Особенности языкового стиля реферата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

Предметом дальнейшего рассмотрения является…

Остановимся прежде на анализе последней.

Эта деятельность может быть определена как…

С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

При этом … должно (может) рассматриваться как …

Рассматриваемая форма…

Ясно, что…

Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

Логика рассуждения приводит к следующему…

Как хорошо известно…

Следует отметить…

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …


Группы глаголов, употребляемые при реферировании.

1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем). Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.

2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что. Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...

3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:

(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).

4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:

Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.

5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.

6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему. Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.

7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...

8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:

– передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.

– передающие негативное отношение автора:
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

 





Рекомендации по организации подготовительного этапа и написания доклада

Доклад – это определенная форма самостоятельной работы, в которой в краткой и лаконичной форме должна отражаться суть определенных учебных тем. Объем доклада должен составлять не больше 5-ти страниц.

В начале написания доклада необходимо отобрать только тот учебный материал, который смог бы отразить наиболее важные моменты темы. Необходимо включить в структуру доклада только наиболее конкретные и четко демонстрирующие ситуации примеры.

Важным этапом написания доклада является составление плана работы.

Пример плана работы над докладом:

1. Выбор источника информации.

2. Сбор необходимой информации.

3. Выбор ключевых моментов из собранного материала.

4. Объединение частей доклада в единый текст.

5. Выводы по теме доклада.

6. Оформление доклада.

7. Выступление с докладом.

Подготовка доклада требует от учащегося большой самостоятельности и серьёзной интеллектуальной работы, которая принесёт наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

− изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, даёт сам преподаватель;

− анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных учёных и научных положений;

− общение и логическое построение материала доклада, например, в форме развёрнутого плана;

− написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Структура доклада имеет общераспространенный вид: вступление (введение), основная часть, заключительная часть.

Во вступительной части доклада указывается тема, сообщаются основная цель и поставленные задачи, определяется актуальность вопроса, цитируются высказывания научных деятелей в сведущей области. Дается краткое обозрение используемых источников, с помощью которых была раскрыта тема.
Далее материал излагают согласно всем пунктам и подпунктам плана. Все фактические данные, расчеты и умозаключения сопровождаются подтверждением данных на чертежах, диаграммах, таблицах. По окончании каждого пункта подводят краткий итог работы.

Изложение материала основной части должно проходить связно и последовательно, с привидением доказательств, обоснованием решений. Все должно проходить без лишних отступлений и размышлений.

В заключительной части делаются выводы, подводятся итоги на основании промежуточных результатов. Подчеркивается значимость проанализированной проблемы, акцентируется внимание на потенциальных недостатках, и, по возможности, указываются пути их исключения.

Рекомендации по оформления текста доклада аналогичны рекомендациям по оформлению текста реферата (раздел 2.5 и его подразделы).

Особенности языкового стиля написания доклада аналогичны языковому стилю написания реферата (раздел 2.6).

 

 


4 Рекомендации по содержанию и оформлению мультимедиа презентации

Мультимедиа презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему выступлении по теме реферата или доклада. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Общие требования к презентации:

  • презентация не должна быть меньше 10 слайдов;
  • 1 слайд – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; группа и специальность.
  • 2 слайд – цели и задачи;
  • 2 слайд – план-содержание;
  •  последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

 

Таблица 1 – Требования к содержанию и оформлению элементов презентации

 

Элемент оформления Рекомендации по оформлению

Оформление слайдов

Стиль Соблюдать единого стиля оформления.
Фон Фон должен соответствовать теме презентации.
Использование цвета Слайд не должен содержать более трех цветов. Фон и текст должны быть оформлены контрастными цветами.
  Анимационные эффекты При оформлении слайда использовать возможности анимации. Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания слайдов.

Представление информации

  Содержание информации Слайд должен содержать минимум информации. Информация должна быть изложена профессиональным языком. Содержание текста должно точно отражать этапы выполненной работы. Текст должен быть расположен на слайде так, чтобы его удобно было читать. В содержании текста должны быть ответы на проблемные вопросы. Текст должен соответствовать теме презентации.
  Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре. Надпись должна располагаться под картинкой.
  Шрифты Для заголовка – не менее 24. Для информации не менее – 18. Лучше использовать один тип шрифта. Важную информацию лучше выделять жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием. На слайде не должно быть много текста, оформленного прописными буквами.
Выделения информации На слайде не должно быть много выделенного текста (заголовки, важная информация)
  Объем информации Слайд не должен содержать большого количества информации. Лучше ключевые пункты располагать по одному на слайде.
    Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с таблицами, с текстом, с диаграммами

 





Критерии оценки

Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.