Особенности студенческого возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студенческий возраст — это уникальный период жизни человека. Это период масштабного развития нравственности и эстетического отражения окружающей действительности, становления и укрепления черт характера, определенных привычек и установок. Особенно важно, что данный период характеризуется овладением всей системой социальных ролей взрослого человека: учебных, гражданских, профессиональных, трудовых, политических и др.

Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом  теперь выражается самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъяв­ляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника.

Студенческий возраст характерен и развитием так называемой «экономической активности», которая включает в себя понимание самостоятельной производственной деятельности, начало трудовой жизни и подготовку к созданию собственной семьи [3, с. 68].

Студенческий период является центральным периодом преобразо­вания и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации.

Главная социальная задача студенческого возраста — профес­сиональный выбор. Специальное образование является следующим этапом по отношению к общему образованию. 

В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

 

Психологическая адаптация студентов к условиям вуза

Первый год обучения является для студентов одним из самых сложных. У первокурсников возникает множество трудностей в процессе учебной деятельности, в первую очередь связанных с изменением стереотипов. Студенты не могут привыкнуть к новым формам занятий в ВУЗе, к резкой смене содержания и объёма учебного материала, также наблюдается отсутствие умения конспектировать изложенный преподавателем материал. Около 65–70 % студентов — выпускники сельских школ и трудность в адаптации может быть связана с ограничением социальных контактов: небольшое количество учащихся в классе и в целом в школе. Учитель может вести много предметов из-за нехватки специалистов. Все друг друга хорошо знают. Приезжая в город, в крупный вуз появляется тревога из-за неумения правильно построить свои взаимоотношения с пока еще не знакомыми людьми.

Социально-психологическая адаптация студентов к условиям вуза имеет свои особенности. Вхождение первокурсников в новую систему обучения, присваивание ими социального статуса студент, что в свою очередь требует от них разработки новых стилей и способов поведения, которые позволяют им соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления повышает уровень работы высших психических функции. То есть у студентов первого курса развивается память, внимание, восприятие, речь, мышление и воля. Так же у студентов развивается коммуникабельность, так как они попадают в совершенно новый коллектив, в котором приходится искать новые связи. Студенты, которые только переехали от родителей, вынуждены учиться самостоятельно контролировать свою жизнь, то есть грамотно владеть временем и финансами.

Под социально-психологической адаптацией студентов к обучению в вузе, подразумевается процесс вхождения личности в новые роли и формы деятельности, определяющие выработку оптимального режима функционирования личности в учебной среде. В результате, социально-психологическая адаптация первокурсника — это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения — способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Благодаря чему происходит становления личности студента сначала в образовательной среде, в условиях вуза, а потом и в будущей профессиональной деятельности.

Самооценка же первокурсника выглядит как обобщенное представление о самом себе, систему установок относительно собственной личности.

Важно отметить, что самооценка у только что поступивших студентов считается не статичным, а динамичным психологическим образованием, которое относится к центральным образованиям личности, то есть ее ядру.

 

Нравственное самоопределение в профессионально-личностном развитии студентов

Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.

Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.

Факторы формирования учебной мотивации

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика (Б. Г. Ананьев).

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности, включающей три основных этапа:

мотивационный,

- операционально-познавательный,

- рефлексивно-оценочный; .

- коллективные формы учебной деятельности;

- оценка учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности.

Причины отрицательного отношения к учению

Это могут быть как субъективные, так и объективные причины. Последние связаны с деятельностью самого учителя. Например:

- учебный материал не способствует поддержанию любознательности, не соответствует уровню умственного развития учащихся, уровню наличных знаний;

- приёмы и методы работы не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей;

- средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению

 

Учебные мотивы студентов и успеваемость

По мнению исследователей (А.Н. Печников, Г.А. Мухина и др.), ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получение диплома) и «познавательные» [4].

П.М. Якобсон предложил классификацию, согласно которой мотивация учебной деятельности может быть разделена на внутренние мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы [4].

С.А. Пакулина и С.М. Кетько считают, что внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности может подразделяться на мотивы поступления в ВУЗ, мотивы учения и профессиональные мотивы.

В.А. Якунин разделил цели обучения и цели учения. Первые задаются извне и выявляют общественные запросы и ценности, которые по отношению к студентам являются внешними. Вторые определяются индивидуальными потребностями, сформировавшимися на основании их предшествующего опыта [9].

А.И. Гибос выделил ряд факторов, способствующих формированию у студентов положительной учебной мотивации. К этим условиям можно отнести: осознание цели обучения, осознание теоретической и практической значимости знаний, форма изложения учебного материала, профессиональная направленность учебной деятельности, возможность творческой самореализации и др. [4].

Все мотиваторы могут находиться в различных соотношениях друг с другом и иметь различное влияние на учебную деятельность. Полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов сложной мотивационной структуры.

Исследователи уже не сомневаются в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Известно, что «сильные» и «слабые» учащиеся отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по уровню мотивации учебной деятельности. Недостаток способностей может восполняться развитием мотивационной сферы, и тогда учащийся добивается значительных успехов в учебной деятельности [2, 5].

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 204.