Предмет, цель и задачи конфликтологии.
Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими, т.е. принципах, способах и приемах их разрешения.
Объект конфликтологии – конфликт как социальное явление.
Предмет конфликтологии – основные характеристики конфликтов, закономерности их возникновения, развития и завершения.
Цель конфликтологии - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, и их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.
Задачи конфликтологии как науки - умение развить в конфликте конструктивный потенциал. То есть, если конфликт произошел, за ним должны следовать действия, которые будут решать ту проблему, которая этот конфликт породила. Это проще в сфере экономических отношений. Гораздо сложнее в сфере этнических.
Задачи конфликтологии не только познавательно-теоретические, но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что делать с конфликтами.
Основные задачи конфликтологии, стоящие перед PR специалистами.
Цель PR — установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
PR специалист способен как спровоцировать и вызвать конфликт, так и существенно повлиять на его разрешение и предотвращение.
Для избегания конфликтов отличным инструментом может выступить внутрикорпоративный сайт, внутренняя газета, информационная брошюра. Нужно просто грамотно этим пользоваться, чтоб извлечь пользу. К примеру, если в компании назревает конфликт между молодым руководителем отдела и одним из управляющих. Проблема решаема, если публиковать информацию о своих сотрудниках, их достижениях, значимости и важности. В особо острых ситуациях, когда наблюдается противостояние разных подразделений, которое может быть вызвано недовольством взаимной работой, непониманием задач друг друга или претензией обоих на лидерские позиции, возможно создание специального информационного проекта. Это может быть специальный выпуск корпоративной газеты, листовки, организация корпоративного мероприятия.
Определение конфликта. Формула конфликта.
Конфликт – столкновение сторон для достижения прямо противоположных целей.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Первая формула конфликта:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, со-держащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие вза-имоисключающих интересов и позиций.
Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт - значит:
1. Устранить конфликтную ситуацию.
2. Исчерпать инцидент.
Вторая формула конфликта:
Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация + ... = Конфликт.
Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой
Данная формула дополняет первую (здесь каждая из конфлик-тных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для дру-гой. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.
Структура конфликта.
1. Конфликтная ситуация. Только появившиеся противоречия во взаимоотношениях двух сторон.
2. Инцидент. Повод для перехода к конфликтным действиям.
Конфликт=Конфликтная ситуация + Инцидент.
3. Участники конфликта: оппоненты, подстрекатели, организаторы, группа поддержки.
Ранг оппонента – то чем обладает оппонент (материальные вещи).
4. Предмет и объект конфликта.
Из-за чего возник конфликт.
Предмет – существующая проблема.
Объект – причина из-за которой возник конфликт.
Виды объектов:
- материальный
- духовный (взгляды, убеждения)
- социальный (власть).
Типы объектов:
- делимый объект
- неделимый объект
- можно использовать совместно
6. Определение конфликтной ситуации. Привести примеры.
Конфликтная ситуация - ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт.
Основные виды конфликтных ситуаций:
1. Конфликт интересов.
Ситуация, где на один интересный предмет претендуют две (или более стороны).
2. Конфликт разногласия.
Он хочет на Белое море, она - на Черное. Он хочет на футбол, она тянет его на дачу.
3. Конфликт невыполнение обещаний, договоренностей или обязанностей
Продавец, вместо того чтобы обслуживать вас, треплется с другим продавцом.
4. Конфликт столкновения позиций, жизненных или внутриличностных.
Столкновение внутриличностных позиций. Если в общении один из партнеров говорит из позиции
Взрослый-Взрослый, а другой как Родитель, обращаясь к ребенку, то такая несогласованность позиций порождает конфликтную ситуацию.
Столкновение жизненных позиций. Ответственным людям трудно работать рядом с безответственными. Романтики часто сердятся на прагматизм Потребителей и Творцов, Паразиты - обижаются на всех, кто их не обслуживает.
5. Неопределенность и неясность в обязанностях и ответственности.
Договоренности отсутствуют либо путаны и неясны. Кто что должен делать - толком не ясно. Кто за что отвечает - непонятно...
Определение инцидента.
Инцидент – это повод для перехода к конфликтной ситуации.
Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент — первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов.
Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.
Границы конфликта.
Границы конфликта – рамки и пределы конфликта, касающиеся количества его участников, территории на которой происходит конфликт и его продолжительности.
1. Пространственная географическая.
Нужно знать для определения участников конфликта.
2. Временная. Начало и конец конфликта.
Для определения сил, ресурсов.
3. Субъективная. Люди.
Все границы взаимосвязаны.
Функции конфликта.
1. Позитивные:
- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
- получение новой информации об оппоненте;
- сплочение коллектива;
- стимулирование к изменениям и развитию;
- снятие синдрома покорности у подчиненных;
- диагностика возможностей оппонентов.
2. Негативные:
- большие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте;
- снижение дисциплины, увольнение сотрудников;
- представление о побежденных группах как о врагах;
- чрезмерное увлечение конфликтом в ущерб работе;
- сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)
Межгрупповые конфликты.
Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе столкновение противоположно направленных групповых мотивов
Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:
- Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»
- Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше
- Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.
- Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее.
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт. Поскольку вы будете не столько участниками, сколько наблюдателями этих конфликтов, вам важно знать не пути их разрешения и предупреждения, а причины их возникновения.
Причины трудового конфликта:
- неудовлетворительные условия труда
- система распределения ресурсов
- выполнение договоренностей
Формы:
- забастовка
- демонстрация
- обращение к общественности через СМИ
- пикеты и т.д.
Условия межэтнических конфликтов:
- заниженный или завышенный уровень национального самосознания
- наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия
- наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Особенностью внутриполитического конфликта является борьба того или иного слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических выделяют классовые конфликты, конфликты между политическими партиями, конфликтны между политическими группировками.
Межличностные конфликты.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Отличительные особенности межличностного конфликта:
1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
4. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
5. Затрагивают интересы окружения.
Предконфликтная стадия.
Стадия открытого конфликта.
Стадия завршения конфликта.
Послеконфликтная стадия.
Предконфликтная стадия – это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным перидом или инкубационным состоянием конфликта.
В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов.
Предконфликтная ситуация характеризуется, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной.
Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.
Предконфликтная стадия.
Стадия открытого конфликта.
Стадия завршения конфликта.
Послеконфликтная стадия.
Стадия открытого конфликта.
Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.
На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.
Предконфликтная стадия.
Стадия открытого конфликта.
Стадия завршения конфликта.
Послеконфликтная стадия.
Завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
Базовые формы завершения конфликта: разрешение; затухание; урегулирование; устранение; завершение путем перерастания в другой конфликт.
Первые две формы завершения осуществляются силами субъектов конфликта. Разрешениетребует совместного участия оппонентов по изменению своих изначальных позиций. Это может произойти благодаря обоюдным уступкам или взаимному компромиссу противоборствующих сторон либо установлением сотрудничества.
Затухание – это временное и частичное завершение конфликта. Противоречие, послужившее причиной столкновения, не разрешается, между оппонентами могут остаться напряженные отношения.
К подобной форме завершения приводит: изменение приоритетов движущих оппонентами мотивов; потеря значимости объекта конфликтной ситуации; недостаточность сил для продолжения конфликта или истощение ресурсов.
Урегулирование и устранение конфликта – формы завершения, происходящие с участием независимых сторон. Урегулирование может произойти и без согласия конфликтующих сторон.
В результате проводимых переговоров третьи лица сводят конфликт к компромиссному разрешению, добиваются уступок со стороны главных субъектов конфликта. Устранение конфликта основано на радикальном изменении элементов структуры конфликта. Это достаточно жесткая форма разрешения конфликта, но при некоторых конфликтах является единственно возможной.
Предконфликтная стадия.
Стадия открытого конфликта.
Стадия завршения конфликта.
Послеконфликтная стадия.
Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.
Послеконфликтная ситуация включает в себя подведение итогов, анализ деятельности в ходе конфликта, +- сторон, сколько времени потрачено на разрешение.
Однако не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.
За завершением конфликта может следовать, таким образом, постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.
Фазы конфликта.
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.
Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Предмет, цель и задачи конфликтологии.
Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими, т.е. принципах, способах и приемах их разрешения.
Объект конфликтологии – конфликт как социальное явление.
Предмет конфликтологии – основные характеристики конфликтов, закономерности их возникновения, развития и завершения.
Цель конфликтологии - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, и их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.
Задачи конфликтологии как науки - умение развить в конфликте конструктивный потенциал. То есть, если конфликт произошел, за ним должны следовать действия, которые будут решать ту проблему, которая этот конфликт породила. Это проще в сфере экономических отношений. Гораздо сложнее в сфере этнических.
Задачи конфликтологии не только познавательно-теоретические, но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что делать с конфликтами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.