Подходы к изучению всемирной истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассматривая научные подходы к специфике и закономерностям исторического процесса, надо отметить формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход рассматривает исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций, при которой каждую из формаций сменяет более прогрессивная: первобытно-общинная – рабовладельческая – феодальная – капиталистическая – коммунистическая. Основоположниками такого подхода считают Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Согласно их периодизации, в капиталистической формации, тогда как следующая, коммунистическая формация, ими лишь прогнозировалась. Характерными чертами каждой формации являются способ производства, производственные отношения, классы. В каждой общественно-экономической формации имеется «надстройка» и «базис». Способ производства, производительные силы и производственные отношения составляют «базис» общества, всё остальное – политическая система, общественное сознание и прочее – его «надстройка». «Базис» является более важным элементом формации, поскольку он определяет тип «надстройки», хотя и она оказывает влияние на «базис». Движущей силой исторического развития, то есть, процесса смены формаций, является «классовая борьба», обусловленная наличием противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Основные классы каждой формации: рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и рабочие.  Согласно марксистскому учению, классовыми были не все формации. Классов ещё не было в первобытно-общинной формации, и их уже не будет (по прогнозам марксистов) в коммунистической формации.

Основателем цивилизационного подхода принято считать немецкого историка и философа Освальда Шпенглера (1880-1936), а также английского историка, социолога и философа Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975). Шпенглер создал теорию локальных культур, в соответствии с которой, культура каждого народа (или страны) уникальна, и имеет свои цели и законы развития, а также свою жизнь и свою смерть. В течение своей жизни каждая культура проходит ряд этапов – младенчество, детство, юность, зрелость и старость. Поскольку каждая из культур уникальна, то любая из них обладает самоценностью и не может быть лучше или хуже других. Каждая локальная культура является «замкнутым организмом», она имеет свою «душу», которая выражает «коллективную душу народа» и понятна только представителям данной конкретной цивилизации. Логическим завершением развития культуры является её гибель и переход в «цивилизацию». Таким образом, термины «культура» и «цивилизация» - это взаимоисключающие понятия. Культура существует до тех пор, пока в обществе присутствует творческий потенциал, пока наряду с материальными потребностями имеются духовные. Если же стремление к наслаждениям и комфорту становится всепоглощающим, возникает общество массового потребления, а культура гибнет и начинается цивилизация. Отсюда и название основной работы Шпенглера – «Закат Европы» (издана в 1918, переведена на русский язык в 1923 году). Похожими были взгляды на ход мировой истории у Тойнби. Как и Шпенглер, отрицая эволюционизм и детерминизм, присущие марксизму, он создал теорию круговорота локальных цивилизаций, которые последовательно сменяют одна другую. Таким образом, в отличие от Шпенглера, Тойнби не противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация», а использовал их как синонимы. По мнению Тойнби, мировая история знает 26 цивилизаций, из которых 13 достигли и ещё 13 не достигли уровня «развитых». Среди развитых цивилизаций исчезли 8 – египетская, шумеро-аккадская, эгейская, античная, харапская, сирийская доисламская, майя и ацтеков, инков. По мнению Тойнби, каждая из цивилизаций проходит стадии возникновения, роста, надлома и распада, а движущей силой развития является «творческая элита», увлекающая за собой «пассивное большинство».

Вообще, было бы вполне справедливо считать основателем цивилизационного подхода не Тойнби и не Шпенглера, а отечественного социолога и публициста, представителя поздней волны славянофильства и приверженца панславизма, Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885). Основные свои взгляды он изложил в сочинении «Россия и Европа» (1869). Говоря о локальных культурах, он использовал термин «культурно-исторические типы». Как и упомянутые выше авторы, Данилевский полагал, что каждая локальная культура имеет свою жизнь и смерть. Сравнивая культурно-исторические типы с живыми биологическими организмами, он выделял различные этапы их жизни – от рождения до старости. Исторический процесс представлялся Данилевскому в виде последовательной смены культурно-исторических типов, которые сосуществуют или борются друг с другом, поглощая один другого, или существуя параллельно.

Литература: 6, 9, 11, 29.

ТЕМА  2. Предцивилизационная стадия истории человечества.

Оставив за рамками дискуссии о происхождении человека и этапах его эволюции к «человеку разумному» (homo sapiens), следует поместить на передний план общество «людей разумных» и специфику его развития. Существует мнение что «человек разумный» сформировался около 40 тысяч лет назад, пройдя определённую ступень эволюции от неандертальца к кроманьонцу. Не так давно появилась и другая точка зрения. В соответствии с ней, и неандертальцы, и кроманьонцы существовали одновременно, ведя друг с другом борьбу, победу в которой одержали кроманьонцы, которые по своим физиологическим и антропологическим данным были полностью аналогичны современным людям. Первоначально люди придерживались присваивающего типа хозяйства; не производя ничего самостоятельно, они добывали лишь то, что давала им природа. Основными видами деятельности при таком типе хозяйства были: собирательство съедобных плодов растений, охота на диких зверей, чуть позже – рыболовство. Основное отличие первобытного человеческого общества от стада животных заключалось, прежде всего, не только в членораздельной речи, но и в его осмысленной, целенаправленной деятельности, в производстве орудий труда и оружия. Примерно 10 тысячелетий назад началось глобальное потепление. В ходе отступления зоны оледенения и таяния ледников образовалось множество водоёмов, расширилась территория обитания человека, произошли изменения в фауне и флоре. Наряду с коллективной охотой получает широкое распространение охота индивидуальная, основным оружием охотника становится лук со стрелами. Кроме гарпуна, орудием рыболова становятся сети. Широкое получение получают микролиты – миниатюрные каменные пластинки, служившие наконечниками стрел или вкладными лезвиями в костяных или роговых орудиях (ножей бритв, пил и т.п.) эпохи мезолита (X-V тысячелетия до нашей эры). В период мезолита, ставшего высшей стадией развития присваивающего хозяйства, были приручены практически все виды домашних животных, включая домашний скот: сначала собаки, затем – овцы, козы, крупный рогатый скот и свиньи. Около 5 тысяч лет до нашей эры произошла так называемая неолитическая революция, положившая начало присваивающему типу хозяйства. Данный тип, по понятным причинам, первоначально распространялся лишь на сферу, называемую ныне «сельским хозяйством», в котором изначально выделились два направления – земледелие и животноводство. Вопрос о том, какое из этих направлений было первичным, а какое – вторичным, относится к разряду дискуссионных. Но понятно, что развитие этих отраслей, на протяжении всей истории их совместного существования, происходило параллельно. Процесс выращивания и окультуривания пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса и других культур происходил одновременно с процессом одомашнивания животных и их использованием в интересах человека. При этом, если одни племена изначально научились сочетать земледелие и скотоводство, то другие в своей деятельности придерживались какого-то одного рода занятий. Так, например, появились кочевые племена. Кстати, образ кочевника, как прирождённого наездника, не совсем точен. Лошади были приручены сравнительно поздно – только во II тысячелетии до нашей эры, до этого кочевники перемещались пешим образом. Надо заметить, что кавалерия, как род войск, появилась ещё гораздо позже, причём верховой езде предшествовало использование повозок и колесниц. В период неолита, кроме звериных шкур, начинают использовать одежды из тканей, поскольку появляются ткачество и прядение. Важным достижением неолита становится открытие секрета обжига глины, повлекшее изготовление глиняной посуды и других керамических изделий. Не менее 5 тысяч лет назад появляется гончарный круг, вращаемый руками. В эту эпоху орудия из камня начинают, по необходимости, сверлить и шлифовать. Селения людей перестают быть временными и становятся постоянными, для их защиты оборудуются укреплённые сооружения. Учащаются конфликты между племенами, целью которых становится захват добычи, включая пленников. Кроме того, что являлось минимально необходимым для жизни общества, появляются излишки, в процессе перераспределения которых возникает социальное неравенство, послужившее в дальнейшем основой для формирования классового общества и государственного устройства. Однако развитие производящего хозяйства в разных регионах земли шло различными темпами. Подобная неравномерность была обусловлена, прежде всего, природными условиями – климатом, качеством почв, флорой и фауной региона и т.п. После знакомства с металлообработкой важным фактором также становится наличие ископаемых руд. Первым металлом, с которым познакомился человек, стала медь, залежи которой нередко встречались в чистом виде, а потому, придать нужный вид изделию из меди можно было посредством механического воздействия, без использования печей. Примерно за 5 тысячелетий до нашей эры медь уже использовалась племенами, проживавшими на территории Передней Азии, Закавказья и юга Балканского полуострова. Более редким металлом, чем медь, было олово. Научившись получать его сплав с медью, человек получил бронзу, которая, благодаря устойчивости к коррозии и деформациям, полностью вытеснила камень из сферы производства орудий труда и оружия, чего не могла сделать медь. Появление бронзы (конец IV тысячелетия до нашей эры) совпало по времени с образованием в низовьях Нила и в Месопотамии первых в истории государств – Древнего Шумера и Древнего Египта.        

Литература: 6, 9-13, 29, 33.

ТЕМА 3. Цивилизации Древнего мира.

1. Древний Восток:Египет, Передняя Азия, Иран, Китай, Индия.

2. Древняя Греция, Древний Рим.

1. Древний Восток:Египет. До периода Раннего царства в верхнем течении Нила сложилась одна из древнейших земледельческих цивилизаций. Вся хозяйственная жизнь местного населения была связана с Нилом, называемым древними египтянами «Хапи». Необходимость ирригационных работ, обусловленных его разливами, привела к необходимости формирования крупных общин, на базе которых возникли несколько десятков ранних государственных объединений. К концу IV тысячелетия до нашей эры они оказались включёнными в состав двух более крупных государственных объединений, получивших название Верхнего Египта и Нижнего Египта. В период Раннего царства появилась иероглифическая письменность. К периоду Древнего царства относится строительство «Великих пирамид» в Гизе (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина). В эпоху Среднего царства могущество фараонов возрастает, однако в конце XVIII века до нашей эры Египет подвергается опустошительному нашествию кочевников «гиксосов», пришедших из Азии. Гиксосский период продолжался около полутора столетий, после чего гиксосы были изгнаны египтянами под руководством Яхмоса I, основавшего очередную династию египетских фараонов и положившего начало следующему периоду истории Древнего Египта.

Эпоха Нового царства стало временем наивысшего расцвета египетской культуры. В этот период окончательно сложился древнеегипетский канон в изобразительном искусстве. Отход от этого канона имел место в годы правления Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатона (1368-1351 гг. до нашей эры). Этот фараон попытался провести религиозную реформу, осуществив переход от политеизма к монотеизму. Упразднив все существовавшие в Египте культы, он учредил культ единого бога Атона, изображаемого в виде солнечного диска с расходящимися от него в разные стороны лучами, каждый из которых оканчивался человеческой ладонью. В военно-политическом отношении эпоха Нового царства стала временем наивысшего могущества, прежде всего XVI-XV века до нашей эры: были подчинены Палестина и Сирия, велись войны с хеттами (жившими в Малой Азии) и митанийцами (жившими на западе Иранского нагорья). С 525 по 334 годы до нашей эры Египет находится под властью Персии (Ирана), с 334 по 30 годы до нашей эры – в составе империи Александра Македонского, после распада которой, оказывается под властью македонской династии Птолемеев. В 30 году до нашей эры Египет был завоёван Римом и до 395 года нашей эры находится в составе Римской империи.

Вместо термина «Передняя Азия» также используется термин «Юго-Западная Азия», подразумевающий территорию Малой Азии, Иранского и Армянского нагорий, Палестину, бассейн Тигра и Евфрата, Аравийский полуостров, а также прилегающие к этой территории острова. В древности на этих землях в разные времена располагались различные государства – Шумер, Аккад, Финикия, Вавилон, Ассирия, Митанни, Элам, Мидия, Лидия и другие.

Междуречье Тигра и Евфрата принято называть греческим словом «Месопотамия». Первые шумерские города-государства существовали здесь уже во 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры. В разные периоды наибольшее влияние имели города Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV веке до нашей эры шумерские города были покорены аккадским царём Саргоном (в истории его именуют «Саргоном Древним»), объединившим Шумер и Аккад в единое государство.

Цивилизации Вавилона и Ассирии можно считать продолжением шумерской и аккадской цивилизаций Месопотамии. Жрецы при храмах Вавилона и Ассирии были довольно искушёнными в вопросах, связанных с астрологией. Крупными культовыми постройками были зиккураты, имевшие вид многоступенчатых башен, квадратных в плане. Каждая из ступеней зиккурата имела определённый цвет, символизирующий то или иное небесное тело. Наиболее крупными размерами отличался зиккурат Мардука в Вавилоне. Именно он и стал прообразом в библейской истории о «вавилонском столпотворении». В годы правления царя Хаммурапи (1792 – 1750 годы до нашей эры) под властью Вавилона оказывается Сирия и почти вся Месопотамия. Ассирия в XIII веке до н. э. стала сильнейшим государством Передней Азии. Ассирийский царь Тиглатпаласар I завоевал часть Сирии и Финикии. Ещё большего могущества Ассирия добивается при царе Тиглатпаласаре III , при котором в 729 году до нашей эры Вавилон в очередной раз потерял независимость, оказавшись под властью Ассирии. С середины VIII по середину VII века до нашей эры под власть Ассирии попала вся Месопотамия, а также большая часть Мидии и Восточного Средиземноморья. Однако 2-я половина VII века до нашей эры ознаменовала завершение истории Ассирии как державы.

В 558 году до нашей эры персидский царь Кир II Великий основал династию Ахеменидов и столицу своего государства – город Пасаргады. К 539 году до нашей эры Кир II завоёвывал все соседние государства Передней Азии. Его сын Камбиз покоряет Египет. Создавая огромную империю, тогдашние правители преследовали не только лишь «грабительские», но и «благородные» цели; создание империи означало воцарение мира на огромной территории, ранее раздираемой войнами между малыми соседями. Дарий I (522 – 486 годы до нашей эры) в начале своего царствования проводит ряд важных реформ (административную, денежную, налоговую и другие), после чего ведёт войны против греческих городов-государств. Период его царствования считается временем наивысшего могущества Ахеменидов.

Индия. Период, хронологические рамки которого можно условно определить 2300-1700 годами до нашей эры, вошёл в историю под названием Харапской цивилизации, поскольку сведения о данной цивилизации были получены благодаря археологическим раскопкам в Пенджабе (Пакистан) близ руин двух древних городов, называемых местными жителями Хараппа и Мохенджо-Даро. Эти раскопки свидетельствуют о высоком уровне культуры данной цивилизации. Люди той эпохи пользовались кирпичным водопроводом, жили в кварталах с правильной прямоугольной планировкой. Встречались двух- и трёхэтажные дома, имелась развитая ирригационная система, найдено много керамических изделий, печатей и т.д. Примерно в 1700 году до нашей эры данная цивилизация пришла в упадок и погибла. Племена индо-ариев в период гибели хараппской цивилизации находились на более низкой, по сравнению с ней, ступени культурного развития. Их заселение Индии происходило постепенно, затянувшись на многие столетия. К середине I тысячелетия до нашей эры в долинах Инда и Ганга располагалось несколько десятков государств. В VI веке до нашей эры в долине Ганга образуется империя, возглавляемая династией Нандов. В 327 году до нашей эры северо-западная часть Индии попадает под власть Александра Македонского, но уже через 10 лет освобождается от македонской зависимости. Тогда же на северо-востоке Индии Чандрагупта (или Маурья) свергает династию Нандов, захватив престол в городе Магадхе и положив начало правлению династии Маурьев. Империя Маурьев достигла расцвета при царе Ашоке, внуке Чандрагупты, правившем в 268 – 232 годах до нашей эры.

Китай. Согласно данным археологии, в III тысячелетии до нашей эры в бассейне реки Хуанхэ сложилась земледельческая цивилизация, зародилось имущественное и социальное неравенство. В 1-й половине II тысячелетия до нашей эры возникла древняя иероглифическая письменность. На территории Великой китайской равнины к VII веку до нашей эры существовало несколько самостоятельных государств. Среди них наиболее крупным и влиятельным государством являлось Цзынь в центральной части равнины. В IV веке до нашей эры формируются основные философские школы Китая - конфуцианство (основатель – Конфуций, или Кун-фу-цзы) и даосизм (основатели – Лао-цзы и др.). В последней четверти III века до нашей эры правитель царства Цинь (с 246 года до нашей эры) Ин-Чжэн объединяет под своей властью весь Китай, после чего принимает титул Цинь-Шихуанди (221-210 годы до нашей эры). В течение своего недолгого правления империей он пытается провести унификацию денежной системы, системы мер, письма, административной и военной систем, и даже создать общегосударственную архивную службу. При нём же, в целях защиты северных рубежей Китая от кочевых племён было начато строительство Великой китайской стены. Сразу же после смерти Цинь-Шихуанди вспыхнуло восстание, спустя 3 года после начала которого была свергнута династия Цинь и Китайская империя распалась на 2 части, правда, ненадолго. Вскоре один из лидеров восстания, Лю Бан, представитель династии Хань, объединяет Китай и создаёт Империю Хань. С 184 по 204 годы Китай был охвачен восстанием жёлтых повязок, в котором приняло участие около 2 миллионов человек. Жёлтый цвет был символом «жёлтого неба», «страны благоденствия». Идеологической доктриной восставших был даосизм, противопоставляемый официальному конфуцианству. В ходе восстания государство существенно ослабевает и вскоре после его подавления Империя Хань распадается. Раздробленность Китая сохранялась и позже, только в конце VI века его государственное единство было восстановлено под властью династии Суй.

2. Древняя Греция. Историю и культуру Древней Греции обычно делят на следующие этапы:

1.Крито-микенский (эгейский, минойский) период (III-II тыс. до нашей эры)

2.Гомеровский период (XII-IX века до нашей эры)

3.Архаический период, архаика (VIII-VI века до нашей эры)

4.Классический период (V век до нашей эры – 30-е гг. IV века до нашей эры)

5.Эллинистический период (30-е гг. IV века – середина II века до нашей эры)

6.Римский период (середина II века до нашей эры – конец IV века нашей эры)

       Крито-микенский период называют также «эгейским», поскольку цивилизация этой эпохи сложилась на островах и на побережье Эгейского моря. Вплоть до последней четверти XIX века об этом периоде не было известно практически ничего, если не считать древних мифов о царе Миносе, о лабиринте и т.п. Увлекшись подобными преданиями, немецкий археолог-любитель, Генрих Шлиман (1822-1890), провёл ряд раскопок в Микенах и в Малой Азии. Исследование эгейской культуры продолжил английский археолог Артур Джон Эванс (1851-1941), в 1900-1930 годах руководивший раскопками на Крите. Во II тысячелетии до нашей эры ахейцами (греческими племенами) был создан ряд государств на территории центральной и южной Греции. Наиболее крупными из них были Микены, Тиринф, Пилос. В ходе раскопок там были обнаружены дворцы-крепости XVI-XIII веков до нашей эры. «Гомеровский» период был назван так потому, что события троянской войны, описанной Гомером в его «Илиаде», происходили приблизительно в XII веке до нашей эры.

В период архаики серьёзное развитие получает архитектура, скульптура, поэзия и другие виды искусства. В социально-политическом отношении период архаики характеризуется завершением оформления полисной системы. Полис – это город-государство в Древней Греции, включавший территорию города с прилегающими к нему землями, имеющий тот или иной тип организации власти. В зависимости от типа полиса, власть в нём могла быть демократической, олигархической или тиранической. В наиболее развитых в экономическом отношении полисах (Афины, Коринф и др.) получает широкое распространение рабство, тогда как в Лаконике (Спарта, Аргос и др.) долго сохраняются пережитки родоплеменного строя.

       Классический период  - время наивысшего расцвета античных полисов и полисной демократии. В военно-политическом отношении данный период начался с отражением нашествия персов в ходе греко-персидских войн занявших всю первую половину V века до нашей эры (500-449 годы до нашей эры). Первую крупную победу греки одержали в ходе Марафонского сражения (в 40 км от Афин) 13 сентября 490 года до нашей эры. У острова Саламин, близ Афин 27 сентября 480 года до нашей эры разыгралось морское сражение, в ходе которого греческий флот одержал блестящую победу над флотом персов, пытавшихся высадиться на берег и захватить Афины. После разгрома персов при Платеях (26 сентября 479 года до нашей эры) вся Греция, включая греческие города в Малой Азии, была освобождена. Периодом наивысшего расцвета Афин считается время правления Перикла (443-429 годы до нашей эры). При Перикле было развёрнуто широкое строительство: возведены Парфенон, Пропилеи, Одеон. Возвышение Афин после греко-персидских войн вызвало недовольство ряда их соседей, прежде всего, Спарты, также претендовавшей на гегемонию в греческом мире. Ситуацию усугубил конфликт между Афинами и Коринфом из-за торговых путей. Всё это привело к Пелопоннесской войне между Спартой и Афинами, расколовшими греческий мир на две части. Война закончилась капитуляцией Афин. В середине IV века до нашей эры на севере Греции возвышается Македония. В 359 году до нашей эры македонский царь Филипп II завершил объединение своей страны, а в течение последующих 20 лет захватил часть Греции. После битвы при Херонее (338 год до нашей эры) в зависимость от Македонии попала вся Греция. При Александре Македонском Греция является частью его империи, но после её распада вновь обретает самостоятельность.

 Древний Рим. История Древнего Рима обычно подразделяется на три периода:

1.Царский период (VIII-VI века до нашей эры)

2.Республиканский период (VI-I века до нашей эры)

3.Имперский период (I век до нашей эры V век нашей эры)

       На рубеже II-I тысячелетий до нашей эры на территории Апеннин проживал ряд различных племён – латины, умбры, самниты, сабины и др. Наиболее развитым в культурном и политическом отношении было племя этрусков. В течение V-III веков до нашей эры города этрусков были покорены Римской республикой, ядро которой составило племя латинов. Культура этрусков была древнее и богаче культуры латинов, а потому оказала на последнюю заметное влияние. В частности, ношение тоги, организация гладиаторских боёв, древняя техника гаданий и прочее было заимствовано римлянами именно у этрусков.

Датой основания Рима принято считать 754 (или 753) год до нашей эры, а его основателями и первыми царями – братьев Ромула и Рема. С этого времени начался царский период истории Рима, продолжавшийся около 2,5 веков и закончившийся в 510 (или в 509) году до нашей эры изгнанием последнего царя Тарквиния Гордого (пришедшего к власти в 534 или 533 году до нашей эры. В республиканский период верховная власть в Риме принадлежала двум консулам и сенату. Первоначально большую роль в управлении государством играло и народное собрание. С V века до нашей эры из числа римских граждан незнатного происхождения (плебса, плебеев) избирались народные трибуны, обязанные защищать интересы плебса и имевшие право накладывать вето на решения сената. К 272 году до нашей эры большая часть Италии оказалась под властью Рима. Превратившись в крупнейшее государство древности, Рим претендует на гегемонию во всём Средиземноморье. Главным его конкурентом на этом пути становится Карфаген, крупное морское государство с одноимённой столицей на побережье Северной Африки. Поскольку карфагенян римляне называли «пунами», три войны Рима с Карфагеном вошли в историю под названием «пунических войн». Во II веке до нашей эры Рим завершает разгром Карфагена и подчиняет себе греко-македонские государства на Балканах. I век до нашей эры в истории Рима известен также в качестве «эпохи гражданских войн», начало которым положила борьба полководцев Мария и Суллы. В 74-71 годы до нашей эры вспыхнуло восстание Спартака. Восстание было подавлено полководцем Марком Крассом, а сам Спартак убит в бою. После смерти Суллы борьба за власть разгорается между Цезарем и Помпеем. Приняв титул диктатора, Цезарь сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В 44 году до н. э. Цезарь был убит в результате заговора сенаторов. Октавиан Август положил конец эпохе гражданских войн, установив единоличную власть в 27 г. до н.э. Формально Рим оставался республикой, сохраняя некоторые традиционные республиканские учреждения (сенат, народные трибуны и т.д.). Крупные завоевания римлян имели место в правление императора Траяна (98-117 годы). При Траяне были присоединены Дакия, Армения, Месопотамия и часть Аравии, а территория империи достигла максимальных размеров. Однако уже при Адриане (117-138 годы) многие из завоеваний Траяна были утеряны, хотя на границах империи при нём была возведена мощная система пограничных укреплений (вал Адриана).

Император Константин I Великий (306-337 годы) в 324 году перенёс столицу империи в город Византий, ставший Константинополем. После смерти императора Феодосия I (379-395 годы) империя распалась на западную и восточную части. При Феодосии I было уничтожено много античных храмов, библиотека в Александрии, а Олимпийские игры были запрещены, как элементы языческой культуры. Невзирая на ревностную защиту христианства, сохранить единство империи Феодосию не удалось. К этому времени кардинально меняется римская армия, значительную часть солдат и командиров которой составляли наёмники из числа варваров. Всё чаще территория империи стала подвергаться нашествиям различных варварских племён и разграблению её богатств. Языческие вожди, поступавшие на службу римским императорам, легко нарушали присягу, если это сулило им выгоду. В 476 году вождь германского племени скиров Одоакр захватил Рим и сверг с престола малолетнего императора Ромула Августула. Падение Западной Римской империи считается завершением истории древнего мира и началом истории средних веков.

Литература: 6, 9-13, 29, 33.

ТЕМА 4. Цивилизации Средневековья

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.