Сложность заключается в том, что в этой йоге нужно не просто добиться переживаний или некой субъективной реализации Истины, а объективизировать Истину, то есть сделать внешнее сознание, вплоть до его материального уровня, формой выражения внутренней Истины. Пока это не сделано, всегда остаётся возможность для атак низшей Природы.1
* * *
Переживания и нисхождения имеют большую ценность в качестве подготовки, но то, что необходимо, это изменение сознания – именно это служит доказательством того, что переживания и нисхождения дают результат. Нисхождения покоя очень важны, но всё более устойчивое состояние умиротворенности и тишины имеет ещё большую ценность. Когда покой и тишина полностью утвердились, могут прийти переживания и других духовных состояний; обычно каждый раз приходит что-то одно: свет или сила, энергия или знание, или Ананда. Нет никакой необходимости вечно испытывать одни и те же подготовительные переживания – приходит время, когда сознание начинает занимать новую устойчивую позицию и переходит в другое состояние.2
* * *
Сами по себе переживания высшего сознания не способны произвести изменения природы. Высшее сознание либо должно осуществить динамическое нисхождение во всё существо и изменить его; либо оно должно установиться во внутреннем существе, вплоть до внутреннего физического, так, чтобы даже оно ощущало себя отделённым от внешнего существа и было в состоянии свободно воздействовать на него; или же психическое должно выйти вперед и изменить природу; или, наконец, внутренняя воля должна пробудиться и заставить природу измениться. Таковы четыре способа, с помощью которых можно осуществить изменение.3
Трансформация ума
Мыслящий разум
Развитый интеллект всегда может быть полезен, если человек сможет озарить его Светом, нисходящим свыше, и использовать в божественных целях.4
* * *
Интеллект может быть таким же большим препятствием, как и витал, если он предпочитает Истине свои собственные построения.5
* * *
Интеллект у большинства людей крайне несовершенен, плохо подготовлен, недостаточно развит, поэтому большая часть его выводов являются скоропалительными, плохо обоснованными и ошибочными, а если некоторые из них и оказываются правильными, то это, скорее, случайность, а не заслуга или результат правильной работы интеллекта. Он делает свои выводы, не зная фактов или не имея точных или достаточных данных, он просто пытается побыстрее прийти к заключению и, следуя от предпосылок к выводам, обычно пренебрегает логикой или допускает ошибки – а так как сам процесс, благодаря которому делается заключение, изобилует неточностями, то и заключение, скорее всего, бывает ошибочным. В то же время интеллект, как правило, очень высокомерен и заносчив, он убеждён в истинности своих несовершенных выводов, а тех людей, которые пришли к иным, отличным от его выводам, он считает невежами, глупцами или сумасшедшими. Даже когда интеллект полностью развит и хорошо подготовлен, он не может достичь абсолютной уверенности в чем-либо или полностью охватить истину, он способен познать лишь какой-то её аспект или сторону и прийти к какому-то обоснованному или только правдоподобному заключению; но если интеллект совсем не подготовлен, то это никуда не годный инструмент, склонный к поспешным и безапелляционным выводам, опасный и ненадёжный.6
* * *
Его [интеллекта] функция заключается в том, чтобы рассуждать, основываясь на данных ума и органов чувств, делать умозаключения и устанавливать логические связи между различными явлениями. Хорошее интеллектуальное развитие подготавливает ум к тому, чтобы он смог воспринимать более высокое знание, хотя сам по себе интеллект не способен дать йогического знания или познать Божественное – у него могут быть только идеи о Божественном, но идеи это ещё не знание. В процессе садханы интеллект должен быть трансформирован в более высокий ум, который, сам по себе, является переходной ступенью на пути к истинному знанию.7
* * *
Человек вполне может воспринимать посредством мыслящего разума, точно так же, как он воспринимает посредством витала, эмоционального существа или тела. Мыслящий ум не менее способен к восприятию, чем они, и, поскольку он, как и все остальные части существа, должен быть трансформирован, его нужно научить правильному восприятию, иначе его трансформация окажется невозможной.
Именно обычная, омрачённая неведением деятельность интеллекта мешает человеку воспринимать духовную реальность или пережить духовный опыт, и точно такими же препятствиями являются обычная, не преобразованная деятельность витала и темное, тупое и непроницаемое сознание тела. В том, что касается неправильной работы ума, садхак должен быть особенно осторожен, чтобы, во-первых, не принимать свои ментальные идеи и впечатления или интеллектуальные заключения за духовную реализацию; а во-вторых, обратить внимание на то, что беспокойная активность обычного ума нарушает естественную точность психического и духовного переживания и не позволяет низойти истинному, несущему свет знанию или искажает его, как только оно входит в контакт с человеческим ментальным планом или даже ещё до того, как полностью соприкоснется с ним. У интеллекта, конечно же, имеются и его обычные недостатки – склонность предаваться бесполезным сомнениям, вместо того чтобы сохранять состояние спокойной и ясной восприимчивости; самонадеянная претензия на то, чтобы судить о вещах, превосходящих его, неизвестных ему, слишком глубоких, чтобы соответствовать его понятиям, основанным на его собственном ограниченном опыте; он пытается объяснить супрафизические явления, не выходя за рамки физических, или же требует, чтобы доказательства явлений высшего или оккультного порядка отвечали критериям Материи и ума, вовлеченного в Материю; у него есть и другие недостатки, но их слишком много, чтобы всё перечислять. Интеллект всегда подменяет истинное знание своими собственными интерпретациями, конструкциями и мнениями. Но если интеллект уповает только на Божественное, если он открыт, спокоен, восприимчив, то тогда он вполне способен стать средством восприятия Света или инструментом, помогающим переживать различные духовные состояния и добиться полного внутреннего изменения.8
* * *
Мыслящий разум должен научиться полностью замолкать и погружаться в абсолютную тишину. Только в этом случае сможет низойти высшее знание.9
* * *
Неуемная ментальная (интеллектуальная) активность, так же как и нацеленная на удовлетворение желаний витальная активность, должна быть успокоена для того, чтобы покой и тишина охватили всё существо. Знание должно прийти, но свыше. В состоянии этого покоя обычная ментальная активность, как и обычная витальная активность, становится мелкой рябью на поверхности океана сознания, с которой безмолвное внутреннее «я» никак не связано. Подобное освобождение необходимо для того, чтобы истинное знание и истинная жизненная активность смогли заменить или трансформировать невежественную деятельность ума и витала.10
* * *
В то время, когда вы испытываете духовное переживание, не следует размышлять и задаваться вопросами о том, что оно означает; это останавливает переживание или уменьшает его глубину и интенсивность. Позвольте ему развиться до конца – особенно если вы ощущаете, что вас наполняет «новая жизненная энергия», покой, Сила или что-то ещё, столь же благоприятное. Когда переживание закончилось, вы можете размышлять о нём, но пока оно продолжается, не делайте этого. Ибо эти переживания, по своей природе, духовны, а не ментальны, так что уму следует сохранять молчание и тишину и ни во что не вмешиваться.11
Витальный разум
Мыслящий разум не руководит людьми и не оказывает на них большого влияния – ими управляют, скорее, витальные склонности и витальный разум. В жизни большинства людей мыслящий разум является только орудием витала и не более.12
* * *
Существует часть природы, которую я называю витальным разумом. Его функция не в том, чтобы думать, рассуждать, воспринимать, находить решения или оценивать ситуацию – всем этим занимается мыслящий разум, буддхи, – а в том, чтобы строить планы, мечтать или воображать, что и как можно сделать. Витальный разум создаёт образы желаемого будущего, которые воля может попытаться осуществить практически, если появится такая возможность и обстоятельства будут благоприятными, более того, он сам может способствовать тому, чтобы сделать их благоприятными. Особенно ярко эта способность выражена в «людях действия», она является доминирующей в их природе – все выдающиеся деятели обладают ею в очень высокой степени. Но даже в тех, кто не является «человеком действия» или великим деятелем, кто находится в самых неблагоприятных обстоятельствах или способен лишь на заурядные поступки и мелкие дела, этот витальный разум, тем не менее, присутствует. В таких людях его деятельность не столь масштабна, но если вдруг ему захочется почувствовать некоторый простор и дать волю фантазии, он чаще всего прибегает к строительству «воздушных замков», прекрасно понимая при этом, что все его замыслы неосуществимы, либо человек просто предается мечтам о великих событиях, захватывающих приключениях, героических подвигах и свершениях, в которых сам он выступает в роли героя или великого творца. То, что вы в себе наблюдаете (судя по вашему описанию), является резким усилением активности витального разума и безудержной игрой воображения, которая свойственна не только вам – витальный разум действует примерно одинаково у большинства людей, но у каждого в соответствии с особенностями его фантазии, интересов, излюбленных идей и желаний. Вы должны подчинить себе его активность и не позволять ему овладевать вашим умом и увлекать его за собой когда и куда угодно. Очень важно в ходе садханы, особенно когда начинаются духовные переживания, не позволять этой силе делать с вами всё, что ей заблагорассудится. Ибо, в противном случае, она может создать ложные переживания, свойственные её природе, и убедить садхака в их истинности или породить несбыточные фантазии и заставить поверить, что именно их он должен претворить в жизнь. Некоторые садхаки были сбиты с пути этой обманчивой силой, используемой могуществами Лжи, которым с её помощью удалось убедить их в том, что они призваны осуществить в мире некую великую духовную, политическую или общественную миссию, что, в конце концов, привело их к разочарованию и падению. Проявление в вас этой склонности витального разума произошло для того, чтобы вы смогли понять, что она собой представляет, и отвергнуть её.13
Физический ум
Конечно, большинство людей живут в своём физическом уме и витале, исключение составляют немногие святые и несколько большее число интеллектуалов. Вот почему, как это сейчас выяснилось, за последние три тысячи лет человечество очень мало продвинулось вперед, если не считать достижений в информационной и технологической сферах. Возможно, стало немного меньше жестокости и варварства, интеллект элиты приобрел большую пластичность, человек приобрел привычку к более быстрым внешним изменениям, но этим всё и ограничилось.14
* * *
Физический разум это ум, сосредоточенный на событиях и объектах внешнего мира; он видит и осознаёт только внешние явления и взаимодействует с ними согласно их природе, но он способен, хотя и с большим трудом, отвечать влиянию высших сил. Сам по себе он скептически относится к сверхфизическим явлениям, так как не имеет непосредственного соприкосновения с ними и не способен дать им рационального объяснения. Но даже получив духовные переживания, физический разум с легкостью забывает их, быстро утрачивает полученные впечатления и результаты и, в конце концов, уже и сам с трудом может поверить, что это с ним действительно происходило. Озарение физического разума светом сознания высших духовных и супраментальных планов является одной из основных целей нашей йоги, точно так же, как озарение разума с помощью сил высшего витального и высшего ментального сознания является важнейшим элементом обычного человеческого самосовершенствования и играет ведущую роль в процессе формирования цивилизации и культуры.15
* * *
Он [физический ум] является инструментом для понимания и упорядоченного действия на физическом плане. Только вместо того чтобы быть темным, невежественным и ненадёжным инструментом, каким он является сейчас, или же опираться только на внешнее знание, физический ум должен осознать Божественное и действовать в соответствии с внутренним светом, волей и знанием, находясь в подлинном контакте с физическим миром и сохраняя с ним единство, которое и приносит понимание.16
* * *
То, что вы теперь наблюдаете и описываете в своём письме, является обычной деятельностью физического ума, который полон привычных и постоянно повторяющихся мыслей и всегда занят внешними делами и предметами. Раньше вас обычно беспокоил витальный ум, который, в отличие от физического, всё время занят своими эмоциями, страстями, желаниями, разного рода реакциями на жизненные контакты и поведение окружающих. Физический ум тоже может реагировать на всё это, но по-другому – он, по природе своей, не столько захвачен желаниями, сколько погружен в круговорот привычных мыслей, заурядных и мелких интересов, радостей и огорчений. Если человек пытается контролировать или подавлять его, то его активность только возрастает.
Чтобы справиться с этим умом, необходимо соблюдать два условия: (1) нужно не столько пытаться контролировать его, бороться с ним или подавлять его, сколько отстраниться от него: нужно наблюдать за ним со стороны, видеть, что он собой представляет, отказаться следовать за его мыслями или гоняться за привлекающими его объектами, остаться позади, пребывая в покое и не отождествляя себя с ним; (2) нужно, практикуя сосредоточение, всё больше отделять себя от него и углублять покой и так продолжать до тех пор, пока физический ум не обретет устойчивую привычку к покою, которая заменит привычку постоянно заниматься разного рода мелочами. Это, конечно же, требует времени и может наступить только благодаря практике. Поэтому ваше решение заняться этой практикой является правильным.17
* * *
Физическому уму по природе свойственно неверие или неприятие всего супрафизического, он начинает верить в подобные вещи, только если его озарит и вынудит к этому свет свыше. Не отождествляйте себя с этим умом, не считайте его самим собой, а просто рассматривайте в качестве омрачённого неведением механизма Природы. Взывайте к свету, чтобы он низошёл, озарил его и, в конце концов, заставил поверить в существование супрафизической реальности.18
Трансформация витала
В результате нашей эволюции из бессознательной Материи возникло существо, чьи ум, жизнь и тело сформированы из Неведения и облагорожены несовершенным знанием. И теперь сила этой эволюции пытается направить нас дальше, в свет Духа, поднять нас в этот свет и низвести его в нашу природу – в жизнь и тело, в ум и сердце, наполнив им все части нашего существа. Это изменение и его результаты, величайшим из которых будет единение с Божественным и жизнь в божественном сознании, и являются сутью интегральной трансформации. Сейчас наши высшие способности сосредоточены в уме; именно с помощью мыслящего разума и сердца, а также души, психического существа, пребывающими за ними, мы должны приобщаться к Духу. Для этого Сила, в первую очередь, пытается добиться того, чтобы ум сосредоточился на главной идее, обрел веру или правильную позицию, в сердце пробудилось стремление к Божественному и оно стало спокойным и уравновешенным, и утвердить эти качества в существе настолько прочно, чтобы они могли сохраняться постоянно, несмотря на присутствие чуждых или противостоящих элементов в сердце и уме. Наряду с этим, Сила дает человеку те переживания или реализации, вызывает нисхождение или способствует росту тех знаний, к которым в данный момент готов его ум, или же она ниспосылает ему столько знаний, какими бы малыми они ни были, сколько необходимо для его дальнейшего развития; иногда эти реализации и переживания бывают очень величественными и частыми, а иногда редкими, скромными или незначительными; некоторые люди на этой начальной стадии не испытывают, кажется, никаких существенных или решающих переживаний – создаётся впечатление, что Сила сосредоточивается только на подготовке ума. Во многих случаях кажется, что садхана начинается с витальных переживаний, которые сопровождают её дальнейшее развитие; но на самом деле такому началу, как правило, всегда предшествует ментальная подготовка, даже если это лишь поворот ума в нужном направлении или его частичное раскрытие, которое и позволяет прийти витальным переживаниям. В любом случае, с витальных переживаний начинать опасно; на витальном плане трудностей намного больше и они обладают большей силой, чем на ментальном плане, а ловушки бесчисленны. В этом случае намного труднее получить доступ к душе, к психическому существу, поскольку оно закрыто толстым покровом, созданным эго, желаниями и страстями. Человек рискует оказаться в плену витальных переживаний, которым часто нельзя доверять, прельститься ограниченными сиддхами этого плана, поддаться искушениям сил тьмы, очаровывающим его эго. Необходимо пробиться сквозь толщу этих покровов, чтобы достичь своего психического существа и позволить ему выйти вперед, а затем выдвинуть его вперед; и только после этого садхана на витальном плане сможет стать безопасной.
Но, как бы там ни было, садхана и работа Силы по прошествию некоторого времени обязательно должны опуститься на витальный план нашего существа. Без этого шага Силе не удастся изменить всё ментальное существо и всю ментальную природу, а тем более осуществить интегральную трансформацию: если бы ментальные части могли быть сразу полностью изменены, то вся остальная садхана стала бы относительно легкой и безопасной. Но от витала никуда не деться, и он постоянно оказывает давление на ум и сердце, нарушая ход садханы и подвергая её опасности, поэтому работу с ним нельзя откладывать надолго. Необходимо сосредоточить усилия на преодолении витального эго, витальных желаний, потрясений, беспокойств и если не сразу устранить, то хотя бы подчинить их своему контролю и начать готовить к постепенному, а может быть, и стремительному преображению, изменению и просветлению. Но это может быть сделано только на самом витальном плане, после нисхождения на этот уровень. Само витальное эго должно осознать свои недостатки и захотеть избавиться от них; оно должно решительно отбросить всё своё тщеславие, амбиции, страсти и желания, свою злобность и непокорность, отказаться от всех прочих нездоровых импульсов и очиститься от своего темного содержимого. Это время величайших трудностей, мятежей и опасностей. Витальное эго не выносит, когда ему не позволяют удовлетворять свои желания, возмущается, когда обманываются его надежды, злится, когда уязвляется его гордыня и самолюбие; ему не нравится процесс очищения и оно может даже объявить ему бойкот (Satyagraha), отказаться сотрудничать, начать оправдывать свои собственные требования и наклонности, оказывать пассивное сопротивление во всевозможных формах, оставить существо без витальной поддержки, необходимой как в жизни, так и в садхане, и попытаться заставить человека прекратить духовное усилие и свернуть с пути. Все эти трудности необходимо встретить лицом к лицу и преодолеть, ибо храм нашего существа должен быть чисто выметен, чтобы Господь нашего существования смог занять в нём своё место и наше существо стало святилищем, предназначенным для поклонения Ему.19
Дата: 2019-03-05, просмотров: 265.