д.

Определённую роль среди методов исследования экономических явлений и процессов играют построение таблиц, графиков, рисунков, моделей, провидения экспериментов на примере одного цеха, предприятия, отрасли и в случае получения позитивных результатов расширения их на другие предприятия, отрасли и т.д.

Таким образом, элементами диалектического метода познания в экономической теории являются общенаучные принципы, законы и категории диалектики, законы и категории экономической науки.

Контрольні запитання і завдання

1. Як у процесі розвитку людства відбувалось збагачення категорії "економіка"?

2. Чому необхідно вивчати курс економічної теорії?

3. Охарактеризуйте цілі та функції економічної теорії як навчальної дисципліни.

4. Основні етапи становлення і розвитку економічної теорії.

5. Розкрийте основні риси сучасної економічної науки.

6. У чому полягає відмінність між економічними законами та економічними категоріями?

7. Охарактеризуйте загальнонаукові принципи пізнання в економічній праці.

8. Чому серед елементів діалектичного методу дослідження найважливішу роль відіграє принцип суперечності.

Законы денежного обращения.

Денежное обращение – непрерывное движение денег в сфере обращения и их функционирования, как средство обращения и платежа. Количество денег которое необходимо для обращения подчиняется специфическим законам. Количество необходимых денег зависит от трёх факторов:

1. от суммы цен товаров, которые подлежат реализации;

2. в скорости оборота денежной единицы;

3. от использования денег в функции средства платежа.

Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования законов денежного обращения.

Кg =

ЕЦ – сумма цен всех товаров.

О – среднее число оборотов за год денежной единицы. Это всеобщий закон количества денег в обращении и действовал до тех пор пока деньги не стали использоваться в функции средства платежа. Теперь эта формула имеет более сложный вид;

К – сумма цен товаров проданных в кредит

П – сумма платежей по которым наступил срок уплаты

ВП – сумма взаимопогашающих платеже

ДР – денежный резерв.

Если равновесие между товарной и денежной массой нарушается то, с помощью финансово-экономических методов необходимо один из показателей отрегулировать:

1. необходимо увеличить производство товаров или увеличить импорт товаров;

2. ускорить оборот денег, т.е. чаще выдавать зарплату (по неделям);

3. уменьшить денежную массу, т.е. изъять деньги из оборота.

Инфляция – сложный процесс, который ярко отражает все основные проблемы и противоречия экономики. Общепринято считать, что инфляция это обесценивание денег вследствие превышения денежных знаков, которые находятся в обращении над суммой товарных цен. Но не всякое повышение цен есть инфляция. Если цены повысились из-за подорожания сырья, что привело к росту затрат то в этом случае обесценивание денег является результатом ростом цен. Инфляция же вызывается нарушением закона денежного обращения, т.е. эмиссии лишних денег.

Методы стабилизации денежного обращения:

1. нуллификация;

2. ревалоризация;

3. девальвация.

Нуллификация (с перевода – уничтожение) – это такая денежная реформа, при которой обесцененные деньги аннулируются и объявляются недействительными. Этот метод используется при супер-инфляции. В Германии в 1924 году при нуллификации 1 марка обменивалась на 1 триллион старых марок.

Ревалоризация – это возвращение предыдущей покупательской способности денежной единицы. Для этого из обращения изымаются лишние деньги, этот метод используется при незначительной инфляции.

Девальвация – означает снижение обменного курса денежной единицы одной страны по отношению к денежной единице другой страны.

 

Контрольні запитання і завдання

1. Назвіть найважливіші функції грошей.

2. Які функції виконують гроші за таких ситуацій:
а)покупець розраховується за придбаний товар чеком;

б)центральний банк перераховує певну кількість грошей за придбані за кордоном товари.

3. Чим відрізняється чек від векселя?

4. Дайте характеристику закону обігу грошей.

 

 

Тема 2.3. Товар и труд

 

План.

1. Товар. Потребительная и меновая стоимость товара.

2. Конкретный и абстрактный труд. Противоречие между конкретным и абстрактным трудом.

3. Величина стоимости товара

4. Выбор товара потребителем.

5. Закон стоимости и его функции.

 

1. Товар. Потребительная и меновая стоимость товара.

Товар – продукт труда, который удовлетворяет какую-либо потребность человека и производится не для личного потребления, а для обмена путем купли-продажи. Для того чтобы вещь стала товаром она должна обладать двумя свойствами:

1. удовлетворять потребность человека.

2. обладать способностью обмениваться в определенном количественном соизмерении на другой товар

1. Способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительской стоимостью товара (например, ручка). Чтобы стать товаром вещь должна удовлетворять потребности не того, кто ее произвел, а общество, т.е. обладать общественной потребительной стоимостью.

В процессе обмена товаров на рынке создается впечатление, что меновые пропорции устанавливаются случайно. На самом же деле в процессе обмена видна определенная закономерность, которая заключается в том, что на протяжении длительного времени меновые пропорции находятся на определенном уровне. Приравнивание одного товара к другому свидетельствует о том. Что у всех разнообразных товаров есть что-то общее, что делает их соизмеримыми. Общим во всех товарах является труд, затраченный на их производство. Воплощенный в товары труд составляет стоимость товара.

2. Способность товара обмениваться в определенном соизмерении на другой товар называется меновой стоимостью.

Таким образом, в основе стоимости товара лежит общественный труд и общественная потребительная стоимость.

В товарах и услугах воплощен не какой-нибудь труд, а общественный, т.е. такой который создает общественную потребительную стоимость. Именно общественный труд лежит в основе обмена товаров и услуг, делает их количественно сопоставляемыми, а также формирует их стоимость. Поэтому в стоимости отражается не только количество общественного труда, но и качество продукции, ее полезный эффект. Стоимость является второй важной стороной товара, а меновая стоимость – внешняя форма ее проявления.

2. Конкретный и абстрактный труд. Противоречие между конкретным и абстрактным трудом.

Конкретный труд, как творец производительной силы, как полезный труд, который не зависит от общественных форм, есть условием существования людей. Вечной природной необходимостью.

Такой труд имеет определенную цель, характер операций, предмет, средства и результаты.

Конкретный труд – общественный труд, который затрачивается в определенной целевой форме и использованием определенных средств и предметов труда, характеризуется своеобразной целью и создает специфическую производственную силу (сталевар, швея).

Абстрактный труд – это общественная форма затрат физических и умственных сил человека.

Для определения этого труда следует абстрагироваться от качественных отличий множества конкретных видов труда, от его полезных форм. Тогда можно сказать, что абстрактный труд – это труд вообще независимо от его конкретной формы.

Между конкретным и абстрактным трудом существует разница: в конкретном труде речь идет о том, как осуществляется труд, и что он вырабатывает, в абстрактном труде – сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается.

В первом случае труд характеризуется с качественной стороны, во втором – с количественной.

В абстрактном труде имеют значения затраты рабочей силы, с физической точки зрения (мышц, мозга, нервов).

Поэтому труд товаропроизводителя, который характеризуется затратой рабочей силы вообще независимо от конкретной формы, создает стоимость.

Абстрактный выражает, прежде всего, отношения между людьми по поводу производства и присвоения потребительных стоимостей. Это означает, что абстрактный труд – специфическая экономическая категория товарного производства, которая отражает отношения между товаропроизводителями в процессе сравнения (через обмен) разных видов труда независимо от их конкретной формы. Поэтому категория "абстрактный труд", как и категория "стоимость" имеют исторический характер.

Основное противоречие товарного производства.

Развитие двойственной природы труда проявляется в основном противоречии товарного производства, антагонизме между частным и общественным трудом.

Конкретный труд есть непосредственно частным трудом, т.е. трудом, затраченным частным собственником на частном предприятии. Одновременно в условиях общественного разделения труда товаропроизводители изготовляют продукт для других лиц, что придает их труду общественный характер. Поэтому для признания общественной значимости вложенного в товар труда необходима купля-продажа товара на рынке.

В первобытном обществе труд отдельного человека не был личным делом, а его продукт – частным продуктом.

В условиях мелкотоварной частной собственности труд каждого товаропроизводителя выступает как частный труд. Общественный характер такого труда проявляется лишь при обмене. Общественный характер частного труда заключается в том, что каждый его вид – лишь один из элементов разделения труда и должен иметь цель удовлетворения общественной потребности. В основном такое соотношение частного и общественного труда характерно и для капиталистического производства на домонополистической стадии.

Если углубление общественного разделения труда в форме общего и особенного способствовало росту товарного производства и обращению, то единичная форма разделения труда на предприятии действовало в противоположном направлении.

Так в каретной мануфактуре в одной мастерской объединялись разные работники (Кравец, слесарь и т.д.), которые до этого самостоятельно, каждый в отдельности принимали участие в производстве карет. Продукт частного труда каждого был товаром. Теперь же в объединении капиталиста, труд каждого ремесленника не производит товара (вследствие его глубокой специализации), перестает быть экономически обособленным, приобретает формы общественного, естественно, при условии, что изготовленный конечный продукт (карета) будет реализован на рынке, удовлетворит ту или иную потребность.

Черту непосредственно общественного труда частный труд приобретает только в рамках индивидуального капиталистического предприятия.

Противоречие между частным и общественным трудом – основное противоречие товарного производства, поскольку сопровождается стихийным колебанием цен, разорением одних и обогащением других. Так в случае неудачи при реализации своего продукта товаропроизводитель не сможет закупить другие товары и удовлетворить свою потребность в потреблении и в производстве. Он разоряется, пополняет армию тех, кто вынужден продавать свою рабочую силу. Другой товаропроизводитель наоборот, реализуя удачно свои товары, постепенно обогащается, становится капиталистом предприниматель.

3. Величина стоимости товара.

У производителей, которые выпускают один и тот же товар разная оснащенность производства. Разная квалификация работников, а значит и затрачивается разное время на производство единицы продукции. Рабочее время, в которое отельный производитель затрачивает, на производства товара называется индивидуальным рабочим временем. Но на рынке покупателей не интересует, кто сколько времени затратил и рыночная стоимость товара будет определяться не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимыми.

Общественно-необходимые затраты труда – это затраты труда на производство товара при нормальных средних условиях производства (средний уровень техники, средняя квалификация и умелость работника). Эти затраты приближаются к индивидуальным затратам тех предприятий, которые выпускают основную массу данного товара. Эти общественно-необходимые затраты формируются и определяются на рын6ке в результате конкуренции. Если затраты предприятия окажутся больше общественно-необходимы то в условиях конкуренции эти предприятия не создадут стоимости их товары общество не признает т.е. покупатель не будет по индивидуальной стоимость брать товар. Стоимость товара – величина непостоянна, и зависит от производительности труда.

Производительность труда – количество продукции, которое производится в единицу рабочего времени.

С ростом производительности труда в каждой единице продукции воплощается меньшее количество труда. Вследствие чего стоимость единицы продукции уменьшается, а стоимость всей продукции остается неизменной.

Зависит стоимость товара еще от интенсивности труда.

Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени.

Рост интенсивности труда равнозначен удлинению рабочего дня. Это обусловлено тем. Что при росте интенсивности труда вдвое, работник за минуту должен делать вдвое больше движений. Поэтому более интенсивный труд создает за единицу времени больше стоимости, чем менее интенсивный труд. Таким образом, стоимость товара находится в обратно пропорциональной зависимости от производительности труда и прямо пропорциональной – от интенсивности труда.

На стоимость товара влияет еще сложность труда. Труд бывает простой и сложный.

Простой труд – труд, который не требует образования и квалификации (труд землекопа).

Сложный труд – труд, для выполнения которого необходимы специальная подготовка, овладение определенной специальностью, что, в свою очередь, предусматривает необходимость в получении образования.

В сложном труде воплощен не только труд квалифицированного работника, а и опосредственный труд, который был затрачен на его подготовку (труд учителей, мастеров, которые готовили будущего специалиста). Поэтому сложный труд – это умноженный (возведенный в степень) простой труд, и за единицу времени он создает большую стоимость.

Определение стоимость товара общественно необходимыми затратами труда – это его характеристика со стороны производителя. Такой подход разработал Маркс и он получил название теории трудовой стоимости. Рассмотрим далее как оценивает стоимость товара потребитель. Эту теорию разработали представители австрийской школы политической экономики и поддерживают сторонники неоклассического направления.

4. Выбор товара потребителями.

Теория предельной полезности. Потребитель покупает товар потому, что в нем содержится определенный полезный эффект, который он ценит. Товары и услуги ценятся людьми не потому, что на них затрачено общественно необходимое рабочее время, а потому, что они полезные. Более того, полезность товара, согласно этой теории, придает затратам труда общественно необходимый характер. Это означает, что стоимость является, прежде всего, категорией обмена, а не производства.

С помощью этой теории был разрешен так называемый "парадокс Смитта": почему вода, которая очень полезна для человека, стоит так дешево, а алмаз, полезность которого для удовлетворения жизненных потребностей намного меньше, стоит так дорого?

Австрийский экономист Е. Бэм-Баверк на это вопрос ответил так: "Ценность предусматривает как раз ограничение количества вещей, отсутствие ценности – их излишек".

Практическая реализация теории.

Рассмотрим это на примере. Купив видеомагнитофон, необходимо приобрести для него видеокассеты. Потребность в первой кассете будет наибольшая, поэтому покупатель готов платить за нее даже спекулятивную цену, если ее нет в продаже. Так появляется возможность переписывать новые интересные фильмы, и собственник видеомагнитофона покупает еще кассеты. Но при этом его потребность в них постепенно уменьшается. Поэтому субъективная оценка покупателя от приобретения каждой новой видеокассеты уменьшается. Уменьшается также их предельная полезность. Поэтому, например, 15-я видеокассета в этом случае является тем "последним экземпляром", который удовлетворяет "предельную потребность" и имеет "предельную полезность". Последняя и определяет рыночную цену видеокассеты. Отсюда и название теории "предельная полезность".

Таким образом, цена отдельного товара, согласно этой теории, непосредственно зависит от степени насыщения потребности в нем.

Бэм-Баверк писал, что токайское вино не потому дорогое, что дороже токайские виноградники, а наоборот, токайские виноградники, дороже потому, что дорогое токайское вино. Так индивидуальная предельная ценности будто бы определяет затраты производства, а не наоборот. Ряд экономистов считают, что нельзя противопоставлять трудовую теорию стоимость теории предельной полезности, необходимо объединить обе теории в целостную органичную концепцию стоимость товаров.

Недостатки теории предельной полезности.

Концепция предельной полезности без соединения с трудовой теорией стоимости слабо согласовывается с практикой ценообразования в развитых странах.

Цены на товары и услуги, по которым продается преобладающая часть экономических благ, на практике устанавливает не потребитель, а производитель. Потребитель влияет на установление цен в той мере, в какой спрос выше или ниже предложения.

5. Закон стоимости и его функции.

Закон стоимости действует при нескольких способах производства. Этот закон выражает необходимые постоянные и существенные связи между общественно-необходимыми затратами труда и ценами товаров при условии соответствия спроса и предложения.

Производство и обмен товаров совершается на основе обмена эквивалентов, т.е. обмен товаров и услуг между производителями и их купля на рынке происходит соответственно общественно-необходимым затратам труда на их производство. Этот закон заставляет товаропроизводителей снижать индивидуальные затраты труда за счет улучшения организации производства, внедрение новой техники, технологии и т.д. если равновесие между спросом и предложением, нарушается то этот закон не действует. Идеально этот закон действует только в условиях простого товарного производства. В этом случае цена колеблется вокруг стоимости товара. Закон стоимости выполняет следующие функции:

1. Закон стоимости выступает стихийным регулятором пропорций общественного производства. Он распределяет труд между различными отраслями. Происходит это стихийно на рынке благодаря колебанию цен вокруг стоимости.

2. Закон стоимости является двигателем технического прогресса т.к. он заставляет производителей постоянно совершенствовать производства, улучшать организацию труда с тем чтобы затраты труда не были выше общественно-необходимых затрат, а значит выжить в конкурентной борьбе.

3. Благодаря закону стоимости происходит дифференциация товаропроизводителей, т.к. в результате конкуренции те товаропроизводители, у которых индивидуальная стоимость товара выше общественной рыночной разоряются, а те, у которых ниже, обогащаются.

Контрольні запитання і завдання

1. Чому не можна зіставляти між собою різноманітні товари за їх споживною вартістю, а можна зіставляти за кількістю праці?

2. Чим відрізняється абстрактна праця від конкретної?

3. Що таке суспільна вартість і суспільно-необхідний робочий час?

4. Яка існує залежність між вартістю товару і продуктивністю та інтенсивністю праці?

5. Чому необхідно поєднувати теорію суспільних витрат виробництва з теорією граничної користі?

6. Поясніть сутність закону вартості.


Производительные силы.

Производительные силы – это силы, которые производят. Это совокупность людей, которые обладают производственным опытом, и средства производства, которые люди приводят в движение.

Многие учёные не употребляют такой категории. Туган-Барановский заменил понятие производительной силы понятием «материальные факторы производства», относя сюда человека.

В состав производительных сил входят такие использованные людьми силы природы: ветер, солнце и т.д.

Природная среда определяет климатические и почвенные условия хозяйствования, количество населения и т.д.

Отдельно сам человек есть продукт и часть природы. Поэтому в человеке выделяют биологическую сущность.

Производительные силы отражают отношения людей, занятых индивидуальным, коллективным и общественным трудом, к природе.

Почему человек является основной производительной силой? Это обусловлено тем, что:

·  во-первых, он творец всех других элементов производительной силы;

·  во-вторых, без труда человека эти элементы не превращаются в факторы   производства (например, станок без человека – груда металла);

·   в-третьих, потребность и интересы человека – основная движущая сила социально-экономического прогресса.

В начале ХХ столетия отдельные элементы производительной силы становятся формы и методы организации производства и труда. Относят к производительной силе науку и информацию.

Взаимодействуя между собой элементы производительных сил, находятся в единстве, количественной и качественной функциональной зависимости. Так, изобретение новой технике требует соответствующей смены качества сырья, переквалификации работников и т.д.

Системе производительных сил присущи свои внутренние законы развития. ,Такими, в частности, есть закон перенесения рабочих функций от человека к технике (средством труда).

В Японии «безлюдные производства»: 3-4 работника лишь контролируют работу техники.

Производительные силы – единство личностных и материально-вещественных факторов, которые обеспечивают преобразование вещей природы соответственно потребностям людей, создают материальные и духовные блага и определяют рост производительности труда.

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления.

Спрос и закон спроса

Основными элементами любого рынка есть спрос, предложения и цена. В их взаимодействии состоит механизм функционирования рынка.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и способны купить за определённую цену на протяжении соответствующего промежутка времени и в определённом месте.

Кривая предложения.

 

                                P (рыночная цена у. е.)                     

 

 

                                 

                                 50

                                40

                                 30

                                        

                                20

                                10

                                   

                                                                               Q (количество товаров)

                                          0  

                                         10 20 30 40 50 60

Кривая индивидуального предложения, поднимаясь вверх и вправо, свидетельствует о прямой зависимости между предложением и уровнем цен: при росте цен предложения увеличивается.

 

Типы и формы собственности.

Основными типами собственности, если рассматривать с точки зрения эволюции оного развития человечества, является коллективная, частная, государственная и негосударственная.

В рамках каждого из этих типов функционируют разные формы собственности.

Акционерная компания.

Основная форма организации крупных, средних и частично малых предприятий, собственность которых формируется путём слияния капиталов основателей компании, а также выпуска ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.) и их продажи.

Основателями и собственниками акций могут быть юридические лица (государство, предприятие, организации) и отдельные граждане. Чтобы привлечь деньги, акции крупных акционерных компаний должны котироваться на фондовой бирже.

С прибыли собственники акций ежегодно получают дивиденды, но только после того, как будут уплачены налоги государству, зарплата и премии менеджерам, пополнен резервный фонд. Резервный фонд не должен быть меньше 10% уставного капитала. Он используется для обеспечения деятельности корпорации в период ухудшения экономической конъюнктуры, в том числе для выплаты дивидендов.

Акция – ценная бумага без установленного срока обращения и свидетельствующая о вложенном пае. Акция подтверждает право владельца на участие в управлении, на получение части прибыли и право на участие в разделе имущества, если акционерное общество ликвидируется. Акции продаются и покупаются на бирже по рыночной стоимости (курсу акций). 

Курс акций = дивиденд________*100%

                    заёмный процент

Курс акций зависит от выплаченного дивиденда и заёмного процента.

Задача.

Номинальная стоимость акций 100 долларов. Через год владелец этой акции получил дивиденд на акцию 20 долларов. Банк выплачивает вкладчику 5% годовых. Определить курс акции.

Курс акций = 20$*100% =400$

                  5%

Различают четыре вида акций:

1. именные акции – выпускаются высоким номиналом и регистрируются в ведомость, где указывается собственник, время приобретения, какое количество акций находится у данного лица;

2. акции на предъявителя - в ведомость вносится только общее количество акций и выпускаются они малыми купюрами. По размеру оптимального дивиденда акции делятся на привилегированные и простые;

3. привилегированные акции – на них дивиденды выплачиваются в форме стабильного, заранее фиксированного процента, независимо от прибыли компании. В случае ликвидации компании им возвращается номинальная стоимость акций;

4. простые акции – на них дивиденды выплачиваются в зависимости от величины прибыли в текущем году. Владельцы привилегированных акций в управлении не участвуют, а простые участвуют. Что касается принятия решений, то акции делятся на безголосые, одноголосые и многоголосые.

Прибыль и норма прибыли.

За реализованную продукцию предприятия получают определённую выручку. Одна часть выручки идёт на замену изношенных средств производства (С), вторая часть выручки идёт на заработную плату работникам (V). Вместе эти две части составляют себестоимость (C+V).

Прибыль – разница между валовой выручкой и себестоимостью.

Прибыльность предприятия следует рассматривать в двух основных аспектах:

1. прибыльность предприятия по отношению ко всему авансированному капиталу;

2. прибыльность изготовления отдельной партии товаров, которая измеряется отношением прибыли к себестоимости этих товаров.

Общая прибыльность предприятия определяется нормой прибыли и выражается формулой:

   П – масса прибыли   C+V – себестоимость.

Величина прибыли зависит от скорости оборота производственных фондов, снижении себестоимости продукции и роста производительности труда. По норме и массе прибыли судить об эффективности производства нельзя. Обобщающим показателем эффективности производства является норма рентабельности.

Рентабельность – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных фондов.

В развитых странах норма и масса прибыли является для предпринимателя главной целью и критерием эффективности производства. Средняя норма прибыли крупных компаний составляет приблизительно 12%. Его величина зависит от скорости оборота производственных фондов, снижения себестоимости продукции, роста производительности труда и т.д.


8.Сущность цены.

Исторически первым определением цены является: цена – это денежное выражение стоимости. Оно отражает период развития простого товарного производства (т.е. до возникновения капиталистического способа производства), когда цены колебались во круг стоимости товаров.

Ныне простейшим определением цены является: цена – это определённая сумма денег, которая выплачивается за товар. При капиталистическом способе производства происходит превращение множества индивидуальных стоимостей в единую общественную или рыночную стоимость (вследствие внутриотраслевой конкуренции), а последней – в цену производства (вследствие межотраслевой конкуренции).

При простом товарном производстве в основе товарных цен лежали только общественно необходимые затраты производства:

W=C+V+M, где

W – стоимость товара;

С – затраты на приобретение средств производства;

V – затраты на воспроизводство рабочей силы;

M­ – дополнительный продукт (при капитализации существует в форме прибавочной стоимости).


Цена производства.

При капиталистическом товарном производстве в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые затраты производства, а и соотношения между спросом и предложением.

Цп=C+V+P , где

Цп – цена производства;

C – постоянный капитал;

V – переменный капитал;

P – прибыль.

Прибыль образуется вследствие межотраслевой конкуренции, с учётом процесса колебания спроса и предложения, перелива капитала в отрасли, в которых производство товаров не удовлетворяет потребности, с соответствующим колебанием цен (их росте при неудовлетворении платежеспособного спроса и снижение при превышении предложения над спросом).

При равновесии спроса и предложения формируется цена равновесия.

Если при простом товарном производстве цены определились только законом стоимости, то при капиталистическом товарном производстве цены, кроме того, определяются действием закона спроса и закона предложения. На этой основе возникает такое определение цены:

Цена – денежное выражение цены производства, взаимодействия законов стоимости и законов спроса и предложения.

С возникновением монополий, омегополий процесс ценообразования значительно усложнился, в частности возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Функции и виды цен.

Цена выполняет такие основные функции:

1. измерительная;

2. распределительная;

3. стимулирующая.

Измерительная функция цены – заключается в том, что она есть средством учёта общественно необходимого, а также, и полезного труда. Труд, который превышает эту величину, не признаётся потребителями. Такой учёт даёт возможность осуществлять эквивалентный обмен товаров, определять экономическую эффективность производства, устанавливать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением и т.д.

Распределительная функция цены -  реализуется в процессе внутри – и межотраслевой конкуренции. В первом случае такое перераспределение стоимости, прежде всего прибавочной стоимости, осуществляется в пользу тех предприятий, у которых затраты производства ниже общественно необходимых, а качество товаров выше. Во втором случае перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм переливания капиталов на пользу отраслей, в которых производство товаров и услуг осуществляется соответственно индивидуальных, коллективных и общественных потребностей.

Стимулирующая функция цены – состоит в том, что рыночные цены через механизм конкуренции заставляют предпринимателей внедрять новую технику, совершенствовать формы и методы организации производства и т.д.

Цены в Украине.

В Украине классификация цен осуществляется путём их деления на оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности и розничные цены.

Оптовые цены предприятия складываются из себестоимости и прибыли.

Покупая у предприятий товары, оптовые торговые организации продают их предприятиям розничной торговли по оптовым ценам промышленности.

Оптовые цены промышленности превышают оптовые цены предприятия на величину торговой надбавки, которая складывается из затрат обращения и прибыли оптовой торговой организации. Затраты обращения – это затраты на транспортировку, хранение, расфасовку, выплату зарплаты работникам торговым и др.

В последние годы государственный контроль над ценами постепенно ослабевает, осуществляется политика «либерализации цен» что при невысокой зарплате ведёт к обнищанию большей части населения.

 

10.Механизм ценообразования.

Предварительным условием процесса ценообразования является выяснение предпринимателями и соответствующими специалистами фирмы внешних и внутренних факторов, которые влияют на этот процесс.

К внутренним факторам относятся:

1. потребители;

2. рыночная среда (или конкуренты);

3. правительство;

4. участники каналов сбыта;

К внутренним факторам – затраты производства.

1.Потребители. Влияние потребителей на механизм ценообразования осуществляется прежде всего при условии превышения предложения над спросом (в этом случае цены снижаются), возрастающего насыщения их потребностей, конкуренции между потребителями, через влияние общественных организаций защиты прав потребителей и в других случаях.

2.Рыночная среда. Она формируется в развитых странах при взаимодействии частной конкуренции, монополистической конкуренции, нечестной конкуренции, а также влияния на рыночную среду регулирующей деятельности государства.

Доминирующую роль сред этих моделей рынка играет омегополистическая конкуренция, которая сопровождается действием антитрестовского законодательства. Вследствие этого значительное распространение приобрели практика «лидерства в ценах». Господствующим методом ценообразования в этом случае является установление цены на уровне средних затрат производства и монопольно высокой прибыли. Средние затраты выступают в форме монопольной цены производства.

3.Правительство. Его участие в процессе ценообразования состоит, прежде всего, в установлении фиксированных цен.

Если государство устанавливает фиксированные цены, то осуществляет это не путём установления прейскурантных цен, т.е. утверждает цены на тарифы и услуги соответствующими органами. В бывшем СССР 98% цен были прейскурантными, что наряду с другими факторами порождало постоянный дефицит.

Рациональной является ситуация, когда государство устанавливает цены на такие стратегические товары и услуги, как электроэнергия, газ, нефть, уголь, услуги городского и железнодорожного транспорта, жилищно-коммунальных услуг. В Украине в 1998г. Лишь 10% цен были прейскурантными.

Другими способами утверждения фиксированных цен является их установление государством лишь на определённый период, а также фиксация цен предприятия, которое занимает господствующее положение на рынке, т.е. цен монополиста.

Прямое регулирование цен государством осуществляется путём установления границы уровня цен на отдельные товары, регламентацию величины прибыли предприятия, уровня его рентабельности. Кроме того, государство влияет на рыночные цены благодаря установлению цен на товары и услуги, которые изготавливаются государственными предприятиями.

Существуют и другие методы опосредственного регулирования цен. К ним относится сеть организаций для предприятий-монополистов: запрет для двух и больше конкурентов поддерживать цены на определённом уровне; запрет монополистам навязывать свои цены поставщикам (комплектующих изделий, сырья) и предприятиям торговли; запрет ценовой дискредитации (т.е. принуждение покупать товары и услуги с нагрузкой, покупать их только у данной фирмы и т.д.); запрет на применение демпинга (продажа товара ниже себестоимости); запрет на использование недобросовестной ценовой рекламы.

4.Участники каналов сбыта. Первый вариант реализации этого фактора – влияние на цены со стороны поставщиков продукции, второй – со стороны предприятий торговли.

В первом случае автомобильному заводу, например, повышают цену на комплектующие изделия один или несколько поставщиков, в другом – цены повышает энергетическая компания для всех участников технологического цикла, и каждый из них вынужден повышать цены на все детали. В этих условиях завод может найти другого поставщика, поднять цены на автомобили в зависимости от возрастания цен на комплектующие или за счёт рационализации собственного производства, повышения длительности рабочего дня, т.е. поднять цены не в такой мере, как поставщики.

При втором варианте торговые предприятия могут поднять поставко-сбытовую надбавку, что способствует снижению потребительского спроса населения и негативно влияет на объёмы производства данного товара.

Вывод: практика установления цен в развитых странах мира свидетельствует о преимуществе теории трудовой стоимости, которую одновременно дополняют теорией спроса и предложения, предельной полезности.

Контрольні запитання і завдання

1. Чим відрізняється постійний капітал від основного, а оборотний від змінного?

2. Які особливості обороту основного та оборотного капіталу?

3. Назвіть основні стадії кругообороту капіталу. Які вимоги для здійснення безперебійного руху капіталу?

4. Назвіть основні складові часу виробництва.

5. Чим явні витрати виробництва відрізняються від неявних, а економічні витрати від бухгалтерських?

6. Що таке прибуток і яка його структура?

7. Які складові монопольної ціни виробництва?

8. Назвіть найважливіші критерії розмежування цін.

9. Які основні види цін існують в Україні?

10.Як впливає на механізм ціноутворення держава?

11.Чому при з'ясуванні сутності ціни вирішальну роль відіграє теорія трудової вартості?

Тема 2.7. Экономика предприятий (самостоятельная работа).

 План.

1. Сущность менеджмента.

2. Организационные фермы управления предприятием.

3. Принципы и критерии труда менеджера.

4. Структура менеджерского корпуса.

5. Сущность маркетинга.

6. Виды маркетинговой деятельности.

7. Программы и принципы маркетинга.

1. Сущность менеджмента.

Менеджмент – комплекс принципов, функций, методов и способов управления процессам производства, прежде всего производственным и персоналом, со стороны руководства предприятия с целью эффективного использования ресурсов и присвоения высоких прибылей.

Управление в экономической системе осуществляется на двух основных уровнях: на макроуровне, т.е. охватывает все народное хозяйство, и микроуровне – сосредотачивается на управлении отдельной фирмой, компанией.

Управление на макроуровне. С ростом масштабов общественного производств, углублением общественного разделения труда, в частности специализации и кооперации труда, возрастает роль системы управления экономикой.

Система управления экономикой – сознательно организованное, целенаправленное и активное влияние разных субъектов управления на процесс развития и функционирование общественного способа производства, отдельных его звеньев.

Ядром системы управления есть целенаправленное влияние на потребности, интересы и цели, отдельных индивидов, коллективов людей, слоев и прослойки населения в интересах достижения поставленной цели.

Управление как процесс включает такие логично последовательные элементы:

1. сбор, систематизация и передача информации;

2. выработка (обоснование) и принятие решения;

3. превращение решения на разные формы команд (устно, письменно, приказ и т.д.) и обеспечение его исполнения;

4. анализ эффективности принятого решения и возможно последующее его корректировку.

Управление на микроуровне. Управление на микроуровне предусматривает определенную систему деятельности по управлению как всеми хозяйственными процессами на предприятии, так и определенными видами хозяйствования (непосредственным производством, процессом ценообразования, сбыта, финансами и др.); отдельными звеньями воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление).

Функции управления. Основными функциями управления с точки зрения технологического способа производства являются: планирование; организация; подбор и расстановка кадров и их стимулирование; координация; контроль. Функции управления на крупном предприятии должны реализовывать высшие менеджеры, маркетологи, финансисты, поставщики, бухгалтера, инженеры и др.

2. Организационные формы управления предприятием.

Выделяют шесть основных организационных форм управления:  

1) линейная; 2) функциональная; 3) линейно-функциональная;

4) программно-целевая; 5) дивизиональная; 6) матричная.

При линейной структуре управление осуществляется при взаимоотношениях между начальником и подчиненными по иерархической структуре сверху донизу. Все распоряжения идут от одного начальника, а для руководителя каждого иерархического уровня важно подобрать определенное количество подчиненных, которыми можно эффективно управлять.

Основным недостатком такой формы управления является сложная процедура принятия управленческих решений, ибо разрешение на каждый шаг деятельности необходимо получить снизу вверх через всю иерархию руководителей. В этой системе отсутствует автономия руководителей подразделений, существует бюрократизм и другие негативные черты.

При функциональной структуре общие для нескольких подразделений функции управления передаются одному органу (подразделению) или исполнителя. Он исполняет их, получая указания от нескольких руководителей. Таким образом, субординация в управлении осуществляется по функциям.

Положительное в этой форме управления: она дает возможность избежать дублирования деятельности исполнителей. Каждый из них может доводить выполнение отдельной функции до совершенства. Недостаток: отсутствие единства при получении распоряжений, ухудшение координации в управлении деятельностью по мере роста сложности производственного процесса и углубления специализации.

Эти недостатки можно устранить в линейно-функциональной структуре управления. Управленческие решения разрабатывают высококвалифицированные специалисты, а распоряжения отдаются по линейным звеньям. У каждого подчиненного только один начальник.

При матричной структуре подчиненный может иметь нескольких начальников, каждый из которых отвечает за определенные процессы или виды деятельности корпорации.

При программно-целевой структуре управления существуют руководители отдельных проектов или подразделений. Которые дают распоряжения по эффективному использованию всех ресурсов для достижения конкретных целей производства. Такими целями могут быть строительство нового завода или цеха, реконструкция действующего предприятия. Руководитель проекта получает задание от высшего руководства и отвечает перед ним. Ему, в свою очередь, подчиняется штаб работников.

Отдельные подразделения выполняют определенные задания, что усложняет координацию между этими подразделениями, для согласования их деятельности, создают координационный центр. Со временем подразделения могут быть преобразованы во внутренние фирмы, т.е. относительно независимые хозяйственные единицы, которые имеют большую самостоятельность, чем подразделения.

Матричная структура управления объединяет линейную, программно-целевую и функциональные формы. Их выбор и объединение зависит от типа производства, характера технологических операций, поставленной цели. Так, при массовом серийном производстве больше подходит линейные и функциональные формы управления, при разработке новой техники – программно-целевая.

Дивизиональная форма управления объединяет процесс управления по продуктовым (когда материнская компания отвечает за деятельность фирмы в данной стране) и региональным (дочерняя компания объединяет филиалы в других странах) принципами. Главными элементами этой формы управления являются отделы (дивизионы), которые наделены оперативной самостоятельностью, вступают в договорные отношения между собой, и, получая прибыли, осуществляют самофинансирование. Высшее руководство при этой форме управления принимает стратегические решения, которые определяют развитие компании на длительную перспективу.

3. Принципы и критерии труда менеджера.

Основные требования управления.  Для эффективного процесса управления менеджер должен придерживаться таких основных требований:

1. рассматривать человека как главный источник повышения производительности труда и эффективности производства;

2. планировать деятельность крупных компаний, в т.ч. долгосрочных потребностей в кадрах;

3. предоставлять подразделениям и работникам этих подразделений полную автономию, что стимулирует их предпринимательство;

4. постоянно ориентироваться на потребности потребителей (это достигается рациональной маркетинговой деятельностью);

5. придерживаться простых форм управления, иметь малочисленный управленческий аппарат;

6. действовать энергично и быстро при концентрации усилий компании на одном или нескольких направлениях бизнеса;

7. проводить политику, направленную на формирование в компании множества лидеров и новаторов, стимулировать в них оправданную степень риска;

8. органически соединять автономию, свободу отдельных подразделений, работников с жесткой централизацией (когда речь идет об основных ценностях компании – стандартах качества и обслуживания).

Ориентация на человека предусматривает, прежде всего, необходимость постоянного привлечения работников всех уровней к разработке и принятия управленческих решений. Для этого следует увеличить инвестиции в «человеческий капитал», формировать у работников экономическое мышление, технико-экономическую культуру.

Поэтому менеджер должен быть компетентным в вопросах культуры, этики, морали, физического и психологического здоровья и в совершенствовании личности.

Критерии работы менеджера.

К основным критериям работы руководителя – менеджера при современных условиях относят: 1) ответственность; 2) лидерство; 3) внимание к коллективу; 4) контакт с людьми; 5) индивидуальность; 6) самоотдача; 7) сочетание интеллекта и оперативных качеств.

Принципы деятельности менеджера:

1. Руководитель должен быть управляющим, а не «погонщиком», первый ведет коллектив за собой, второй подгоняет. «Погонщик» всегда «все знает» и всем подчиненным это подчеркивает, управляющий никогда этого не делает: когда надо, он людей учет, подсказывает, разъясняет, но не подчеркивает свои знания. Когда случаются неполадки, «погонщик» сразу начинает искать крайних, настоящий начальник этого никогда не делает, а исправляет ошибки. «Погонщик», давая задания, говорит: «Я приказываю вам это сделать», управляющий – «Давайте сделаем это». «Погонщик» никогда не информирует подчиненных, поэтому в коллективе всегда слухи, пересуды.

2. Уверенность в себе, за ним идут подчиненные.

3. Строгость и требовательность обеспечивает рабочую обстановку.

4. Всегда критикуй своих подчиненных позитивно, ругая, указывай на ошибки. Начинать надо с критики, а заканчивать указанием как само это необходимо сделать.

5. Умение заинтересовать и «карать». В каждом случае нужно учитывать конкретного человека, его пол, возраст, образование, социальное положение и т.д. Только тогда заинтересованность и наказание достигают цели. Есть правило: критика при людях – высшая мера наказания. Более эффективной является критика наедине.

6. Начальник должен уметь ценить время своих подчиненных, когда руководитель этого не умеет, этим самым он учит подчиненных не ценить своего времени.

7. Вежливое, доброжелательное отношение руководителя к своим подчиненным. Если начальник – хам, то атмосфера грубости, бескультурья господствует во всем коллективе.

8. Умение говорить и молчать.

9. Чувство юмора, умение посмеяться, оценить шутку, даже над собой.

10. Сдержанность в отношении соперника (даже когда есть возможность «уничтожить» его).

11. Приоритет интересов человека, а не организации.

В США большинство работников смысл работы, моральный климат в корпорации или организации ценят больше, чем размер зарплаты.

4. Структура менеджерского корпуса.

Термин «менеджер» происходит от английского слова manager – управляющий. С ростом размеров производства капиталист уже не в силах компетентно руководить всеми звеньями процесса производства и реализации продукции. Поэтому он нанимает профессиональных управленцев. К ним (в зависимости от масштабов предприятия) принадлежат менеджеры высшего, среднего и низшего звеньев.

Менеджеры высшего звена. В США в гигантских корпорациях высшими менеджерами есть 3-4 лица (президент, 2-3 вице-президента компании). Из 12,5 млн. управляющих насчитывается почти 10 тысяч высших менеджеров. У них значительное количество акций (стоимостью от 3 до 4 млн. долларов у каждого), получают высокую зарплату (более 1 млн. долларов в год), персонально пользуются дорогими автомобилями, яхтами и т.д. Они должны глубоко знать все внутренние связи в рамках корпорации, поддерживать контакты с чиновниками госаппарата.

Менеджеры среднего звена. К ним относятся начальники отдельных подразделений. Они имеют меньше власти на предприятии и по уровню доходов приближаются к средней буржуазии, в то время как менеджеры высшего звена – к монополистической буржуазии. Они должны владеть глубокими профессиональными знаниями о всех звеньях производственного процесса в их подразделении, иметь общее представление о других подразделениях, подбирать кадры для своего подразделения и т.д. Это среднее звено больше всего имеет склонность к бюрократизации.

Менеджеры низшего звена.  Это мастера, бригадиры и т.д. Их жизненный уровень приближается к уровню наемных работников высшей и средней квалификации. Должны глубоко знать производственный процесс на своем участке, уметь налаживать контакты (социальные, психологические, профессиональные) со всеми работниками участка.

Менеджеров высшего и в значительной мере среднего звена готовят в специальных школах на базе крупных университетов за высокую плату, а менеджеров низшего звена готовят в учебных центрах при корпорации.

5. Сущность маркетинга.

Понятие «маркетинг» происходит от английского слова market (рынок) и буквально означает работу на рынке по изучению и удовлетворению всех потребностей и желаний потребителя.

Возникновение маркетинга. Широкого практического значения маркетинг приобрел лишь в 30-е годы ХХ ст. в связи с насыщением спроса в США и Германии. Такое насыщение произошло на этапе комплексной механизации производства. На тот период основным условием реализации продукции и победы фирмы над конкурентами было максимальное снижение цен и затрат производства, и получение на этой основе максимальной прибыли. В этом преимущественно и состояла сущность маркетинговой деятельности. В конкуренции побеждало то предприятие, которое выпускало продукции по самым низким ценам.

Современный маркетинг.  Ситуация принципиально меняется при технологическом способе производства, который основывается на автоматизированном труде, всестороннем углублении общественного разделения труда в рамках как национальной экономики, так и мирового хозяйства. Ныне в странах Западной Европы производится почти 1млрд. наименований продукции, в Украине – около 20 млн.

Это означает, что в сфере маркетинговой деятельности для предприятий Украины основной проблемой является насыщение рынка отечественными товарами и выпуск продукции по нижайшим ценам, т.е. те задачи, которые стояли перед западными фирмами еще в 30-е годы. На реализацию этой цели естественно влияет насыщенность внутреннего рынка страны импортными товарами.

Уровень снижения затрат на изготовление единицы продукции при автоматизированном производстве имеет границы. Даже когда на рынке появляется товар по значительно низким ценам, чем у конкурентов, но уже хорошо известных потребителю, шансы победить конкурентов невелики. Поэтому прежде всего надо повысить качество продукции, ее новые потребительские качества при тех же затратах производства и ценах.

Для этого необходимо знать, какие новые свойства товаров и услуг наиболее нужны потребителю, чтобы удовлетворить его конкретные потребности.

Особенностью современного автоматизированного производства является то, что оно в отдельных отраслях промышленности начинает работать по индивидуальным заказами. Так, в автомобильной промышленности каждую машину собирают и оснащают по индивидуальным вкусам и желаниям будущего собственника. Поэтому выдвигается такое требование к маркетинговой деятельности: прежде чем выйти на рынок с традиционным видом продукции или услуги при наличии определенных совершенствований, следует предварительно знать, какие само изменения и новые потребительские свойства нужно осуществить.

Одновременно у потребителей с помощью рекламы можно формировать определенные вкусы, разъяснять их выигрыш от внедрения новинок, стимулировать покупателей к покупке первых модифицированных новинок. Только с учетом этих факторов предприниматель должен выбирать тактику и стратегию своих действий.

Понятие «маркетинг». Если раньше маркетинг означал деятельность по управлению движением товаров (их продвижение) от производителя к потребителю, то при современных условиях сущность маркетинга раскрывает такое определение:

маркетинг – система организации и управления деятельностью фирмы по разработке новых видов товаров, их производства и сбыта на основе всестороннего изучения рынка и потребностей потребителей с целью получения прибыли.

Важным звеном маркетинговой деятельности есть движение товаров от производителя к потребителю. В этом случае маркетинг следует рассматривать как определенный комплекс видов деятельности.

6. Виды маркетинговой деятельности.

При технологическом способе производства, в основе которого лежит машинный труд, применяются такие два вида маркетинга:

1. Ориентированный на продукт или услугу;

2. Ориентированный на потребителя в общем или отдельные категории потребителей.

При поиске и выборе соответствующей ниши рынка различают вертикальный маркетинг (ориентированный на вертикальную нишу) и горизонтальный (ориентированный на горизонтальную нишу).

Вертикальный маркетинг – это поиск путей реализации определенного товара или функционально близких изделий среди разных групп потребителей; единая система сбыта, в которую входят производитель, один или несколько оптовых и розничных продавцов.

Этот вид маркетинга впервые открыла американская компания по производству вычислительных машин ЭВМ, которая стремилась приспособить свою продукцию для конкретных потребителей в тех отраслях, где она использовалась. При этом специалисты компании обучали во всех отраслях работников как пользоваться ЭВМ.

Горизонтальный маркетинг. Маркетинг стремится удовлетворить потребности в определенном комплексе товаров и услуг. Такой вид маркетинга используют, как правило, многоотраслевые концерны и конгломераты. С этой целью при реализации товара предлагают дополнительные услуги для потребителей, независимо от того, существует ли между этими товарами или услугами органическая взаимосвязь.

Горизонтальный маркетинг – деятельность в сфере определенного комплекса неродственных между собой товаров и услуг с целью более полного удовлетворения потребностей и получения прибыли.

Важное значение в маркетинговой деятельности имеют кредитование покупателей, послепродажное техническое обслуживание и поставка запасных частей. Составляющей маркетинга становится дизайн, с помощью которого продукция определенной фирмы отличается от других технически одинаковых изделий.

Управление маркетинговой деятельностью. Маркетинговой деятельностью фирмы руководит один из ее вице-президентов. Ему подчинены отдельные службы со штатом маркетологов. В непосредственном подчинении такого вице-президента находятся управляющие по планированию продукции, движения товаров, их передвижения, маркетинговых исследований и сбыта.

Благодаря маркетинговой деятельности функции предприятия можно рассматривать в такой последовательности:

1. Комплекс изучения и формирования потребностей потребителей;

2. Инжиниринг (подготовка технико-экономических обоснований новых проектов, научные исследовании по конструированию новых товаров) и проведения научно исследовательских и научно-конструкторских работ;

3. Изготовление товаров, услуг;

4. Продвижение товаров к потребителям, их сбыт и послепродажный сервис;

5. Всесторонне удовлетворение общественных потребностей потребителей;

6. Стабильное получение высокой прибыли.

7. Программы и принципы маркетинга.

Программы маркетинга – это комплекс взаимосвязанных методов, которые определяют действия предприятия на определенный период на всех этапах его функционирования (выполнения им своих функций).

Эти программы могут быть краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 10-15 лет). Большинство фирм органически объединяют их в одну. Такую программу, как правило, составляют на 3-5 лето, а при изменении внутренних и внешних условий постоянно корректируют и дорабатывают. Она охватывает:

1. Цели фирмы, среди которых выделяют главную;

2. Стратегию развития хозяйственного портфеля фирмы (выпуск основных и дополнительных товаров, связанных и не связанных единым технологическим процессом;

3. Стратегию роста фирмы (выпуск товаров и услуг того же ассортимента, но в большем объеме;

4. диверсификацию производства, вследствие чего проявляются новые виду продукции;

5. Освоение зарубежных рынков.

Маркетинговая программа предусматривает также проведение ценовой политики фирмы, формирование спроса, стимулирование сбыта и др.

Тактика маркетинга – процесс формирования и выполнения задач фирмы на каждом рынке, по каждому товару или группы их в конкретный, как правило, короткий промежуток времени.

При этом в зависимости от индекса цен, сезонного падения спроса и других факторов корректируются задания фирмы: усиливается реклама, снижаются цены, расширяется ассортимент услуг и т.д.

Принципы маркетинга – важнейшие исходные положения, на которых базируется маркетинговая деятельность.

Основные принципы маркетинга:

1. производство товаров и услуг должно основываться на точном знании потребностей покупателей и реальных возможностей фирмы;

2. обеспечение долговременной результативности фирмы, для чего необходимо постоянно иметь определенный комплект разработок для подготовки производства товаров и услуг, необходимых для рынка;

3. полнейшее удовлетворение потребностей потребителей, обеспечение их необходимыми послепродажными услугами;

4. экономически эффективная реализация продукции и услуг на четко определенных рынках в заранее запланированных объемах и в назначенные сроки;

5. органическое соединение маркетинговых стратегии и тактики с целью оперативного приспособления к потребностям потребителей, которые постоянно меняются;

6. активное влияние фирмы на формирование и стимулирование потребностей потребителей на рынок;

7. при сужении рынков сбыта (вследствие удовлетворения потребностей и спроса людей) ориентация фирмы на выпуск тех товаров и услуг, которых еще нет на рынке, а их конкурентоспособность в дальнейшем зависит от способности радикально обновлять их ассортимент и тем самым создавать новые потребности.

Так, согласно оценки американских специалистов, почти 90% американских семей обеспечены всеми видами товаров массового производства. При этих условиях на первый план выходят потребность в услугах информации, оздоровления, отдыха. В свою очередь, предоставление этих услуг сопровождается появлением соответствующих изделий.

В менее развитых странах, к которым относится и Украина, при удовлетворении потребностей на продукцию массового производства первоочередное значение имеет качество товаров и услуг. В Украине в маркетинговой деятельности следует, прежде всего, ориентироваться на потребности и спрос людей, которые пребывают на грани выживания, стремятся удовлетворить самые элементарные физические и социальные потребности. В развитых странах маркетинг ориентируется на потребности людей среднего класса, а также на группы людей, которые стремятся подняться на высший иерархический уровень.

Контрольні запитання і завдання

 

1. У чому полягає сутність управління підприємством?

2. Охарактеризуйте основні функції та принципи управління підприємством.

3. Які організаційні форми управління передбачають певну автономію підрозділів підприємства та їх керівників?

4. Назвіть основні вимоги до управління підприємства менеджерами.

5. Які принципи діяльності підприємств?

6. Охарактеризуйте основні ланки управлінського персоналу.

7. Які методи використовують західні фірми, щоб активізувати діяльність окремої людини у виробництві?

8. Чим відрізняється сучасний маркетинг від маркетингу 30-х років?

9. У чому полягає сутність маркетингу?

10. Чим відрізняється вертикальний маркетинг від горизонтального?

11. Що таке інтегрований маркетинг?

12. Яка структура програми маркетингу?

13. Назвіть основні принципи маркетингу.

 

Государственные расходы.

Рассмотрим куда направлялись деньги государственного бюджета.

В рабовладельческом обществе государственные затраты шли на ведение войн, содержание государственного аппарата, строительство городов, на обеспечение денежного обращения и т.д.

При низшей стадии капитализма (XVI-XIXвв.) – на военные цели, на содержание государственного аппарата, на строительство железных дорог и предприятий. Только в Германии во второй половине ХIХ века часть средств государственного бюджета направлялась на социальные цели, а вообще социальных затрат не было. В настоящее время средства государственного бюджета затрачиваются на следующие цели:

1. Затраты на социальные цели (образование, здоровье, выплаты безработным, пенсионерам и т.д.). Эти затраты вышли на первое место. Это объясняется тем, что качественно изменилась роль человека в производстве. От него требуется образование, высокая квалификация, а рыночные рычаги не способны обеспечить это. Поэтому на социальные цели в развитых странах идёт 35% всех государственных затрат, в США – 48%, в Украине – в 1998 году – 48,7%, но если в США только из федерального бюджета они составили на 1 человека 5,5 тысячи долларов, то в Украине – 50 долларов.

2. Затраты на экономические цели (жилищное строительство, его реконструкция, разработка природных ресурсов, охрана окружающей среды, сельскохозяйственный транспорт, связи на государственное регулирование и прогнозирование экономики, и т.д.).

В развитых странах на экономические цели расходуется 25-27% государственного бюджета. В Украине – 14%.

3. затраты на военные цели делятся на прямые и непрямые. Прямые затраты – это непосредственные затраты из государственного бюджета на оборону. Непрямые – часть затрат на космические исследования, на военную помощь другим странам, на выплату пенсий ветеранам войны. В США, Германии и Франции такие затраты составляют 20-25% государственного бюджета. В Украине – 4,5%;

4. затраты на обслуживание государственного долга, затрачивалось 9% госбюджета;

5. часть денег из государственного бюджета идёт на содержание государственного аппарата власти, посольств, консульств и на оплату взносов в различные международные организации.

 

Управление долгом.

С целью управления государственным долгом, в частности для его снижения, используются следующие методы:

1. государственный долг выплачивается за счёт резервов золота и валюты, находящейся в резерве;

2. путём консолидации долга (изменяются условия займа, например, краткосрочный кредит преобразуется в долгосрочный);

3. конверсия долга – государство разрешает стране-кредитору приобретать часть ценных бумаг, имущества и т.д.;

4. для выплаты долгов государство приобретает новые кредиты у международных финансово-кредитных организаций.

Основные источники кредита.

1. средства, которые накапливаются в амортизационном фонде на предприятии и предназначаются для обновления основного капитала.

2. предприятие продало изготовленный продукт, а срок купли сырья ещё не наступил;

3. предприятие реализовало продукцию, а срок зарплаты ещё не наступил (на этот период можно дать деньги в кредит);

4. часть полученной прибыли направляется на расширение производства, но использована она будет, когда накопиться достаточная сумма. До этого времени деньги можно будет отдать в кредит;

5. доходы из сбережений населения, которые аккумулируются на счетах в банках.

Основные формы кредита.

Исходя из специфики объектов кредитования, кредиты бывают:

· коммерческие;

· банковские;

· потребительские;

· государственные;

· международные.

Коммерческий кредит – одно предприятие предоставляет другому в виде продажи товары и услуги с отсрочкой платежа.

В рыночной экономике коммерческий кредит обслуживается вексельными билетами, которые, осуществляются банками и регулируются законодательством.

Основное назначение – ускорить движение товара от сферы производства к сфере потребления. Широко используется между предприятиями-смежниками.

Банковский кредит – предоставляется банками. Есть кредит Центрального банка и коммерческих банков.

Кредиты делятся на кратко-средне-долгосрочные. На практике банки кредитуют деньги на приобретение основных, оборотных фондов и др.

Потребительский кредит – его предоставляют предприятия торговли в виде товаров и услуг, которые продаются в рассрочку. Как правило, это товары длительного пользования. Разновидностью потребительского кредита является дача частным лицам долгосрочного займа на куплю или строительства частного жилья.

В странах с рыночной экономикой создаются специализированные банковские организации, которые обслуживают разные формы потребительского кредита. Банки кредитуют жилищное строительство, молодые семьи на получение высшего образования.

Государственный кредит – кредитором или заёмщиком является государство, или если государство даст полномочия, то другие исполнительные государственные органы (Национальный банк, Государственное хранилище, транспортное и коммунальное ведомство, местные органы власти). Объектом государственного кредита, как правило, является заёмный капитал, который реализуется через размещение на свободном рынке ценных государственных бумаг.

Международный кредит – обслуживает движение заёмного капитала в сфере международных экономических отношений. Кредитором и заёмщиком выступает государство, в лице Национального банка или Министерства финансов, частные национальные и международные банки, международные валютно-финансовые организации и отдельные фирмы. Объектом международного кредитования является передача на определённый срок с выплатой процентов товарных ценностей, услуг и валютных ресурсов. Международный государственный кредит выступает в разных функциональных формах: он может быть международным государственным, частным, смешанным, коммерческим и банковским, кредитовании инвестиций.

Банки и банковская система.

Банки – финансовые институты, которые аккумулируют денежные средства, золотые запасы, ценные бумаги и т.д. Представляют кредиты, осуществляют денежные расчёты, выпускают в обращение деньги, ценные бумаги и т.д.

Современные крупные коммерческие банки выполняют почти 300 операций. Основными видами современных банков в развитых странах является центральный, коммерческие, сельскохозяйственные, кооперативный и т.д.

В зависимости от формы собственности банки бывают государственные, частные, акционерные, кооперативные, муниципальные.

В зависимости от функций и характера выполняемых операций банки бывают эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и др.

Банковская система – совокупность разных видов банков и банковских объединений в их взаимодействии и взаимосвязи.

Основными элементами банковской системы является:

· Центральный банк;

· Коммерческие банки;

· Специализированные финансово-кредитные институты.

Центральный эмиссионный банк главный элемент банковской системы. Он осуществляет руководство и контроль за функционированием и развитием всей банковской системы страны.

Структура доходов бюджета.

Доходы местного бюджета формируются за счёт отдельных налогов и больше всего за счёт налогов на имущество; за счёт ренты от строения; за счёт акцизов; за счёт выпуска облигаций, которые размещаются через банковские компании. В Украине главную роль в формировании доходов в бюджет играют непрямые налоги (до 40%)

Утверждение бюджета.

В унитарных государствах бюджетная система является централизованной, утверждённая центральным правительством, которое предоставляет определённые средства на затраты местных органов власти. В Англии также средства предоставляются местным органам власти в виде дотаций, субсидий, займа. Кроме того государство выделяет целевые средства местным органам власти, гидроэлектростанций и на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Проект бюджета готовит центральное правительство, а утверждает парламент. В США процесс формирования государственного бюджета начинается за 18 месяцев до начала финансового года, а его проект – президент подаёт в Конгресс за 9 месяцев до начала финансового года. В Украине этот документ нередко подаётся в парламент уже после первого квартала начала финансового года.

Основные функции налогов

1. Фискальная – с помощью налогов собираются денежные средства с физических и юридических лиц, с целью формирования финансовых ресурсов государства.

2. Регулирующая – с помощью налогов государство регулирует денежные доходы, процесс накопления и функционирование национального рынка.

3. Стимулирующая – с помощью налогов стимулируются инвестиционные процессы и ускоряются или замедляются темпы экономического роста.

4. Распределительная – с помощью налогов распределяются и перераспределяются доходы между социальными слоями, между сферами и отраслями экономики.

Общая тенденция налогообложения в развитых странах – это стабильность всеобщность и уменьшение количества налогов.

Структура налогов

В налоговой системе существуют прямые и непрямые налоги.

Прямые налоги – взимаются государством непосредственно с доходов и имущества юридических лиц. Эти налоги справедливы, поскольку устанавливаются пропорционально от величины доходов и имущества.

Непрямые налоги – взимаются государством через цены на товары и услуги или включают их в тарифы.

В Украине преобладают непрямые налоги. Основными видами налогов в развитых странах является личный подоходный налог, НДС, налог на прибыль предприятий и налог на социальное страхование.

Личный подоходный налог – доля личного подоходного налога в развитых странах составила около 30%, а в Германии, Дании, Финляндии – 48%. Во Франции и Греции – 12,5%.

При взимании личного подоходного налога сначала устанавливается необлагаемый минимум. В развитых странах из зарплаты работника в виде подоходного налога взимается 26-35% подоходного налога; в этих странах наблюдается тенденция снижения минимальной ставки личного подоходного налога.

НДС – это универсальный акциз на товары и услуги; доля этого налога в государственном бюджете составляет от 14 до 25% от всех налоговых поступлений в госбюджет. В странах ЕС основная ставка НДС-15%.

Налог на прибыль предприятий – его выплачивают юридические лица, налогом облагается прибыль предприятий после уплаты процентов по банковским займам и другим долговым обязательствам.

В развитых странах предприятия выплачивают в целом 30% своей прибыли. В Украине с прибыли предприятий взимается около 80% разных налогов, хотя установлена ставка налога на прибыль 30%. Такая высокая ставка налога ведёт к углублению экономического кризиса и росту теневой экономики.

Налог на социальное страхование – в развитых странах он составляет 24%, выплачивается с фонда заработной платы предпринимателями, наёмными работниками и является обязательно страховым взносом по медицинскому и пенсионному страхованию.

 

Контрольні запитання і завдання

 

1. У чому полягає сутність податків, у тому числі з урахуванням виконуваних ними функцій?

2. Охарактеризуйте структуру податків.

3. Які основні статті державних витрат у розвинутих країнах світу і в Україні?

4. Що таке державний борг і як здійснюється управління ним?

 

Валютное регулирование.

Валютный курс влияет на внешнюю торговлю, на движение долгосрочных и краткосрочных кредитов, на задолженность и платежеспособный баланс страны. При регулировании валютного курса в зависимости от цели внешнеэкономической политики и конкурентной ситуации на мировом рынке широко используются методы девальвации и ревальвации национальной денежной единицы.

Девальвация – снижение обменных курсов валюты собственной страны. Девальвация направлена с одной стороны на стимулирование потребительского спроса на внутренние рынки, а с другой стороны, на повышение конкурентоспособности на мировом рынке.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты. В этом случае ставиться цель стимулировать импорт товаров и приток иностранных инвестиций.

Основными методами регулирования валютных курсов является валютная интервенция использование валютных ограничений. Различают национальное и межнациональное (коллективное)регулирование валютных курсов.

При национальном регулировании валютного курса субъектом регулирования является Центральный банк и Государственное хранилище отдельных стран.

При международном регулировании валютного курса субъектом регулирования является международные валютные организации.

Валютная интервенция – может осуществляться за счёт использования собственных резервов, валют других стран или за счёт получения на эти цели кредитов от других стран или международных организаций.

В практике широко используются методы прямого вмешательства государства в механизм формирования обменных курсов. Например, государство использует валютные ограничения, которые представляют собой нормативные правила, которые регламентируют права граждан и юридических лиц по обмену валюты своей страны на иностранную. Также государство блокирует валютную выручку. Кроме того устанавливается предел вывоза валюты туристами.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦ ІЙ


з дисципліни

«Економічна теорія»


Модуль 1.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

План.

1. Сущность понятия «экономика».

2. Структура понятия «экономика».

3. Предмет экономической теории.

4. Значение экономической теории.

5. Метод экономической теории.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.