Военный институт (топографический)
Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского
КАФЕДРА ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Гаврилов А.В., Андреев В.А.
Рекомендации
по оформлению и ведению боевых
Документов
Учебно-методическое пособие
Утверждено Начальником Топографической службы
Вооруженных Сил Российской Федерации
Санкт-Петербург
Г .
Гаврилов А.В., Андреев В.А., Шмотов В.В. Рекомендации по оформлению и ведению боевых документов. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: ВИ(т)ВКА имени А. Ф. Можайского.
Данное учебно-методическое пособие подготовлено с целью оказать помощь курсантам и офицерам института в оформлении боевых документов по дисциплинам “Тактика”, “Топогеодезическое обеспечение войск”, “Управление подразделениями в мирное время”, “Управление производством”, “Военная топография”, а также поможет приобрести определённые навыки работы, необходимые в будущей деятельности офицера.
Пособие опирается на Боевые уставы Сухопутных войск и Наставление по службе оперативных штабов, соединений и частей Сухопутных войск и раскрывает основные способы работы по оформлению боевых графических и текстовых документов.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ
Все документы, относящиеся к организации, подготовке и ведению боя, в зависимости от назначения и содержания подразделяются на следующие виды:
- документы по управлению войсками (оформленные решения, предварительные боевые распоряжения, боевые распоряжения, распоряжения по техническому обеспечению, тылу и другим видам обеспечения, планы, рабочие карты);
- отчётно-информационные документы (боевые донесения, донесения, сводки, отчёты, журналы боевых действий, отчётные карты, схемы, информации и сообщения);
- справочные документы (различные тактические расчёты, ведомости, схемы, таблицы, справки, описания и другие документы)
Боевые документы по форме исполнения могут быть текстовыми (письменными), графическими или табличными. Они изготовляются вручную или с помощью технических средств и оформляются на бумаге, кальке, топографических, специальных картах (планах, схемах), фотоснимках, фотограммах, а также фиксируются на промежуточных носителях (магнитных и лазерных дисках, магнитных лентах и др.).
При разработке боевых документов необходимо соблюдать следующие требования:
- разрабатывать только документы, необходимые для практического применения при боевом управлении подразделениями и частями;
- по содержанию они должны быть лаконичными, наглядными, соответствовать требованиям системы автоматизированной обработки, обеспечивать возможность быстрого размножения и доведения (передачи) до исполнителей, отображаемая на них обстановка и все элементы решения должны наноситься четко, без излишней раскраски и детализации, не забивая топографической основы карты.
Подготовка карт к работе
Подбор карт
Подбор карт надо проводить с учетом полного и надежного размещения необходимого графического материала, крайние элементы обстановки должны быть примерно на одинаковом расстоянии от краев по западу и востоку.
По северу и югу необходимо учитывать возможную кривизну в карте-склейке (вследствие особенности проекции), которая будет устранена в ходе обрезки, а также необходимой площади для размещения служебных заголовков, подписей утверждающих лиц и других данных.
С юга резервируется место для подписей руководящего состава, масштаба карты, условных обозначений и др.
Правильный подбор необходимого количества листов - гарантия надежной и уверенной работы на карте-склейке.
Оценка карты
Оценка карты заключается в изучении каждого
листа карты-склейки, где уточняются:
- масштаб и год съемки или обновления;
- год и вид издания (бланковые, основные, полетные и т.п.);
- система координат, поправка направления и тип проекции;
- характеристика элементов содержания (высота основного сечения, крутизна скатов, заложение горизонталей и т.д.);
- наличие впечатанной обстановки по результатам воздушного фотографирования и другим данным.
Склейка карт
При склеивании большого количества листов карт делается схема расположения на основе знаний о системе разграфки листов топографических карт различных масштабов.
Предварительная обрезка делается острым ножом (ланцетом) или лезвием по западным (левым) и северным (верхним) полям карты, не срезая самой карты на расстоянии 1 см от внешней рамки листа карты. Эти действия выполняются для того, чтобы склейка имела аккуратный вид и склеиваемые участки не топорщились. Далее, в соответствии со схемой, соприкасающиеся листы обрезаются по восточной (правой) и южной (нижней) рамкам, точно по внутренней рамке листа. У правого нижнего листа карты в склейке обрезка не производится. Во избежание разрывов бумаги обрезку рекомендуется производить на гладкой, твердой поверхности (стекло, пластик, линолеум и т.п.), не пользуйтесь картоном - лезвие быстро тупится. При обрезании рука должна полностью опираться на стол; нож (лезвие) в процессе резания следует держать под острым углом, в наклонном по направлению линии обреза положении.
Склеивание листов по рядам или колоннам делается сначала в том направлении, где склейка получится короче. Для быстроты и надежности работы пользуются прижимной планкой. Каждый верхний лист колонны накладывают на нижний и смазывают склеиваемые края обоих листов тонким ровным слоем клея. Затем, перевернув верхний лист, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы линий координатной сетки и контуров. Полосу склейки осторожно разглаживают чистой тряпкой, удаляя пузырьки воздуха.
Окончательная обрезка карт
Готовую склейку необходимо обрезать до нужного размера. Большинство исполнителей делают эту работу в коридорах, залах и т.п., ползая на коленках по полу в поисках крайних точек, которые затем соединяют линиями с помощью длинной рейки. Это не лучшая и не совсем чистая работа.
Для быстрой и качественной подготовки карты-склейки к работе необходимо иметь большой, широкий стол, с ровной и гладкой поверхностью, высотой 100-110 см, имеющий определенные удобства при длительной работе исполнителя в наклонном положении.
И вот карта-склейка на столе. Работу начнем с определения середины, если склейка из четного количества колонн, середина проходит по склейке; если нечетное количество - середина проходит по центральной части и проходит по центральному меридиану.
В зависимости от срочности обрезка карт может быть "грубой" или "точной".
В первом случае, когда время ограничено, задача срочная, условия чаще всего полевые, делается "грубая" обрезка.
Порядок работы:
- находим середину склейки;
- выбираем две точки (А и Б) на внутренней рамке карт, которые расположены на одинаковом расстоянии от середины (углы листов, выходы меридианов, километровая сетка и т.п.);
- соединяем точки линейкой, проводим карандашом линию, наращиваем линию в обе стороны, до краев склейки;
- по линии делаем обрезку;
- откладываем по серединной линии расстояние, равное высоте карты;
- перегибаем склейку и соединяем точки А и Б;
- совмещаем точки по серединной линии, разглаживаем верхнюю часть склейки;
- по верхнему обрезу проводим линию влево и вправо от середины, затем обрезаем;
- не меняя положения склейки, перегибаем её 2-3 раза, слегка прижимаем картонной заготовкой (21×30 см, по которой в дальнейшем удобно складывать карты), совмещаем с верхними углами склейки и обрезаем строго по перпендикуляру с правой и левой стороны.
При "точной" обрезке необходимо иметь лист стандартного картона (100×180 см), где работа проводится, в целом, в том же порядке:
- на верхней линии, от середины откладываем отрезки равные 1/2 ширины, в крайних точках размещаем лист картона;
- опираясь на верхнюю линию, проводим боковые линии слева и справа;
- по центру откладываем высоту карты, с помощью перпендикулярных линий находим нужный размер, соединяем все углы линиями;
- делаем обрезку карты.
Карта-склейка готова к работе.
Складывание карт
Складывание карты производится с целью обеспечения удобства работы с ней, особенно в полевых условиях, и лучшей сохранности.
В зависимости от предназначения карты складывание можно сделать в начале или в конце работы. Если карта не демонстрационная, то её желательно сразу сложить, чем облегчаем себе работу на карте в дальнейшем. Как правило, при срочной обрезке нужно также быстро сложить карту, в этом случае обрезаем только восточную сторону, расправляем карту и с помощью стандартной картонки (21×30 см) складываем вдоль - через 21 см, затем поперёк - 30 см, с таким расчетом, чтобы вся склейка сложилась в равные части, а затем подгибаем остаток карты.
Складывая по стандарту, мы должны иметь определенный запас в ширине. Не надо оставлять хвостов, которые надо куда-то прятать и которые мешают в работе. Как правило, всегда можно сложить без остатка, сделав предварительный расчет: 30 см ± 1-2 см.
При складывании вдоль обращайте внимание на швы, как правило, они пропитаны клеем, имеют заусеницы, при разглаживании есть риск порезать пальцы или ладонь руки. Чтобы этого не произошло, приложите картонку 2-3 раза от верхнего края склейки и посмотрите, где произойдет пересечение с ближайшим швом. Если шов совпадает с краем картонки, начинайте работу, предварительно согнув на 1/2 ширины картонки, а далее - в полную ширину.
Подъём элементов карты
Командиры подразделений поднимают на своих картах лишь важные для них объекты местности. Для подъёма карты применяют карандаши следующих цветов: зелёный - для древесной и кустарниковой растительности; синий – для гидрографии и болот; светло-коричневый - для рельефа; оранжевый (жёлтый) - для дорог; чёрный – для остальных объектов и подписей.
Населённые пункты поднимают, обводя чёрным карандашом их внешний контур и подчёркивая их названия (красным цветом находящиеся в своём расположении, синим – в расположении противника). В крупных населённых пунктах, если требуется по задаче, обводят чёрным карандашом отдельные кварталы и выдающиеся строения.
Леса, сады и кустарники обводят по их контуру зелёным карандашом. Обсадки у дорог поднимают, прочерчивая зелёную линию по условному знаку.
Озёра и реки выделяют, обводя их береговые линии синим карандашом, а реки, изображаемые одной линией, - утолщая их условный знак. Болота покрывают вторичной синей штриховкой – параллельно нижней стороне рамки карты.
Дороги, выделяющиеся своей окраской, поднимать обычно не требуется. Исключением являются бланковые карты, на которых дороги затушёвываются оранжевым или жёлтым цветом в зависимости от их технического совершенства: оранжевым цветом – дороги с покрытием; жёлтым цветом улучшенные грунтовые дороги. Мосты и гати поднимают, увеличивая их условный знак в 2 раза.
Ориентиры, изображаемые внемасштабными условными знаками, обводят черными кружками диаметром 0,5-1 см.
Рельеф обычно поднимают, оттеняя (утолщая) светло-коричневым карандашом одну или несколько характерных горизонталей. Вершины командных высот заштриховывают, подписи отметок высот и горизонталей укрупняют.
Чтобы удобнее было пользоваться координатной сеткой, полезно поднять оцифровку километровых линий на рабочей части карты, переписав её с соответствующих сторон рамки.
Оформление карт
После выполнения работ на карте, она может быть обклеена багетом (бумажной лентой), а на лицевой стороне наклеен титульный лист со служебными надписями. Титульный лист, образец которого представлен в приложении 3, наклеивается на обратной стороне в верхнем правом углу карты, где находится надпись «СЕКРЕТНО», как показано на рисунке 1.
Рис. 1. Карта-склейка
Запрещено наклеивать титульный лист в других местах сложенной карты. Наклейка титульного листа не всегда получается аккуратной, при этом получаются морщины и пузыри, в этом случае рекомендуется лист покрыть клеем по краям и диагоналям, слегка прижать к основе, а затем склейку поднять и плашмя, с силой ударить о стол, в результате удара клей плотно соединяется с бумагой. Выходы клея по краям убираем чистой тряпочкой. Если склейка по весу легкая, то нужно положить её под пресс 2-3 журналов близкого формата.
3. Основные требования к оформлению
ПРИЛОЖЕНИЯ
Общевойсковые части и
Подразделения
мсд, мсбр,
мсп, мсб
тп, тб, тр
вдд
пдп, пдб, пдр
рр
втад, втап, втаэ
вп, вэ
тбвп, тбвэ,
Зрп, зрдн, зрбатр, зрв
зрабатр
Ф (СФ, БФ, ЧФ, ТФ)
Фл
ВМБ
ддк, брдк
дмп, брмп, рмп
ап, адн
садн
минбатр,
птв
иср, исв
понр
рхз
врхр, орхр
всо
рс, вс, ос
кр
бмо
автр, автв, авто
ремр
хозв, хозо
воб, всн
ото
Приложение 1
“Ракета”
Секретно
Экз. единств.
“По учению”
КОМАНДИРУ 3 ТБ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ БОЕВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ 1 ТП
№04
КП – ДОРОХОВО (8767) Карта 1:100 000. изд. 1991 г.
16:20 21.10.02.
Противник перешёл государственную границу и к 16:00 вклинился в оборону полка на глубину до 1 км. Его передовые подразделения остановлены на рубеже: опушка леса (8767-6), иск. ХОДЦЫ (7675-4) – до двух тр.
1. В интересах полка 1/2 адн сосредоточенным огнём наносит поражение противнику в районе: (иск.) МОРОЗОВСК (6573), высота 202.5 (6472-3), МТФ (6574-5); 2/2 ап готовит НЗО на рубеже: перекрёсток дорог (0.5 км сев.-зап. АЛАБИНО), карьер (6270-7).
2. 3 тб контратаковать противника с рубежа №1 в направлении западной опушки леса (7072-6), высота 190.3 (5676-9), с задачей нанести ему максимальные потери и во взаимодействии с 1 тб восстановить оборону. На рубеж контратаки выдвинуться по маршруту: МТФ (8786-1), высота 221.8 (6765-7). Поддержку осуществляет адн полка.
3. На рубеж контратаки выйти в 17:00 21.10.02 г.
Командир 1 тп
майор А.Казак
Начальник штаба полка
майор О.Ромакин
Приложение 2
КАРТОЧКА ОГНЯ ТАНКА (вариант)
|
Приложение 3
Военный институт (топографический) Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского Инв. № _____________________ К А Р Т А _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ Масштаб: _________________________________________ Номенклатуры: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ На ______ листах Исполнил: курсант_______________________ Чертил: _____________________________ Обрезки карт уничтожены установленным порядком. "____"_____________ 2005 г. С-Петербург – 20__г. |
Образец оформления титульного листа карты-склейки
Приложение 4
Военный институт (топографический)
Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского
Дата: 2019-03-05, просмотров: 575.