Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образование как общественный феномен

Образование –овладение личностью определенной системой научных знаний, практических У и Н, и связанный с ними тот или иной уровень развития умственно-познавательной и творческой деятельности, а так же нравственно-эстетической культуры – всё это определяет её совокупный облик и индивидуальное своеобразие.

Образование включает обучение и воспитание как присвоение, интериоризацию социально-культурных ценностей общества.

Образование как социальный институт включает уровни:

1. дошкольные учреждения;

2. школы

3. СУЗы, ВУЗы.

Образование как система рассматривается в 3х измерениях:

1) в социальном масштабе – образование в мире, стране, обществе, регионе;

2) как ступень образования – дошкольное, школьное, высшее;

3) профиль образования – общее, специальное

Образование как результат: образ результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и фиксирован в форме стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершенный курс обучения, т.е. содержание стандарта – представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.

 

Основные тенденции развития современного образования

Систему образования можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд тенденций.

Гуманизация - ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала.

Диверсификация - многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация - ориентация системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность - создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех.

Многоуровневость - организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, имеющий свои цели, сроки обучения и характерные особенности.

Информатизация - широкое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения.

Индивидуализация - учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность - процесс постоянного самообразования человека в быстро меняющихся условиях жизни современного общества.

 

Факторы, влияющие на динамику межкультурного взаимопонимания

Практические рекомендации по формированию условий оптимального межкультурного взаимопонимания студентов

Образование как общественный феномен

Образование –овладение личностью определенной системой научных знаний, практических У и Н, и связанный с ними тот или иной уровень развития умственно-познавательной и творческой деятельности, а так же нравственно-эстетической культуры – всё это определяет её совокупный облик и индивидуальное своеобразие.

Образование включает обучение и воспитание как присвоение, интериоризацию социально-культурных ценностей общества.

Образование как социальный институт включает уровни:

1. дошкольные учреждения;

2. школы

3. СУЗы, ВУЗы.

Образование как система рассматривается в 3х измерениях:

1) в социальном масштабе – образование в мире, стране, обществе, регионе;

2) как ступень образования – дошкольное, школьное, высшее;

3) профиль образования – общее, специальное

Образование как результат: образ результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и фиксирован в форме стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершенный курс обучения, т.е. содержание стандарта – представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.

 

Основные тенденции развития современного образования

Систему образования можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд тенденций.

Гуманизация - ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала.

Диверсификация - многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация - ориентация системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность - создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех.

Многоуровневость - организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, имеющий свои цели, сроки обучения и характерные особенности.

Информатизация - широкое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения.

Индивидуализация - учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность - процесс постоянного самообразования человека в быстро меняющихся условиях жизни современного общества.

 

Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы

Преподавательская деятельность – это, в первую очередь, общение, и поэтому будущий преподаватель обязательно должен обладать коммуникативными качествами. С точки зрения психологии такой тип людей относятся к экстравертам, но это не означает, что интроверт не может быть преподавателем. Ведь преподавание – деловое общение, подобного уровня может достичь абсолютно каждый человек, который считает своим долгом донести свои мысли до других. Порой замкнутый в повседневной жизни человек может лучше разъяснить что - либо, нежели коммуникативный человек.

Чтобы преподаватель умел выделить главное в разных источниках и находить логическую связь между рассматриваемыми объектами , он должен обладать развитым логическим мышлением.

Преподаватель не должен быть диктором, "озвучивателем" чужих текстов или бесстрастным обозревателем точек зрения разных авторов - содержание преподаваемых учебных дисциплин преподаватель должен пропустить через себя, через свое сознание, формулируя свою точку зрения на преподаваемое, он должен оставаться объективным, давая студентам стимул понять общее положение дел и уяснить причины выбора излагаемой авторской концепции или выработанных им доработок взглядов иных авторов.

Так как высшая школа предполагает становление у студентов не только профессиональных качеств, но и социально одобряемых нравственных ценностей, поэтому преподаватель автоматически становится носителем и выразителем социально одобряемых ценностей, иметь активную социальную позицию, выделять социальную значимость изучаемого.

Любовь и преданность к своему призванию, аккуратность – отличают истинного преподавателя, который понимает личную ответственность за проведение вверенных ему занятий и студентов. Все эти качества немаловажны еще и потому, что их тиражирование среди студентов социально необходимо.

Преподаватель должен обладать такими качествами как доброжелательность, уважение к студентам и к их усилиям по освоению сути образования, одобрение и поощрение их инициативы, интеллигентность в общении. Реализуя подобные перспективные взаимоотношения в обществе, преподаватель вносит свой вклад в общество и науку.

Каждому преподавателю необходима последовательная требовательность и объективность оценивания успехов студентов, ибо она организует их учебную деятельность, помогая ориентироваться на достижения их определённого результата усвоения учебного материала и требуемой профессиональной деятельности, это и способствует реалистичным самооценкам студентами своих способностей и возможностей.

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 216.