Гендер (социальный пол) – это принятая в данном социокультурном поле модель поведения представителей разных полов. На основе этой модели формируется реальное поведение людей. В соответствии с ней проходит социализация детей. Реальные люди с помощью самых разных позитивных и негативных санкций загоняются в ее рамки. На ее основе формируются социальные ожидания и стереотипы, которые преследуют людей всю жизнь, заставляя их подстраиваться под гендерные модели.
Гендерные различия обусловили существование мужской и женской субкультур. Их особенности обусловлены рядом стереотипных убеждений, существующих в обществе. Например, для гендерных субкультур обычно характерны следующие исходные нормативные принципы:
· убеждение, что женщины наделены особой способностью воспитывать людей (им свойственны терпение и высокие моральные качества);
· привязанность к дому защищает женщин от пороков жестокого внешнего мира;
· ранимость женщин заставляет их быть склонными к компромиссам;
· хорошо развитая интуиция обеспечивает способность «вчувствоваться» в состояние другого. Именно поэтому женщина плодотворнее там, где объективные методы необходимо дополнить инстинктивным чувством;
· женщины стремятся к красоте и здоровью, что заставляет их внедряться в те сферы деятельности, которые связаны с обеспечением качества жизни (сфера услуг, здравоохранение, народное образование, досуг, торговля и др.).
Гендерные особенности трудового поведения зафиксированы в неписаной нормативной системе поведения мужчин и женщин. Нарушение этих норм приводит к тому, что конкретный мужчина или конкретная женщина, как правило, подвергаются осуждению, осмеянию носителями и своей, и других субкультур, или даже изгнанию из коллектива. Соблюдение этих норм поощряется одобрением группы.
В гендерных субкультурах предприятий бытует правило, по которому мужчины должны быть готовы к конкуренции; женщины чаще склонны к сотрудничеству. Мужчины могут проявлять нетерпение, женщины должны обладать безграничным терпением.
Мужчины должны быть критически настроенными, женщины должны всегда соглашаться и оказывать поддержку. Предполагается, что мужчины могут гневаться и не стесняться в выражениях; женщины никогда не должны сердиться, или, по крайней мере, не имеют права показывать этого.
Существует так называемая «специфически-мужская» лексика, употребление которой категорически недопустимо женщинами и в среде женщин.
Мужчины придают большое значение внешним показателям успеха - заработку, статусу, продвижению по службе, званиям, медалям и т.п.; женщины должны довольствоваться лишь осознанием хорошо сделанной работы. Мужчины более честолюбивы, энергичны, одержимы желанием преуспеть. Исследования социологов показывают, что в мужской субкультуре успехи оцениваются скорее по количеству, чем по качеству достижений.
Показательно, что иногда женщины на производстве оказываются носителями субкультуры мужского гендера. Стараясь добиться профессионального или должностного призрения, женщины нередко теряют свойственные им мягкость, демократичность поведения и обретают качества, необходимые для конкуренции в мужской среде.
Основная организационная культура предприятия формирует политику равных возможностей занятости и должностного продвижения мужчин и женщин. Однако субкультура руководящего персонала, состоящего из мужчин, может все же противодействовать продвижению женщин на руководящую работу.
Согласно нормам мужской субкультуры, женщинам может быть отказано в дружеской поддержке в процессе адаптации к новой работе. В крайних случаях в их адрес отпускаются уничижительные шутки- так, чтобы сотрудники могли их услышать. Нормы мужской субкультуры пронизывают все общество, потому женщина – руководитель остро критически воспринимается и самими женщинами: там, где на ошибку мужчины никто не обратит внимания, ошибка женщины вызывает экспрессивную реакцию.
Такого рода поведение носителей гендерной субкультуры ставит женщину – руководителя в сложное положение, так как она оказывается между двух огней: политикой основной организационной культуры и агрессивными действиями носителей субкультуры.
Хотя перечисленные стереотипы субкультур очень устойчивы, они начали разрушаться. Формируются новые субкультуры, которые постепенно адаптируют нормы основных организационных культур к современному рынку. Рыночные условия требуют на производстве не мужчину или женщину, а продуктивного работника. Исследования показывают, что по результативности трудовой потенциал среднестатистического мужчины и среднестатистической женщины принципиально не отличаются. Отличия наблюдаются в способах выполнения работы, мотивации, удовлетворенности условиями труда и т.п.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.