I. Консервативное направление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С середины 60-х гг. Борьбу с оппозицией возглавил М. Н. Катков, отставной профессор Моск. Университета, издатель журнала Русский вестник и газеты Моск. Ведомости. Теория официальной народности, была реакцией правительства на развитие революционных идей в России. Но в сознании людей жила вера в Бога и царя, а церковные обряды были обыденной жизнью. Именно на этом держалось госуд. самосознание. Мыслители искали, как сохранить важнейшие национальные основы- православную веру, самобытную политическую и социально- экономическую системы, не допустить революцию. Они видели опасность ассимиляции России Европой. Это были- Леонтьев, Данилевский, Победоносцев.

Данилевский- один из создателей концепции панславизма. Он видел в Европе врага и агрессора по отношению к славянским госуд. Он утверждал, что материальная культура может восприниматься всеми цивилизациями, но нематериальные элементы культуры распространяются только в границах породившей их цивилизации.

Победоносцев- крупнейший государственный деятель.

Благодаря Победоносцеву- миллионы крестьянских детей получали образование и формировали соц. основу для аграрных преобразований Столыпина. Он был убежденным противником демократии и России, считал что русское крестьянство не готово к самоуправлению. Выход из кризиса он видел в обновлении общества через церковь.

II. Либеральное общественное движение.

В выработке и проведении реформ участвовали- Милютины, Головнин, Рейтерн, Бунге. Политическая программа либералов была направлена на защиту уже осуществленных реформ, на подготовку целой системы постепенных реформ в социальной и экономической областях. Россия должна была преобразовываться постепенно чтобы предотвратить в стране революционный взрыв. Либералы мыслили свою деятельность легальным общественным направлением и не стремились создать собственную партию. Журнал “Вестник Европы” был трибуной либеральной оппозиции правительственному курсу и консервативному направлению. Возникло широкое земско- либеральное движение. Земство состояло из либерально настроенных дворян, чиновников, учителей, позже стали привлекать крестьян.

III. Радикальные течения.

Идеи Герцена создали основу для радикального движения. Его последователи называли себя народниками (им было свойственно неприятие буржуазности, стремление защищать интересы крестьянства, нежелание признать капитализм в России). Революционеры 60- 70 гг отрицали необходимость политических свобод в России, они хотели вызвать немедленный бунт для устройства в стране всеобщего равенства на основе коллективизма.

Народническое движение имело неск идеологов (Бакунин, Лавров, Ткачев, Михайловский). Они считали что интелегенция виновата перед народом. именно народ создал всю культуру и это налагает тяжкую ответственность на тех кто пользуется этой культурой. Народники начали террор против царя и правительства. Правительство начало казнить виновников и высылать их. Народники оказались в изоляции от русского общества.

С 80-90 гг марксизм завоевывает революционную среду в России. Плеханов и его единомышленники готовили условия для создания марксистской партии в России. Ленин утверждал что социализм может быть осуществлен при недостаточном развитии капитализма и без рабочего класса. Он считал, что недоразвитый капитализм- это великое благо для революционеров.

 28. Александр III: контрреформы или «консервативная» модернизация.

После убийства Александра 2 и восшествования на престол Александра 3 во второй половине 1880-х гг. были введены ограничения в области суда присяжных, в городах введен городской суд, в котором судьи назначались правительством. Восстановлена цензура в печати, отмененная в эпоху либеральных реформ, большого размаха достигли цензурные репрессии. Были ликвидированы те зачатки крестьянского и городского самоуправления, введение которых преследовала земская и городская реформа 1860-х гг. В 1889 году для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 года было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882—1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов; начальные школы передавались церковному ведомству — Святейшему Синоду.

Все это происходило потому, что император очень боялся повторения истории своего предшественника и стремился удалить из масс любые зачатки вольнодумства. Он считал, что возникновению революционных настроений способствуют поблажки в законодательстве, либеральная политика правительства.

В то же время, стоит отметить, что некоторые реформы были призваны сгладить острые углы от царствования Александра 2, как то последствия реформы 1861 года. Понижение выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского поземельного банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881—1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года. Отмена подушной подати (18 мая 1886 года), налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения (1882—1884) обнаруживали желание приступить к коренному переустройству податной системы, в смысле облегчения беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних (1882) и ночной работы подростков и женщин (1885) было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского (1881—1882) отвечало несомненной назревшей потребности; учреждённая в 1881 комиссия статс-секретаря Каханова приступила к подробному изучению нужд местного управления, с целью усовершенствования областной администрации применительно к началам крестьянской и земской реформы.


 29. Формирование политической системы России в конце XIX – начале XX вв.

Проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя встала вновь перед Россией на рубеже веков. Реформы 60-х—70-х годов не были завершены и остановлены контрреформами 80—90-х годов. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями.

Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия — дворянство, теряла монополию на власть.

Самодержавие с трудом шло на полицейские уступки, переход от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.

Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали перестройки политической и государственной системы. В политической сфере выявились сторонники и противники промышленной модернизации и политических реформ (представителем первых стал С.Ю. Витте, вторых — В.К. Плеве).

Государство поощряло частное предпринимательство: в 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф, в 1900—1903 годы предпринимателям были выделены значительные субсидии.

Правительство стремилось воздействовать на зарождавшееся рабочее и крестьянское движение. Под эгидой полиции в крупных промышленных центрах создавались общества рабочих, в 1902 г. образовалось "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". Эти полугосударственные организации имели целью осуществление контроля за общественным движением.

Поражение в войне с Японией способствовало нарастанию революции. После убийства эсерами В.К. Плеве, началась "Эпоха доверия", провозглашенная новым министром внутренних дел П.Д. Святополк-Мирским. События 9 января 1905 г. прервали этот период.

В феврале 1905 г. публикуются два взаимоисключающих правительственных акта: указ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства и манифест, утверждавший незыблемость самодержавия.

В мае 1905 г. на рассмотрение министров был внесен проект о создании законосовещательного органа ("булыгинской думы"). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному конституционализму в России.

Крайней реакцией на правительственные уступки стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере началось формирование партий правительственного лагеря, противостоявшего демократическому и либеральному лагерям.

В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции. Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента, в ускоренном порядке были пересмотрены Основные законы Российской империи.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.