Водные пути, прежде всего реки в естественном состоянии, характеризуются наличием различных течений. Судоводители все течения делят на правильные и неправильные. Под правильным течением понимают такое, направление которого совпадает с направлением судового хода. Неправильные течения могут быть не только прямолинейными, но и вращательными и вращательно-поступательными (суводи, майданы, прижимные (навальные), свальные и сбойные течения). К ним можно причислить и сгонно-нагонные течения, встречающиеся преимущественно в устьях рек и вызываемые устойчивыми ветрами вдоль реки.
Любое из перечисленных течений, действуя на судно или состав, вызывает либо их смещение с заданной траектории движения, либо изменение направления их движения. Обычно наблюдаются как смещение, так и разворот.
Рассмотрим влияние течения на судно, движущееся прямолинейно с постоянной скоростью (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Схема воздействия течения на движущееся судно: 1 – 1 – линия курса судна; 2 – 2 – линия пути судна |
Предположим, что судно движется прямолинейно с постоянной скоростью относительно воды курсом 1 – 1 под углом к течению, имеющему скорость . Скорость судна относительно воды принято называть относительной, скорость течения относительно дна – переносной, а скорость судна относительно берега (дна) – абсолютной, или истинной. Согласно правилам сложения векторов . Это означает, что вектор абсолютной скорости равен геометрической сумме векторов относительной скорости судна и переносной скорости течения .
При постоянных значениях и направлениях скоростей и истинная скорость определится их соотношением:
, | (2.1) |
где – угол между ДП судна и направлением течения.
Угол между линией пути ДП и ОВ судна называется углом сноса.
Значение определяют по теореме синусов:
(2.2) |
где – разность углов и .
Анализируя приведенные зависимости, можно сделать следующие выводы:
– течение, направленное под углом к ДП судна, одновременно изменяет и скорость, и траекторию движения судна;
– значение истинной скорости движения судна зависит от суммы (разности) скоростей течения и судна;
– значение угла сноса зависит от направления течения относительно ДП судна, скорости течения и скорости судна (чем больше угол между направлением течения и ДП судна и меньше скорость судна, тем больше снос).
При управлении судном на течении необходимо выбирать оптимальный курс относительно направления течения и устанавливать соответствующий режим работы движителей.
При стремлении судоводителя компенсировать снос судна течением и для обеспечения прямолинейного движения необходима перекладка органов управления. Для случаев, показанных на рис. 2.2, понадобится перекладка рулевых органов на левый борт. При этом судно будет двигаться с углом сноса, навстречу течению.
Рис. 2.2. Схема действия на судно встречно-бокового (а) и попутно-бокового течений (б) |
Течение, как и ветер, оказывает значительное влияние на элементы циркуляции, смещая судно в направлении своего действия (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Циркуляция судна на течении |
Из рисунка видно, что длины отрезков смещения с течением времени непрерывно увеличиваются, так как снос судна по течению по мере выполнения циркуляции возрастает, а против течения уменьшается. Если элементы траектории циркуляции при отсутствии течения известны, то, зная скорость течения и время, за которое судно проходит те или иные ее участки, можно построить траекторию с учетом влияния течения. Пусть, например, известно, что от момента начала перекладки рулевых органов и входа судна в циркуляцию при отсутствии течения (см. рис. 2.3, б, точка 1) до положения (пунктир) судно проходит за время = 120 c.
Скорость течения = 0,6 м/с. При выполнении циркуляции против течения снос судна в направлении действия течения будет равен отрезку = c = = 72 м.
Очевидно, что при выполнении оборотов судов и составов на течении для сокращения необходимой акватории и времени выполнения маневра следует:
– при движении по течению оборот целесообразно выполнять со стрежня в тиховод, т. к. в процессе оборота течение в тиховоде сдерживает носовую часть судна, а быстрое стрежневое течение разворачивает кормовую часть судна;
– при движении против течения оборот целесообразно выполнять из тиховода на стрежень, при этом уже в начале маневра носовая часть судна (состава) эффективно разворачивается быстрым стрежневым течением.
Рис. 2.4. График для определения коэффициента |
При оценке инерционных характеристик судна влияние течения следует определять как чистый снос относительно берега (рис. 2.4), используя поправочный коэффициент
, | (2.3) |
здесь – путь торможения на течении;
– путь торможения на спокойной воде.
На основании натурных испытаний Н.Ф. Соларевым предложены следующие расчетные выражения для определения коэффициента:
– при движении по течению
; | (2.4) |
– при движении против течения
. | (2.5) |
Для практического использования может быть предложен график (см. рис. 2.4), построенный по зависимостям (2.4) и (2.5).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.