Подходы к изучению всемирной истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Назначение курса «История», его содержание и место в системе исторических наук.

История - это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества. Изучение ее способствует постижению важнейших ценностей: объема прав и свобод человека, необходимых для реализации демократии и рыночного хозяйства, без которых не может быть ни эффективности производства, ни благосостояния и свободного развития личности.

История - многоотраслевая наука. На стыке исторических наук создаются междисциплинарные науки (историческая геогра­фия, философия истории и т.п.). Нельзя представить себе успешное освоение курса «История» без применения основных принципов изучения исторических фактов. К основным научным принципам изучения фактов относится: принцип историзма; принцип объективности; принцип социального подхода; принцип альтер­нативности. Принцип историзма предполагает рассмотрение фактов событий в соответствии с конкретной исторической об­становкой. Принцип объективности предполагает рассматривать каждое яв­ление в его многогранности и противоречивости.

2. Периодизация всемирной истории. Всемирную историю принято подразделять на историю древнего мира, историю средних веков, новую историю и новейшую историю. При этом имеется и внутренняя периодизация каждой из указанных эпох. В частности, историю древнего мира обычно подразделяют на доклассовое общество, раннеклассовые государства и развитые рабовладельческие государства. Такой подход к периодизации истории древнего мира встречается наиболее часто, хотя имеются и другие. В то же время, когда речь идёт о доклассовом обществе, менее значимом в научном плане, но наиболее продолжительном во времени, его историю подразделяют на периоды по признаку материала, являвшегося основой для производства человеком орудий труда. Таким образом, возникают эпохи каменного века, бронзового века и железного века. В свою очередь, каменный век, будучи самой продолжительной из указанных эпох, делят на древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит). Иногда между каменным и бронзовым веками выделяют медно-каменный (энеолит, от «энеос» - медь и «литос» - камень). Однако вполне правомерно игнорировать данный период, поскольку медь, которую человек научился выплавлять из медной руды, оказалась малопригодной для изготовления орудий труда по причине своей мягкости и, следовательно, неустойчивости к деформациям. Поэтому, даже после знакомства с медью, человек продолжал пользоваться каменным орудием труда, и лишь научившись получать бронзу (сплав меди и олова), отдал ей предпочтение.

В отечественной историографии в основу периодизации обычно кладётся господствующий в обществе способ производства материальных благ, который, в свою очередь, определяет тип производственных отношений и классовую структуру общества. Так, характерной чертой цивилизаций древнего мира является рабовладельческий способ производства и рабовладельческие производственные отношения, а основными классами общества – рабы и рабовладельцы. Соответственно, в средние века господствуют феодальные отношения, а основу классовой структуры общества составляют феодалы и крестьяне, находящиеся в феодальной зависимости. В эпоху нового времени на первый план выходят капиталистические отношения, а материальное производство базируется на труде наёмных работников, чей труд эксплуатируют капиталисты (или буржуазия). Концом древнего мира и началом средневековья, как западные, так и отечественные историки считают падение Западной римской империи (476 год), хотя рубеж этот весьма условен. Что же касается конца средневековья и начала новой истории, то чёткую дату не указывают ни западные, ни отечественные историки. В западной историографии важнейшими событиями, знаменующими переход к новой эпохе во 2-й половине XV века, считаются завершение «столетней войны», войны «алой и белой роз», образование во Франции и Англии централизованных государств, падение Византии и начало «великих географических открытий». В отечественной историографии  рубежом, знаменующим переход от средневековья к новому времени считается «буржуазная революция» в Англии в 1-й половине XVII века. Поэтому в зарубежной историографии средневековье делится на раннее и развитое (или высокое), а в отечественной историографии присутствует ещё и позднее, которое на Западе относится уже к новому времени. Рубеж между новым и новейшим временем в западной и отечественной исторической науке почти совпадает. Разница лишь в том, что в западной историографии акцент делается на 1-й мировой войне (повлекшей распад мировых империй и существенный передел карты Европы), а в отечественной – на революции 1917 года в России.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.