Смутное время Московского государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Кризис государства и общества

Рубеж XVI-XVII веков стал переломным в жизни Московского государства. В предшествующий период в русском обществе накопилось столько негативных явлений и факторов, что они, в конечном счете, привели к системному кризису. В решающей степени Смута было порождено процессами, зародившимися в эпоху правления царя Ивана IV. Смута – это потрясение всех устоев традиционного общества, утрата огромными массами людей привычных жизненных ориентиров и даже фундаментальных основ своего бытия. Смутное время можно определить как первую в истории России гражданскую войну. Эпоха Смуты охватывает период от начала XVII века до 1613 года. Важную роль в формировании предпосылок Смуты сыграла Ливонская война. Столь длительное перенапряжение моральных и физических сил народа, экономический упадок и разорение значительной доли российских земель, привели к подрыву экономической базы как тяглого, так и служилого сословий. Немалое воздействие на процесс формирования Смуты оказала опричнина, которая принесла немало бед русскому обществу. Опричнина в значительной степени отразилась на нравственном состоянии общества. Пребывавший в Москве, при царе Федоре Ивановиче англичанин Д.Флетчер, наблюдавший тогдашнее состояние московского общества, предсказал России гражданскую войну и, к несчастью, оказался прав. Резкое ухудшение положения крестьянства приводило к увеличению числа беглых крестьян и холопов, и к продлению

действия «заповедных лет», увеличению срока сыска беглых холопов. Нельзя игнорировать и сугубо природные явления начала XVII века, которые также сыграли свою негативную роль в обострении социального конфликта в Московском государстве. Голод, который разразился в Московском государстве, унес сотни тысяч жизней и вызвал целый ряд бунтов и крестьянских выступлений. Однако главным, системообразующим, фактором стало пресечение династии. В феврале 1598 г. умер последний из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного царь Федор Иванович, который не оставил потомства. Созванный по этому поводу Земский собор избрал на

царствование Бориса Годунова. Однако возникновение нового политического прецедента – избрание нового царя, создавало в государстве целый ряд опасных для нового царя последствий. И здесь свою роль сыграли особенности политической культуры и менталитет наших предков, которые видели в Годунове не природного государя -помазанника божьего, а всего лишь, человека, избранного народом. Отсюда возникал момент относительной нелигитимности нового режима. Это резко подрывало харизму нового государя и создавало почву для зарождения в недрах московского общества невиданного до того времени явления, и невозможного при царях «законной династии» - политической борьбы за власть. Попытка Б.Годунова блокировать эту опасную тенденцию, с использованием при этом весьма сомнительных средств, лишь усугубляли ситуацию и подрывали устои общественной жизни. Важнейшим основанием борьбы за власть противников Годунова был факт трагической и таинственной гибели последнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия в Угличе, в мае 1591 г.

2. Царствование названного царя Дмитрия

Традиционная историография свидетельствует, что царевич Дмитрий погиб в Угличе, при невыясненных обстоятельствах. Существует три версии случившегося. Первая. Царский отпрыск сам закололся ножом во время эпилептического припадка. Вторая. Царевич Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, стремившегося избавиться от претендента на царский престол. Имеется и третья версия, согласно которой настоящий Дмитрий не умер, вместо него погиб другой ребенок, а царевич был спасен и воспитывался в тайне до определенного возраста. Человек, назвавшийся царевичем Дмитрием, появился во второй половине 1603 г. на Украине, недалеко от Киева, в имении князя Адама Вишневецкого. В исторической литературе существует несколько версий о человеке, который почти год правил московским государством. В его лице одни видели поляка или западнорусского человека. Другие считали его внебрачным сыном польского короля Стефана Батория. Третьи полагали, что этот молодой человек был специально подобран и соответственно воспитан московскими боярами. В исторической литературе претендента на престол нередко отождествляют с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Эта версия впервые была выдвинута и озвучена правительством Бориса Годунова. Получив поддержку со стороны польского короля Сигизмунда III, и католической церкви, молодой авантюрист собрал войско, состоявшее из казаков и литовцев (западнорусских людей), и выступил в поход на Москву. В силу целого ряда обстоятельств и факторов, в том числе и внезапной смерти Б. Годунова, претендент в июне 1605 г. с войском торжественно вступил Первопрестольную. 30 июля того же годаназванный Дмитрий торжественно венчался на царствование по всем правилам православного обряда. Царь Дмитрий своим поведением и поступками сильно отличался от старых московских правителей. Живой и быстро схватывающий суть дела новый московский правитель охотно перенимал всевозможные европейские новшества и выделялся своей неординарностью. При разборе тех или иных дел он активно опирался на Думу, которая превратилась в своего рода, сенат. В этом сенате важная роль отводилась и духовенству. В период царствования названного Дмитрия резко сократилось доносительство, и была введена такая свобода торговли, которая удивляла даже иностранцев. Погиб названный Дмитрий в мае 1606 г. в результате узкого боярского заговора, который был организован В.Шуйским и его сообщниками.

3. Разрастание и завершение Смуты

После событий 17 мая 1606 г. Россия в третий раз осталась без царя. Уже 19 мая на московский престол узким кругом людей был «выкрикнут» князь В.И.Шуйский. Его избрание носило сугубо олигархический характер.

Воцарение Шуйского можно считать поворотным пунктом Смуты: она принимает общенациональный характер.

В народе все шире распространялись слухи о якобы чудесном спасении Дмитрия. С лета 1606 г. ширится мощное социальное движение под руководством И.И.Болотникова. Несколько раз царские войска были разбиты восставшими. Отряды Болотникова подходили даже к Москве. Однако, после того, как в стане восставших произошел раскол и движение ослабло, их отряды ушли в Калугу. Летом 1607 г. Они перешли и укрепились в Туле, где и были осаждены царскими войсками. Окончательное поражение восставших произошло в октябре 1607 года. Важным фрагментом Смуты стало появление и действие самозванца, вошедшего в историю под именем Лжедмитрия II, или, как его называли в народе – «тушинского вора». Таким образом, в России установились две власти. Причем, значительная часть русских земель и городов отложилась от Шуйского и присягнула самозванцу. В этот период необыкновенную стойкость и героизм проявили защитники Троице-Сергиевой лавры, которую почти полтора года осаждали отряды «Тушинского вора».

Существенным этапом Смуты стала польско-литовская интервенция, начавшаяся летом 1609 г. В сентябре 1609 г. Поляки осадили Смоленск. В то же время в Тушино разваливался лагерь самозванца, поскольку часть поляков ушла к своему королю. Летом 1610 г., после разгрома поляками царских войск под Клушино, Шуйский был низложен, и власть в стране перешла к семи членам Боярской думы. Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава. Во время обсуждения статей договора о «призвании» Владислава, поляки как-то незаметно были впущены в Москву, а затем и в Кремль. Их бесчинства вызвали широкое недовольство, и в 1611 г. формируется первое ополчение под руководство П.П.Ляпунова. Однако это мероприятие оказалось неудачным. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде созывается второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского, которое в октябре 1612 года освободило Москву от поляков. Так завершились основные события русской Смуты. Государственность и суверенитет России были восстановлены.

 

Начало новой династии.

В конце смутного времени Москва продолжала оставаться в польских руках. Лучшие русские люды поняли, что государству грозит гибель. В 1612 году они организовали войско и освободили Москву от поляков. Было ясно, что Руси нужна сильная власть, которая сможет объединить русскую землю и защитить ее от внешних врагов. В 1613 году в Москве собрались со всех концов страны для избрания царя представители от народа. Собрание это называлось Земским Собором. После долгих споров Собор избрал царем шестнадцатилетнего Михаила Романова, сына всеми почитаемого митрополита Филарета. Сам Филарет во время выборов находился в плену у поляков. Он был племянником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой, что тоже сыграло известную роль при избрании Михаила. Во время выборов будущий царь Михаил жил с матерью в монастыре около города Костромы на Волге. В это время в костромских лесах появились банды поляков. Узнав об избрании нового царя, они решили убить его. Не зная, как пройти по лесным дорогам к монастырю, поляки приказали крестьянину Ивану Сусанину провести их в монастырь. Сусанин решил пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти царя. Он послал мужа своей дочери в монастырь, чтобы предупредить об опасности, а сам повел поляков по густым лесам в другую сторону. Увидев, что Сусанин обманул их, поляки его убили. Но молодой царь выл спасен. (На эту тему русский композитор М. Глинка написал оперу "Иван Сусанин".) Царь Михаил положил начало новой династии - Романовых, которая правила в России более трехсот лет. Его отец - Филарет, после возвращения из плена, стал патриархом "всея Руси" и до самой смерти помогал сыну управлять государством. После смерти царя Михаила, Московский престол перешел уже по наследству к его сыну - царю Алексею Михайловичу.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.