Медико-санитарное дело в Византии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важное мести в византийской М. занимало медико-санитарное дело. Непрекращающиеся эпидемии заставили византийское правительство сохранить существовавшие со времен Римской империи должности городских врачей для бедных. И хотя некоторые из них стремились в основном сниматься частной практикой, обслуживая состоятельных пациентов из числа обеспеченных ремесленников и торговцев, закон обязывал их бесплатно лечить городскую бедноту. больницы возникли на базе ксенодохий — постоялых дворов Востока, где первоначально были организованы отдельные помещения для заболевших в пути. В византийских больницах практиковали опытные врачи, существовал больничный устав, который с незначительными изменениями был принят в последующем и древнерусскими монастырскими больницами. При больницах имелись аптеки, открывались медицинские школы. Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для больных инфекционными болезнями, из которых в дальнейшем после создания монашеского ордена св. Лазаря возникли убежища для призрения прокаженных — лазареты.

 

31. Милосердие и помощь нуждающимся в представлениях европейского средневекового общества.

В XI–XII вв. монашеские ордены разделились на два основных типа. Традиционные ордены имели целью служение Богу молитвой, проповедью, соблюдением обетов. Обновленные ордены (антонины, тамплиеры, иоанниты и др.) ставили перед собой практические цели (уход за больными и ранеными, охрана паломников, освобождение силой оружия Святой земли).

Определенные правила подачи милостыни:

1) ценна только непосредственная милостыня, подаваемая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех нужд, куда она пойдет;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви, причем обратная связь здесь не обязательна. В Лионе был открыт особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

32. Виды благотворительности в исламе.

Исламская благотворительность проявляется в четырех направлениях. Первое, заключается в оказании добровольной безвозмездной помощи в виде различных даров, милостыней, пожертвований. Вторым направлением работы является добровольная беспроцентная выплата долга нуждающимся в нем. Третье – это обязательная выплата закята (определенного процента годового дохода при определенных обстоятельствах) и четвертое – вакф, вечное пожертвование, которое является самым лучшим видом благотворительности в исламе, т.к. польза от доходов использования такого имущества будет постоянна и долговременна.

 

33. Концепция благотворительности Иоанна Златоуста. 

Человек, - говорит святой Златоуст, - всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком

Говоря о его отношении к милостыни, обычно останавливаются на его безграничном восхвалении добродетели милосердия. И действительно, он ставит милостыню выше поста и молитвы, даже выше чудотворений. Таких идеальных свойств три:Во-первых, милостыню обязаны давать все, не только богатые, но и бедные. Во-вторых, милостыню необходимо давать всем без разбора, в том числе и - по нашему мнению, недостойным. Мы не имеем право выбирать, кому дать, а кому нет. Третье свойство подлинной милостыни. Оно, по Златоусту, заключается в том, что отдать нужно всё. Требование, на первый взгляд, неисполнимое и не соответствующее нашим представлениям о милостыне. Но мы уже знаем, что спастись богатому можно только отдав все. Но если это возможно для богатого, то тем более возможно и для бедного. Златоуст не раз приводит пример евангельской вдовы, которая, положив в сокровищницу две лепты, отдала все. Так как он требует не просто милостыни, но милостыни щедрой, то постоянно называет ее семенем.

 

34.Благотворительная деятельность Св.Василия.

Будущий святитель родился в 329 году в знатной христианской семье в городе Кесарии Каппадокийской. В семье было десять детей, пятеро из них впоследствии были канонизированы Церковью. Получив начальное образование в Кесарии и в Константинополе, Василий отправляется учиться в знаменитый Афинский университет. Большинство студентов Афинского университета, вырвавшись из-под опеки родителей, вели веселую праздную жизнь. Василий, сторонясь дурных сообществ, погрузился в учебу. Вернувшись домой, святой Василий раздал свое имущество бедным и поселился в уединенном месте, на берегу реки. Скоро своими письмами Василий Великий привлек в пустыню Григория Богослова. Друзья начали подвизаться в суровых условиях, не имея ни крыши над головой, ни очага. Они довольствовались самой скудной пищей; сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести.

 

35.Каковы особенности отношения к милостыне в протестантизме? В чем отличие от католичества?

В протестантском отношении к бедным всегда присутствовал некоторый оптимизм, основанный на постулате: «Тот, кто честно трудится, не может быть неуспешным». Среди людей такого склада благотворительность считалась обязательной.

Такому человеку не пристало любить нищих. Нищие не угодны Богу, и поэтому их должно извести как породу. Со временем в деловом протестантском мире благотворительность стала терять свои религиозные корни, превращаясь в инструмент улучшения жизни и преобразования социума. Общество пришло к пониманию, что процветание свободного предпринимательства возможно только в условия. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. М.Лютер обосновывает необходимость дифференцировать нищих на способные к труду и нетрудоспособных, первых необходимо обязывать работать, вторые должны получать помощь. Дети нищих должны обучатся ремеслу.

Совершенно иное отношение к благотворительности демонстрировали протестантские культуры. Католику представлялась возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами церкви. Протестантизм требовал не отдельных «хороших поступков», но святости, возведенной в систему, что должно было выражаться в неуклонном следовании человека своему божественному предначертанию благосостояния и высоких жизненных стандартов.

36. Предпосылки возникновения профессиональной социальной работы за рубежом.

Истоки зарождения социальной работы как профессии и ее развития мы находим в опыте зарубежных стран и связаны они с именами Мэри Ричмонд, Алисы Соломон, Елизаветы Фрай, Джейн Адамс и др.

В начале 1890-х гг. М. Ричмонд организовала первые в США курсы обучения социальных работником. В ряде книг М. были рассмотрены методы, технология социальной работы, в частности непосредственный и косвенный методы . Одной из первых книг М. Ричмонд, рассматриваются помощь и поддержка нуждающимся как дружеская акция. В этом плане остаются актуальными некоторые принципы, которые впоследствии будут приняты за основу этического кодекса социального работника. Они просты и запоминаемы:1. Симпатизировать клиенту.2. Отдавать ему предпочтение.        3. Поощрять его.4. Совместно с ним строить ясные планы действий и др. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете.

37.Организованная благотворительность и сеттльменты: задачи и специфика деятельности организаций

Организованную благотворительности возглавляла Мэри Ричмонд, и оно непосредственно не выступало за социальные реформы. Идейной основой этого движения было признание того, что причина бедности и социальных проблем человека заключена в нем самом. Визиты добровольцев с целью установления контакта были наиболее предпочтительной формой общения с бедняками. Члены благотворительного общества считали, что посещения должны заменить дома призрения, которые до недавнего времени были главным источником помощи. Сеттльменты выступали за социальные реформы. Основная идея этого движения заключалась в том, что окружающая среда больна, и ее необходимо менять, чтобы покончить с бедностью и несчастьями людей. Работа осуществлялась в американских кварталах, Волонтеры, которые симпатизировали идеям Джейн Адаме и Элен Стар - основательницам этого движения - переселялись в кварталы бедняков и жили по соседству с нуждающимися в помощи людьми. Но, если благотворительные организации занимались изучением условий жизни людей, главным образом тех, кто к ним обращался за помощью, то представители движения сеттльментов занимались, в основном, образовательной деятельностью, приобщая к профессии, и организацией досуга. Благотворительные организации и сеттльменты использовали разные методы работы. Однако, несмотря на различие в деятельности, члены общества благотворительности и движения поселенцев в определенной мере сотрудничали.

 

38. Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников.

В 1898 г. по инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии .

Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.

К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Первые школы социальных работников давали, как правило, одногодичную подготовку.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.

В 30-е годы прошлого века число стран, приступивших к подготовке социальных работников, продолжает увеличиваться.

Первыми преподавателями были члены общества благотворительности с большим опытом работы, но без педагогического образования. Областями практической социальной работы того времени были:

1. изучение условий жизни неблагополучных семей;

2. социальная работа в медицине;

3. социальная работа в школе;

4. социальная психиатрия.

39. Современные теоретические модели социальной работы.

В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.В разных странах специалисты - практики отдают предпочтение тем или иным теоретическим моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических, коммуникационных, гуманистических, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Итак, теоретический “портфель” профессионального социального работника богат и разнообразен. Владение различными методами воздействия обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуется еще и особое мастерство, способность к синтезу, которые вырабатываются только на основе опыта работы.

 

 

40. Вклад Мари Ричмонд в разработке теории социальной работы.

Мэри Ричмонд одной из первых стала работать в рамках системной теории, ставшей популярной в практике социальной работы в 1970-е годы. В «Социальных диагнозах» были обобщены подходы к индивидуальному интервью, которое состояло из следующих этапов:

· получение информации;

· диагноз (исследование состояния социального отклонения);

· прогноз (предположение перспектив улучшения);

· лечение (помощь клиенту)

Мэри Ричмонд были разработаны принципы, на которых должно строиться взаимодействие между социальным работником и клиентом, она назвала их «принципами ментальной гигиены» (впоследствии они были положены в основу Этического кодекса социальной работы):

· симпатизировать клиенту;

· отдавать ему предпочтение;

· поощрять его;

· строить с ним совместные ясные планы действий.

М. Ричмонд, считала, что университетская подготовка, связанная с необходимостью изучения большого количества научных дисциплин и научных школ, может подорвать присущую социальной работе ценностную основу включенности в благотворительность, подорвать веру студентов в бескорыстие. Она выступала за создание независимой от системы высшего образования школы социальной работы

 

41. Метод индивидуальной работы с клиентами (case-work) в социальной работе

 

Метод индивидуальной работы с клиентами (case-work), заключенный в рамки медицинской модели, долгие годы был основным.

Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения, М. Ричмонд разрабатывает метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением.

Мэри Ричмонд пишет, что в социальной работе важным моментом в каждом конкретном случае является оценка, постановка диагноза и выбор метода помощи на основе этого диагноза. Оценки должны быть научно обоснованы в отличие от тех моральных критериев, которыми пользовались благотворительные организации. «Изучение, диагноз, лечение» — таков образец, методика работы с клиентом.

Социальный диагноз, по мнению М. Ричмонд, предполагает оценку личности клиента и его социального положения. Социальная помощь — это комплекс мер, в результате которых должен измениться клиент и его социальное окружение.

Согласно концепции автора, вмешательство со стороны социального работника может осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. «Директивное лечение» заключается в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». «Недирективное воздействие» как косвенный метод лечения сводился к тому, что процесс оказания помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.

 

 42. Англосаксонская, скандинавская, континентальная модели социального обеспечения: специфика, принципы и страны распространения.

Скандинавская, англосаксонская, континентальная модели социального государства.

 

Скандинавская модель.

 

Данная модель реализуется в таких странах, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

 

Специфика:

 

- социальная защищенность – гражданское право каждого человека;

- государство несет ответственность за социальное благополучие своих граждан;

- государство, перераспределяя ресурсы, является основным производителем социальных услуг;

- доля социальных услуг очень высока.

 

 Англо-саксонская модель

 

Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.

 

Специфика:

 

- минимальное участие государства в социальной сфере (государство берет ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения);

 

- любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу;

 

- финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета;

 

- социальные услуги основаны на принципе «всеобщности», т.е. распространены на всех нуждающихся в материальной помощи граждан и принципе единообразия и унификации, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи («равные пособия за равные взносы»). Т.е. не зависимо от того, сколько человек зарабатывает, он вносит фиксированные взносы и в старости получает одинаковые пенсии;

 

- следует отметить, что внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в США и Ирландии - только низкооплачиваемым или не имеющим дохода.

 

Внутри англо-саксонской модели особо выделяется американская модельсоциального государства.

 

Специфика:

 

- базируется на индивидуалистических принципах;

 

- в отличие от скандинавской модели, в США очень слабое социальное законодательство, невелика роль профсоюзов и государства;

 

- социальная ответственность разделена между корпорациями и государством, при активной роли предприятий (частные компании должны заботиться о своих работниках, а государство поддерживать нуждающихся в целом). При этом бизнес предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в более высоком объеме и лучшего качества;

 

- наличие нецентрализованной системы социального обеспечения (каждый штат берет на себя заботу о своих гражданах и в каждом штате свои социальные программы);

 

- государственное социальное обеспечение в США включает две сферы - социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи;

 

- государство гарантирует бесплатное среднее, высшее и послевузовское образование при значительной доли коммерческого образования;

 

- социальная поддержка рабочим, что обеспечивает практически 90 % занятость населения;

 

- особой социальной защитой пользуется семья (как правило, адресная помощь нуждающимся семьям, при чем не в денежном эквиваленте, а натуральном (например, талоны на питание);

 

- наличие социального страхования всех сфер жизни человека.

 

 Континентальная модель.

 

Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

 

Специфика:

 

- устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности («чем больше зарабатываешь, тем больше социальные отчисления, тем выше социальная поддержка»);

 

- центральным принципом является упор на рынок и принцип социального страхования под государственным наблюдением;

 

- роль государства невелика (предоставление социальных услуг нуждающимся); в социальном секторе активность проявляют благотворительные фонды и общественная помощь;

 

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

 

- Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда - в 1884 году;

 

- Закон о страховании от несчастных случаев на производстве - в 1885 году;

 

- Закон об инвалидности и страховании по старости - в 1891 году.

 

Этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня. Оценивая законы, можно сказать, что они привели к историческому компромиссу между индивидуальной автономией и коллективной самопомощью и помощью государства.

 

Развитая система социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства» в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя - «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социаламт обязан, так или иначе, помочь. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.

 

 

43. Вклад Джейн Аддамс в разработке теории социальной работы.

В конце 80-х годов Джейн Аддамс которую считают пионером борьбы за социальные права граждан в США, возглавила вместе с группой женщин-единомышленниц альтернативное движение сеттльментов, или социальных поселений.Группа молодых людей из среднего и высшего классов, прежде всего, женщин, поселялась в самой гуще бедных и нищих кварталов города.Они приходили туда не только с благородными побуждениями, но и с продуманным планом социальной помощи .Именно через опыт сеттльментов частная благотворительность среди бедных постепенно перерастала в сферу регулярной социальной работы в Америке.Также Джейн Адамс является основательницей Халл-Хауса.В течение нескольких лет в Халл-хаусе были организованы детские ясли, библиотека, гимнастический зал, переплетная мастерская, коммунальная кухня, художественная студия, музей труда, а также пансион для молодых работниц.Работа в Халл-хаусе не только смягчила отчуждение и бедственное положение иммигрантов, но и послужила примером для организаторов таких учреждений повсеместно. Усилия А. по улучшению условий жизни на городских окраинах породили новую профессию социального сотрудника.

 

44. Протестантская этика в отношении к нуждающимся.

 

В протестантском отношении к бедным всегда присутствовал некоторый оптимизм, основанный на постулате: «Тот, кто честно трудится, не может быть неуспешным». Среди людей такого склада благотворительность считалась обязательной.

Такому человеку не пристало любить нищих. Нищие не угодны Богу, и поэтому их должно извести как породу. Со временем в деловом протестантском мире благотворительность стала терять свои религиозные корни, превращаясь в инструмент улучшения жизни и преобразования социума. Общество пришло к пониманию, что процветание свободного предпринимательства возможно только в условия. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. М.Лютер обосновывает необходимость дифференцировать нищих на способные к труду и нетрудоспособных, первых необходимо обязывать работать, вторые должны получать помощь. Дети нищих должны обучатся ремеслу.

Протестантизм требовал не отдельных «хороших поступков», но святости, возведенной в систему, что должно было выражаться в неуклонном следовании человека своему божественному предначертанию благосостояния и высоких жизненных стандартов.

45) Эпидемии и голод в средневековом обществе.

Средневековый запад терзал страх голода и часто сам голод.Объектом всех чудес являлся хлеб, потому что он был основной пищей масс.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Причины голода:

1. Слабость средневековой техники и экономики.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.

3. Бессилие государственной власти.

4. Множество таможенных барьеров - сборов и пошлин

5. Неразвитость транспортной инфрастуктуры.Первенство здесь держит XI в.: только во Франции в нём насчитывается 48 голодных лет. Конечно же, голод и эпидемии сильнее поражали беднейшие слои населения.Лишь в редких случаях голод был настолько велик, что находил своих жертв во всех классах населения.Так во время страшного голода 1195-1198 гг. во Франции даже самые богатые и могущественные страдали от недоедания.Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица несших эти послушания.

46. Цеховая организация помощи в средние века.

 цеховой иерархии мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях. Для того, чтобы желающий мог вступить в цех, ему в обязательном порядке предписывалось пройти две нижние ступени. Как правило, в первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье — мастером. Для большинства городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. В условиях узкого рынка и незначительного спроса этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников. В интересах ремесленников, входивших в цех, было обеспечение изделиям данного цеха беспрепятственного сбыта. Цех строго регламентировал производство, через избранных должностных лиц он следил, чтобы каждый член цеха выпускал продукцию определенного количества. Так, цех регламентировал ширину и цвет ткани, количество нитей в основе, предписывал пользование определенным материалом и инструментом. Уставы цехов строго ограничивали число подмастерьев и учеников, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, регулировали запасы сырья. Такая организация ремесла в тех условиях охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны фео

далов, обеспечивала существование мелких производителей, содействовала совершенствованию навыков труда, развитию техники. Цех был военной организацией, которая участвовала в охране города и выступала как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цехи имели свои церкви или часовни, были своеобразной религиозной организацией, каждому цеху покровительствовал свой «святой». Осуществлялась взаимопомощь ремесленников. Она обеспечивалась за счет вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей. Осуществлялась помощь нуждающимся членам цеха и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха.

 

 

47.Проблема безработицы в европейских странах и пути ее ликвидации в XIX веке.

 

 

48.Законодательная европейская практика в деле локализации профессионального нищенства в XVI-XIX вв.

Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по призрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные исправительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества. 1601 год. В Англии принят "Закон о Бедности". Несмотря на то, что это был далеко не первый законодательный акт такого рода, данный закон оказался, вероятно, самым "долгоживущим" - он сохранял свое значение на протяжении более 200 лет и действовал на всей территории Британской Империи. В результате, многие положения этого закона в переработанном виде вошли в законодательства таких государств, как США, Канада, Индия и др. 1603 – В Англии принимаются жесточайшие меры по борьбе с нищенством, в так называемом «кровавом законодательстве» королевы Елизаветы Первой. Этими законами вводились жестокие наказания для лиц, обвинённых в бродяжничестве и в собирании милостыни без разрешения властей. Их бичевали, клеймили, отдавали в рабство (на время, а в случае побега - пожизненно, при третьей поимке казнили). Начало "кровавым законам" положил статут 1495 Генриха VII. Особой жестокостью отличались статуты 1536 и 1547. 1662 год. В Англии впервые принят закон, который устанавливал ныне основное правило распределения социальной помощи - территориальное. В законе указывалось, что муниципалитеты и локальные органы государственной8 власти могут оказывать помощь только местным жителям. Кроме того, закон впервые обязывал власти проводить особые исследования, чтобы установить - какие категории населения рискуют впасть в бедность в обозримом будущем. Но все же главным стал проект создания работных домов для здоровых нищих. 1697 год. В Англии (город Бристоль) создана система "работных домов". Эта система была поистине революционной. Частные предприниматели, по контракту с государством, содержали работные дома, в которые направляли бедных и безработных. В обмен на свой труд обитатели работных домов получали жилье, питание и медицинскую помощь. На практике, подобная реформа привела к созданию, фактически, нового института рабовладения - коммерсанты заставляли бедняков работать в нечеловеческих условиях, обычно не затрудняясь обеспечивать им достойную жизнь. 1656 г. Создание Общего госпиталя в Париже (где помещались все без исключения нищие).(Изоляторы) Госпиталь не являлся медицинским учреждением – это чисто административная структура. Общий госпиталь был всецело подчинен королю и неподвластен церкви. Вскоре данная структура покрыла своей сетью всю Францию. По королевскому эдикту от 16 июня 1676 г. Предписывалось устроить «общий госпиталь в каждом из городов королевства». К концу 18 в. их насчитывалось уже 32. Таким образом, в Западной Европе в 17 в. складывается система государственной благотворительности в форме трудовых (исправительных) домов – изоляторов. Богадельни-тюрьмы и работные дома становятся во второй половине 17 в. символом новой эпохи и находят повсеместное распространение. Попытки создания благотворительных школ, предпринятые религиозными реформаторами в Англии и во Франции, дали незначительный эффект. 18 в. 1782 год. Система "работных домов" была уничтожена. Великобритания практически полностью отказалась от вовлечения бизнеса в реализацию социальных программ. В британских муниципалитетах появились первые в мире социальные работники. 1795 год. В Великобритании впервые появились термины "уровень бедности" и "черта бедности". Подсчет уровня бедности велся следующим образом: учитывалась цена на хлеб, заработок бедняка и количество иждивенцев в его семье (дети, старики и пр.).

 

49.Армия Спасения: факторы возникновения и принципы работы.

Армия Спасения -международная христианская и благотворительная организация, основанная в 1865 году в Великобритании для оказания помощи нуждающимся.

Армия Спасения имеет свои приюты для бездомных, столовые, центры для пожилых, детские лагеря и многие другие учреждения, которые оказывают помощь различным слоям населения.

В 1865 году британский священник-методист Уильям Бут создал евангелическую Христианскую ассоциацию возрождения. Прежде чем получить своё современное название, организация дважды переименовывалась — сначала в «Христианскую миссию Восточного Лондона», потом в «Христианскую миссию». Позже в 1878 году Миссия была переименована в Армию Спасения.

Принципы Армии спасения базируются на текстах Ветхого и Нового заветов. Организация распространяет идеи и догматы Библии с помощью проповедей, а также оказания нуждающимся социальной, медицинской, консультативной, моральной и иной поддержки, включая предоставление материальной помощи в чрезвычайных ситуациях. Армия спасения содержит столовые для нищих, ночлежные дома для бездомных; работает с осуждёнными и другими асоциальными элементами общества.

 

50. Международный Красный Крест: возникновение и принципы работы

Идея создания общества Красного Креста принадлежит молодому предпринимателю из швейцарии Анри Дюнану. По воле случая он стал свидетелем битвы при Сольферино в 1859 году. В этой ожесточенной битве за несколько часов пало около 40000 жертв - убитых и раненых. Санитарные службы,воюющих сторон не справлялись. Дюнана потрясли картины кровопролития и человеческих страданий. Обратившись с призывом к жителям соседних поселений,он принялся оказывать помощь всем раненым воинам. Призыв Дюнана был услышан, и местные жители принялись оказывать помощь раненым.

По возвращении он не мог стереть из память эту ужасающую картину. Он взялся за перо,чтобы рассказать миру о войне,какой она является на самом деле. В 1862 была закончена его книга «Воспоминание о Сольферино».

В своей книге Анри Дюнан высказал идеи о создании европейских странах добровольных обществ, для оказания помощи раненым и указал путь в будущее Женевских Конвенций ( 1864 года,которые в последующем стали первый письменным им конкретным воплощением современного Международного гуманитарного права).

В октябре 1963 года в Женеве состоялась международная конференция, в которой приняли участие представители 14 стран и 4 благотворительных организаций.Был принят ряд решений и рекомендаций среди которых- «создать в каждой стране добровольные комитеты по оказанию помощи раненым,предоставить статус нейтральности медицинскому и санитарному персоналу,действующему на официальной и добровольной основе». По этому случаю был выбрат отличительный знак - красный крест на белом фоне.

Международный Комитет помощи раненых впоследствии получил название «Международный Комитет Красного Креста».

 

 

51. Концепция «государство всеобщего благоденствия».

Государство всеобщего благоденствия — концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан. Она основана на принципах равенства возможностей справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного уровня жизни. Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния. Немецкий термин «социальное государство» применялся ещё к консервативным реформам Отто фон Бисмарка вводившего социальное страхование, чтобы предотвратить рост рабочего социалистического движения.Что касается английского термина «государство всеобщего благосостояния» то считается, что его впервые использовал англиканский архиепископ Уильям Темпл.В Великобритании значительным событием стал доклад фабианца Уильяма Бевериджа в парламенте (1942 год).Таким образом государство всеобщего благоденствия выполняла следующие функции: Поддержка социально незащищенных слоев населения; Охрана труда и здоровья людей; Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов; Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства; Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей.

 

52. Групповой метод в социальной работе с клиентами.

Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы имеющие различное происхождение проблем.

Согласно подходу Г.Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, которая помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микосоциуме.

Термин «социальная групповая работа» был предложен Г.Конопкой и другими исследователями, чтобы подчеркнуть ее специфику и отличие от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии основное внимание уделяется эмоциональным и психологическим процессам у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция применять методы групповой психотерапии в практике социальной групповой работы, что расширяет ее границы, в связи с чем различаются понятия «групповая терапия» и «групповая работа».

Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях

Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, повышать степень его индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.

Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалификации, когда социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы.

 

53. Каролингская система попечения.

В эпоху правления Карла Великого (768 —814) была предпринята попытка в средневековой Римской империи возродить ценности Античности, но в христианско-античном духе. В истории этот период называют каролингским ренессансом. Карл Великий уделяет большое внимание не только охране границ империи, а также образованию, искусствам. Большое внимание уделяется законодательной деятельности, реформированию монастырской жизнедеятельности.

 

Франкфуртский капитулярий 798 года обеспечил стабильное существование духовенства, так как десятина в пользу церкви становилась государственным законом. Однако и система землевладения, и система налогов должны были служить не только развитию самих монастырей, но и системе помощи нуждающимся в период голода и неурожая, чему служили указы, принятые ранее. Так, в 779 году Карл Великий издает указ, согласно которому богатые епископы и аббаты выдавали бедным по фунту серебра, менее богатые — по полфунта или по шесть сольдо. К тому же земледельцы были обязаны содержать до времени урожая от 1 до 4 бедных. Каролингское попечение о бедных также предусматривало, что четвертая часть доходов тратится в пользу бедных. Можно отметить преобладание территориального подхода к нуждающимся, когда попечение о бедных осуществлялось духовенством только в пределах своего округа, и оно распространялось только на свободных граждан.

 

(КАРОЛИНГСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ — попечение на основе античных ценностей, осуществляемое в период правления Карла Великого. Для К.П. были характерны патерналистские подходы к общественному распределению, негативное отношение к нищенству, введение повинностей на основе имущественного ценза).

 

Продолжая традиции ранней апостольской церкви, согласно свидетельствам Эгингарда, он занимается вспомоществованием не только на своей территории, но и посылает своеобразную «гуманитарную помощь» деньгами христианам за моря в Сирию, Египет, Иерусалим.

 

По тем капитуляриям, которые дошли до наших дней, мы можем судить, что Карл Великий стремился распространить полицейские функции государства на такое явление как нищенство и инфантицид. Так, в капитулярии от 806 г. мы узнаем: «Относительно нищих, скитающихся по стране, мы желаем, чтобы каждый из наших верноподданных кормил своих бедных, или в поместьях, или в собственном доме и не допускал до милостыни в другом месте. Если же найдутся такие, которые не захотят трудиться своими руками, пусть никто им ничего не дает».

 

Несмотря на то, что закон о запрещении детоубийства существовал, тем не менее практика инфантици-да продолжалась. Так, в капитулярии от 806 г. мы встречаем распоряжение Карла Великого, что за убийство детей в казну должно быть уплачено за смерть ребенка 9 лет — виру, 11 лет — двойную плату.

 

Карл Великий стремится не допустить обмирщание монашества; Хотя как мы видим из капитулярии о церковном порядке 789 года, такие тенденции имели место. Священники крали подаяние у бедных (47), вели мирской образ жизни (59, 71), не заботились о создании убежищ для странников, бедных, убогих (74). Вот почему новую кодификацию монастырских уставов, связанных с правилами Бенедикта Нурсийского, стал так активно поддерживать Карл Великий. Аскезабенедиктинцев была поддержана им, он даже посылает монахов в школу бенедиктинской жизни в Монте-Кассино в 802 году, чтобы попытаться найти новые религиозно-нравственные ориентиры клира в монастырях, которых к тому времени насчитывалось около 30.

 

Постепенно каролингское попечение и реформирование монастырской жизни идет на убыль, так как с развитием феодальных отношений свободных людей становилось все меньше и меньше, а вместе с тем; происходит переосмысление понятия «бедности», не только со стороны светской власти, но и Церкви, где под этим к XII веку стали понимать «христовых бедных», т. е. монахов.

 

В XI — XII веках можно отметить, что намечаются тенденции общинной помощи в городах, а также система помощи через ордены монахов и религиозные организации мирян, которые охватывали своей деятельностью различные страны.

 

 

54.Развитие социального законодательства в Англии. (Перечислите основные законы и их значение)

Стремясь обеспечить рабочей силой нарождавшуюся промышленность, английские законодатели на протяжении XVIII в. систематически проводили политику сурового принуждения к труду. Бродяги беспощадно наказывались, неимущие заключались в специальные «работные дома», где господствовал тюремный режим и принудительный труд. Нищенство строго запрещалось; закон 1698 г. обязывал бедняков, получающих пособие, носить специальные нарукавные знаки. Свирепые елизаветинские законы о бродягах и нищих продолжали применяться. С целью принудить бедняков выполнять самую тяжелую и низкооплачиваемую работу, законы под страхом жестоких наказаний воспрещали им самовольный переход из одного прихода в другой; приходские власти сами регулировали поставки рабочей силы, переправляя «излишки» бедняков в распоряжение предпринимателей по первому требованию последних. Особенный спрос промышленники предъявляли на детей бедняков, которых в самом раннем возрасте отрывали от семьи и принуждали к непосильному труду.

 

Законодательным путем государство внедряло дисциплину и беспрекословное послушание на работе. Действовавший с конца XVI в. закон Елизаветы устанавливал, что ремесленники и рабочие должны работать «с середины марта до середины сентября от шести часов утра до половины восьмого вечера, а с середины сентября до середины марта — от рассвета до темноты». Закон не воспрещал хозяину удлинять рабочий день зимой при искусственном освещении до 14,15 и 16 часов. Законы 1721 и 1726 гг. поручали регулирование ставок заработной платы мировым судьям; под угрозой штрафа запрещалось повышать устанавливаемые ими ставки. В то же время ряд законов категорически воспрещал рабочим объединяться для борьбы с целью повышения зарплаты и улучшения условий труда. Драконовскими мерами буржуазия подавляла всякую попытку трудящихся отстоять свои права. Маркс указывает, что капитализм при своем возникновении «свое право всасывать достаточное количество прибавочного труда обеспечивает пока не одной лишь силой экономических отношений, но и содействием государственной власти»

 

55. Идеи социальной благотворительности в XVIII-XIX вв.

Во время царствования Екатерины II создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся – приказы общественного призрения и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека, сиротский суд).

 

Крупнейшим делом периода царствования Екатерины II было учреждение двух больших заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И. И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 году в Москве Воспитательного дома, а в 1770 году – и в Петербурге. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях.

 

Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании ею целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 года. По этому закону, «приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании:

 

1) народных школ;

 

2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после смерти родителей без пропитания;

 

3) установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных; 

 

4) установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют;

 

5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют;

 

6) установление и надзирание дома для сумасшедших;

 

7) установление и надзирание работных домов для обоего пола;

 

8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей. <…>

 

Таким образом, законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», была заложена государственная система общественного призрения, процветавшая долго и сохранившаяся в общих чертах до наших дней.

Супруга Павла I – Императрица Мария Федоровна – в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В ноябре 1796 года она приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением; пожаловав ему в ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Затем, в 1797 году, Императрица приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое внимание Мария Федоровна обращала на Воспитательные дома.

 

Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году – Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. При Марии Федоровне были открыты училища для солдатских дочерей в Севастополе и Николаеве, для глухонемых детей в Павловске (на даче Императрицы), больницы, воспитательные дома.

Все существующие в это время благотворительные организации можно разделить на две группы: благотворительные общества и благотворительные учреждения. Благотворительные общества оказывали преимущественно разовую помощь, а благотворительные заведения помимо разовой помощи обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях.

 

56. Отношение к проблеме бродяжничества в Западной Европе в XVI-XVII вв.

Долгое время в отечественном законодательстве бродяжничество не рассматривалось как самостоятельное преступление. Но увеличение числа нищенствующей братии в России постепенно стало приводить к нежелательным для властей эксцессам, особенно в чрезвычайных ситуациях: в годы моровых поветрий и Смуты. Как уже говорилось, на беспорядки от нищих обратили внимание еще Иван Грозный и Стоглавый Собор. На это жаловались и иерархи церкви. При Михаиле Федоровиче патриарх Иоасаф писал, что во время службы по церквам ходят нищие «с бесстрашием, человек по десятку и больше, от них в церквах великая смута и мятеж, то они бранятся, то дерутся; . иные притворяются малоумными, а потом их видят целоумными»    От нищих происходили многочисленные безобразия, буйства и даже разбои. С разрушением общинных основ на рубеже XV-XVI веков к оседлым нищим стали присоединяться так называемые «калики перехожие», т. е. нищие кочевые или бродяги. И в этой среде уже трудно было распознать, кто питается Xриста ради, а кто укрывается от наказания. Следует отметить, что скитальчество особенно усилилось при Борисе Годунове, когда были введены «заповедные годы» (отменялся Юрьев день) и «урочные лета» - сыск беглых крестьян. Закрепощение крестьян конца XVI века привело к возникновению класса людей, лишенных права свободного передвижения. Крестьяне, бежавшие от феодалов, постепенно получают наименование беглых. Развитие крепостного права породило новый виток бездомных бродяг, укрывавшихся от помещичьего гнета.

Ряды бродяг пополнил раскол в церкви середины XVII столетия, когда патриархом Никоном была осуществлена церковная реформа, про­веденная революционными методами, ломая и калеча сопротивлявшихся нововведениям. По сути, в России было создано другое, тайное государ­ство, состоящее из раскольников и исповедовавшее сопротивление законной власти. Был создан целый подпольный бродяжий мир, со своими общежитием и законами.

 

Воеводам предписывалось «смотреть накрепко, чтобы ни в котором городе воеводства не было гулящих бездельных людей, напрасных шатунов». Такое требование мотивировалось тем, что «у таких бродящих людей чем питаться ничего нет, хлеба вседневного требуют, а работать не хотят, и самая нужда принуждает их воровать и своих злодейством добрым людям только всякое озлобление, разорение, убийств чинить». В случаях же, если праздношатающиеся оказывались людьми свободными, не прикрепленными к определенной местности, воеводы обязывались «с нуждою заставить их работать»[58].

 

 

 Для искоренения бродяжничества законодатель установил прописные грамоты, ставшие прототипом позднейших паспортов. Без них никто не должен быть прошен за заставу города. На воевод возлагалась обязанность строго наблюдать за неизвестными, прохожими, безъявочными людьми и каждое новое лицо, появившееся в городе, допрашивать. Для предосторожности подозреваемого заключали в тюрьму и сообщали государю.

 

В XVII и XVIII веках бродягами вообще назывались беглые как крестьяне, так и солдаты-дезертиры. К ним также причислялись и разные захребетники, бобыли, нищие и прочие «бездельные» и «гулящие» люди. В бродягах законодатель видел лишь «бездельных шатунов», праздность которых и является главной опасностью для общества. Это подтверждает Указ от 12 ноября 1698 года 1. Так, Указом от 30 апреля 1704 года под страхом смертной казни и отобрания поместий и вотчин «на Великого Государя» запрещалось принимать беглых людей, о которых вотчинники и старосты обязывались доносить властям2. А петровский Указ от 11 мая 1719 года «Об отдаче пойманных бродяг в солдаты» говорит о беглых и гулящих.

 

В XVIII веке меры, принимаемые против бродяг, в основном не носили характер уголовных репрессий, а главная их цель - извлечение пользы из них, превратить «бездельника, слоняющегося по улицам» в группу людей определенного состояния, платящих подушные деньги, государевых слуг. Именным указом от 19 марта 1719 года смертной казни подвергались не только «воровские люди», беглые солдаты и рекруты, но и прикащики, старосты и выборные люди «за упуск», умышленную помощь, утайку и держание у себя таких людей и беглых. В отношении же таковых проступков со стороны помещиков их имения описывались «в Великие Государя бесповоротно»

 

57. Система «работных домов» в европейских странах.

В 1575г. в одном из английских законодательных актов, в котором речь шла «о наказании бродяг и облегчении бремени бедняков», предусматривалось строительство исправительных домов, из расчета по одному на графство. Название их стало ассоциироваться с идеей работных домов и стало синонимом их; вскоре в Англии появились до 200 работных домов под этим названием

Лондонский работный дом представлял из себя хорошо охраняемые мастерские, находившиеся под постоянным надзором и отличавшийся тюремной дисциплиной. Мастерские были под контролем ремесленных гильдий, а питание заключенных зависело от результатов их труда. Бездельничавших бродяг направляли на работы на рудники и пекарни, где работа была тяжелой и требовала не квалификации, а лишь физической силы.Дом вскоре столкнулся с непреодолимыми трудностями: безработица в Лондоне была настолько велика, что он не в состоянии был обеспечить работой всех направляемых туда бродяг, отчего роль дома как карательного заведения тут же понизилась.

В Голландии появились два работных дома: для мужчин — Распхёйс, где основным занятием стала обработка бразильского дерева, и для женщин и детей — Спинхёйс, где последние занимались прядением и шили одежду. Работа в голландских работных домах велась по группам, а труд оплачивался.Голландский образец стал показательным для устройства работных домов в Германии.

Во Франциибыло создано три работных дома: для мужчин, для женщин и детей, достигших восьмилетнего возраста, и для серьезно больных. В первых двух заключенные должны были работать с рассвета до сумерек, начиная с 5 часов утра летом и с 6 часов утра зимой.Мужчины были заняты на рудниках, в пивоварении, на лесопилках и в «других местах тяжелого труда», в то время как женщины и дети шили и пряли, выделывали обувь и пуговицы и т. п.

Нищим, которое работали в этих госпиталях, выплачивалась лишь четверть заработка, остальное шло в пользу госпиталя. Параллельно были созданы специальные отряды стражи для борьбы с уличным нищенством с введением особого вознаграждения за поимку бродяг.

В глазах властей и посторонней публики эти госпитали стали при всех их противоречиях институтами благотворительности.

В целом, при всем многообразии моделей работных домов, нашедших свое применение в разных странах Западной Европы, эти исправительные заведения выполняли две важнейшие функции:

а) изъятия из общества праздношатающихся и профилактики волнений и бунтов с целью поддержания социального мира и равновесия;

б) использования дешевой рабочей силы через предоставление работы людям, которых держат под замком и заставляют трудиться «на благо всех».

 

 

58. Международные социальные документы, которые были созданы в XX веке?

международные акты, касающиеся вопросов, связанных с правами человека. Центральное место среди них занимает Международный Билль о правах человека, куда входят: Всеобщая декларация прав человека, а т.ж. принятые на ее основе в 1966 г Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативный протоколк нему. Кроме того, приняты документы, закрепляющие право на самоопределение государств, предупреждающие, дискриминацию ее различных формах, военные преступления и преступления против человечества, рабство, принудительный труд и т.д., устанавливающие права человека в области отправления правосудия, права беженцев, право на свободу информации, ассоциации, права детей, право на социальное благосостояние, прогресс и развитие и др.

 

59. Идеи кальвинизма в решении социальных проблем.

Кальвин очень осторожно подходил к трактовке проблем государства и социально-политического устройства общества. Он порицал князей и монархов за их насилия, произвол. Он утверждал, что если государь и правительство устанавливают тиранический режим, попирают божеские законы и оскорбляют церковь, то рано или поздно они испытают на себе карающую десницу божью, орудием которой могут стать их собственные подданные. Ho в то же время всякое государственное устройство и власть Кальвин объявлял божественными. Право сопротивления тирании он признавал лишь за подчиненными органами власти, церковью и представительными учреждениями, например Генеральными штатами.

Обязанности государей также ясно определены. Кальвин предписывает им не отягощать народ налогами иначе, чем для удовлетворения общественных нужд, не покрывать притеснителей народа, а преследовать и наказывать их.

Демократию Кальвин считал «наихудшей формой правления». Все свои симпатии он отдавал аристократической форме. Как компромиссное решение он допускал ее сочетание с «умеренной демократией». В соответствии с этими взглядами Кальвина власть в Женеве все больше и больше сосредоточивалась в руках узкой группы лиц.

Кальвин ненавидел и преследовал крестьянско- плебейскую ересь — анабаптизм. Требование крайних анабаптистов установить общность имуществ и отрицание ими властей он расценивал как «присвоение чужого» и «возмутительную дикость».

В то же время Кальвин оправдывал взимание процента и ростовщичество, считал закономерным существование самой жестокой формы эксплуатации человека человеком — рабства, которое стало все шире распространяться в колониях.

Он не случайно выбрал эту систему, положившую начало организации протестантской партии, спасшей реформу в то время, когда она была на краю гибели. «Наставление в христианской вере» — важнейшее литературное произведение реформации. Из-за него Кальвина называли «Аристотелем реформации».

В Женеве была создана консистория, фактически подчинившая себе светскую власть и учредившая придирчивый полицейский надзор за жизнью горожан. Всем вменялось в обязанность посещение церковной службы, были запрещены танцы, игры, песни и ношение нарядной одежды. За нарушение этих правил, за леность и чревоугодие виновные привлекались к суду и подвергались наказаниям.

Это было время наивысшего могущества Кальвина, когда и женевская церковь и магистрат полностью склонялись перед его авторитетом.

 

 

60. Отношение к проблеме бродяжничества в Западной Европе в V-XI вв.

Стремительный рост нищенства, бродяжничества с середины XV в. и особенно в XVI в. – явление, общее для всех европейских стран и регионов, с наибольшей полнотой и выразительностью проявившееся в городах.

 

Городская беднота и нищие представляли сильно дифференцированный слой. Их привилегированную группу составляли так называемые «домашние бедняки» из числа обедневших, обитателей госпиталей, приютов.рост нищенства и бродяжничества сопровождался резким ухудшением отношения общества к бедности и беднякам. Нищих, особенно пришлых, стали рассматривать как бродяг, как антисоциальный элемент, с которым надлежало вести борьбу.Городские власти усиливали контроль за «своими», местными нищими, ограничивали приток пришлых: складывалась система благотворительности, преимущественно для «своих» нищих и бедняков (раздача одежды, денег, хлеба – так называемые столы для нищих, госпитали и приюты, конвенты для больных, нетрудоспособных по старости и т.п.).

 

Усиливался городской контроль за раздачей «милостыни», особенно духовными институтами, попытка «трудоустройства» работоспособных бродяг.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 542.