Садхана через выполнение работы, медитацию, любовь и преданность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Садхана через выполнение работы

 

 

Мотивация для работы в йоге

 

Люди обычно действуют и выполняют свои обязанности, исходя из обычных мотивов, присущих витальному существу, то есть ими движет потребность или желание богатства, успеха, высокого положения в обществе, власти, славы или жажда деятельности и удовольствие, получаемое, когда им удаётся проявить свои способности. И они в своей деятельности добиваются успеха или терпят неудачу в зависимости от своей одаренности, трудолюбия, благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, то есть всего того, что определяется особенностями их природы и их кармой. Когда человек начинает практику йоги и стремится посвятить свою жизнь Божественному, обычные мотивы витального существа уже не могут иметь полную свободу действий; они должны быть заменены другими мотивами, имеющими преимущественно духовный и психический характер, что позволит садхаку действовать с такой же энергией и самоотдачей, как и прежде, но уже не для себя, а для Божественного.1

 

* * *

 

Единственная деятельность, которая духовно очищает, – та, что выполняется без каких-либо личных мотивов, без желания славы или общественного признания или обретения мирского величия, без настаивания на своих собственных ментальных интересах или страстных витальных желаниях и требованиях, без физических предпочтений, без тщеславия или грубого самоутверждения, без стремления занять высокое положение или заработать репутацию, деятельность, которая выполняется только ради Божественного и по воле Божественного. Любая деятельность, выполненная в эгоистическом духе, какое бы благо она ни несла людям, живущим в мире Неведения, не принесёт никакой пользы искателю, следующему по пути йоги.2

 

* * *

 

Семья, общество, страна – это просто эго больших размеров, а отнюдь не Божественное. Человек может работать для них и утверждать, что трудится ради Божественного, только в том случае, если он точно знает, что само Божественное повелело ему (иными словами, что он получил Адеш) делать это, или действительно осознаёт, что все его действия направляет Божественная Сила. В противном случае, это утверждение не более чем интеллектуальная идея, отождествляющая страну и т. п. с Божественным.3

 

* * *

 

Вы использовали Силу для выполнения работы, и она поддерживала вас, пока вы занимались этой работой. Самым важным является не то, носит ли работа религиозный или мирской характер, а внутренняя позиция, с которой она выполняется. Если это не психическая, а витальная позиция, то человек оказывается слишком поглощённым работой и утрачивает внутренний контакт с Божественным. Если же позиция психическая, то контакт сохраняется, человек чувствует, что Сила поддерживает его или сама выполняет работу, и садхана прогрессивно развивается.4

 

* * *

 

Все эти настойчивые призывы к действию лишены смысла, если человек темен и не понимает ясно, что нужно делать. Да, «Йога должна включать в себя жизнь, а не исключать её», однако это не означает, что мы должны принимать жизнь такой, какая она есть, – со всем её убожеством и беспросветным невежеством, соглашаться с присутствием в ней мрачного хитросплетения воли, рассудка и инстинктов человека и позволять всему этому свободно проявляться. Апологеты действия считают, что нужно сделать очередной рывок, используя человеческий интеллект и энергию, и всё удастся расставить по своим местам. Но нынешнее состояние мира, несмотря на небывалое развитие интеллекта и невиданные в истории человечества затраты энергии, являются лучшим доказательством того, что ими движет бесплодная иллюзия. Йога исходит из того факта, что подлинное основание жизни можно заложить только благодаря изменению сознания, а главное правило йоги – «изнутри-вовне». Но «изнутри» – это не значит углубиться на полсантиметра от поверхности сознания. Нужно уйти в самые глубины и найти свою душу, истинное «я», Божественную Реальность внутри нас – только в этом случае жизнь сможет стать подлинным выражением того, кем мы в действительности являемся, а не проявлением бессознательных, хаотичных и бесконечно однообразных побуждений этого нелепого и несовершенного существа, каким мы были до сих пор. У нас есть только две возможности: либо оставаться в прежнем хаосе и двигаться наугад, в надежде однажды случайно натолкнуться на какое-нибудь открытие, либо остановиться и погрузиться внутрь себя в поисках духовного Света и не оставлять усилий до тех пор, пока мы не обнаружим внутри себя Божество, не придадим ему форму и по его образу и подобию не воссоздадим окружающий нас мир.5

 

* * *

 

Говоря о работе, я не имею в виду действия, совершаемые человеком, находящимся во власти эго и неведения, направленные на удовлетворение притязаний эго или обусловленные раджасическим желанием. Нельзя практиковать Карма-йогу без намерения избавиться от эго, раджасических наклонностей и желаний, являющихся признаками неведения.

По моему мнению, филантропию или служение человечеству и тому подобные вещи морального или идеалистического характера нельзя рассматривать в качестве подлинной работы, хотя человеческий разум легко подменяет истину, лежащую в её основе, такого рода активностью.

Под работой я понимаю действие, совершаемое во имя Божественного и во всё более и более тесном единстве с Ним, – действие, совершаемое исключительно ради Божественного и более ни для чего и ни для кого. Конечно, такого состояния сознания добиться нелегко, но всё-таки это не труднее, чем научиться погружаться в глубокую медитацию и получать озарения светом духовного знания, это даже не труднее, чем обрести подлинную любовь и бхакти. Но, как и все остальные пути, Карма-йогу нужно начинать практиковать в правильном духе, заняв правильную внутреннюю позицию и сосредоточив волю на достижении одной цели, – всё остальное придёт само собой.

Работа, совершаемая в таком состоянии духа, не менее эффективна, чем практика бхакти или внутреннего самосозерцания. Благодаря отвержению желаний, раджасических наклонностей и эго человек обретает состояние умиротворенности и чистоты, которое позволяет низойти невыразимому Покою свыше. Предоставляя свою личную волю в распоряжение Божественного, а затем и полностью объединив свою волю с Божественной Волей, человек уничтожает своё эго, при этом его сознание расширяется и становится космическим, более того, оно может превзойти космос и подняться в Трансцендентное. Практикуя Карма-йогу, человек осуществляет отделение Пуруши от Пракрити и освобождается от ограничений внешней природы; он начинает осознавать своё внутреннее существо, а внешнее воспринимать лишь как инструмент; он начинает также осознавать, как универсальная Сила повсюду выполняет свою работу, а высшее «Я» или Пуруша является лишь свидетелем или наблюдателем этой работы, оставаясь внутренне совершенно свободным. Человек чувствует, что все его труды выполняются уже не им самим, а вселенской или высшей Матерью или Божественной Силой, действующей в нём и направляющей все его действия из области, расположенной позади сердца. Благодаря постоянному упованию на Божественное, предоставлению в Его распоряжение и личной воли и совершаемой работы, в человеке растет любовь к Божественному, чувство преклонения перед Ним, и психическое существо наконец выходит вперед. Постоянно полагаясь на Силу свыше, мы можем почувствовать её присутствие над нами, её нисхождение и открытие нашего существа, ведущее к росту сознания и обретению знания. Наконец, Карма-йога, Бхакти-йога и Йога Знания начинают практиковаться одновременно, и тогда становится возможной йога самосовершенствования – так мы называем процесс трансформации природы.

Подобные результаты, конечно, не приходят все разом, а проявляются постепенно, у кого быстрее, у кого медленнее, с большей или меньшей полнотой, в зависимости от состояния и развития индивидуального существа. К божественной реализации не существует прямой и накатанной дороги.

Такова Карма-йога, изложенная в Гите и дополненная мной с тем, чтобы она могла стать частью интегральной духовной жизни. И основана она не на размышлениях и умозаключениях, а на живом опыте. Она не исключает медитацию и, разумеется, не исключает бхакти, так как посвящение себя Божественному, полное предание себя в Его руки, являющееся сущностью Карма-йоги, представляет собой по сути выражение состояния бхакти. С другой стороны, Карма-йога не приемлет всепоглощающую медитацию, предполагающую уход от жизни, или эмоциональную практику бхакти, ведущую к полному погружению в свои внутренние грезы, – подобные дисциплины не могут рассматриваться в качестве интегральной йоги. Человек может часами пребывать в глубокой и озарённой медитации или в состоянии внутренней неподвижности, переживая чувство высочайшей любви и восторга, но это далеко ещё не вся интегральная йога.6

 

Работа как часть йоги

 

Работа является частью йоги, и именно благодаря ей Присутствие, Свет и Сила могут низойти в витальную природу и наполнить каждое её движение; также благодаря работе можно расширить и углубить самоотдачу.7

 

* * *

 

Легче и быстрее всего вступить на путь этой садханы, совершая работу как приношение Божественному.8

 

* * *

 

… для того, чтобы успокоить ум и обрести духовные переживания, вначале необходимо подготовить и очистить свою природу. Иногда на это уходит много лет. Легче всего этого достигнуть через работу, выполняемую в правильном духе, – иными словами, работа должна совершаться бескорыстно и её побудительной причиной не должно быть желание; все требования эго или проявления желания должны немедленно отвергаться, а вся работа должна представлять собой посвящение Божественной Матери, совершаемое с постоянной памятью о ней и молитвой к ней, чтобы она явила свою силу и взяла на себя выполнение всех действий. Благодаря этому методу вы сможете осознать её присутствие и действие её Силы не только в состоянии внутренней тишины, но и во время работы.9

 

* * *

 

Нужно не только сохранять правильное общее отношение, но каждая работа должна предлагаться Матери, чтобы это отношение всегда оставалось живым и реальным. Вы не должны медитировать во время работы, так как это отвлечёт вас от неё, однако вам следует постоянно помнить о Той, кому вы её предлагаете. Но это только первый этап; ибо, когда вы сможете постоянно ощущать, что спокойное внутреннее существо сосредоточено на Божественном Присутствии, а внешний ум выполняет работу, или когда у вас возникнет постоянное ощущение, что это сила Матери выполняет работу, а вы являетесь лишь каналом или инструментом, тогда вместо воспоминания о Божественном вы будете ощущать постоянное и спонтанное единение с Божественным в процессе работы, то есть достигнете йогической реализации.10

 

* * *

 

Сначала нелегко помнить о Божественном во время работы, но если человек сумеет восстановить восприятие Его присутствия сразу же после окончания работы, то это очень хорошо. Со временем присутствие станет автоматически ощущаться даже во время работы.11

 

* * *

 

Все трудности, которые вы описываете, вполне естественны и присущи большинству людей. Человеку сравнительно легко помнить о Божественном и быть сознательным, когда он спокойно сидит в медитации, но это становится трудным, когда ему приходится заниматься внешней деятельностью. Умение помнить о Божественном и оставаться сознательным в процессе работы должно прийти постепенно, не следует ожидать, что вы овладеете всем этим сразу, – это никому не удаётся сделать сразу. Чтобы научиться этому, есть два способа: первый заключается в том, что человек пытается помнить о Матери и посвящать ей свою работу каждый раз, когда он что-то делает (не на протяжении всей работы, а хотя бы в начале и всякий раз, когда ему удаётся об этом вспомнить), постепенно это входит в привычку и становится естественным для природы. Второй способ заключается в развитии, с помощью медитации, внутреннего сознания, которое не сразу и не вдруг, а постепенно, спустя определённое время, становится чем-то всё более и более независимым и постоянным. Человек воспринимает его как некое сознание, отделённое от того, которое непосредственно вовлечено в деятельность. Сначала это отдельное сознание не ощущается человеком в то время, когда он работает, но как только работа прекращается, он чувствует, что оно всё время оставалось позади и наблюдало за происходящим; впоследствии человек начинает ощущать его и во время работы, ему кажется, что его существо состоит из двух частей – одна часть, находящаяся позади, наблюдает и поддерживает совершаемые действия, помнит о Матери и посвящает ей работу, а другая – непосредственно её выполняет. Когда это разделение происходит и человек обретает истинное сознание, работать становится всё легче и легче.12

 

* * *

 

Если вы всё ещё не способны помнить Божественное в течение всего времени, пока работаете, то в этом нет большой беды. Пока что будет достаточно вспоминать Божественное в начале работы, посвящая её Ему, а в конце выражать Ему свою благодарность. Или, в лучшем случае, если вы сможете также вспоминать Божественное и в перерывах между работой. На мой взгляд, выбранный вами метод является довольно трудным и болезненным – вы, кажется, пытаетесь помнить Божественное и работать, используя одну и ту же часть своего разума. Не знаю, возможно ли это в принципе. Когда люди помнят Божественное на протяжении всей работы (что вполне возможно), то обычно это происходит благодаря мыслям о Божественном, сохраняющимся в их разуме на заднем плане, или же в результате разделения их индивидуального сознания – в этом случае одна его часть находится впереди и выполняет работу, а другая, внутренняя, наблюдает за происходящим и сохраняет память о Божественном. Существует ещё один способ, который долгое время использовал я сам, – его суть состоит в том, чтобы обрести состояние, в котором работа делается автоматически, без какого-либо вмешательства мыслей или ментальной активности, в то время как сознание остаётся безмолвным и погруженным в Божественное. Но это состояние, как правило, приходит не в результате какого-то усилия, а благодаря искреннему и постоянному стремлению и намерению посвятить всего себя и свою работу Божественному – или же этого можно достичь с помощью определённого движения сознания, отделив внутреннее существо от инструментального внешнего. Настойчивое стремление и твердое намерение посвятить себя и свою работу Божественному, обращение к более великой Силе с просьбой низойти и выполнить работу – это способ, который приносит наилучшие результаты, даже если некоторым людям потребуется много времени, чтобы овладеть им. Величайший секрет садханы заключается в том, чтобы научиться совершать работу с помощью Силы, пребывающей за нами или над нами, вместо того, чтобы использовать усилия собственного разума. Но это, конечно, не означает, что усилия ума не обязательны или что они не дают никаких результатов – просто если ум стремится всё делать самостоятельно, то практически для всех, за исключением духовных атлетов, работа превращается в утомительное и требующее огромных усилий занятие. Опять-таки, это не означает, что другой метод позволяет достичь результатов максимально быстро, – как я уже говорил, в любом случае потребуется немало времени. Терпение и твердая решимость необходимы при использовании любого метода в садхане.

Собственная сила – это очень хорошо, особенно для тех, кто силен, но существует ещё стремление и Милость, отвечающая на него; и не стоит думать, что всё это мифы, – это величайшая реальность духовной жизни.13

 

* * *

 

Можно и стремиться, и заниматься работой и заниматься одновременно множеством других дел, если обладаешь сознанием, развитым с помощью йоги.14

 

* * *

 

Всё нужно делать спокойно и изнутри: работа, речь, чтение, письмо, – всё должно стать средством выражения истинного сознания, ничто не должно сопровождаться хаотичными и беспокойными движениями обычного сознания.15

 

* * *

 

Вы должны научиться всегда действовать изнутри – из своего внутреннего существа, находящегося в контакте с Божественным. Внешнее существо должно быть не более чем инструментом, которому никогда нельзя позволять управлять вашей речью, мыслями и действиями.16

 

Трудности в работе

 

Да, безусловно, работа имеет огромную пользу ещё и потому, что она подвергает испытанию природу садхака и позволяет ему увидеть недостатки своего внешнего существа, которые иначе могли бы остаться незамеченными.17

 

* * *

 

Для садхака внешние столкновения, потрясения и бедствия – это только средства, позволяющие ему превзойти эго и раджасическое желание и достичь состояния полного подчинения и самоотдачи Божественному. До тех пор пока человек настаивает на успехе, он действует, по крайней мере, частично, ради собственного эго; трудности и внешние неудачи приходят, чтобы известить его об этом и дать ему возможность обрести полную уравновешенность. Это не означает, что не надо стараться овладеть силой для достижения победы, но быстрый успех в нашей текущей работе это не главное. Необходимо развить способность воспринимать и передавать окружающим всё более и более широкое и точное видение и внутреннюю Силу, и это нужно делать достаточно хладнокровно и терпеливо, без ликований или огорчений, вызванных сиюминутной победой или поражением.18

 

* * *

 

Вы должны понять то, что ваш успех или неудача всегда и во всём зависят от способности сохранять правильную внутреннюю позицию, пребывать в истинном психическом и духовном состоянии и позволять силе Матери действовать через вас…

Насколько я могу судить по вашим письмам, вы рассматриваете её поддержку как нечто само собой разумеющееся, хотя основное значение придаёте своим собственным идеям, планам и суждениям, касающимся работы; но независимо от того, плохи они или хороши, верны или ошибочны, они обречены на неудачу, если не являются инструментами истинной Силы… Вы должны всегда быть сосредоточены, всегда предоставлять силе, которая ниспосылается вам отсюда, разрешение всех проблем, всегда позволять ей действовать и не подменять её своим собственным умом и независимой витальной волей или побуждением…

Продолжайте свою работу, ни на минуту не забывая об условиях, обеспечивающих успех. Не теряйте себя, уходя с головой в работу, в ваши идеи или планы, не забывайте сохранять постоянный контакт с истинным источником. Не позволяйте ментальному или витальному влиянию каких-либо людей или же влиянию царящей вокруг вас атмосферы и обычного человеческого образа мышления вставать между вами и силой и присутствием Матери.19

 

* * *

 

Трудность, с которой вы столкнулись, во многом является результатом постоянного беспокойства вашего ума по самым разным поводам, в котором без конца вращаются мысли: «Это плохо, я не такая, какой должна быть, или работаю не так, как нужно», – и в результате делаете вывод: «Я неспособна, у меня ничего не получается, я ни на что не гожусь». Ваши вышивки, ваши абажуры всегда были превосходны, и, тем не менее, вы всегда настаивали на своём мнении, что «это неудачная работа, сделанная плохо», и, поступая подобным образом, повергали себя в состояние замешательства и внутреннего смятения. Вполне естественно, что время от времени вы совершаете ошибки, но когда вы начинаете так мучительно переживать по этому поводу, то совершаете их гораздо чаще, чем когда всё делаете просто и с уверенностью в своих силах.

В работе, как и в садхане, лучше всего спокойно двигаться вперед, позволяя Силе действовать и стараясь как можно меньше создавать препятствий её работе, без подобного самоистязания и постоянных сомнений и беспокойств на каждом шагу. Какими бы ни были ваши недостатки, они исчезнут быстрее, если вы не будете придавать им слишком большого значения, так как, заостряя на них внимание, вы теряете веру в себя и в свою способность открываться Силе – которая тем не менее всегда с вами – и создаёте совершенно ненужные препятствия её работе.20

 

* * *

 

Открытость в работе означает то же самое, что и открытость в сознании. Та же самая Сила действует в вашем сознании во время медитации и устраняет в нём омрачённость и смятение всякий раз, когда вы открываетесь ей, но она также может взять на себя ваши действия и помочь вам не только увидеть их недостатки, но также осознать, что нужно сделать, и направлять ваш ум и ваши руки при выполнении работы. Если вы откроетесь Силе во время работы, то всё больше и больше будете чувствовать её руководство, пока, наконец, не начнете ясно осознавать, что за всеми вашими действиями присутствует Сила Матери.21

 

* * *

 

Для того чтобы быть способным воспринимать Божественную Силу и позволять ей действовать через вас в различных ситуациях внешней жизни, необходимо соблюсти три условия:

(1) Обладать спокойствием и уравновешенностью – что бы ни случилось, вас это не должно приводить в состояние волнения или возбуждения; сохраняйте свой ум спокойным и устойчивым, он должен наблюдать за игрой сил, но сам при этом оставаться совершенно невозмутимым.

(2) Обладать абсолютной верой – верой в то, что случиться может только самое лучшее, а также в то, что если превратить себя в истинный инструмент, то плодом усилий человека, чья воля направляется Божественным Светом, будет именно то, что с его точки зрения должно быть сделано – картавьям карма (kartavyam karma ).

(3) Обладать восприимчивостью – способностью воспринимать Божественную Силу, чувствовать её присутствие, присутствие Матери в ней, и позволять ей действовать, указывая нам путь, направляя нашу волю и поступки. Если человек способен чувствовать эту Силу и это присутствие, и такая податливость Силе стала привычной для сознания во время деятельности – но нужно быть податливым только по отношению к Божественной Силе, не допуская примеси чужеродных элементов, – то в конце концов вы обязательно добьетесь успеха.22

 

* * *

 

Если вы очень хотите обладать сознанием, позволяющим действовать правильно, и полны стремления обрести его, то оно может прийти к вам одним из нескольких путей.

1. Вы можете выработать привычку или способность наблюдать за своей собственной активностью таким образом, чтобы отчётливо видеть, как приходит импульс, побуждающий вас совершить то или иное действие, и осознавать природу этого импульса.

2. Может прийти сознание, которое чувствует неудобство, когда возникает неверная мысль, неверный импульс к действию или неверное чувство.

3. Что-то внутри вас может предупредить или остановить вас, когда вы собираетесь совершить неправильное действие.23

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.