Основные правила разработки боевых документов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый боевой документ должен иметь служебный заголовок, и подпись с указанием должности, воинского звания и фамилии лица, подписавшего документ; в заголовке текстового (письменного) боевого документа, кроме наименования документа указываются порядковый номер документа, место пункта управления, время и дата его составления (подписи), масштаб и год издания карты, по которой документ разработан.

Боевой документ, направляемый в воинские части (подразделения) или представляемый в вышестоящий штаб, кроме того, должен иметь: категорию срочности; наименование адресата (кроме боевого приказа); отметки о времени (часы, минуты, дата) отправки и получения документа адресатом.

Категория срочности и гриф секретности документа определяется исполнителем и окончательно устанавливается лицом, его подписывающим. В правом верхнем углу документа указывается категория срочности, ниже - гриф секретности, затем - номер экземпляра. На учебно-боевом документе делается отметка “По учению”.

Служебный заголовок боевого документа пишется от поля (без красной строки) в одну или несколько сплошных строк. В нём последовательно указываются: название документа; наименование части, в которой он разработан; его порядковый номер по журналу учёта боевых документов; место расположения пункта управления (штаба); масштаб и год издания карты, по которой он разработан. Если использовались морские карты, указываются их номера и года издания. Название боевого документа и пункта управления пишутся прописными буквами.

Адресат пишется прописными буквами над служебным заголовком. Если документ отправляется нескольким адресатам, пишется общий адрес, а ниже, после слова «только», указывается адресат, которому направляется данный экземпляр.

Издаваемые боевые документы нумеруются в возрастающем порядке отдельно по их видам.

Все документы по управлению воинскими частями и подразделениями, а также представляемые в вышестоящий штаб, должны иметь подлинные подписи соответствующих должностных лиц с указанием должности, звания и фамилии. В боевых документах, издаваемых за подписью начальника штаба от имени командира воинской части, задачи подразделениям излагаются после слов: «командир … приказал».

Каждый лист на боевых приказах и боевых распоряжениях, а также подписи командира и начальника штаба заверяются гербовой печатью с действительным наименованием воинской части.

По степени срочности боевые документы подразделяются на пять основных категорий: “Монолит”, “Воздух”, “Ракета”, “Самолёт” и “Обыкновенная”. Категорией срочности документов определяется их очерёдность передачи (доставки).

При передаче боевого приказа (распоряжения) устно текст его записывается в секретной рабочей тетради адресата, заверяется офицером штаба (связи), передающим приказ (распоряжение), и лицом, записавшим его. Отдельные листы с записями оформляются и учитываются как секретные. Время и дата получения документа проставляются немедленно самим адресатом или лицом, вскрывшим пакет. Отправитель регистрирует время и дату получения документа адресатом после подтверждения его получения.

Обращение с боевыми документами осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по защите государственных секретов. Образец составления боевого документа даётся в приложении 1.

При разработке боевого документа с карты необходимо придерживаться следующих правил:

— разграничительные линии указываются не менее чем тремя пунктами, один из которых должен быть на переднем крае: в обороне и в наступлении — из тыла в сторону противника, при отходе — от противника в направлении отхода. Линии указываются сначала справа, затем слева: в обороне — на предельную досягаемость своих огневых средств, в наступлении — на глубину боевой задачи; разграничительные линии в тыл указываются на глубину боевого порядка;

— направление наступления указывается несколькими пунктами на всю глубину боевой задачи;

— маршрут движения указывается названиями местных предметов или населенных пунктов: первый — на исходном рубеже (пункте), затем наиболее важные, через которые проходит маршрут, и последний — в районе сосредоточения или на рубеже перехода в атаку;

— для сокращений организационно-штатных формирований подразделений и частей используют только строчные буквы;

— населённые пункты и местные предметы, рубежи, районы сосредоточения (расположения) или действий своих подразделений указываются, начиная с правого фланга, а противника — с его левого фланга; рубежи указываются двумя, районы (опорные пункты) — тремя пунктами; названия населенных пунктов, рек и других местных предметов указываются в именительном падеже.

В батальоне (роте) разрабатываются обычно боевые графические документы на топографических картах, бумаге или кальке. Полученные и отданные боевые приказы и распоряжения записываются, как правило, в рабочих тетрадях или на обороте топографических карт.

Боевой графический документ - это боевой документ, отработанный графически на карте, бланковой карте, схеме или фотосхеме, используя тактические условные знаки и топографические условные обозначения элементов местности.

Боевые графические документы в зависимости от используемой топографической основы подразделяются на группы: карты, схемы, карточки.

В группу карт входят рабочие карты, карты обстановки, разведывательные карты и др. Карты обстановки и разведывательные карты – это обычные топографические или бланковые карты с нанесёнными или впечатанными данными о противнике. Бланковые карты – это копии обычных топографических карт, издаваемых в том же или увеличенном масштабе, чаще в одну «оливковую», а иногда и в две-три краски бледного тона. Их используют в штабах как бланки для нанесения или впечатывания в них необходимых данных обстановки.

К схемам относят графические документы, топографической основой которых является изображение местности, составленное обычно по карте или аэрофотоснимкам. При необходимости их уточняют и дополняют непосредственно на местности. По характеру разведывательных и других сведений различают следующие основные схемы: опорного пункта взвода (роты), расположения на месте, маршрута, участка реки, переправы и др.

Карточки – это простейшие чертежи небольших участков местности, выполненные в поле с одной – двух точек стояния без точного соблюдения масштаба. Содержание и степень подробности карточек определяется их назначением. Вариант оформления карточки огня представлен в приложении 2.

Боевые графические документы должны отвечать следующим требованиям, важнейшие из которых: своевременность, достоверность (современность), наглядность, полнота и точность нанесения обстановки.

Своевременность заключается в своевременном изготовлении боевого графического документа, согласно установленным требованиям и его передаче адресату в установленный им срок.

Достоверность заключается в том, что сведения о противнике и местности должны соответствовать их действительному положению и показу соответствующими условными обозначениями (непроверенные и предположительные сведения должны быть отмечены вопросительным знаком или оговорены на полях документа).

Наглядность заключается в ясном и четком отображении боевой обстановки, с выделением её главных элементов. Это достигается правильным применением и четким вычерчиванием тактических условных знаков; выделением положений войск, относящихся к разному времени; правильным расположением служебных и пояснительных надписей; правильным подъёмом топографической обстановки; выборе соотношения размеров условных знаков и различных обозначений.

Полнота нанесения обстановки определяется тем объёмом сведений, который необходим командиру для управления подчинёнными подразделениями в бою. Это означает, что на боевой графический документ должны наносится только данные обстановки и с такой детализацией, которая действительно необходима командиру для решения поставленных задач.

При работе с боевыми графическими документами необходимо соблюдать следующие правила:

- красным цветом наносятся положение, задачи и действия своих войск (кроме указанных в следующем пункте), а также разграничительные линии, тыловые границы, пункты управления, ядерные удары и границы зон поражения зенитных ракетных войск;

- черным цветом наносятся положение и действия ракетных войск и артиллерии, зенитных ракетных войск и зенитной артиллерии (кроме пунктов управления и границ зон поражения), соединений и частей инженерных и химических войск, войск связи, радиотехнических, железнодорожных, дорожных и трубопроводных войск, соединений и частей радиоэлектронной борьбы и радиоразведки, технического обеспечения, инженерно-аэродромных, топогеодезических, гидрометеорологических частей и подразделений военно-строительных организаций и частей, их пункты управления, удары своих войск ракетами в обычном снаряжении, огонь артиллерии, рубежи досягаемости ракет, все пояснительные надписи за свои войска;

- синим цветом наносятся положение и действия войск противника, а также все пояснительные надписи с применением условных знаков и сокращений, принятых в ВС РФ;

- зелёным цветом наносятся демонстративные, имитационные действия своих войск, мероприятия по дезинформации, а также ложные районы, рубежи, сооружения, объекты с обозначением буквой «Л»;

- жёлтым цветом показываются участки местности, заражённые отравляющими веществами;

- коричневым цветом - маршрут движения подразделения (в 2-3 мм от условного знака дороги с южной и восточной стороны), а также участки местности, заражённые бактериологическими средствами;

-условные знаки для обозначения положения, задач и действий войск, огневых средств, боевой и другой техники наносятся на карту (схему) в соответствии с действительным положением их на местности и ориентируются по направлению действий войск или ведения огня. При этом определяющей точкой условного знака является его «центральная точка»;

- пункты управления наносятся на карту так, чтобы вертикальная линия флагштока упиралась в точку его нахождения на местности, а фигура знака располагалась горизонтально в сторону, противоположную фронту своих войск (при действиях в западном или восточном направлениях). При действиях в южном или северном направлениях фигура знака своих войск располагается справа от вертикальной линии, а противника - слева;

- фактическое положение и действия войск, объектов наносятся сплошной линией; предполагаемые и планируемые действия, а также строящиеся, ремонтируемые объекты и сооружения обозначаются прерывистыми линиями (пунктирами); запасные, временные районы и позиции - прерывистой линией (пунктиром) с надписями соответственно "Зап." и "Вр." внутри знака или рядом с ним;

- наименования аэродромам присваиваются по названию ближайшего населенного пункта; число и типы самолетов на аэродромах пишутся рядом со значком;

- уничтожение цели, объекта обозначается зачеркиванием его двумя линиями (×), повреждение, подавление - одной (/); планируемое уничтожение, повреждение, подавление - штрихами. Цвет линий по цвету поражающей стороны;

- при нанесении разновременных положений войск (сил) их условные знаки дополняются пунктирами, штриховыми линиями или подтушевкой;

- время, к которому относится положение, указывается под наименованием объединения, соединения, части, подразделения внутри основного знака или рядом с ним.

12 мсп                 2 мсб .

1.00 6. 05         5.00 5. 05

На одну карту наносится, как правило, не более четырех положений;

- пояснительные надписи располагаются внутри, условного знака, рядом с ним (с противоположной фронту стороны), под знаком или на свободном месте, но с указательной линией;

- направление движения войск обозначается стрелкой с соответствующим условным знаком;

- при отсутствии установленных знаков или сокращений применяются произвольные, значения которых поясняются в условных обозначениях.

Источники сведений о противнике, время и дата их получения указываются черным цветом. Источник обозначается: наблюдение - Н; показания пленного - П; документы противника - ДП; войсковая разведка - ВР; наземная разведка - НзР; воздушная разведка - ВзР; космическая разведка - КсР; радиоразведка - РР, радиолокационная разведка - РЛР; радиотехническая разведка - РТР радиоэлектронная разведка – РЭР; гидроакустическая разведка - ГАР; оптико-электронная разведка - ОЭР, артиллерийская разведка - АР; артиллерийская инструментальная разведка - АИР; инженерная разведка – ИР; химическая разведка - ХР; радиационная и химическая разведка - РХР, биологическая (бактериологическая) разведка - БР (БкР); агентурная разведка - АгР; показания местных жителей - МЖ; донесение (информация) партизан - Пртз; донесение разведывательной группы специального назначения - РГСпН; воздушное фотографирование - ВзФ; наземное фотографирование - НзФ. При получении сведений из нескольких источников дают обозначения всех источников, перечисляя их через запятую, а время указывают по первому источнику. В тех случаях, когда наблюдение за объектом производится продолжительное время, на карту наносят моменты начала и конца наблюдения (через тире). Сведения, требующие подтверждения, отмечаются вопросительным знаком красного цвета.

При одноцветном исполнении графических документов все условные знаки и надписи наносятся черным цветом, знаки условных обозначений противника — двойной линией.

Графический документ, выполненный на прозрачной основе по карте, должен иметь не менее трех пунктов (для последующего совмещения), расположенных, как правило, по углам внутренней рамки листа карты или в пересечении координатной сетки, масштаб, номенклатуру и год издания карты, по которой он изготовлен, а выполненный в произвольном масштабе и не имеющий координатной сетки — стрелку для обозначения направления север — юг.

Подготовка карт к работе

Подбор карт

Подбор карт надо проводить с учетом полного и надежного размещения необходимого графического материала, крайние элементы обстановки должны быть примерно на одинаковом расстоянии от краев по западу и востоку.

По северу и югу необходимо учитывать возможную кривизну в карте-склейке (вследствие особенности проекции), которая будет устранена в ходе обрезки, а также необходимой площади для размещения служебных заголовков, подписей утверждающих лиц и других данных.

С юга резервируется место для подписей руководящего состава, масштаба карты, условных обозначений и др.

Правильный подбор необходимого количества листов - гарантия надежной и уверенной работы на карте-склейке.

Оценка карты

Оценка карты заключается в изучении каждого

 листа карты-склейки, где уточняются:

- масштаб и год съемки или обновления;

- год и вид издания (бланковые, основные, полетные и т.п.);

- система координат, поправка направления и тип проекции;

- характеристика элементов содержания (высота основного сечения, крутизна скатов, заложение горизонталей и т.д.);

- наличие впечатанной обстановки по результатам воздушного фотографирования и другим данным.

Склейка карт

При склеивании большого количества листов карт делается схема расположения на основе знаний о системе разграфки листов топографических карт различных масштабов.

Предварительная обрезка делается острым ножом (ланцетом) или лезвием по западным (левым) и северным (верхним) полям карты, не срезая самой карты на расстоянии 1 см от внешней рамки листа карты. Эти действия выполняются для того, чтобы склейка имела аккуратный вид и склеиваемые участки не топорщились. Далее, в соответствии со схемой, соприкасающиеся листы обрезаются по восточной (правой) и южной (нижней) рамкам, точно по внутренней рамке листа. У правого нижнего листа карты в склейке обрезка не производится. Во избежание разрывов бумаги обрезку рекомендуется производить на гладкой, твердой поверхности (стекло, пластик, линолеум и т.п.), не пользуйтесь картоном - лезвие быстро тупится. При обрезании рука должна полностью опираться на стол; нож (лезвие) в процессе резания следует держать под острым углом, в наклонном по направлению линии обреза положении.

Склеивание листов по рядам или колоннам делается сначала в том направлении, где склейка получится короче. Для быстроты и надежности работы пользуются прижимной планкой. Каждый верхний лист колонны накладывают на нижний и смазывают склеиваемые края обоих листов тонким ровным слоем клея. Затем, перевернув верхний лист, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы линий координатной сетки и контуров. Полосу склейки осторожно разглаживают чистой тряпкой, удаляя пузырьки воздуха.

Окончательная обрезка карт

Готовую склейку необходимо обрезать до нужного размера. Большинство исполнителей делают эту работу в коридорах, залах и т.п., ползая на коленках по полу в поисках крайних точек, которые затем соединяют линиями с помощью длинной рейки. Это не лучшая и не совсем чистая работа.

Для быстрой и качественной подготовки карты-склейки к работе необходимо иметь большой, широкий стол, с ровной и гладкой поверхностью, высотой 100-110 см, имеющий определенные удобства при длительной работе исполнителя в наклонном положении.

И вот карта-склейка на столе. Работу начнем с определения середины, если склейка из четного количества колонн, середина проходит по склейке; если нечетное количество - середина проходит по центральной части и проходит по центральному меридиану.

В зависимости от срочности обрезка карт может быть "грубой" или "точной".

В первом случае, когда время ограничено, задача срочная, условия чаще всего полевые, делается "грубая" обрезка.

Порядок работы:

- находим середину склейки;

- выбираем две точки (А и Б) на внутренней рамке карт, которые расположены на одинаковом расстоянии от середины (углы листов, выходы меридианов, километровая сетка и т.п.);

- соединяем точки линейкой, проводим карандашом линию, наращиваем линию в обе стороны, до краев склейки;

- по линии делаем обрезку;

- откладываем по серединной линии расстояние, равное высоте карты;

- перегибаем склейку и соединяем точки А и Б;

- совмещаем точки по серединной линии, разглаживаем верхнюю часть склейки;

- по верхнему обрезу проводим линию влево и вправо от середины, затем обрезаем;

- не меняя положения склейки, перегибаем её 2-3 раза, слегка прижимаем картонной заготовкой (21×30 см, по которой в дальнейшем удобно складывать карты), совмещаем с верхними углами склейки и обрезаем строго по перпендикуляру с правой и левой стороны.

При "точной" обрезке необходимо иметь лист стандартного картона (100×180 см), где работа проводится, в целом, в том же порядке:

- на верхней линии, от середины откладываем отрезки равные 1/2 ширины, в крайних точках размещаем лист картона;

- опираясь на верхнюю линию, проводим боковые линии слева и справа;

- по центру откладываем высоту карты, с помощью перпендикулярных линий находим нужный размер, соединяем все углы линиями;

- делаем обрезку карты.

Карта-склейка готова к работе.

Складывание карт

Складывание карты производится с целью обеспечения удобства работы с ней, особенно в полевых условиях, и лучшей сохранности.

В зависимости от предназначения карты складывание можно сделать в начале или в конце работы. Если карта не демонстрационная, то её желательно сразу сложить, чем облегчаем себе работу на карте в дальнейшем. Как правило, при срочной обрезке нужно также быстро сложить карту, в этом случае обрезаем только восточную сторону, расправляем карту и с помощью стандартной картонки (21×30 см) складываем вдоль - через 21 см, затем поперёк - 30 см, с таким расчетом, чтобы вся склейка сложилась в равные части, а затем подгибаем остаток карты.

Складывая по стандарту, мы должны иметь определенный запас в ширине. Не надо оставлять хвостов, которые надо куда-то прятать и которые мешают в работе. Как правило, всегда можно сложить без остатка, сделав предварительный расчет: 30 см ± 1-2 см.

При складывании вдоль обращайте внимание на швы, как правило, они пропитаны клеем, имеют заусеницы, при разглаживании есть риск порезать пальцы или ладонь руки. Чтобы этого не произошло, приложите картонку 2-3 раза от верхнего края склейки и посмотрите, где произойдет пересечение с ближайшим швом. Если шов совпадает с краем картонки, начинайте работу, предварительно согнув на 1/2 ширины картонки, а далее - в полную ширину.

 

Подъём элементов карты

Командиры подразделений поднимают на своих картах лишь важные для них объекты местности. Для подъёма карты применяют карандаши следующих цветов: зелёный - для древесной и кустарниковой растительности; синий – для гидрографии и болот; светло-коричневый - для рельефа; оранжевый (жёлтый) - для дорог; чёрный – для остальных объектов и подписей.

Населённые пункты поднимают, обводя чёрным карандашом их внешний контур и подчёркивая их названия (красным цветом находящиеся в своём расположении, синим – в расположении противника). В крупных населённых пунктах, если требуется по задаче, обводят чёрным карандашом отдельные кварталы и выдающиеся строения.

Леса, сады и кустарники обводят по их контуру зелёным карандашом. Обсадки у дорог поднимают, прочерчивая зелёную линию по условному знаку.

Озёра и реки выделяют, обводя их береговые линии синим карандашом, а реки, изображаемые одной линией, - утолщая их условный знак. Болота покрывают вторичной синей штриховкой – параллельно нижней стороне рамки карты.

Дороги, выделяющиеся своей окраской, поднимать обычно не требуется. Исключением являются бланковые карты, на которых дороги затушёвываются оранжевым или жёлтым цветом в зависимости от их технического совершенства: оранжевым цветом – дороги с покрытием; жёлтым цветом улучшенные грунтовые дороги. Мосты и гати поднимают, увеличивая их условный знак в 2 раза.

Ориентиры, изображаемые внемасштабными условными знаками, обводят черными кружками диаметром 0,5-1 см.

Рельеф обычно поднимают, оттеняя (утолщая) светло-коричневым карандашом одну или несколько характерных горизонталей. Вершины командных высот заштриховывают, подписи отметок высот и горизонталей укрупняют.

Чтобы удобнее было пользоваться координатной сеткой, полезно поднять оцифровку километровых линий на рабочей части карты, переписав её с соответствующих сторон рамки.

Оформление карт

После выполнения работ на карте, она может быть обклеена багетом (бумажной лентой), а на лицевой стороне наклеен титульный лист со служебными надписями. Титульный лист, образец которого представлен в приложении 3, наклеивается на обратной стороне в верхнем правом углу карты, где находится надпись «СЕКРЕТНО», как показано на рисунке 1.

 

Рис. 1. Карта-склейка

 

Запрещено наклеивать титульный лист в других местах сложенной карты. Наклейка титульного листа не всегда получается аккуратной, при этом получаются морщины и пузыри, в этом случае рекомендуется лист покрыть клеем по краям и диагоналям, слегка прижать к основе, а затем склейку поднять и плашмя, с силой ударить о стол, в результате удара клей плотно соединяется с бумагой. Выходы клея по краям убираем чистой тряпочкой. Если склейка по весу легкая, то нужно положить её под пресс 2-3 журналов близкого формата.

 

3. Основные требования к оформлению

Дата: 2019-03-05, просмотров: 416.