Субъект конфликта. Ранг оппонента. Другие участники. Группы поддержки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Субъекты - участники, стороны конфликта, это взаимно активно противоборствующие стороны социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, или же скрытно и явно поддерживающие конфликт.

Роли участников конфликта неодинаковы. Все участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от интересов и роли, которую они выполняют в той или иной ситуации.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом — положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта.

Ранг — позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне. Можно выделить следующие типы оппонентов, согласно рангу:

оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

оппоненты 2 ранга — отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

оппоненты 4 ранга — государственные структуры, выступающие от имени закона.

Группы поддержки. Сложность конфликта как социального явления состоит в том, что помимо основных участников конфликта могут быть силы (отдельные индивиды, группы), которые разделяют позиции противоборствующих сторон. Эти силы либо непосредственно, активно своими действиями поддерживают основных участников, либо своим присутствием и молчаливым согласием могут воздействовать на развитие конфликта. Несмотря на то, что отдельные инциденты происходят без свидетелей, исход конфликта во многом определяется существованием групп поддержки.

Другие участники. Данную группу составляют те субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Например, подстрекатели и организаторы конфликта. Подстрекатель - это субъект (лицо, организация и пр.) который подталкивает другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор - субъект, планирующий конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и пр. В производственной организации это может быть формальный или неформальный лидер, профсоюз и т.д. и

 

Объект конфликта. Виды и типы объектов конфликта.

Объект конфликта – причина из-за которой возник конфликт.

Виды объектов:

- материальный

- духовный (взгляды, убеждения)

- социальный (власть).

Типы объектов:

- делимый объект

- неделимый объект

- можно использовать совместно

 

 

Границы конфликта.

Границы конфликта – рамки и пределы конфликта, касающиеся количества его участников, территории на которой происходит конфликт и его продолжительности.

1. Пространственная географическая.

Нужно знать для определения участников конфликта.

2. Временная. Начало и конец конфликта.

Для определения сил, ресурсов.

3. Субъективная. Люди.

Все границы взаимосвязаны.

 

Функции конфликта.

1. Позитивные:

- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

- получение новой информации об оппоненте;

- сплочение коллектива;

- стимулирование к изменениям и развитию;

- снятие синдрома покорности у подчиненных;

- диагностика возможностей оппонентов.

2. Негативные:

- большие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте;

- снижение дисциплины, увольнение сотрудников;

- представление о побежденных группах как о врагах;

- чрезмерное увлечение конфликтом в ущерб работе;

- сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 301.