Н.С. Хрущев. Социальная и экономическая политика периода « оттепели ». Международное положение СССР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Хрущёв Никита Сергеевич — советский государственный и партийный деятель. 1-й секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР, генерал-лейтенант.

 

 Социальная политика.

 

Поднялся уровень жизни советских граждан, при чем в городах он по-прежнему был выше, чем в сельской местности. Повысилась зарплата (в среднем на 35%), возросли общественные фонды потребления. С 1956 года продолжительность рабочего дня для рабочих в предвыходные и предпраздничные дни была сокращена на 2 часа, установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16–18 лет. В течение 1956–1960 гг. завершился переход всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах на 6-часовой рабочий день. В 1956 году в 2 и более раза увеличились размеры пенсии подавляющему большинству пенсионеров. Принятие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 года о развитии жилищного строительства индустриальными методами на основе серийного производства положило начало активному расширению фонда жилья. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих за период с 1958 по 1965 г. возросла с 78 до 96 рублей. В 1965 году впервые были введены пенсии колхозникам. Заметно возросло потребление промышленных и продовольственных товаров.

 

Семиле́тка — семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965),представлявший собой расширенный 6-й пятилетний план (принят в 1959).

Необходимость решения ряда важнейших экономических проблем, выходящих за пределы принятого в 1956 шестого пятилетнего плана, заставили руководство страны принять семилетний план, одобренный XXI съездом КПСС (1959). Главными задачами семилетки провозглашались развитие производительных сил, подъём всех отраслей экономики, значительное повышение уровня жизни населения. Особое внимание уделялось развитию наиболее современных и высокотехнологичных производств. Большие средства выделялись также на реализацию сельскохозяйственной программы семилетки.

 

Промышленность.

 По сравнению с пятой пятилеткой возросли темпы капитального строительства: если в 1951–1958 гг. – в среднем в год в строй вступали 600 новых предприятий, то в 1956 м – 1958 гг. – около 800. Повысилось качество, и снизилась себестоимость строительства. Расширилась металлургическая база СССР, существенно возросла мощность электростанций. Был построен ряд крупнейших предприятий и в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Темпы развития промышленности в 1956–1958 гг. составили 10–15% против планового задания 7,6%. Особенно быстро шло развитие машиностроения. Велись работы по созданию единой энергетической системы в Европейской части СССР. Увеличилась протяженность железных дорог, составившая в 1958 г. 122,8 тыс. км, росла их пропускная способность. С 1957 прекратилось производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу.

 Сельское хозяйство и легкая промышленность

В то же время развитие экономики оставалось неравномерным: ряд отраслей народного хозяйства не справлялся с плановыми заданиями, и прогресс в них был незначительным. Прежде всего, этот вопрос относился к сельскому хозяйству и легкой промышленности. Легкая промышленность, с одной стороны, хронически испытывала недостаток финансовых средств, выделяемых из бюджета, а с другой стороны, будучи тесно связанной, с сельскохозяйственным производством, напрямую зависела от переживаемых сельским хозяйством трудностей.

В гораздо большей степени осложнилось положение в сельском хозяйстве. После кратковременного периода процветания 1954–1958 ГГ., когда среднегодовые темпы роста его производства составляли 8%, а доля капиталовложений в эту сферу поднялась почти до 1/3 по сравнению с 1/5 в начале десятилетия, ситуация вновь обострилась. С конца 50-х гг. темпы роста сельскохозяйственной продукции резко замедлились. Более того, в стране стала остро ощущаться нехватка продовольствия. С 1963 г. СССР начал регулярно и во все возрастающих размерах импортировать зерно из-за границы. Усилился отток сельских жителей, и, прежде всего молодежи, в города.

Причины кризиса сельского хозяйства, который с этого времени стал постоянным фактором развития советской экономики, были многоплановыми. Прежде всего сказывалась нехватка средств на финансирование деревни. К тому же из 97 млрд. руб., направленных государством на развитие сельского хозяйства, 30,7 млрд. было израсходовано на освоение целины. Но после кратковременного роста урожаи там резко упали из-за эрозии почвы, засух и других природных явлений.

Вместе с тем глубинные причины кризиса советской деревни заключались в начавшемся после ликвидации сталинской системы репрессий разложении колхозного строя. Выдача паспортов крестьянам позволила им обрести свободу передвижения и двинуться в города, где был гораздо более высокий уровень жизни. Ликвидация угрозы репрессий за невыполнение установленного числа трудодней отрицательно сказалась на производительности труда в общественном хозяйстве, поскольку работа на личном подворье была гораздо выгоднее. Данное обстоятельство привело к попыткам ликвидации личного крестьянского подворья. Это не только нанесло огромный ущерб сельскохозяйственному производству, но и вытолкнуло новые миллионы крестьян в города, послужив важным этапом раскрестьянивания советской деревни.

Международное положение.

Отношения между СССР и США продолжали ухудшаться главным образом из за ситуации в Карибском бассейне. В январе в США на пост президента вступил Джон Кеннеди.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами « третьего мира »(развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др, куда Хрущев впервые нанес визиты. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве в 1960 г. открылся Университет дружбы народов. Установилось политико-экономическое партнерство СССР с Индией, Афганистаном и странами Юго-Восточной Азии.

       Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами: Как было отмечено на съезде №20 необходимость мирного сосуществования государств с разным строем –отказ от идеи мировой революции, сотрудничество. Т.е. наметился внеш. Политике был курс на либарализацию отношений.

        В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и ФРГ. В 1955г. подписан договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска.
       В 1956г. была подписана декларации между СССР и Японией о прекращении состояния войны, но нерешенным с Японией оставался территориальный вопрос. Япония потребовала передать ей 4-е острова Курильской гряды.
       В 1959г. Хрущев посетил США, где встретился с президентом Эйзенхауэром. Между СССР и США были установлены торговые отношения.

38.​ СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг.: тенденции и проблемы общественно-политического и социально-экономического развития. Л.И. Брежнев.

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех постов. Первым секретарем (с 1966 г. - Генеральным секретарем) ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев.

Самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики стала хозяйственно-экономическая реформа 1965 г., проводившаяся под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Реформа затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство.. Ее основными направлениями стали: новая административная централизация: упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством: сокращение числа планируемых сверху показателей; введение в качестве основной оценки; развитие экономического стимулирования предприятий. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы.

В дальнейшем экстенсивный характер экономики привел к форсированному развитию топливно-энергетического комплекса СССР. Увеличилось также финансирование оборонных программ. Наряду с созданием научно-производственных объединений, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди предпринятых мер были следующие: был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. В целом, в 1960-1969 гг. наблюдался рост сельскохозяйственного производства. Со второй половины 70-х годов ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Большинство колхозов и совхозов являлись убыточным. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем пятилетие не снижался.

Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение "застойного". Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще в 30-е годы.

В брежневский период происходил процесс дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление власти партократии. Такие явления как коррупция, криминализация и др. окончательно подрывали авторитет власти. В обществе нарастала социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости.

39.​ Внешняя политика СССР с середины 1960-х до середины 1980-х: доктрина и практика.

Задачи СССР во внешней политике
       -Нормализация отношений между Востоком и Западом: разрядка международной напряженности
       -Тесное экономическое и военно-политическое сотрудничество стран социалистического лагеря и устранение угрозы его распада
       -Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов.

       Разрядка международной напряженности — политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей.

       1971г. - принятие 24ым съездом КПСС Программы мира, рассчитанной на смягчение военного противостояния.
       Август 1970г. - договор между СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе. ФРГ признавала западные границы Польши и кстанавливала дипломатические отношения с ГДР.
       Сентябрь 1971г. - договор между СССР, СЩА, Великобританией и Францией по западному Берлину. Западный Берлин признавался отдельным государством, не являющимся частью ФРГ.
       Решение германской проблемы и достижение к концу 1960-х гг. военно-стратегического паритета побудило СССР И США заняться проблемой ограничения гонки стратегических вооружений.
       1972г. - визит президента Ричарда Никсона в Москву, заключение договора между СССР и США об ограничении стратегических ядерных вооружений. Ограничение количества баллистических ракет.
       1973г. - визит Л. И. Брежнева в США, подписание соглашения о предотвращении ядерной войны.
       1972-1973 гг. - было подписано 23 соглашения между СССР и США по сотрудничеству в различных областях.

       Июль 1975г. - совместный советско-американский космический полет «Союз-Аполлон».
       Во второй половиие 1970-х гг. советско-американские отношения стали ухудшаться. Отношения СССР с Западом стали резко ухудшаться после советского вторжения в Афганистан в декабре 1979г.
       Новое обострение отношений с Западом приходится на сентябрь 1983г., когда советские ПВО сбили южнокорейский пассажирский лайнер.

40.​ Перестройка в СССР: от попыток модернизации России к смене модели общественного развития. Распад СССР. М.С. Горбачев.

Перестройка (1987 - 1991 гг.) - это радикальные преобразования всех сфер общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. Автором этой концепции был академик Л. Абалкин.

       Повышение темпов экономического, роста (не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т.д.). Реализация курса ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленности и машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины;
       Провал курса: 1) неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм. 2) Малоэффективные капитальные вложения и социально-экономические преобразования. Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство.
       Предполагаемый план перестройки и этапы ее осуществления. Предполагалось сначала осуществить радикальную экономическую реформу (1987-1988 гг.), затем дополнить ее реформой политической системы, а далее взять курс на обновление идеологии. Состояние экономики в это время было удручающим: снижались объемы производства, росла инфляция, бюджетный дефицит, падала производственная дисциплина, нарастал дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный и др.). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении), предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Начали создаваться совместные предприятия. Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Затем были приняты законы о кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.).
       До 1990 г. государство продолжало устанавливать план, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Преобразования в аграрном секторе (с 1989 г.): роспуск Госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования).
       Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов. Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самых болезненных проблем (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и сопротивлению реформам не только бюрократического аппарата, но и значительной части населения.
       Курс на ускорение был отвергнут и провозглашен переход к рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были предложены две модели перехода. Первая сочетала в себе плановые и рыночные начала (Л. Абалкин-Н. Рыжков). Вторая программа носила название «500 дней». Она предполагала создание основ рынка, поэтапную приватизацию производства, формирование частной собственности, сбалансирование финансов (Явлинский, Шаталин). Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым подает в отставку. Новый председатель Совета министров B.C. Павлов предпринял попытку оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией населению убытков, но эта мера не дала ожидаемых результатов. В 1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то время как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н. Ельцин выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во благо советских граждан.




















Дата: 2019-03-05, просмотров: 1732.