Ставится запятая
| Не ставится запятая
|
1. при отсутствии союзов
,
Все вдруг заговорили шумно, радостно.
2 . При соединении
одиночным противительным союзом
(НО, А, ДА = НО, ЗАТО = НО)
, но
Мал золотник, да (=но) дорог.
3 . при соединении
повторяющимися союзами
и ,и ,и
(могут повторяться союзы
И, да, или, то, не то, ни)
Простим горячке юных лет и юный жар,и юный бред.
4 . при отсутствии
первого из повторяющихся союзов
, и , и …
Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость.
5. при парном соединении
союзами
И , , и
Волна и камень, лед и пламень не столь различны меж собой.
6. при соединении двойнымисоюзами:как, так и; хотя и, но
не только, но и ; не столько, сколько;
У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
|
1. в устойчивых выражениях
(равных слову)
Издали и так и сяк, а вблизи ни то ни сё.
( = словам КАК-ТО, НИКАК)
И днем и ночью кот ученый все ходит
по цепи кругом. ( = слову ВСЕГДА)
2. при соединении
одиночным соединительным или разделительным союзом: и;
да (=и), или, либо
|
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОБЩАЮЩЕМ СЛОВЕ
ЗАДАНИЕ 6
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обособление определений
1. Все виды определений,
стоящие ПОСЛЕ существительного
| ТУЧА, облегавшая полнеба, постепенно рассеялась.
Эта МЫСЛЬ, простая и ясная, не давала покоя.
Дальше начинался ГОРОД, с высокими домами, лавками, складами. (Обособление зависит от интонации)
| 2. До и после личного местоимения.
| Взволнованный, ОН говорил долго.
ОНА, всё ещё взволнованная, говорила и говорила.
|
3. Причастный оборот с добавочным обстоятельственным значением перед существительным (вопрос возможен и от глагола)
| Раненный в плечо, СОЛДАТ не мог поднять руку. (Почему? = будучи раненным в плечо//потому что ранен в плечо)
|
4. Определение и существительное разделены членами предложения.
| Овеянные оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые САДЫ.
|
Обособление приложений
| 1. Распространённые приложения – нарицательные существительные с зависимыми словами ДО и ПОСЛЕ определяемого существительного
| Он пришёл с СЫНОМ, десятилетним мальчиком, на выставку.
Спутница наша , УДАЧА нас не покинет.
|
2. Одиночное приложение ПОСЛЕ нарицательного и собственного имени.
Может быть - тире.
| Я подружился с ГАЙДАРОМ, удивительным человеком, прошедшим суровую школу жизни. Мой ХОЗЯИН, доктор, всегда был занят каким-либо делом.
Я шёл по улице с ПРИЯТЕЛЕМ – замечательным художником.
|
3. Любое приложение ДО и ПОСЛЕ личного местоимения.
| Участник форума , ОН успешно выступил с докладом.
|
4. Приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как (в значении причины).
| Верный СЛУГА, по имени Иван, спас его.
ПЕТРУ, как отличнику, вручили медаль.
(потому что отличник)
|
Обособление обстоятельств
| 1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие ДО или ПОСЛЕ глагола.
(задаём вопрос от глагола-сказуемого: Что делая? Что сделав? Как?)
| Поток СТРЕМИЛСЯ навстречу морю, гремя камнями.
Журча, ещё БЕЖИТ за мельницу ручей.
Волны несутся, гремя и сверкая.
Плащ запахнув и фуражку крепче надвинув, он закрыл глаза.
|
2. Обстоятельство с предлогами несмотря на, невзирая на:
| В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
|
3. С целью усиления обстоятельства причины с предлогами: благодаря, согласно, вопреки, по причине, в случае, ввиду, вследствие:
| Командир, по случаю награждения, созвал подчинённых.
Вопреки плохой погоде, мы продолжили путь.
|
Обособление дополнений
| 1. Дополнения, выраженные существительными с предлогами
кроме, за исключением, помимо, сверх, включая, наряду с
со значением включения, исключения, замещения
| /Кроме картин/, вокруг было много прекрасных
вещей.
Все встали и отправились на террасу, /за исключением Гедеоновского/.
|
2. с предлогом вместо в значении замещения (=вместо того чтобы)
| Лекарь второпях,/ вместо двенадцати капель/, налил целых сорок.
|
ЗАДАНИЕ 7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Г 1
Ошибочное образование форм существ-ого
| Благородность, чуда техники, подчерк, удовольство жить; бодровство; нет местов
| Ошибочное образов-е форм прила-го
| более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже
|
Ошибочное образование форм числ-го
| с пятистами рублями; жонглировал обоими руками
|
Ошибочное образование форм местоимения
| ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности;
|
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)
| Надсмехаться.
Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.
Вышев на сцену, певцы поклонились.
|
Г 2
| Нарушение норм согласования
| Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Из прочитанного мной части романа…
|
Г 3
| Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов
| Нужно сделать природу более красивую.
Все удивлялись его силой
|
Г 4
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
| Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.
|
Г 5
| Ошибки в построении предложения с однородными членами
| Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю .
|
Г 6
| Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
| Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.
|
Г 7
| Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
| Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
|
Г 8
| Ошибки в построении сложного предложения
| Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве .
Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.
|
Г 9
| Смешение прямой и косвенной речи
| Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
|
Г 10
| Нарушение границ предложения.
Неудачный порядок слов в предложении
| Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
|
Г 11
| Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
| Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Она сидела за столом и не разговаривает со мной.
|
Г 12
| Пропуск члена предложения (эллипсис)
| На собрании было принято (?) провести субботник.
|
Г 13
| Отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится
| Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.
|