Идейное содержание сказки подобно предыдущей.
Принимаются совместные решения, сначала - коллективное, затем - индивидуальные.
В панике убежав от предполагаемой опасности (непроверенная информация), бык и его друзья выбирают каждый сам для себя лучший способ перезимовать.
Самым предусмотрительным оказался бык: он построил фундаментальное жилье (вложил свои средства в надежный капитал). Дом быка впоследствии оказался желанным для остальных легкомысленных персонажей.
По идейному содержанию герои этой сказки похожи на известных сказочных Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, братьев-поросят.
Двое из них из-за собственного легкомыслия и лени отказались от предложения старшего брата построить совместное фундаментальное жилье. Оказавшись жертвой насилия со стороны волка, они едва успевают укрыться в крепком гостеприимном жилище своего "богатого" братца.
В сказке про быка звери тоже оказались в трудном положении, решили воспользоваться так называемыми "услугами" быка, только не по его доброй воле, а насильно, путем шантажа. Но все меняется при появлении опасности: все звери дружно защищают жилище быка, завоевав таким образом право и в дальнейшем жить всем вместе. Здесь понятия концепции "альтернативная стоимость" формируется у учащихся ненавязчиво, но образно: в жилище быка насильно вселились гусь, козел, кабан и петух, - под угрозой больших неприятностей он впустил их: "Делать нечего, придется впустить". Альтернатива: если не пущу, то они меня покалечат, их много - я один.
Но когда над быком и зверями, насильно вселившимися к нему, нависла угроза нападения со стороны медведя, животные были вынуждены объединиться (совместное решение), т. к. у них была и вовсе незавидная альтернатива - погибнуть от лап медведя.
Итак, обе сказки учат нас: "Как принимать решения". Мы учимся работать в тесном контакте друг с другом, дабы не оказаться на месте глупых братцев Наф-Нафа или быка и его друзей. Оказавшись перед выбором, необходимо взвесить альтернативные варианты, чтобы не ошибиться и принять единственно правильное решение, отдав за этот выбор что-то другое, имеющее в данный момент меньшую ценность.
Тема 4. ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Лиса и тетерев
Лиса, увидев тетерева, изобрела (именно изобрела) ложную информацию, что, "по Указу" они (тетерева) должны не "по деревьям сидеть", а гулять "по зеленым лугам". Благоразумный Терентий не внял, к сожалению рыжехвостой, сообщению, зато сама она, узнав от своего собеседника, что невдалеке бежит "жеребенок", у которого "хвост крючком", торопливо убегает. Тетерев, как мы видим, тоже идет на хитрость: он в обмен на ложь лисы сообщает ей тоже заведомо искаженную информацию, что " бежит "жеребенок", хотя это была собака. Лиса убегает сразу, едва уточнив, что у "жеребенка" хвост крючком.
Здесь как бы "услуга" за "услугу", информация здесь выступает в качестве услуги ("глаз за глаз").
Мы живем в мире информации. Необходимо с малых лет приучаться правильно ориентироваться в ее потоке. Есть информация ложная, есть достоверная. Передача информации имеет цель. Нужно учиться общению с людьми. Если информация проверенная, если она имеет ценность, - ею можно воспользоваться и иметь выгоду. Ложная информация может сбить с толку, и тогда попадешь в сети хитреца и пострадаешь.
В другой известной сказке "Кот, Дрозд и Петух" тоже речь о ложной информации - ловушке, на которую клюет Петушок (доверчивость людей). Сказки такого рода помогают нам обратить внимание на то, что нельзя на веру воспринимать первую попавшуюся информацию. Нужно или подвергнуть ее проверке (если это возможно), или, усомнившись, хорошо подумать (т. е. учить моделировать, абстрагировать). Например, Тетерев был осмотрительнее Петушка. То же скажем и о Лисе: услышав, что бежит жеребенок, она не поверила и уточнила информацию вопросом: "А какой у него хвост?". Другое дело - Петушок. Он, обманутый не раз, продолжает верить Лисе, высовывая наивную голову в окно.
Дети нередко остаются дома одни, ходят по улицам без взрослых. Бывает, они верят чужим дядям и тетям - и открываются настежь надежные двери, и убийство и воровство становятся уделом доверия маленьких граждан. На улице ребенка, бывает, заманивают обманом в машину, в кусты и т. п.
Экономическая социализация, т. е. адаптация человека в экономической жизни общества сегодня должна проходить как можно раньше. Для этого нужно максимально использовать весь арсенал
средств. Даже обычную, казалось, сказку можно, прочитав, использовать с большей пользой и на современный лад. Наверное, в этом универсальность народной мудрости, выраженной в фольклоре.
Итак, обучая детей экономическому мышлению, нужно в самом привычном вокруг видеть рациональное зерно и использовать для закладки здравого смысла и новых знаний.
Так же, как ребенок знакомится со значением общественных слов "мебель", "овощи", "времена года", так и с понятием "информация" ребенка нужно познакомить. Сегодня информация - это важный ресурс, ценность которого возрастает с ускорением. Информация может быть в виде рекламы, сообщения в печати, по радио. Она может быть передана случайно, нечаянно, преднамеренно. Она имеет разные цели: привлечь внимание, отвлечь внимание, обезоружить либо вооружить субъекта, чтоб он подготовился. Например, зная заранее, что произойдет 18 августа, товар на рынке можно было скупить, чтоб потом или дороже продать, или просто чувствовать себя более защищенным. То же самое можно сказать относительно вкладов населения в банки. В начале перестройки население, не имея экономического опыта и знаний, легковерно восприняли информацию о "золотых горах" "МММ". Сейчас таких людей заметно поубавилось: меньше верят тому, что рекламируют, подвергают сомнению, проверке. А если ребенок с детства будет знать, что такое информация, какой она бывает, как ориентироваться в ее мощном потоке и т. д., то это поможет ему стать человеком мыслящим, умеющим не только слушать, видеть, но и думать и действовать, прикинув несколько вариантов решений, все "за" и "против". Необходимо, чтобы умение взвешенно, альтернативно определять свой выбор не осталось для учащихся в рамках пустых слов. Нужно, чтобы мы всегда помнили: прежде, чем что-либо выбрать из множества, сначала надо остановиться на самом главном. Затем, оставив 2-3 желаемых(предмета, пути, тщательно провести анализ каждого из них. Если ты выбираешь первое, что тебя ждет? А в каком случае больше плюсов и минусов? В первом? Во втором? Или в третьем?
Учиться размышлять при принятии решений гораздо легче именно на примере сказок. Ведь ту же сказку о Петушке и Лисе можно изменить. Например: "Давайте, представим себе, что Петушок стал размышлять, стоит или нет выглядывать в окно? Вдруг лиса обманывает? Вдруг эта информация - ложная? Итак, если я не вы гляну, и если действительно ребята зерно рассыпали, то что произойдет? Ну, не поклюю зерна, это не страшно. А если выгляну? Лиса - вдруг обманщица? В таком случае она схватит меня и может немедленно съесть. Нет, уж лучше посижу, потерплю, останусь без зернышек!".
Подобные варианты рассуждений не только помогают нам экономически адаптироваться в современной жизни, но и развивают монологическую речь, развивают критическое мышление, способствуют развитию интеллекта. То есть мы овладеваем не только умениями совершать различные мыслительные операции, но и учимся применять знания в новой, нестандартной ситуации, т. е. в жизни.
Тема 5 СЛОВА «ХОЧУ» И «НАДО» В НАШИХ СЕМЬЯХ
Легкий хлеб
Волк отведал у косаря хлеба и решил сам научиться изготавливать себе такой же "лакомый кусочек". Но когда узнал, что за хлеб надо много работать: пахать, сеять, жать рожь, веять, а потом месить тесто и садить его в печь, - то задумался и решил пойти по пути зарабатывания "легкого" хлеба.
Оказалось, что волк ничего не умеет делать, и даже "легкий" хлеб зарабатывать не так-то просто.
При помощи этой сказки мы усваиваем понятия экономической концепции: потребности и ограниченность возможностей. Если есть потребность в чем-либо, то ты окажемся перед выбором: как это что-либо добыть, где взять, с чего начать?
Что означают понятия "хочу" и "надо"? "Я не хочу (или не умею) работать, а хочу есть вкусный хлеб". - Да, но для этого надо потрудиться.
Итак, право выбора остается за индивидуумом: либо работать, не покладая рук, но есть вкусный хлеб, либо не работать, но за "легкий" хлеб придется платить неудовлетворенными потребностями.
Волк в этой сказке похож на предыдущего персонажа - собаку-охотника. Разница в том, что собака-охотник, переоценив свои возможности, принимает ошибочное решение, поставив под угрозу свое здоровье. Волк (в сказке о легком хлебе) тоже принимает решение: не прикладывая особых усилий - сладко поесть. Результат тоже отрицательный. Итак, и собака-охотник, и волк - любитель "легкого хлеба", и братья-поросята, - все персонажи сказок принимают разные решения. Если они необдуманны, рассчитаны на лень или переоценку своих возможностей,«+ результат один: неудовлетворенные потребности.
В сказке еще один ценный момент: подробная технологическая цепочка, показывающая, как получается хлеб. Поэтому из сказки можно извлечь еще одну выгоду. Она учит: "Производству товаров и услуг". Здесь очень подробно описано, как получить вкусный хлеб. Сначала - землю вспахать, взборонить, засеять, вырастить рожь, затем спелую рожь надо сжать, связать в снопы, провеять, просушить, потом отвезти на ток, там - обмолоть, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть.
К этой же теме - "хочу" и "надо" - применима сказка о золотой рыбке. Если в сказке "Легкий хлеб" персонаж волк идет по пути наименьшего сопротивления, а получает, что заслужил (как потопаешь, так и полопаешь), то в "Сказке о золотой рыбке"... образ сварливой старухи явно выражает содержание концепции о неограниченных желаниях, в то время как возможности ограниченны.
Тема 6. ВЕЧЕР ЛЮБИМОЙ СКАЗКИ
Сказка "Колосок"
Круть и Верть - два мышонка, которые пели да плясали. С ними вместе жил петушок Голосистое горлышко, "Он всех сперва песней будил, потом двор подметал".
Петушок нашел колосок и стал звать мышат на работу: смолоть его на мельнице → принести домой → замесить тесто → натаскать дров → затопить печь → сделать и испечь пироги. Но мышата ничего не хотели делать, а только петь и плясать, в итоге и пирогами их не за что было угощать.
На примере маленькой звериной семьи дети увидят, что очень тяжело одному все делать: и двор мести, и муку молоть, и стряпать, и печь. И для мышат это не назовешь "чудесным местом для жизни": хоть сколько пой и пляши, а есть-то, что хочется.
Итак, двое мышат и петушок жили одной семьей. Здесь не было ладу. Работал один, а двое - лодыри и лентяи, - хотели бы жить за чужой счет. В этой семье, хотя и жили все вместе, мышата не были взаимосвязаны с петушком, ведь только общее дело могло бы объединить их.
Давайте вместе как бы "прокрутим" вторую серию сказки в виде фильма. Предположим, что мышата поняли, что надо трудиться всем вместе, и стали всегда помогать петушку.
- Итак, мои дорогие режиссеры, есть 2 варианта начала фильма, который из них вы выберете?
1 вариант: петушок мел двор, нашел колосок, а мышата помогли ему обрабатывать зерна и в конце концов пироги ели все вместе.
2 вариант: может, сначала вы скажете? (Прослушать несколько ответов).
Выберите сами или придумают свой третий вариант. Конечно, в идеальном варианте двор мели все вместе ("они мели двор, чтобы было чисто и красиво там, где они живут"), и находка - колосок - тоже общая.
Здесь важна также логическая цепочка действий - не что иное, как подготовка к восприятию экономической концепции "производство": технология изготовления муки (зерно отвезти на мельницу) и технология изготовления пирожков (замесить тесто и поставить в печь). И даже печка в этой сказке не сама по себе топилась: "натаскал дров, затопил печь".
Итак, во-первых, как много надо трудиться, чтобы что-то произвести. Во-вторых, создав новый сюжет сказки, мы убеждаемся, что при другой модели поведения и результат будет иным. После вкусного обеда петушок и мышата пели и плясали все вместе. Мы приходим к выводу:
- Вот так и живут теперь петушок и два мышонка, постоянно работая все вместе, создавая чудесное место для жизни. Они моют, пекут, шьют в своем доме. У них чисто, уютно и сытно. И весело. Каждый работает. Все вместе они взаимосвязаны. Все друг для друга стараются.
А вы? Посмотрите на себя дома. Нет ли среди вас таких "мышат", как в "первой серии" нашего "фильма"?
Уместно что-нибудь нарисовать (вылепить, вышить, сочинить песенку) на тему сказки. Можно нарисовать новый сюжет для этих же героев.
Такой подход к чтению сказок (рассказов) развивает не только экономическое, но и абстрактное (логическое) мышление . Учит искать иные варианты поведения, минуя стереотипы.
Показывает, что из неприятных ситуаций можно найти выход, и это зависит от самого человека (субъекта). В конце концов, найденные зерна в колоске можно было использовать по-разному: либо сразу их съесть, либо путем последовательной обработки довести до стадии готового изделия (пирожков).
Если взрослые постоянно будут побуждать детей мыслить, предлагая им искать разные варианты поведения, разные пути решения - как поступить с данным объектом (или явлением), то у детей выработается привычка неоднозначно подходить к решению того или иного вопроса. Это особенно важно для нас, россиян, в большинстве своем страдающих консервативным мышлением, малым набором инвариантных решений.
Плачет ребенок, потерял варежку. Предложить ему подумать, какие варианты выхода из ситуации есть: получше поискать пропажу, еслиточно не нашлась, то поискать альтернативы. В любом случае ребенок должен сделать для себя вывод: "быть внимательнее", "искать другой выход из положения", "не все потеряно". Самое главное - чем раньше ребенок познакомится с такими понятиями, как выбор, ограниченность, возможности, зависимость членов семьи, общества друг от друга и прочее, тем быстрее он научится принимать осознанные самостоятельные решения, делать самостоятельный выбор, брать на себя ответственность за решение некоторых вопросов.
ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ:
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
Сказка "Бобовое зернышко"
Нам будет легче понять значение слов "взаимосвязь", "взаимозависимость", если прочитать сказку "Петушок да Курочка".
Суть сказки в том, что Петушок втайне от Курочки захотел полакомиться бобовым зернышком ("Один съем, не дам Курочке"). После знакомства со сказкой, естественно, отметить, что Петушок поступил нехорошо, пожадничал.
Но сказка заканчивается трагически: "И молочко не помогло...". Здесь можно рассудить двояко: то ли Петушок задохся в наказание за жадность, то ли слишком долго ему оказывали помощь, и он не дождался ее. Наверное, в разговоре с детьми в данном случае нужно подойти философски: отметить, что, конечно, нехорошо одному есть, поделиться надо было с близким тебе существом. Но, согласитесь, в сказках много встречается жестокости и насилия ("он убил Старуху", "стукнул ему в лоб" и прочее).
Возможно, будет благоразумно, если в этом случае навести детей на мысль, что кончина Петушка неадекватна его поступку ("Он еще молод, у него все впереди", "Он осознал свою вину и больше не будет так поступать"). Другое дело, что "скорая помощь" пришла с опозданием. Это отметить особо. В сказке есть еще один интересный момент: показана взаимосвязь явлений и процессов в "обществе". И это стоит использовать для экономического воспитания.
По сути на фоне морализации в сказке идет повествование о том, что не все так скоро и просто можно получить (произвести).
После прочтения сказки можно составить логическую причинно-следственную цепочку. Она не только поможет нам увидеть взаимосвязи в производстве молока, но и будет способствовать развитию абстрактного мышления, установлению взаимосвязей и взаимозависимостей. Схема может выглядеть так:
Молоко | Сено | Кузнец | Угольщица | |||
↑ | ← | ↑ | ← | ↑ | ← | ↑ |
Корова | Сенокосец | Коса | Угли |
Можно также особо остановиться на начальном этапе цепочки, где просматривается технология производства молока с разделением труда и специализацией:
В заключение можно сделать вывод, что благодаря этой сказке дети смогли узнать, как в обществе люди взаимосвязаны. Это они увидели на примере производства молока. Каждый делает свое, а в итоге общее дело, где один зависит от другого.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ,
БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Сказка "По-щучьему веленью"
С понятием "общество» мы знакомимся достаточно рано. Общество - это группа людей, которые живут, работают и взаимодействуют между собой. Широко известную сказку "По щучьему веленью" тоже можно использовать для экономического воспитания.
Известно, что русские сказки изобилуют волшебством, где Емеля-дурак или Иванушка-дурачок, не прикладывая усилий, могут однажды и на всю жизнь разбогатеть. Без сомнения, такое содержание не может не сказаться отрицательно на развитии менталитета ребенка. С другой стороны, эти сказки нельзя запретить читать или исключить из литературы. Наверное, нужно с детства приучать детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, тем самым определяя свою готовность к будущей профессиональной деятельности . Эти знания и опыт помогут школьникам понять экономические и социальные взаи моотношения в обществе.
Итак, к какому выводу можно прийти после знакомства со сказкой о всемогущей щуке? У каждого взрослого, не только у ребенка, затаится искренняя зависть к Емеле-дурачку, верно?
Обсуждение сказки может выглядеть примерно так:
- Ребята, кем бы вы хотели быть в будущем? (Получим ответы).
- А если бы у кого-то из вас появилась такая волшебная щука, вы продолжили бы учебу в школе, или, как Емеля, ездили бы на печи, да ели-пили сладко? (Кто-то с юмором ответит, что "да, хотел бы", но таких наверняка будет немного).
В итоге беседы можно прийти к выводу: на свете много разных профессий, но чтобы их освоить, нужно учиться. А чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, какие есть профессии. Сегодня хорошая учеба в школе - залог того, что в будущем они смогут квалифицированно выполнять именно ту работу, о которой мечтают сейчас.
Конечно, не стоит охаивать сказку, клеймить позором главного персонажа. Нужно лишь подчеркивать, что народная фантазия богата, и в русском фольклоре много других волшебных сказок. Но из ребят счастлив будет тот, кто научится хорошо работать в будущем. Осваивая окружающий мир, сталкиваясь с различными проблемами, необходимо научиться делать правильные выводы. Волшебная щука - это хорошо, но возможно ли сделать жизнь "чудесным местом", не прилагая к этому никаких усилий?
Тема 9. САМАЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ» СКАЗКА
Сказка о рыбаке и рыбке
Об известности произведения "Сказка о рыбаке и рыбке" стоит ли говорить? Поговорка "у разбитого корыта" стала притчей.
Наверное, мы не раз задумывались над тем, что содержание сказки - самое, что ни есть, экономическое. Тема: Слова "хочу" и "надо". Понятия: "потребность", "многообразие потребностей", "возможности" - очень хорошо выражены в образе жадной старухи. Еще одно понятие, которое следует усвоить: "неограниченность потребностей человека и сравнение с возможностями их удовлетворения". Сначала старуха просит самое необходимое - корыто. Затем ее аппетит возрастает до беспредела: она хочет быть "рыбкой золотой"! Она - хочет, а возможно ли это? Здесь речь идет о компромиссном выборе: старуха хочет получить все, но так не бывает. Нужно выбрать чуть меньше, чем имеет рыбка, чтоб иметь нужный выбор товаров и услуг. Но она не пошла на компромисс, а захотела полностью исчерпать "ресурс".
Итак, согласно экономической концепции, компромиссный выбор, как и любой другой выбор, в большинстве случаев не совершается по принципу "все" или "ничего". Вместо этого он оперирует небольшими изменениями: чуть-чуть больше одного вместо чуточку меньшего количества другого. Решения о небольших маргинальных изменениях принимаются чаще решений о значительных переменах, и обычно первые легче подвергаются всесторонней оценке, чем вторые. Потребители постоянно прикидывают: не лучше ли купить чуть больше одного ("продуктов") и чуть меньше другого ("одежды"), то есть обеспечить себе тот набор товаров и услуг, который обеспечит им наибольшее удовлетворение при данной покупательной способности. В данной сказке так называемая "покупательная способность" старухи явно низкая: жила она скромно, стирала белье в старом корыте, а старик "ловил неводом рыбу". Практически, надо было радоваться хотя бы новому корыту, а уж новая изба - тут бы старухе остановиться. Но не тут-то было...
В старших классах учащиеся узнают, что производители тоже должны принимать решения: выпускать ли им продукцию на одну единицу больше, либо нанять или уволить дополнительного рабочего в целях наилучшего использования своих ресурсов. К такой концепции детей надо готовить с детства. Если ты хочешь все, то в итоге ничего не получишь, или быстро кончится это "что-то": хотеть - это одно, а думать (моделировать) о последствиях твоих желаний, о возможностях - это другое.
Об этой сказке можно напомнить учащимся перед уроком темы 4 "Дерево решений": наши решения должны быть обдуманны, а не стихийны, как у Старухи в "Золотой рыбке". Давайте продумаем два или три пути поведения, проследим каждый из них, сделаем выводы - которые
В заключение надо прийти к выводу, что человек в своей жизни постоянно делает выбор между растущими потребностями и ограниченными возможностями. Необходимость выбора обусловлена ограниченными ресурсами, возможностями.
Разумеется, нельзя забывать о развивающей цели беседы как при обсуждении этой сказки, так и в других случаях. Здесь на первый план ярко выступают культура общения персонажей, необходимость уважительно го отношения друг к другу. В процессе общения необходимо способствовать формированию у детей умения аргументировать свои ответы,конструировать и правильно формулировать вопросы, излагать свои мысли, доказывать, убеждать, внимательно слушать других. Учить детей делать выводы - как поэтапные, так и в конце обсуждения. Очень ценно моделировать разные пути развития событий при разных стилях поведения персонажей.
Заключение
Оглянитесь вокруг: сколько взрослых не могут найти свое место в жизни, не могут потому, что не знают, с чего начать и что делать дальше, а ведь далеко не все из них бездельники . Значит очень важно уже в школе учить принимать самостоятельные решения, воспитывать уважение к своему и чужому труду, развивать умение ориентироваться в окружающем мире, основываясь на экономических знаниях, и готовиться к своей профессиональной деятельности. Именно эти задачи призвана решать наша работа.
Ценность ее заключается еще и в том, что обучение идет, во-первых, на основе жизненного опыта учащихся начальных классов, пусть и небольшого, во-вторых, первоначальные экономические знания предлагаются не в абстрактном виде, а вполне конкретно, образно. Важно и то, что весь учебный материал курса помогает детям осознать ценность образования для достижения жизненного и профессионального успеха, оценить себя как личность, способную самостоятельно, активно участвовать в жизни общества в современных социально-экономических условиях.
Литература
1. Вечер любимой сказки. / Сост. . - Алма-Ата: изд-во "ОНЭР", 1994 г.
2. Русские сказки. / Сост. . - М.: Детская литература, 1986 г.
3. Народные сказки. Т. 1. / Сост. . - М.: изд-во "Возрождение", 1982 г. •
4. Гуннар Шенхерр и др. Большая книга по экономике. - М.: изд-во Терра-Тегга, 19с.
5. Громов художественного творчества. - М.: Просвещение, 19с.
6. Черняк старых мастеров. - М.: Стройиздат, 19с.
7. Хозяйнов мастерство преподавателя. - М.: Высшая школа, 19с.
8. Алексеев в обучении предметам естественно-научного цикла. Методические рекомендации. - Л.: Ленуприздат, 19с.
9. Ивин правильно мыслить. - М.: Просвещение, 19с.
10. и др. Эстетическое обучение и воспитание детей. - М.: ИПКМО, 19с.
11. , , Орлов мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.-191 с.
12. Задорожнюк И. Инновационное предпринимательство (Реферат книги «Руководство по экономической психологии. Бостон. Лондон) / Школьный экономический журнал, 1996,№1.
13. Терюкова Т. Экономика в школе: мифы и реальность. / Школьный экономический журнал, 1998, №4.
14. Урванцева С. Системный подход к дидактике экономики в школе / Школьный экономический журнал, 1998, № 5.
15. Ермакова И., Протасевич Т. Начала экономики /Школьный экономический журнал, 1998, №2.
16. Камински Ханс. Цели и содержание экономического образования /Школьный экономический журнал, 1998, № 1.
17. Выготский психология. - М.: Педагогика, 19с.
18. , Голстин Э. Экономика для школьников. - М.: ЭКОНОВ, 1995.
-160с.
19. , Брю . Т. 1. - М.: Республика, 19с.
20. Цветкова и интеллект. - М.: Просвещение, 19с.
21. , Ротенберг . Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989.
22. Минчинская учения и умственного развития школьника. — М.: Педагогика, 1998.-218с.
23. Паламарчук учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987.-207 с.
24. Коротяев - процесс творческий. Изд. 2-ое. - М.: Просвещение, 19с.
25. , Ефимова ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
- 175 с.
26. Границкая думать и действовать. - М.: Просвещение, 19с.
Содержание
Введение
Дата: 2019-03-06, просмотров: 318.