Самостоятельное решение на карточках (Индивидуальная работа)
Бюджет семьи:
Доход 1500руб.90к.
Расход - 1000 руб.00к.
500 руб.90к. (Сбережения? )
«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.
Ситуация 4.
Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.
Вопросы к детям: Подумайте и скажите.
Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?
Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?
Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?( Когда – Экономишь)
Какое слово запишем в экономический словарь?( Сбережения.)
- Поросята рассказали Волку разные истории: раздать детям Экономические задачи, решить самостоятельно.
- Будьте внимательны.
Экономическая задача - по электроэнергии
Это было однажды Ниф-Ниф когда уходил на работу , забыл выключить свет.
Какой ущерб нанес семейному бюджету Ниф-Ниф, если за час использования электроэнергии поросята платили 3 рубля, а свет горел 8 часов?
Решение: ________________________________
Экономическая задача - о воде.
Как-то у поросят сломался кран, они его быстро починили. Но посчитали если:
При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 15 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)?
Решение: ______________________________________
- Молоды.
- А куда мы дальше отправляемся. Слушаем внимательно.
Бабушка девочку очень любила
Шапочку Красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А, ну-ка ребята вспомним его? ( Красная шапочка
В: Вы помните, что случилось с Красной шапочкой? ( Ответы детей)
В: А как же сказка закончилась? ( Ответы детей)
А давайте вы сочините сказку на новый лад используя такие слова: Труд, зарплата, стипендия, пенсия, семейный бюджет : расход, доход.
(Дети рассказывают свои сказки).
Продолжение сказки «Красная шапочка»
После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка : учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.
- А как вы думаете, почему они могут позволить ездить отдыхать на море?
В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».
В: Потребности — это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.
В: А вы , знаете , что есть потребности без которых нельзя прожить , их называют потребностями « Надо» т.е то что нужно каждому человеку,
В: Как вы думаете , какие это потребности – назовите? ( Ответы детей) Продукты питания, одежда. обувь, оплата электричество, покупка дров, оплата за вода
В: Есть потребности , без которых можно обойтись их называют потребностями
« Хочу» - Путешествия, покупка телефона, домашнего кино-тетра, бытовой техники для кухни. Без чего может прожить человек.
Заключительная игра:
Дидактическая игра: « Доход - расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне не отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз -доход
Потеряла кошелёк -расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
Из чего состоит семейный бюджет? ( Ответы детей) дохода и расхода.
- Поиграем в игру: «Дорого, дёшево» Я буду говорить вам Крылатые выражения, фразы.
ДОРОГО ДЁШЕВО
На вес золота
За бесценок
По божеской цене
Не подступиться
За даром
Цена кусается
Не по карману
По сходной цене
Подведение итогов: Ребята мы сегодня в экономический словарь записывали слова.
Деньги, расход, доход- семейный бюджет, потребность.
Угадайте, что в «Шкатулке» ( находятся шоколадные монеты)
Вопрос: Их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)
И на этом наше занятия закончилось, спасибо за внимания.
Сказка - источник мудрости - с древнейших времен применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Тема 1. Сказка как хрестоматийный материал для лучшего восприятия экономических концепций.
Традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености. Данной работой мы предлагаем привычных сказочных героев рассмотреть под другим углом зрения - с учетом их экономического поведения.
Известно, что при растущих потребностях люди постоянно сталкиваются с ограниченностью ресурсов. Найти дополнительные ресурсы, задействовать их в своих интересах сможет не каждый. Необходимо обладать предприимчивостью. Но это черта немногих, ее нужно развивать с детства, применяя нестандартные методы обучения и воспитания. Сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества. Так же, как и люди, они, добиваясь какого-либо блага, прибегают к различным действиям, уловкам, чтобы разбогатеть или просто выжить. Лисичка совершает серию многократных обменов, причем, неравноценных. Тетерев использует более современный вид «оружия» - информацию. Бременские музыканты создают целое производство с разделением труда - лишь бы выжить. Маленький Мук подает пример уникальной предприимчивости как, впрочем, и Кот в сапогах...
"Кот в сапогах", народная сказка. Здесь тоже альтернатива: или умереть с голоду, ничего не предпринимая, или найти выход из положения. Фраза "счастье у вас в руках" подсказывает, что многое зависит от самого человека. Даже если ты получил бедное наследство, то, если действовать с умом, можно разбогатеть. Предпринимательский ум Кота настолько изворотлив и сметлив, что даже огромные волшебные возможности великана он применяет с пользой для себя. Согласитесь, так бывает и в жизни. Тому можно привести много примеров.
Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ:
ОГРАНИЧЕННОСТЬ И ВЫБОР;
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ
Лиса - ночлежница
В процессе путешествия из одних гостей в другие лиса, переночевав, утром предъявляла счет хозяевам за якобы пропавшую ее собственность. В результате хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов:
Скалочка → гусочка → индюшечка → барашек
Обмен всегда был выгодным для лисы, т. к. она, зная, что хозяева, защищая свою добрую честь, готовы идти на неравноценную уплату за пропажу. В итоге, конечно, обман лисы раскрыт, и она была наказана.
Примеры в данной сказке показывают образцы неравноценного натурального обмена. Применительно к современной жизни здесь можно вывести мораль: нельзя принимать в свой дом, тем более на ночлег, незнакомых людей. Они могут украсть, или, как в данном случае, шантажировать. Другими словами, хозяева могут оказаться перед выбором: или пострадает их честь, или придется отдать то, что стоит гораздо дороже якобы пропащей вещи.
Так же сказку можно применить в теме: "Как мы принимаем решения (концепция: ограниченность и выбор, альтернативная стоимость)". Детям пока не называется "альтернативная стоимость", но они прекрасно понимают, что цена "пропавшей", например, скалочки, фактически не равна цене-альтернативе - гусочке. Но хозяева дорожат своей честью, и они готовы любой ценой ее спасти (альтернативная стоимость чести - любое, что потребует лиса взамен). Очень ценно, что в конце-концов плутовка-лиса (фактически это аферистка), разоблачена. Очень ценно, что в конце сказки ложь плутовки раскрыта, и лиса получила по заслугам.
Фактически, персонаж лиса символизирует образ аферистов, которых в наше время развелось очень много. Они приходят к нам в дом, влезают в душу, пользуясь доверием, - в образе лисы, либо волка ("в овечьей шкуре").
Тема 3. КАК МЫ ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЯ
Собака-охотник
Много работы и жизнь впроголодь вынуждают собаку уйти со двора своего хозяина в лес. Встреча с волком побуждает ее заняться совместной охотой. «Пожировав» за счет своего партнера, собака покидает волка и предлагает подвернувшемуся коту заманчивую перспективу: вместо "мелочной" охоты на мышей заниматься добычей крупных животных. Подражая волку, собака нападает на лошадь, но "полетела наземь со сломанными ребрами". Кот делает вывод, что уж лучше ловить мышей.
Мораль: 1) занимайся своим делом, "по Сеньке и шапка"; 2) прежде, чем принять какое-либо решение, надо все хорошо взвесить .В данном случае альтернативой непродуманного образа жизни для собаки является ее здоровье. Собака переоценила свои силы. Кот, в свою очередь, делает вывод: лучше по-прежнему охотиться на мышей, работать много и кропотливо, да зато наверняка, чем браться за дело не по себе для удовлетворения своих растущих потребностей. Или, другими словами, риск (цель) не оправдывает средства.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 348.