Понятие «ценность» является центральным в аксиологии.
Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.
Организационные ценности — все окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями организации.
Ценности организации могут подразделяться на те, которыми организация владеет (разделяемые), и те, на которые она ориентируется (декларируемые).
Особенность науки управления как самостоятельного направления во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания.
Нравственность, мораль как важнейшие регуляторы жизни организационной системы наряду с интеллектуальной властью пронизывают все механизмы управления.
Понятие ценности связано с понятием знания, но само по себе знание не может выступать в качестве регулирующего поведения. Оно не только должно воплотиться в цель, в программу деятельности, но и стать убеждением данного человека (социальной группы, социального института). Только тогда знание обретает новое качество — оно способно положительно регулировать общественную деятельность, в том числе управленческую.
На основе ценностей вырабатываются нормы и формы поведения в организации.
Стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей.
Современные работники не только рассчитывают на то, что будут материально преуспевать, но также предпочитают психологически комфортно себя чувствовать в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям.
Функциональная роль существования ценностей организации напрямую связана с самим фактом жизни человека в обществе. Без единой системы ценностей организации не могли бы устойчиво функционировать и достигать поставленных целей.
В основе формирования единой системы ценностей организации лежит ряд принципов
Модель взаимодействия принципов и функций системы ценностей организации
Принцип системности — предопределяет рассмотрение формируемой культуры как системы взаимосвязанных элементов, изменение (совершенствование) которой возможно только за счет изменения каждого элемента.
Принцип комплексности — заключается в рассмотрении культуры с учетом влияния психологических, социальных, организационных, экономических, правовых и других факторов.
Принцип националистичности — предусматривает при формировании культуры учет национальных особенностей, менталитета, обычаев региона, страны, в которой находится и действует организация.
Принцип историчности ~ обусловливает необходимость соответствия системы ценностей организации и практики межличностных отношений основополагающим современным человеческим ценностям, а также учет их динамики во времени.
Принцип научности — предполагает необходимость использования научно обоснованных методов при формировании культуры организации.
Принцип ценностной ориентации — принцип базовой ориентирующей роли системы ценностей для всей организации в целом.
Принцип сценарности — предусматривает представления всех рекомендаций, актов, определяющих и регулирующих отношения и действия персонала организации в виде сценария, который описывает содержание деятельности всех ее сотрудников, предписывает им определенный характер и стиль поведения.
Принцип эффективности — предполагает необходимость целенаправленного воздействия на элементы культуры организации и ее атрибуты с целью достижения наилучших социально-психологических условий деятельности персонала организации и повышения эффективности ее деятельности.
Необходимо добавить к приводимому списку важный принцип формирования и воспроизводства ценностей, именно в российской организации — принцип личной преданности.
В настоящее время основными ценностями принципа личной преданности являются следующие (рис. 2.7).
Исполнительская готовность — проявляется в том, что индивиды, включенные в иерархическую систему, готовы выполнить команду руководителя, как только она поступит. Поэтому во многих организациях обычным явлением является то, что работники принимают как должное нерегламентированный порядок рабочего дня.
В создании ресурса времени и состоит системное значение потребности в установке исполнительной готовности.
Способность выполнять директивы точно в срок — установка непосредственно связана с предыдущей и полностью вытекает из нее. Система взаимозависимости членов любого коллектива достаточно высока, поэтому точность выполнения распоряжений воспринимается как условие, влияющее и на существование системы, и на личное благосостояние отдельных индивидов.
Однако будучи одной из важнейших установок российской культуры данная установка чаще всего не подкреплена личной мотивацией и зачастую реализуется только под давлением авторитета руководителя.
Сама по себе эта установка как ценность является определяющим социальным фильтром — отбором руководителей и условием самовоспроизводства социальной системы.
Инициатива наказуема — это принцип так называемой бюрократической системы, а по сути любой иерархической организации.
Основные ценности принципа личной преданности
Данный принцип буквально требует отсутствия инициативы и высокой точности в деле, если индивид действует в жестком регламентном поле. «Что не разрешено, то запрещено» — основа этой ценности. В первую очередь это характерно для государственных организаций. Но так же свойственно и коммерческим.
Рассматриваемая ценность не исключает и того, что отсутствие инициативы также наказуемо.
Иди туда, не знаю куда — данный принцип предполагает инициативу. Но понимание инициативы в нашей стране несколько отлично от западного. Общая характеристика ментальности западного человека структурирована системой ценностей, в той или иной мере исходящих из комплекса протестантской этики. Отсюда следует, что инициатива западного человека представляет собой поступательное движение к разумно выбранной цели исходя из установленных правил.
Совсем иной характер инициатива носит в отечественной культуре. Собственно инициатива как ценность не приветствуется, принимается только ее положительный результат.
Особенность функционирования инициативы в российском обществе состоит в следующем — она импульсивна, порывиста, временна; ориентирована на преодоление барьеров или обход регламентации.
Не просить и не требовать — просьба или требование — это попытка нарушить устойчивое состояние системы, проявление несанкционированной инициативы. Хотя почти любая инициатива иерархической системы несанкционированна, но желание что-то получить для себя индивидуально — это уже нарушение устойчивости.
Выполненная личная просьба или надежда на ее выполнение создает принцип преданности между подчиненным и руководителем. В требовании же содержится другая опасность. Удовлетворенное требование подчиненного придает ему харизму и отнимает авторитет у руководителя.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 347.