Матричный метод решения систем линейных уравнений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если матрица А системы линейных уравнений невырожденная, т.е. det A ≠ 0, то матрица А имеет обратную, и решение системы совпадает с вектором C = A1B. Иначе говоря, данная система имеет единственное решение. Отыскание решения системы по формуле X=C, C=A1B называют матричным способом решения системы, или решением по методу обратной матрицы.

Пример 2.15. Решить матричным способом систему уравнений

x1 - x2 + x3 = 6,

2x1 + x2 + x3 = 3,

x1 + x2 +2x3 = 5.

Решение. Обозначим

Тогда данная система уравнений запишется матричным уравнением AX=B. Поскольку ,

то матрица A невырожденная и поэтому имеет обратную:

.

Для получения решения X мы должны умножить вектор-столбец B слева на матрицу A: X = A-1B. В данном случае

и, следовательно,

.

Выполняя действия над матрицами, получим:

x1 = 1/5(1×6+3×3-2×5) = 1/5 (6+9-10) = 1,

x2 = 1/5 (-3×6 +1×3 - 1×5) = 1/5 (- 18 + 3 + 5) = -2,

x3 = 1/5 (1×6 - 2×3 + 3×5) = 1/5 (6 -6 + 15) = 3.

Ответ: (1, -2, 3)

Метод Гаусса (последовательного исключения неизвестных)
Сначала систематизируем знания о системах линейных уравнений. Система линейных уравнений может:

1) Иметь единственное решение.
2) Иметь бесконечно много решений.
3) Не иметь решений (быть несовместной).

Метод Гаусса – наиболее мощный и универсальный инструмент для нахождения решения любой системы линейных уравнений.

Рассмотрим простейшую систему уравнений

и решим ее методом Гаусса.

На первом этапе нужно записать расширенную матрицу системы:
.

Справка: Матрица системы – это матрица, составленная только из коэффициентов при неизвестных, в данном примере матрица системы : .

Расширенная матрица системы – это та же матрица системы плюс столбец свободных членов, в данном случае: .

Любую из матриц можно для краткости называть просто матрицей.

После того, как расширенная матрица системы записана, с ней необходимо выполнить некоторые действия, которые также называются элементарными преобразованиями.

Существуют следующие элементарные преобразования:

1) Строки матрицы можно переставлять местами. Например, в рассматриваемой матрице можно безболезненно переставить первую и вторую строки:

2) Если в матрице есть (или появились) пропорциональные (как частный случай – одинаковые) строки, то следует удалить из матрицы все эти строки кроме одной. Рассмотрим, например матрицу .

В данной матрице последние три строки пропорциональны, поэтому достаточно оставить только одну из них: .

3) Если в матрице в ходе преобразований появилась нулевая строка, то ее также следует удалить.

4) Строку матрицы можно умножить (разделить) на любое число, отличное от нуля. Рассмотрим, например, матрицу .

Здесь целесообразно первую строку разделить на –3, а вторую строку – умножить на 2: .

Данное действие очень полезно, поскольку упрощает дальнейшие преобразования матрицы.

5) К строке матрицы можно прибавить другую строку, умноженную на число, отличное от нуля. Рассмотрим нашу матрицу из практического примера: .

Умножаем первую строку на -2:   ,

и ко второй строке прибавляем первую строку, умноженную на –2:

.

Теперь первую строку можно разделить «обратно» на –2:

    .

Строка, которую ПРИБАВЛЯЛИ – не изменилась. Всегда меняется строка, К КОТОРОЙ ПРИБАВЛЯЮТ.

На практике так подробно, конечно, не расписывают, а пишут короче:

Еще раз: ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –2. Умножают строку обычно устно или на черновике, при этом мысленный ход расчётов примерно такой:

«Переписываю матрицу и переписываю первую строку: »

«Сначала первый столбец. Внизу мне нужно получить ноль. Поэтому единицу вверху умножаю на –2: , и ко второй строке прибавляю первую: 2 + (–2) = 0. Записываю результат во вторую строку: »

«Теперь второй столбец. Вверху –1 умножаю на –2: . Ко второй строке прибавляю первую: 1 + 2 = 3. Записываю результат во вторую строку: »

«И третий столбец. Вверху –5 умножаю на –2: . Ко второй строке прибавляю первую: –7 + 10 = 3. Записываю результат во вторую строку: »


Вернемся к нашей системе . Она уже почти решена.

Запишем расширенную матрицу системы и с помощью элементарных преобразований приведем ее к ступенчатому виду:

(1) Ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –2. Кстати, почему первую строку умножаем именно на –2? Для того чтобы внизу получить ноль, а значит, избавиться от одной переменной во второй строке.

(2) Делим вторую строку на 3.

Цель элементарных преобразований привести матрицу к ступенчатому виду: . В оформлении задания прямо так и отчеркивают простым карандашом «лестницу», а также обводят кружочками числа, которые располагаются на «ступеньках». Сам термин «ступенчатый вид» не вполне теоретический, в научной и учебной литературе он часто называется трапециевидный вид или треугольный вид.

В результате элементарных преобразований получена эквивалентная исходной система уравнений:

Теперь систему нужно «раскрутить» в обратном направлении – снизу вверх, этот процесс называется обратным ходом метода Гаусса.

В нижнем уравнении у нас уже готовый результат: .

Рассмотрим первое уравнение системы и подставим в него уже известное значение «игрек»:

Ответ:

Рассмотрим наиболее распространенную ситуацию, когда методом Гаусса требуется решить систему трёх линейных уравнений с тремя неизвестными.

Пример

Решить методом Гаусса систему уравнений:

Запишем расширенную матрицу системы:

Результат, к которому мы придём в ходе решения:

В третьем уравнении у нас уже готовый результат:

Смотрим на второе уравнение: . Значение «зет» уже известно, таким образом:

И, наконец, первое уравнение: . «Игрек» и «зет» известны, дело за малым:


Ответ:

 

ТЕМА: ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИМАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

Определение. Вероятностью события А называется отношение числа исходов m, благоприятствующих наступлению данного события А, к числу всех исходов (несовместимых, единственно возможных и равновозможных), т.е.

Это равенство называют обычно классическим определением вероятности.

     Если в задаче говорится, что выбор производится наугад, наудачу, случайным образом, то это означает, что его элементарные исходы равновозможны.

ПРИМЕР. Из цифр от 1 до 9 включительно наугад выбирается одна. Найти вероятность того, что выбранное число будет простым.

Решение:

1. Опыт состоит в выборе одной цифры.

2. Пространство элементарных исходов:

3. Исходы опыта равновозможны, т.к. выбор производится наугад.

4. Количество всех исходов  n = 9.

5. Событие А – «выбранное число простое».

6. Число исходов, благоприятствующих наступлению события А: m = 4.

7. Найдем вероятность события

Ответ: вероятность того, выбранное число будет простым равна 4/9 (0,444).

 

 











Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.