Восточные славяне в VIII-IX веках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восточные славяне в VIII-IX веках

Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья Оки и Волги началось примерно в V-VI веках новой эры. Именно этот процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и дальнейшему развитию особой ветви славянства - восточным славянам. В византийских источниках племена восточных славян фигурируют под именами венедов, склавинов, антов. Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей, обладающих даром слова, в отличие от иных – «немцев» (немых). По версии академика Б.А.Рыбакова, термин этот сложный, и состоит из двух слов «сълы» (в значении послов, представителей; «тех, кого называют»), и «вене, «вены»» (т.е. венеды), таким образом, слъвене или слъвены – это «представители венедов». В поддержку этой версии свидетельствует тот

факт, что в старину финны (суоми) и эстонцы (чудь) называли нашу страну «Venaja», т.е. страна венедов.

Основу хозяйственной деятельности наших далеких предков составляло земледелие в форме перелога - на юге, и в форме подсечно-огневой обработки (подсеки) – на севере, где люди с великим трудом, сообща, отвоевывали у леса участки для пашен. Своеобразие такого способа взаимодействия с природой приводило к медленной, растянувшейся на века колонизации - хозяйственному освоению громадных территорий России. Важную роль в хозяйственной жизни славян играли скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось огородничество. В рассматриваемый период восточные славяне вели свое хозяйство в рамках соседской общины, которая носила название «мир» или «вервь». В ней, помимо общинной собственности была и индивидуальная. Для славян, до принятия ими христианства, был характерен полигамный брак (многоженство). Жен было запрещено брат в своем роде (экзогамия), поэтому вначале был характерен обычай кражи невесты, впоследствии замененный выкупом (вено). У славян имела место и кровная месть. Религиозные воззрения славян прошли три этапа: 1) поклонение добрым и злым началам (берегыни – упыри, вурдалаки); 2) поклонение культу Рода и рожаниц; 3) у славян к IX веку был развитый пантеон богов, среди которых постепенно выделяется дружинный бог войны и покровитель воинов - Перун. Служителей языческих культов называли кудесниками или волхвами.

В рассматриваемый период восточно-славянский мир представлял собой совокупность больших племенных союзов. К этому времени славянское общество было довольно разнородным. Источники свидетельствуют о наличии в нем не только имущественной, но социальной дифференциации. Наверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы. Внизу – «смерды», общинники-земледельцы «люди», а также многочисленная «челядь» (рабы). Высшая власть у восточных славян принадлежала вече, т.е. племенному собранию вооруженных мужчин. Во время различных военных мероприятий власть непосредственно в дружинах принадлежала князьям, и по мере развития общества эта власть приобретала все более значительную роль. Важную роль в принятии тех или иных властных решений играли старейшины родов (родовладыки).

 

 

Первые киевские князья

Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей. Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских племен и их земель. Следует обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими кочевыми племенами. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских». Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?). При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега». Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично. Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен. После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, -уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров.

Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью. Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь-воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах.

После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

 

Принятие христианства.

В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. «Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

5.Расцвет киевской Руси (конец X— Первая половина XI в.):

При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно бли присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Земля была в те времена главным Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани,— «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако производственных отношений господствующей системой был феодализм. Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы. Были приняты первые законы-«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

 

Причины возвышения Москвы

Как известно, Москва сумела выполнить историческую миссию собирания русских земель и превращения их из разрозненного конгломерата уделов - в единое и мощное государство. Первые упоминания о Москве относятся к 1147 году. В те времена Москва была маленьким поселком, стоявшем на Боровицком холме, и входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Самостоятельная история Москвы начинается с того времени, когда она стала центром маленького удельного княжества, которое получил в наследство младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276-1303). Важной предпосылкой, способствовавшей усилению Москвы, является удобное географическое положение. Тем не менее, само расположение города, в удобном с географической точки зрения месте, мало что объясняет в таком историческом феномене, как возвышение Москвы. К этому следует добавить, что Московское княжество, на протяжении многих десятилетий вело упорную борьбу за лидерство с сильным тверским княжеством. В этой борьбе победителем вышла Москва. В основе этой победы лежала последовательная, удачливая, отличавшаяся преемственностью и осторожностью политика московских князей. Проводя политику «смиренной мудрости», они сумели завоевать доверие ханов Золотой Орды. Начиная с Ивана Калиты (1325-1340), право сбора дани (выхода) с русских княжеств, практически полностью перешло к Москве. Таким образом, тот характер отношений, который сложился между московскими князьями и ханами Золотой Орды, был Москве выгоден. Имея значительные денежные поступления, московские князья могли привлекать на свои земли, на выгодных для переселенцев условиях, массы пришлого населения из других мест. С этого времени начинает формироваться служилое московское боярство, сыгравшее важную роль в возвышении и укреплении Москвы. А как известно – люди являются главным богатством страны. Благодаря умелой политике Ивана Калиты в 1326 году в Москву из Владимира перебрался глава Русской Православной церкви митрополит Петр. С этого времени Москва стала центром русского Православия. Много сделали для укрепления авторитета Москвы митрополит Алексей и основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Все эти обстоятельства и факторы, в совокупности, и привели, уже в 70-е годы XIV века, к возвышению Москвы.

 

Ивана III, Василия III

Тенденция объединения русских земель под началом Москвы стало отчетливо проявляться после смерти Дмитрия Донского (1359-1389). При его сыне Василии I Дмитриевиче (1389-1425) окончательно закрепилось политическое и военное первенство Москвы. Однако этот процесс замедлился из-за продолжавшейся около трех десятилетий междоусобной войны между членами московского княжеского дома сыном Василия I Василием II (1425-1462) и его дядей Юрием Дмитриевичем. В период правления Ивана III (1462-1505) развернулся устойчивый процесс формирования русского централизованного государства, который сопровождался ликвидацией удельной системы. Важнейшими этапами этого процесса можно считать присоединение Новгорода (1478) и присоединения Твери (1485). Процесс становления нарождавшегося государства с самого

начала сопровождался его жесткой централизацией. Бывшие уделы теряли не только свою политическую независимость, но и всякие другие автономные права. Бывшим удельным князьям было запрещено держать собственные вооруженные силы и администрацию. Вместо их создается единая система формирования вооруженных сил страны. Все феодалы должны были по приказу великого князя, в случае войны, являться ко двору великого князя «конно, людно и оружно». Начиная с 80-х годов XV века, на военную службу все шире привлекаются дворяне и дети боярские – особые категории служилых людей. За службу воину, в качестве условного владения, выдавался участок земли с крестьянами – поместье. Этим было положено начало поместному войску и становлению поместной системы, что, в свою очередь, вело к закрепощению крестьянства.

Менялось и положение высшей аристократии. Бывшие удельные князья превращались в подданных великого князя и становились его служилыми людьми. Они переселялись в Москву или ближайшее Подмосковье. В качестве администраторов туда направлялись московские воеводы, волостели, которым за их работу правительство давало право т.н. «кормления» с этих земель. Ярким выражением централизаторской тенденции был процесс зарождения и укрепления новой управленческой структуры – приказов. Укрепление единого государства потребовало создания единой денежной системы русского государства, единой судебной системы на основе изданного в 1497 г. Судебника Ивана III. Создавалась единая сеть государственной почты и ямской гоньбы . Самодержавие, было особой формой монархической власти, характерной для России. Элементы самодержавного правления зарождались еще в Северо-Восточной Руси. Первым князем, в политике которого обнаруживаются черты такого правления - был Андрей Боголюбский (1156-1174).Впоследствии процесс становления и укрепления самодержавия особенно ярко развернулся в период правления объединителя русских земель - великого князя московского Ивана III (уже тогда в документах его нередко именовали «Государь всея Руси»). Раньше титул «государь»относился только к ханам Золотой Орды. Окончательного политического суверенитета Иван III добился в 1480 г., после разгрома войск хана Большой Орды Ахмата. В этот период в некоторых документах его уже именовали царем. Считая себя правопреемником Византии, Иван III взял в качестве герба своего государства византийский герб с изображением двуглавого орла. Именно тогда появился символ монархической власти – шапка Мономаха, тогда же появились такие атрибуты самодержавия, как скипетр и держава. Впервые обряд коронации был опробован во время коронации внука Ивана III – Дмитрия в 1498 г.Самодержавие было для своего времени удачным ответом московского общества на вызов истории. Оно явилось адекватной, тогдашним условиям, формой организации власти в большом обществе и на большом пространстве. В самом термине «самодержавие» отразилось стремление московских князей осуществлять независимую, от кого бы то ни было, самодостаточную политику («сами держим). Самодержавие было символом и выражением суверенитета молодого развивающегося московского государства. Самодержавие оказалось более или менее удачной для своего времени политической формой организации русского государства и довольно эффективным политическим средством объединения всех наличных сил нарождавшейся нации. Для своего времени самодержавие сыграло очень важную роль в укреплении русского государства, и его противостоянии с сильными военными державами того времени – Польшей, Швецией и Турцией. Сбросив татарское иго, Россия первой трети XVI века переживала экономический подъем. «Земля наша, - писал современник, - освободилась от ига и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне». После смерти Великого князя московского Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533 гг.), который продолжил политику своего знаменитого отца. Основное, что характеризует политическую историю России этого периода – это укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного государственного аппарата. Именно при Великом князе Московском Василии III тенденция укрепления самодержавной власти окончательно победила. Согласно воззрениям Иосифа Волоцкого, Василий III прежде всего самодержавный царь, который только по своему «естеству» напоминает других людей, поскольку властью он подобен самому богу. В договоре 1514 г. с Москвой император Священной Римской империи Максимилиан I именовал Василия III императором. Его посол, Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 г. Отмечал необычайно высокое положение московского государя. Не случайно, именно в этот период была сформулирована знаменитая теория «Москва – третий Рим». Согласно которой Москва объявлялась преемницей Рима и Константинополя («два Рима») и только ей отныне принадлежала честь быть защитницей истинного православия. Василий III к боярству относился недоверчиво и холодно, при нем резко сузился круг лиц, которые принимали участие в принятии политических решений, что дало основания одному из бояр обвинить государя, что тот «сам третей у постели дела решает». Это высказывание стоило ему головы. Узурпировав власть вопреки воле боярской думы, Василий III на всю жизнь сохранил недоверие к могущественной московской аристократии. В этот период был предпринят ряд мер по ограничению политических привилегий княжат и бояр. Их роль, которую они играли при Иване III, еще более снизилась. В противовес им Василий III выдвигал людей незнатных, происхождением из дворян и «детей» боярских. При Василии III окончательно завершилось формирование поместной системы, возрастала роль дворянства. После заключения второго брака с Еленой Глинской у Василия III в 1530 г. родился сын, будущий русский царь Иван IV. В период правления Василия III было совершено несколько походов на Казань, но все они окончились неудачей. При Василии III в состав московского государства вошли Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), земли рязанского княжества (1521 г.).

 

10. Реформы Ивана IV их содержание и значение

В период царствования Ивана IV (1533-1584) в стране назрели объективные предпосылки для проведения целого ряда преобразований. В январе 1547 г. в Московском государстве произошло важное событие.

Иван IV короновался и принял титул царя. С этого времени в стране были проведены важные преобразования, затрагивавшие многие области общественной жизни. Политика реформирования разрабатывалась и осуществлялась небольшим кружком приближенных царя, который вошел в историю под именем «Избранной рады». Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни. Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений. Первое десятилетие царствования Ивана IV было

ознаменовано рождением Земских соборов. Первый собор был созван по инициативе молодого царя в 1549г. Земские соборы сыграли весьма значительную роль в истории русского государства на протяжении XVI-XVII веков. Сначала была проведена судебная реформа. Из-под юрисдикции боярского суда выводились дети боярские. Отныне их мог судить только царский суд. Через некоторое время, в 1550 г., был введен новый кодекс законов – Судебник Ивана IV. Судебник ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. В судебнике, впервые в России, закон был провозглашен единственным источником права.В период царствования Ивана Грозного была завершена т.н. губная реформа, которая представляла собой реформу местного управления в Русском государстве. По этой реформе часть важных дел о были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам), которые избирались из местных детей боярских. Губная реформа была направлена, прежде всего, против кормленщиков и административного произвола. Вместе с тем, она предоставляла местным органам управления широкие возможности для разрешения социальных конфликтов. В эти же годы была проведена земская реформа, которая в определенной степени была продолжением и дополнением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 50-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции. Важнейшей реформой была военная реформа, утвердившая принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 50-х годов XVI века был создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории было зарождение приказной системы центрального государственного управления.

 

Начало новой династии.

В конце смутного времени Москва продолжала оставаться в польских руках. Лучшие русские люды поняли, что государству грозит гибель. В 1612 году они организовали войско и освободили Москву от поляков. Было ясно, что Руси нужна сильная власть, которая сможет объединить русскую землю и защитить ее от внешних врагов. В 1613 году в Москве собрались со всех концов страны для избрания царя представители от народа. Собрание это называлось Земским Собором. После долгих споров Собор избрал царем шестнадцатилетнего Михаила Романова, сына всеми почитаемого митрополита Филарета. Сам Филарет во время выборов находился в плену у поляков. Он был племянником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой, что тоже сыграло известную роль при избрании Михаила. Во время выборов будущий царь Михаил жил с матерью в монастыре около города Костромы на Волге. В это время в костромских лесах появились банды поляков. Узнав об избрании нового царя, они решили убить его. Не зная, как пройти по лесным дорогам к монастырю, поляки приказали крестьянину Ивану Сусанину провести их в монастырь. Сусанин решил пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти царя. Он послал мужа своей дочери в монастырь, чтобы предупредить об опасности, а сам повел поляков по густым лесам в другую сторону. Увидев, что Сусанин обманул их, поляки его убили. Но молодой царь выл спасен. (На эту тему русский композитор М. Глинка написал оперу "Иван Сусанин".) Царь Михаил положил начало новой династии - Романовых, которая правила в России более трехсот лет. Его отец - Филарет, после возвращения из плена, стал патриархом "всея Руси" и до самой смерти помогал сыну управлять государством. После смерти царя Михаила, Московский престол перешел уже по наследству к его сыну - царю Алексею Михайловичу.

 

Содержание Петровских реформ их последствия и оценки

Прежде всего, следует подчеркнуть, что реформы Петра I представляют собой огромный массив правительственных мероприятий, осуществлявшихся без четко выработанной программы и обусловленных как насущными, нередко сиюминутными потребностями государства, ведущего тяжелую войну, так и личными пристрастиями монарха. Первые преобразования коснулись вооруженных сил страны. В 1696 г. Воронеже началось строительство российского флота. После подавления стрелецкого восстания в 1698 г. и ликвидации стрелецкого войска Петр, стал создавать регулярные войска. К концу царствования Петра I русская регулярная армия насчитывала около 200 тысяч человек. Завоевав берега Финского залива, Россия начала активно строить свой балтийский флот. На армию и флот к концу правления Петра I уходило около двух третей государственного бюджета. В 1708г. в России началась территориально-административная реформа. Территория страны была поделена на 8 губерний. Во главе их были поставлены губернаторы. С 1719 г. губернии были разделены на 47 провинций, которые в свою очередь делились на дистрикты. Под руководством губернаторов создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат, требовавший немалых дополнительных денег. В 1711г. по приказу Петра был создан Сенат, ставший высшим органом по делам законодательства и управления. В 1718 г. приказная система государственного управления была заменена коллегиями, которые были организованы по отраслевому принципу. Стремясь создать государство, основанное на принципе всеобщей

регламентации, Петр ввел в 1722 г. «Табель о рангах», разделивший всех служащих государства на три ряда, которые, в свою очередь, делились на 14 рангов, или классов, которые охватывали армию и флот, придворные и гражданские чины. Постоянная потребность в деньгах, привела к изменению основ налогообложения - вместо подворного обложения при Петре в 1724 г. была введена подушная подать. Важной заслугой Петра явились меры, принятые им в области просвещения – организация светских школ, создание первой российской газеты «Ведомости», введение гражданского шрифта и нового летоисчисления. В 1724 г. Петр подписал указ об основании Академии наук. Личность Петра I всегда привлекала внимание исследователей. Его деятельность и преобразования никого не оставляли равнодушными. Историки XVIII века (В.Н.Татищев, П.И.Шафиров, И.И.Голиков и др.)видели в Петре идеального монарха в духе просвещенного абсолютизма. А. С. Пушкин обращал внимание на глубокое противоречие между общегосударственными и повседневными указами Петра. Он отмечал его положительные качества, и одновременно указывал на присущие Петру деспотические черты и склонность к насилию. Высокую оценку получила деятельность Петра в работах С.М.Соловьева, который называл Петра «величайшим историческим деятелем», наиболее полно воплотившим дух народа. В.О.Ключевский, оценивая Петра I, отмечал, что «самая программа Петра была начертана людьми XVII в.», однако сами реформы Петра направлялись условиями его времени, до него не действовавшими, часто созданными им самим». Петровская программа преобразований, отмечал Ключевский, заключалась не в заветах, не в преданиях, а в государственных нуждах, неотложных и всем очевидных. Советские историки, оценивали Петра, как выдающегося государственного деятеля, указывая, однако на то, что строительство новой России сопровождалось усилением крепостничества и обострением классовой борьбы. Вместе с тем, существует и другое направление историографии, в рамках которой деятельность Петра оценивается прямо с противоположных позиций. Начало этой традиции идет от работ М.М.Щербатова и Н.М.Карамзина, которые обвиняли Петра в «ужасах самовластия» и нарушении традиций. Оценивая Петра, А.И.Герцен

писал: «цивилизатор с кнутом в руке, с кнутом же в руке преследующий всякое просвещение, охраняющий традиции, ломающий традиции…». Уничтожающая критика деяний Петра прозвучала со стороны П.Н.Милюкова, который отмечал, что Россия была возведена в ранг европейской державы «ценой разорения страны». И.Л. Солоневич отмечал, что петровская реформа разделила Русь на две части: первая –дворянство и вторая – все остальные». В одном из современных учебников отмечается, что сущность петровских преобразований в том, что они представляли собой классический пример радикальных реформ, проведенных государством сверху, без участия и скорее даже при сопротивлении широких слоев общества.

Эпоха Екатерины II

Императрица Екатерина II (1762-1796) взошла на российский престол в результате свержения своего мужа – императора Петра III. На российском троне оказалась умная, талантливая, энергичная и европейски образованная женщина. Уже в молодости Екатерина Алексеевна была хорошо знакома с идеями европейских просветителей и сочувственно к ним относилась. Личность Екатерины и обстоятельства ее восшествия на престол не могли не сказаться на ее внутренней политике. Однако ее зависимость от дворянства, возведшего ее на трон, заставили ее осуществлять свою политику, не затрагивая интересы крепостников- дворян. Мало того, декларируя принципы просвещенного абсолютизма, она, на протяжении всего своего царствования, создавала такие условия для дворянства, что не случайно время правления Екатерины II вошло в историю как «золотой век дворянства». Екатерине приходилось постоянно думать не столько об осуществлении реформ, сколько о том, чтобы «приобрести любовь землевладельцев, исполненных упрямства и предрассудков» Однако все-таки следует признать, что, будучи стесненной целым рядом обстоятельств, Екатерина II сумела сделать много полезного для нашей страны. Следуя духу времени и осознавая необходимость преобразований, Екатерина видела предназначение государства в самоорганизации общества. Главным инструментом такой самоорганизации она считала «наилучшие законы». В этом она оставалась преемницей Петра I. Однако в ее политике повсеместно выступает не только и не столько идея упорядочения законов, сколько стремления законодателя создать принципиально новую систему регулирования общественных отношений, основанную на идеях «естественного права». Главной основой общества при Екатерине официально признается впервые в России обеспечение личной и имущественной безопасности граждан. Это были первые важные шаги на пути формирования гражданского общества в России. Важным направлением внутренней политики было совершенствование системы административного управления, которое проходило с 1775 по 1780 гг. Реформа была проведена на очень продуманных основаниях. После ее проведения значительная часть

хозяйственно-административной власти, которая раньше была у центральных коллегий, перешла на места. Со времен Екатерины берет начало политика создания в России полноценных сословий европейского типа, и, прежде всего «третьего сословия», т.е. буржуазии. Екатерина II, особенно преуспела в осуществлении целого ряда важных задач в области внешней политики. Благодаря ее успехам в этой области Россия приобрела небывалый авторитет в Европе. Сразу же после переворота Екатерина расторгла военный союз с Пруссией, заключенный Петром III. При Екатерине сформировался новый внешнеполитический курс России, заключавшийся в том, чтобы действовать в соответствии с собственными интересами, не находясь в постоянной зависимости от других государств. Екатерине пришлось решать, оставшиеся ей в наследство, три внешнеполитические задачи: возврат белорусских и украинских земель, остававшихся в составе Польши; обеспечение безопасности южных окраин России и выход к Черному морю; упрочение России на берегах Балтийского моря. При этом если с Курляндией и Польшей Екатерина уладила дело без войны, то решение черноморской проблемы потребовало серьезных военных усилий. Интересы России и Турции сталкивались не только в Причерноморье, но и в православной Молдавии и на северном Кавказе и в Закавказье, где наметилась пророссийская ориентация правящих кругов Грузии и Армении. В конце 1768 г. Турция, объявила войну России. Военные действия развернулись на трех фронтах: в Крыму, на Дунае и в Закавказье, куда русские войска вошли по просьбе Грузии. Пока шла Русско-Турецкая война, Австрия и Пруссия, без участия России, начали дележ Польши. В этих условиях Россия, стоявшая за единую, но зависящую от России Польшу, вынуждена была включиться в переговоры о разделе Польши. По договору 1772 г. значительная часть польской территории с польским и украинским населением отошла к Австрии (Галиция) и Пруссии (Поморье и часть Великой Польши).

Россия получила Восточную Белоруссию и польскую часть Лифляндии. Некоторое время спустя Польша еще дважды подвергалась разделам. Война с Турцией, закончилась подписанием Кючук-Кайнарджийского мир (1774). По его условиям Россия получаланебольшую часть Черноморского побережья, а также право свободного прохода судов в Средиземное море. К России отошла Кабарда. Вскоре в состав России добровольно вошла Восточная Грузия. Согласно статьям Ясского мира (1791), которым завершилась очередная Русско-турецкая война, к России отошли значительные территории Причерноморья, Приазовья и Крыма. Россия избавилась от постоянной опасности крымско-турецкой агрессии, что способствовало освоению и спокойному развитию этого важного в стратегическом отношении региона.

 

Отмена крепостного права

К середине XIX века многие в России многие понимали, что жить так дальше нельзя. Выступая в марте 1856 г. перед предводителями московского дворянства Александр II (1855-1881) сам предложил начать уничтожение крепостного права, призывая помещиков начать это делать «сверху» нежели ждать, когда оно начнет само уничтожаться «снизу». После длительной работы, споров и согласований 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права был подписан императором. Вскоре документ был обнародован. Его текст зачитывали в церквях, а перед войсками его прочитал сам Александр II. Крепостное право в России пало. Отныне крестьяне стали лично свободными гражданами. Они получали ряд гражданских прав –свободу распоряжения своим имуществом, заключения сделок, открытия торговых и промышленных заведений и т.д. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельское общество (общину). Взаимоотношения между сельскими обществами и помещиками регулировались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из местных дворян. Они имели широкие полномочия и руководствовались только положениями закона. Помещики при этом сохраняли право собственности на все принадлежавшие им земли, однако были обязаны предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость» а также полевой надел. За пользование землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьяне не имели права отказа от полевого надела в течение первых 9 лет. Размеры надела фиксировались в уставных грамотах. Крестьянам предоставлялось право выкупа своего надела. За землю, 70-80 % ее стоимости, платило государство. Крестьяне же должны были в течение последующих 49 лет выплачивать государству этот кредит. Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не выкупившие –временно-обязанными.

Однако крестьяне так и не стали владельцами земли. Субъектом собственности на землю было определено сельское общество, т.е. община. Поэтому правомерно говорить о том, что после 1861 г. В России наряду с дворянским землевладением появляется общинное землевладение. Последствия отмены крепостного права были колоссальными. По выражению А.А.Корнилова, «Положением 19 февраля народ впервые выводился на историческую арену». Это был первый и важнейший шаг по пути модернизации страны.

 

Содержание и значение проведения земской реформы

Важным направлением в проведении реформ в России была земская реформа. Основная идея земской реформы предполагала признание существования человеческого сообщества с его собственными хозяйственными нуждами и потребностями, независимыми от диктата государства. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» вводилось Указом от 1 января 1864 г. Земства вводились не везде, а главным образом в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. С 1865 г. земства начали действовать в 19 губерниях, в 1866 г. – еще в девяти. За 12 лет земства были созданы в 34 из 78 губерниях России. По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительным органом являлось земское собрание гласных, которое заседало один раз в год. Оно решало хозяйственные вопросы, утверждало сметы, земские налоги, а также выбирало исполнительный орган – земскую управу. Основная часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения. В их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, землеустройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы. Земства отличались высокой функциональностью, которая обеспечивалась высоким профессионализмом их кадров. Органы местного самоуправления не имели право заниматься политическими вопросами. С земской реформой была тесно связана городская реформа, которая проходила на основе специального Городового положения, принятого в июле 1870 г. В городах были созданы всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимости в пределах данного города. Распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным – Городская управа под руководством городского головы. В компетенцию городского самоуправления входили преимущественно хозяйственные вопросы: благоустройство городов, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования. Городская дума устанавливала и налоги. К 1892 г. городское самоуправление было установлено в 621 городе их 707 имевшихся тогда в России. Создание органов местного самоуправления способствовало развитию в России гражданского общества.

27.Причины и содержание военной реформы Александра 2. .

Военные реформы Александра 2 во многом были обусловлены неудачами в Крымской войне Стали очевидными многие слабости, как во внутренней организации войска, так и несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Подготовка офицерского состава была крайне слабой. Образованных офицеров в армии было мало. Обучение солдат в большинстве случаев лежало на фельдфебелях и унтер – офицерах, войне использовавших жестокие наказания и истязания. Суровая военная дисциплина грозила солдату ежедневно розгами, плетьми и т. п. На службу рекрутов набирали по 6 человек с тысячи. При этом можно было ставить за себя охотника – человека, нанятого для того за деньги. Помещики имели право отдавать на военную службу своих крепостных в наказание за преступления и проступки. Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение = отвратительным. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях с противником. В результате военных реформ произошло:

-сокращение численности армии на 40 %;

-создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

-усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

-отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;

-перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;

-введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.

- разработка и введение в войска новых воинских уставов.

 

Российский либерализм

Российские либералы были идеологами буржуазии, объективно выражали её экономические и политические интересы, выступали против произвола царизма. Либерализм в России имел одну особенность. Политическая консолидация и классовое самосознание русской промышленной и торговой буржуазии вплоть до начала революции находились на крайне низком уровне. Во-первых «столетия господства самодержавия, жестоко расправлявшегося с малейшем «вольнодумством» … отразились на характере народа… Русский обыватель вообще привык к всевластию правительства», - писал Ленин. Во-вторых «жадные…хищники первоначального накопления…ставили интересы кошелька выше общих интересов всего класса капиталистов и охотно мирились с царизмом, обеспечивающим им гарантийные барыши и спокойную, безмятежную жизнь». В-третьих, «по мере развития и роста рабочего движения буржуазия всё яснее видела в нём (пролетариате) своего политического крага, одолеть которого без помощи царизма она не надеялась». «Либералы хотели «освободить» Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени», - писал Ленин. У них не было единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии. После реформы 1861 года «на время объединившиеся демократические и либеральные силы» разошлись. Именно в этот период окончательно формируется три основные группы российских либералов. Во-первых, либеральные представители чиновничества, стремившегося использовать силу монархии для проведения постепенных реформ. Во-вторых, различные группы интеллигенции, сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней. В-третьих, та часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.

Министр путей сообщения

В феврале-августе 1892 года — министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

Министр финансов

В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений. В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. В 1894 году получает звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги. С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов. При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897). В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения. Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.C 1899действительный тайный советник.

 

Брестский мир

По мнению В.И. Ленина, обязательным условием победы большевистской революции в России был срочный выход страны из первой мировой войны. Выход России из войны в начале 1918 г. был возможен только при разрыве союзнических отношений с Антантой и заключении сепаратного мира с Германией — что фактически означало капитуляцию России со всеми последствиями. Данное решение было тяжелым, явно непопулярным и непатриотичным как с точки зрения авторитета России в мире, так и с точки зрения его восприятия народом. Оно стало первым крупным политическим решением большевистского руководства после провозглашения диктатуры пролетариата. Поскольку временное перемирие с Германией, заключенное после октябрьского переворота, истекало, в январе — феврале 1918 г. в руководстве большевиков разгорелись ожесточенные дискуссии по поводу выхода или невыхода России из войны. Преобладали три точки зрения:

- война до победного конца, которая должна окончательно раз­жечь мировую революцию (Н.И. Бухарин);

- срочное прекращение войны на любых условиях (В.И. Ленин);

- не заключать мир, но и не вести войну ("ни войны, ни мира"), надеясь на классовое сознание немецких рабочих в солдатской форме (Л.Д. Троцкий).

Первоначально взяла верх точка зрения Л.Д. Троцкого, которому было поручено вести переговоры. Однако данная позиция потерпела крах — в феврале 1918 г. немецкая армия, не проявив никакой рабочей солидарности, начала массированное наступление на невоюющую русскую армию. Возникла угроза наступления немцев на Петроград и Москву и их взятия. 23 февраля 1918 г. части формирующейся Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) с большим трудом под Псковом остановили немецкое наступление. Этот день стал днем рождения новой, первоначально Красной, а затем, Советской Армии — Вооруженных Сил РСФСР и СССР. В начале марта 1918 г. в г. Брест-Литовске были возобновлены переговоры между советским правительством и германским командованием. Переговоры шли исходя из принятого плана Ленина — мир на любых условиях. 3 марта 1918 г. между РСФСР и Германией был подписан мирный договор, вошедший в историю как Брестский мир. Согласно данному договору:

- Россия (РСФСР) выходила из первой мировой войны;

- выходила из блока Антанта и отказывалась от союзнических обязательств перед ней;

- передавала Германии Украину, западную часть Белоруссии, Прибалтику;

- выплачивала контрибуцию в размере 3 млрд руб.

Данный договор был одним из самых унизительных, которые когда-либо подписывала Россия, во всей ее истории. Однако большевики пошли на этот шаг, обращая особое внимание на то, что Германия, при всех ее требованиях, согласна с большевистским режимом, и то, что вопрос стоит о спасении большевистской революции, что большевиками ставилось гораздо выше всех иных интересов. Брестский договор имел небольшую кратковременную выгоду для большевиков — на несколько месяцев большевистское руководство получило передышку от внешней войны с Германией. Впоследствии, негативные последствия Брестского мира значительно превысили позитивные.

- несмотря на фактическую капитуляцию России, война окончилась через 9 месяцев революцией в Германии и победой Антанты;- Россия лишилась всех экономических и политических преимуществ государства-победителя, которые она могла получить га многолетние тяготы войны;

- высвобождение с фронта большого количества солдат, которые привыкли воевать, способствовало разрастанию гражданской войны;

- Брестский мир не избавил Россию от внешней войны — в марте 1918 г. в ответ на подписание сепаратного мира большевиками Совет Антанты принял решение об интервенции в Россию;

- вместо войны с одной ослабевшей Германией России пришлось вести войну с 14 государствами Антанты, вторгшимися сразу с нескольких фронтов.

Заключение Брестского мира раскололо коалицию между большевиками и левыми эсерами. IV Чрезвычайный съезд советов, состоявшийся в марте 1918 г., ратифицировал Брестский мирный договор. В знак протеста левые эсеры вышли из правительства. После 4 месяцев большевистско-левоэсеровской правительственной коалиции правительство РСФСР вновь стало полностью большевистским.

 

 

Советская индустриализация

«Индустриализация», означает процесс перевода всех отраслей народного хозяйства на машинную основу. В свою очередь индустрия, означает машинную промышленность. С индустриализацией большевики связывали надежды не только с развитием народного хозяйства, но, пожалуй, что наиболее важно отметить, - с успешным строительством социализма в одной отдельно взятой стране. Поэтому далеко не случайно, развитие промышленности было подчинено политическим целям: машинизация производства, внедрение передовых технологий позволяли достичь более высокой производительности труда, что, по мнению большевиков, играло

решающую роль в победе нового общественного строя. По мысли большевиков использование машин в аграрном секторе не только меняло характер крестьянского труда, но и создавало предпосылки для ликвидации крестьянства в его традиционном понимании, и превращении его в особую разновидность индустриального работника на земле. Индустриализацию необходимо было провести быстрыми темпами. Причем именно военная угроза в решающей степени определяла приоритеты индустриальных преобразований. Отсюда упор на создание тяжелой индустрии и строительство оборонных отраслей.(Так называемый сталинский вариант). Индустриальное строительство давало, в первую очередь, возможность создать мощный военно-промышленный комплекс и перевооружить армию. Вопрос о темпах со всей остротой выдвигал проблему изыскания источников финансирования. Поскольку режим был лишен возможности брать иностранные кредиты, то страна была обречена осуществлять индустриализацию с опорой на собственные силы. Советская индустриализация начала осуществляться на плановой основе с 1926 г. в рамках дальнейшего развития плана электрификации России (ГОЭЛРО). Особенно интенсивно и широко она развернулась в годы первых пятилеток. Первая пятилетка началась с октября 1928 года. Всего за годы предвоенных пятилеток в стране было создано и пущено в строй около девяти тысяч заводов и фабрик. Созданные в тридцатые годы в СССР производственные мощности дали возможность советским людям в труднейших условиях Великой Отечественной войны, выковать оружие Победы и разгромить фашистскую Германию.

 

Создание колхозного строя

Следует обратить внимание на то, что создание колхозного строя в СССР было обусловлено не только политическими, но и серьезными хозяйственно-экономическими причинами. Дело в том, что после уравнительного передела земли, весной 1918 г., большевики, сами того не подозревая, получили серьезную проблему - аграрный сектор превратился в однообразное море мелких осередняченных хозяйств.

Социализация земли привела к деградации деревни и резкому падению товарности аграрного сектора. Деревня эпохи НЭПа все больше лимитировала возраставшие потребности государства, которое нередко строило свои отношения с крестьянством на основе неэквивалентного обмена, а нередко и прямого диктата. В этой связи противоречия между государством и крестьянством все больше обострялись. Первым серьезным симптомом этого обострения можно считать хлебозаготовительный кризис зимы 1927/28 годов, показавший, что единоличное крестьянство не желает интегрироваться в сталинский социализм. Поэтому было принято решение ликвидировать его и заменить колхозным крестьянством, равнодушным, но зато послушным. Переход к массовой коллективизации начался летом 1929 г.Важной составной частью политики коллективизации была ликвидация кулачества. Удар по кулачеству был неразрывно связан с ликвидацией крестьянства как класса, и преследовал цель снизить сопротивление крестьянства, парализовать его сопротивление. Таким образом, большевистскому руководству удалось ликвидировать наиболее многочисленный в России класс мелких собственников, объективно враждебных природе нового общественного строя. При этом режим получал в свое распоряжение неограниченный ресурс деревни для обеспечения высоких темпов индустриализации, а значит и укрепления своей власти. Необходимо подчеркнуть, что создание колхозного строя, этого «оригинального изобретения» Сталина, вовсе не преследовало целей развития самой советской деревни. Создание колхозов преследовало сугубо прагматические цели и решало две взаимосвязанные проблемы: ликвидация единоличного крестьянства как класса мелких собственников, и превращение его в разновидность коллективного индустриального работника на земле, находившегося практически в полном распоряжении государства (колхоз, как форма кооперации, в сущности, был фикцией). С появлением колхозной системы государство получало возможность неограниченного выкачивания из деревни ее ресурсов и материальных и человеческих.

 

Цена и источники Победы

Потери советского народа в Великой Отечественной войне огромны. Поистине невосполнима гибель более чем 27 млн. человек. В ходе военных действий были стерты с лица земли 1710 городов и поселков городского типа многие из них были после войны практически построены заново. Были сожжено свыше 70 тысяч сел и деревень, полностью разрушено 31850 заводов и фабрик. Взорваны и уничтожены сотни тысяч километров железнодорожного полотна т.д. И, тем не менее, советский народ, несмотря на неимоверные страдания и жертвы, сумел разгромить мощнейшего противника. Где же лежат истоки этой великой Победы, что дало силы народу преодолеть неслыханные страдания и потери и повергнуть врага. На первое место нужно поставить патриотизм. Наши люди сражались за правое дело, за свободу своей Родины, за свое будущее и будущее своих детей и внуков. Ведь если бы наш народ проиграл, у него не было бы никакого будущего, ибо враг поставил перед собой цель физического уничтожения народов нашей страны. Патриотизм сыграл огромную роль, которую трудно переоценить. Ярким проявлением патриотизма явился тот факт, что за время войны свыше 20 млн. человек подали заявление о добровольной отправке в армию. Любовь к Родине рождала массовый героизм на фронте и в тылу. Источником нашей победы стала дружба, а нередко самое настоящее братство народов нашей страны, от которой сегодня, к сожалению, мало чего осталось. Как бы мы сегодня ни относились к коммунистам, однако, ради исторической правды, следует отметить, что руководящая роль партии сыграла в годы войны серьезную позитивную роль. Особую роль в обеспечении победы Красной Армии сыграло мастерство наших военачальников. За время войны сформировалась плеяда выдающихся советских полководцев, среди которых наиболее известны имена Г.К.Жукова, А.М.Василевского, К.К.Рокоссовского, Л.А.Говорова, К.А.Мерецкова, Н.Ф.Ватутина, И.Д.Черняховского и многих, многих других. Немалое значение для нашей победы сыграл также профессионализм и творческий потенциал советских ученых, конструкторов и производственников. К этому же следует добавить, что немалую роль в достижении победы сыграла советская система хозяйствования с ее предельной централизацией управления. Военная экономика СССР в условиях войны оказалась более эффективной, чем экономика Германии.

Заключение.

Итак, за период "оттепели" было сделано многое. Выделим самое главное.

Во-первых, был остановлен чудовищный маховик репрессий, созданный сталинизмом и перемоловший несколько миллионов советских людей. Миллионы людей вышли из тюрем, вернулись из лагерей. Точных данных о количестве жертв сталинизма до сих пор нет.

Во-вторых, под влиянием "оттепели" советское общество существенно изменилось. Наметилась общественно-политическая дифференциация, которая способствовала оформлению нескольких направлений, хотя они не были еще четко определенными и разграниченными. Глотнув глоток свободы, общество "разродилось" "самиздатом" и диссидентством.

В-третьих, внешняя политика СССР стала менее конфронтационной, хотя некоторые агрессивные элементы все еще сохранялись, в целом был сделан шаг к мирному сосуществованию СССР и других государств.

 

Содержание и результаты перестройки в СССР

Ярким проявлением системного кризиса, охватившего советское общества, стала частая смена стареющих и больных партийных лидеров, которые на протяжении трех лет сменяли друг друга. В 1982 г., после смерти Брежнева, пост Генерального секретаря занял бывший глава КГБ Ю.В.Андропов, который первым поставил перед партией и страной сакраментальный вопрос: «Какое общество построено в СССР». После его смерти в 1984 г. пост Генерального секретаря занял престарелый и больной К.У.Черненко. После его смерти в марте 1985 г. на политический олимп советской партийной номенклатуры взошел молодой и энергичный М.С.Горбачев. Однако новый лидер явно не мог представить всю глубину и сложность, тех проблем, которые стояли перед обществом и руководством страны. Заранее подготовленной программы реформ у него не было. Причем сами преобразования, которые начались в стране с марта 1985 г., их направленность и характер, не выходили из рамок привычной парадигмы. Сами качественные преобразования мыслились как социалистические и направлены были на совершенствование социализма, устранение негативных факторов в развитии общества и создании механизма ускорения, который способствовал бы быстрому продвижению страны по путям дальнейшего развития социализма. В этой связи характерны решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем был намечен курс на ускорение социально-экономического развития СССР, который предполагал при этом активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации в управлении народных хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на предприятиях и учреждениях. Особый акцент был сделан на усилении роли человеческого фактора. Это означало создание условий для повышения творческой активности людей в производственном процессе и ее использования в целях ускорения общественного развития и преодоления застоя. Однако пойти на серьезное совершенствование всего мотивационного механизма партийное руководство не решилось. Как и раньше ведущая роль в обновлении общества отводилась партии. На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков. Главное значение съезда состояло в том, что Горбачев объявил о новых подходах во внешней и внутренней политике – и о новом политическом мышлении. Когда стало ясно, что курс на ускорение сам по себе еще недостаточен, и что ускорение можно осуществить лишь произведя кардинальные перемены в общественном строе. С этого момента была принята концепция перестройки, выдвинутая Горбачевым на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Под перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии. Однако введя в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и

запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в томнаправлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX века, менялось его содержание, оценки и выводы. Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки – необходимость политической реформы в стране. На конференции был утвержден курс на создание социалистического правового государства, что подразумевало разделение властей и создание «советского парламентаризма». По инициативе Горбачева было выдвинуто предложение о создании нового высшего органа власти Съезда народных депутатов, а Верховный Совет СССР должен был стать парламентов – постоянно действующим органом законодательной власти. Менялась практика выборов, они должны были проводиться на альтернативной основе. Решения конференции были выполнены. В политический лексикон вошел термин «демократизация». После проведения на новой демократической основе выборов был создан Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числа его депутатов был избран Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный орган власти. Всего состоялось пять Съездов народных депутатов. На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С.Горбачев. На этом же съезде выявился ряд разногласий и оформилась оппозиция. Ею стала Межрегиональная депутатская группа, которую возглавил академик А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин. В эту группу вошло 256 депутатов. На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений. Попытки преобразований не вели к улучшению социально-экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике, сокращение числа отраслевых министерств, отказ от монополии внешней торговли, признание в аграрном секторе кооперативов и фермерских хозяйств наряду с колхозами и совхозами. Проект реформы было одобрен и реализован на практике. С этого момента в стране заговорили о необходимости развития т.н. «социалистического рынка». Одной из таких программ перехода к рынку была программа «500 дней», разработанная С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Однако эта программа не была поддержана руководством. Тем не менее, многие ее положения, например, приватизация предприятий и либерализация цен, нашли применение на практике, в частности в ходе реформ Е.Т.Гайдара и А.Б.Чубайса. С этого периода в стране свободно стала продаваться иностранная валюта. С этого периода в стране начинает развиваться предпринимательство. В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии. Была подписана декларация между США и СССР о прекращении «холодной войны». Состоялись многочисленные встречи М.С.Горбачева с лидерами западных стран. Все эти процессы привели к необратимым переменам в сфере международных отношений. Курс на обновление социализма, на деле привел к усилению конфронтации оппозиционных сил в странах социализма с местным руководством и осенью 1989 г. в этих странах прошли массовые выступления против существующих режимов. Власть перешла в руки оппозиции. Благодаря новому политическому мышлению в 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, который был завершен в феврале 1989 г. В целом новое политическое мышление ознаменовало переход от конфронтации к сотрудничеству между государствами и отказ от идеи мировой социалистической революции. Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что в СССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональных отношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. В основе этих процессов лежали как политические, так и экономические причины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Одним из острейших конфликта такого характера стал конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана. На почве этого конфликта начались военные действия между Арменией и Азербайджаном. Кульминацией межнациональных конфликтов стал «парад суверенитетов». Его инициаторами стали прибалтийские республики. 12 июня 1990 г. к нему присоединилась РСФСР. Декларация о суверенитете поставила под вопрос дальнейшее существование СССР.

Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя суверенными республики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов». Объявлялось верховенство собственных законов на своей территории и приостановка действия союзных, что получило название «войны законов». В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который показал что большинство населения желает жить в едином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и в регионах проигнорировали. Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечсались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата, - решили воспрепятствовать его подписанию. В августе 1991 г. они предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовского путча». События 19-22 августа 1991 г. ускорили распад СССР. В декабре 1991 г., собравшиеся в Беловежской Пуще лидеры трех суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Белоруссии (С.С.Шушкевич) и Украины (Л.М.Кравчук) - подписали соглашение, по которому СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ). Распад СССР и заключение Беловежских соглашений не получили единодушного одобрения в России. С распадом СССР и образованием СССР перестройка потерпела крах.

 

Россия в 90-е годы XX в.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач бьшо принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения. Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял рольведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры. Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. Происходили акции протеста и попытка насильственного захвата власти-путч. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и правочастной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи торизападных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

34. Российский парламентаризм. Его место и роль в системе российской государственности.

В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг.

С 1995 г. Дума избирается на четыре года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает Председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский кодекс, Уголовный кодекс. Семейный кодекс, Налоговый кодекс и др.

В Думе работают 450 депутатов: 225 депутатов избираются но округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определенным противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.

Верхней палатой парламента является Совет Федерации. В него согласно Конституции входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

В 90-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Это и есть важнейший результат развития российского парламентаризма в последнее десятилетие

 

 

Восточные славяне в VIII-IX веках

Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья Оки и Волги началось примерно в V-VI веках новой эры. Именно этот процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и дальнейшему развитию особой ветви славянства - восточным славянам. В византийских источниках племена восточных славян фигурируют под именами венедов, склавинов, антов. Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей, обладающих даром слова, в отличие от иных – «немцев» (немых). По версии академика Б.А.Рыбакова, термин этот сложный, и состоит из двух слов «сълы» (в значении послов, представителей; «тех, кого называют»), и «вене, «вены»» (т.е. венеды), таким образом, слъвене или слъвены – это «представители венедов». В поддержку этой версии свидетельствует тот

факт, что в старину финны (суоми) и эстонцы (чудь) называли нашу страну «Venaja», т.е. страна венедов.

Основу хозяйственной деятельности наших далеких предков составляло земледелие в форме перелога - на юге, и в форме подсечно-огневой обработки (подсеки) – на севере, где люди с великим трудом, сообща, отвоевывали у леса участки для пашен. Своеобразие такого способа взаимодействия с природой приводило к медленной, растянувшейся на века колонизации - хозяйственному освоению громадных территорий России. Важную роль в хозяйственной жизни славян играли скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось огородничество. В рассматриваемый период восточные славяне вели свое хозяйство в рамках соседской общины, которая носила название «мир» или «вервь». В ней, помимо общинной собственности была и индивидуальная. Для славян, до принятия ими христианства, был характерен полигамный брак (многоженство). Жен было запрещено брат в своем роде (экзогамия), поэтому вначале был характерен обычай кражи невесты, впоследствии замененный выкупом (вено). У славян имела место и кровная месть. Религиозные воззрения славян прошли три этапа: 1) поклонение добрым и злым началам (берегыни – упыри, вурдалаки); 2) поклонение культу Рода и рожаниц; 3) у славян к IX веку был развитый пантеон богов, среди которых постепенно выделяется дружинный бог войны и покровитель воинов - Перун. Служителей языческих культов называли кудесниками или волхвами.

В рассматриваемый период восточно-славянский мир представлял собой совокупность больших племенных союзов. К этому времени славянское общество было довольно разнородным. Источники свидетельствуют о наличии в нем не только имущественной, но социальной дифференциации. Наверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы. Внизу – «смерды», общинники-земледельцы «люди», а также многочисленная «челядь» (рабы). Высшая власть у восточных славян принадлежала вече, т.е. племенному собранию вооруженных мужчин. Во время различных военных мероприятий власть непосредственно в дружинах принадлежала князьям, и по мере развития общества эта власть приобретала все более значительную роль. Важную роль в принятии тех или иных властных решений играли старейшины родов (родовладыки).

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.