Двухфакторная модель Ф. Герцберга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационное поведение

2.3. Мотивация и результативность организации

1. Понятия: потребности, мотивы, мотивация. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, теория мотивации К.Альдерфера, теория Х-У Д.МакГрегор, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания; целевая теория мотивации, модификация поведения.

2. Система мотивации персонала в организации. Формы мотивации персонала: материальная, нематериальная; положительная, отрицательная; внешняя, внутренняя; общекорпоративная, групповая, индивидуальная; самомотивация.

1.Понятия: потребности, мотивы, мотивация. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, теория мотивации К.Альдерфера, теория Х-У Д.МакГрегор, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания; целевая теория мотивации, модификация поведения.

 

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил,

которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы и

придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных

целей.

Рассмотрим основные понятия, которые будут использованы в

дальнейшем.

Потребности – это то, что возникает в сознании человека, является

достаточно общим для разных людей, но в то же время имеет определенное

индивидуальное проявление у каждого человека; наконец, это то, от чего

человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она

требует своего удовлетворения. Потребности могут возникать как осознанно,

так и неосознанно. При это не все потребности осознаются и осознанно

устраняются. Если потребность устранена, то это не значит, что она

устранена навсегда – большинство потребностей периодически возникают

вновь, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного

проявления, а также степень влияния на человека.

Мотив – это внутренний побудитель к определенным действиям.

Мотив имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и

внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других

мотивов. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на

свои мотивы, приглушая их действия или даже устраняя их.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их

совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном

отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека,

поэтому мотивационная структура человек может рассматривался как основа

осуществления им определенных действий.

теория мотивации А.Маслоу

Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы XX столетия, Абрахам

Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, и

полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий в

виде строгой иерархической структуры. Сначала требуют удовлетворения и,

следовательно, влияют на поведение человека потребности низших уровней,

и только после начинают действовать потребности более высоких уровней.

Проведенные исследования не позволяют утверждать, что потребности

человека действительно могут быть ранжированы строго иерархически.

Модель ERG К. Альдерфера

В попытке преодолеть недостатки рассмотренных выше моделей (и в

первую очередь модели Маслоу) Клейтон Альдерфер предложил

модифицированную трехуровневую иерархию потребностей. Ученый

высказал предположение, что изначально работники заинтересованы в

удовлетворении потребностей существования (Е, existence needs),

объединяющих физиологические факторы и факторы безопасности (оплата

труда, физические условия труда, гарантии сохранения рабочего места,

дополнительные блага). Следующая категория

потребностей – потребности во взаимоотношениях (R, relatedness needs), т.е.

потребности быть понятым и воспринятым руководителями, подчиненными

и коллегами, а также другими людьми. И наконец, третью группу

потребностей составляют потребности роста (G, grouth needs), включающие в

себя стремление к самоуважению и самоактуализации.

Как и в теории Маслоу, теория ERG указывает на то, что нереализованные

потребности доминируют над остальными и по мере их удовлетворения на их

место приходят другие. Однако в отличие от теории Маслоу, теория ERG

утверждает:

- чем меньше удовлетворена потребность во взаимоотношениях, тем

выше потребность к сущестсвованию;

- чем меньше удовлетворена потребность в росте, тем выше

потребность во взаимоотношениях.

Иными словами, если у человека нет возможности удовлетворить

потребности высшего порядка, то он возвращается к предшествующим

уровням.

Теории «X» и «Y» Макгрегора

Дуглас Макгрегор, ученый, известный работами в области лидерства, назвал предпосылки авторитарного руководителя по отношению к работникам теорией «X». Согласно теории «X»:

§ люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

§ у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

§ больше всего люди хотят защищенности;

§ чтобы заставить работников трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Основываясь на таких исходных предположениях, автократ обычно максимально централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений, стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать. Иерархическое деление в таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа концентрируется на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных и использует наиболее автократичный стиль управления.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений авторитарного руководителя. Макгрегор назвал их теорией «Y»:

§ труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, работники не просто примут на себя ответственность, но будут стремиться к ней;

§ если работники приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

§ приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

§ способность к творческому решению проблем есть у многих, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Система мотивации персонала в организации. Формы мотивации персонала: материальная, нематериальная; положительная, отрицательная; внешняя, внутренняя; общекорпоративная, групповая, индивидуальная; самомотивация.

Формы мотивации персонала

 К ним относятся: Заработная плата. Система льгот внутри предприятия: премирование, доплаты за стаж, оплата проезда до работы и обратно, страхование здоровья и так далее. Моральное поощрение подчиненных. Повышение квалификационного уровня рабочих и продвижение по служебной лестнице. Развитие доверительных взаимоотношений между коллегами, устранение психологических и административных барьеров.

Виды мотивации персонала

 Материальная. Предусматривает вознаграждение в денежном эквиваленте, в качестве услуг и материальных объектов. Она применима в отношении одного работника или группы, ко всей организации крайне редко, потому что считается малоэффективным методом.

 Нематериальная. Работник получает эмоциональные выгоды, это устранение комплексов, душевное равновесие, признание собственных достоинств и др. Она применима к одному работнику, и всему коллективу, так как помогает формировать отношение каждого индивида к организации.

Положительная мотивация характеризуется применением положительных стимулов. Отрицательная мотивация основана на отрицательных стимулах.

Внешняя. Благоприятное или неодобрительное воздействие на персонал, которое ведет к желаемому результату. В качестве награды предполагается, благо или наказание.

Внутренняя. Предполагает самостоятельное развитие мотивации у работника. Осуществление определенных задач приносит им моральное удовлетворение. Но при этом персонал может оставаться в поиске выгоды.

общекорпоративная мотивация - это система мотивации на уровне компании (или на уровне больших структурных подразделений - филиалов, представительств)

Групповая мотивация - это мотивация ограниченной группы (отдела, департамента, сектора, рабочей группы по конкретному проекту и т.п.)

Индивидуальная мотивация - это мотивация конкретного сотрудника

Организационное поведение

2.3. Мотивация и результативность организации

1. Понятия: потребности, мотивы, мотивация. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, теория мотивации К.Альдерфера, теория Х-У Д.МакГрегор, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания; целевая теория мотивации, модификация поведения.

2. Система мотивации персонала в организации. Формы мотивации персонала: материальная, нематериальная; положительная, отрицательная; внешняя, внутренняя; общекорпоративная, групповая, индивидуальная; самомотивация.

1.Понятия: потребности, мотивы, мотивация. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, теория мотивации К.Альдерфера, теория Х-У Д.МакГрегор, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания; целевая теория мотивации, модификация поведения.

 

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил,

которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы и

придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных

целей.

Рассмотрим основные понятия, которые будут использованы в

дальнейшем.

Потребности – это то, что возникает в сознании человека, является

достаточно общим для разных людей, но в то же время имеет определенное

индивидуальное проявление у каждого человека; наконец, это то, от чего

человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она

требует своего удовлетворения. Потребности могут возникать как осознанно,

так и неосознанно. При это не все потребности осознаются и осознанно

устраняются. Если потребность устранена, то это не значит, что она

устранена навсегда – большинство потребностей периодически возникают

вновь, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного

проявления, а также степень влияния на человека.

Мотив – это внутренний побудитель к определенным действиям.

Мотив имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и

внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других

мотивов. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на

свои мотивы, приглушая их действия или даже устраняя их.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их

совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном

отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека,

поэтому мотивационная структура человек может рассматривался как основа

осуществления им определенных действий.

теория мотивации А.Маслоу

Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы XX столетия, Абрахам

Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, и

полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий в

виде строгой иерархической структуры. Сначала требуют удовлетворения и,

следовательно, влияют на поведение человека потребности низших уровней,

и только после начинают действовать потребности более высоких уровней.

Проведенные исследования не позволяют утверждать, что потребности

человека действительно могут быть ранжированы строго иерархически.

Модель ERG К. Альдерфера

В попытке преодолеть недостатки рассмотренных выше моделей (и в

первую очередь модели Маслоу) Клейтон Альдерфер предложил

модифицированную трехуровневую иерархию потребностей. Ученый

высказал предположение, что изначально работники заинтересованы в

удовлетворении потребностей существования (Е, existence needs),

объединяющих физиологические факторы и факторы безопасности (оплата

труда, физические условия труда, гарантии сохранения рабочего места,

дополнительные блага). Следующая категория

потребностей – потребности во взаимоотношениях (R, relatedness needs), т.е.

потребности быть понятым и воспринятым руководителями, подчиненными

и коллегами, а также другими людьми. И наконец, третью группу

потребностей составляют потребности роста (G, grouth needs), включающие в

себя стремление к самоуважению и самоактуализации.

Как и в теории Маслоу, теория ERG указывает на то, что нереализованные

потребности доминируют над остальными и по мере их удовлетворения на их

место приходят другие. Однако в отличие от теории Маслоу, теория ERG

утверждает:

- чем меньше удовлетворена потребность во взаимоотношениях, тем

выше потребность к сущестсвованию;

- чем меньше удовлетворена потребность в росте, тем выше

потребность во взаимоотношениях.

Иными словами, если у человека нет возможности удовлетворить

потребности высшего порядка, то он возвращается к предшествующим

уровням.

Теории «X» и «Y» Макгрегора

Дуглас Макгрегор, ученый, известный работами в области лидерства, назвал предпосылки авторитарного руководителя по отношению к работникам теорией «X». Согласно теории «X»:

§ люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

§ у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

§ больше всего люди хотят защищенности;

§ чтобы заставить работников трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Основываясь на таких исходных предположениях, автократ обычно максимально централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений, стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать. Иерархическое деление в таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа концентрируется на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных и использует наиболее автократичный стиль управления.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений авторитарного руководителя. Макгрегор назвал их теорией «Y»:

§ труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, работники не просто примут на себя ответственность, но будут стремиться к ней;

§ если работники приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

§ приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

§ способность к творческому решению проблем есть у многих, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Двухфакторная модель Ф. Герцберга

Во второй половине 50-х годов ХХ столетия Фредерик Герцберг с

сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на

потребностях. Согласно выводам Ф. Герцберга, существуют две группы

факторов, по-разному влияющих на сотрудников: гигиенические

(поддерживающие) и мотивирующие.

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой

осуществляется работа, а мотивирующие-с самим характером и сущностью

работы. При отсутствии или недостаточной степени наличия гигиенических

факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако если

они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не

могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого, отсутствие

или неадекватность мотивирующих факторов не приводит к

неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает

удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности

деятельности.

Модель Герцберга, как и модель Маслоу, носит ограниченный характер,

поскольку базируется в основном на исследованиях труда менеджеров и

специалистов-"белых воротничков".

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.