Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861—95) и отражавшие интересы крестьянской демократии.Н. одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в Н. наметились две тенденции — революционная и либеральная. В 60—80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное Н., ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Н. исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. Идеология Н. Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. Начались поиски "особых путей" социального переустройства страны. Центральным звеном системы взглядов Н. явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 — начале 50-х гг. родоначальниками народничества А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским. Идеи "крестьянского социализма" активно пропагандировал Н. П. Огарев. В конце 60—70-х гг. теоретическим обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), которая движущей силой исторического прогресса провозглашала "критически мыслящие личности", интеллигенцию.
Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость перехода к "народному производству" — некапиталистической индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, "экономический романтизм" привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России. Политические воззрения Н., его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным Н. Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками — дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа "земли и воли", уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции. Наиболее крупными идеологами революционного Н. в 70-е гг. были М. А. Бакунин, Лавров, П. Н. Ткачёв. Считая русского крестьянина "прирождённым" социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в Н. сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Ткачёв обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечёт массы в социалистическое переустройство
30. Распространение марксизма в России
Период политической реакции, начавшийся в 1881 г., многие русские революционеры пережидали за границей, где в это время начал распространяться марксизм. Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов; к нему примкнули и другие члены «Черного передела» — Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. В1883 г. они создали группу «Освобождение труда». Бесспорным руководителем группы стал Плеханов. В первой марксистской работе «Социализм и политическая борьба» он сформулировал свои взгляды: борьба за социализм включает и борьбу за политические свободы и конституцию, ведущей силой становятся промышленные рабочие, между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть длительный исторический промежуток. Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии, призывал к союзу с либералами и рассчитывал на помощь крестьянства. Здесь же прозвучал тезис о «диктатуре пролетариата», однако в проекте программы группы «Освобождение труда» его не было. В работе «Наши разногласия», ставшей значительным событием в развитии русской экономической мысли и в общественном движении, Плеханов доказывал, что Россия вступила на путь капиталистического развития, и предостерегал от попыток форсирования социалистической революции. Плеханов жестко раскритиковал народнический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогресса. Даже К. Маркс относился к русской общине более осторожно. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Группа «Освобождение труда» пропагандировала марксизм в России, способствовала становлению его как идейного течения, потеснившего народничество. Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: крестьянство было пассивно, в то время как рабочие выступления были очень частыми. Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих: в 1883 г. — кружок Д. Благоева, в 1889 г. — кружок М. И. Бруснева; в 1888 г. марксистский кружок возник в Казани, его организовал Н. Е. Федосеев. Осенью того же года здесь впервые появился бывший студент В. И. Ульянов. В. И. Ульянов учился в гимназии, когда был казнен его брат, студент петербургского университета, готовивший покушение на царя. Осенью 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декабре был исключен за участие в студенческой сходке. Многие участники сходки впоследствии восстановились в университете, однако В. И. Ульянову власти неизменно отказывали. («Уж не брат ли того Ульянова?.. — написал на прошении важный чиновник. — Отнюдь не следует принимать».) Разрешения продолжить образование за границей он тоже не получил. Именно в этот период Ульянов пришел в кружок Федосеева и увлекся марксизмом. В 1891 г. он получил разрешение сдавать экзамены экстерном на юридический факультет Петербургского университета и успешно их выдержал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной традиции, он с презрением относился к «буржуазному» праву и «буржуазной» конституции. Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов перевелся в Петербург. Здесь он занимался организацией марксистского движения, вел пропаганду среди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаимствовал многие его черты, особенно заговорщического направления, связанного с именем П. Н. Ткачева. Его мечтой было создание организованной партии, ведущей за собой пролетариат и крестьянство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объединении в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Руководящему центру «Союза» — в руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были подчинены районные центры, им — рабочие кружки; поддерживалась связь с 70 заводами и фабриками, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. 57 членов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета было арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борьбы». В условиях промышленного подъема стачечное движение рабочих шло на убыль: для социал-демократов настали нелегкие времена. В. И. Ульянов в ссылке написал ряд трудов по экономическим вопросам, в частности «Развитие капитализма в России». В 1901 г. он впервые подписался псевдонимом Ленин, под которым и вошёл в историю
Российский либерализм
Российские либералы были идеологами буржуазии, объективно выражали её экономические и политические интересы, выступали против произвола царизма. Либерализм в России имел одну особенность. Политическая консолидация и классовое самосознание русской промышленной и торговой буржуазии вплоть до начала революции находились на крайне низком уровне. Во-первых «столетия господства самодержавия, жестоко расправлявшегося с малейшем «вольнодумством» … отразились на характере народа… Русский обыватель вообще привык к всевластию правительства», - писал Ленин. Во-вторых «жадные…хищники первоначального накопления…ставили интересы кошелька выше общих интересов всего класса капиталистов и охотно мирились с царизмом, обеспечивающим им гарантийные барыши и спокойную, безмятежную жизнь». В-третьих, «по мере развития и роста рабочего движения буржуазия всё яснее видела в нём (пролетариате) своего политического крага, одолеть которого без помощи царизма она не надеялась». «Либералы хотели «освободить» Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени», - писал Ленин. У них не было единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии. После реформы 1861 года «на время объединившиеся демократические и либеральные силы» разошлись. Именно в этот период окончательно формируется три основные группы российских либералов. Во-первых, либеральные представители чиновничества, стремившегося использовать силу монархии для проведения постепенных реформ. Во-вторых, различные группы интеллигенции, сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней. В-третьих, та часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.