Проект теплохода (в балласте) | Использование ПУ | Направление ветра, град | ||||||||||
15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 150 | 165 | ||
1565 | Используется | 14 | 11 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 11 | 13 | 16 | 22 |
1565 | Не используется | 9 | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 7 | 7 | 8 | 10 | 15 |
1577 | Используется | 14 | 11 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | 10 | 12 | 15 | 21 |
1577 | Не используется | 9 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 7 | 10 | 14 |
Важное практическое значение для судоводителей имеет оценка возможности прямолинейного движения при воздействии ветра на малых скоростях (в том числе при использовании подруливающего устройства (ПУ) и работы движителей в режиме «враздрай»).
Уравнения прямолинейного движения в этом случае с учетом действующих на судно сил (рис. 1.15) запишутся в виде:
(1.15) |
Выражения для определения тяги и момента от работы ПУ в общем случае имеют вид:
(1.16) |
где – значение тяги ПУ в швартовном режиме;
– расстояние от оси канала ПУ до ЦМ судна (см. рис. 1.13);
, – значения коэффициентов отношения тяги и момента ПУ при заданной скорости движения к тяге и моменту на швартовном режиме.
Значения коэффициентов , можно приближенно определить по графической зависимости рис. 1.16.
Рис. 1.15. Схема сил и моментов, действующих на судно при прямолинейном движении с углом дрейфа |
Рис. 1.16. Эффективность носового подруливающего ПУ с круговой формой поперечного сечения канала |
Решение системы уравнений (1.13) в аналитическом виде возможно, если принять допущение о малости величины и считать, что полезный упор ДРК не зависит от ветрового воздействия. Тогда из первого уравнения системы (1.13), задаваясь скоростью движения судна и частотой вращения винта, работающего на передний ход, можно определить частоту вращения винта, работающего на задний ход:
(1.17) |
где – сопротивление воды движению судна при скорости ;
– диаметр винта;
– коэффициент упора заднего хода на швартовах.
Анализ зависимости (1.2), отражающей взаимосвязь параметров истинного и кажущегося ветра, показывает, что она не в полной мере отражает особенности влияния ветра при расчете элементов маневра оборота судна «на ветер» и «под ветер». Кроме того, в момент изменения угла воздействия ветрового потока с одного борта на другой в процессе криволинейного движения судна возникают затруднения при определении величины угла кажущегося ветра. Это связано с тем, что угол кажущегося ветра определяется из решения векторного треугольника (рис. 1.17). Устранить указанные недостатки можно, если представить угол кажущегося ветра в виде суммы углов , и .
Рис. 1.17. К определению параметров кажущегося ветра при маневрировании судна |
Тогда выражения для определения скорости и угла кажущегося ветра запишутся в виде:
(1.18) |
В выражениях (1.18) угол определяется как
. | (1.19) |
В формуле (1.19) для определения величины угла знак плюс соответствует выполнению маневра отворота «на ветер», а знак минус – «под ветер».
На рис. 1.18 приведены результаты расчета угла ветрового дрейфа и угла перекладки рулевых органов для теплохода типа «Волгонефть» при работе винтов на передний ход без ПУ и работе винтов «враздрай» с использованием ПУ.
Рис. 1.18. Зависимость угла ветрового дрейфа и угла перекладки рулевых органов т/х пр. 1577 (в балласте) от скорости кажущегося ветра ( =10 м/c) при скорости движения судна 2 м/c ––––– при работе винтов на передний ход без ПУ; -------- при работе винтов «враздрай» и использовании ПУ |
Анализ результатов расчетов показывает, что использование работы винтов в режиме «враздрай» и работе носового ПУ позволяют несколько снизить величину угла ветрового дрейфа, но при этом необходим несколько больший угол перекладки рулевых органов.
В табл. 1.2 приведены данные расчетов предельных значений ветра при которых возможна потеря управляемости речных и смешанного «река-море» плавания грузовых судов.
Таблица 1.2
Скорость ветра (м/с), при которой происходит потеря
Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.